Введение
Банковский бизнес развивается в результате внедрения новых технологий, а также поиска новых инструментов, при помощи которых банковские услуги станут не только более привлекательными, но и эффективными. К числу подобных инструментов относится и система банковских карточек, благодаря наличию которой представляется возможным получение оптимального соотношения «затраты/результаты» в процессе работы с розничными клиентами.
Прямым итогом процесса развития мирохозяйственных связей является интегрирование экономик различных стран, а также развитие различных платежных систем, в т.ч. и представляющих активно используемые в современной экономике безналичные формы расчетов. Пластиковая карта и представляет собой один из таких инструментов. Основная часть государств с высоким уровнем экономики уже давно внедрила этот инструмент в сферу услуг и торговли.
Если провести сравнительный анализ между банковскими депозитами и пластиковыми карточками с точки зрения механизма привлечения денежных средств от граждан, то первые будут более эффективными, поскольку процентная ставка по депозитам гораздо выше. Однако карточки продолжают оставаться интересными населению, поскольку выгода от их использования несколько иная: удобство, возможность получения кредита в автоматическом режиме, отсрочка погашения задолженностей и т.п.
Стоит отметить, что банки также получают определенные преимущества при увеличении процентной доли расчетов, осуществляемых банковскими карточками, в т.ч.: получение новых частных и корпоративных клиентов; рост объема оборотных средств; снижения накладных трат.
Вполне очевидными представляются и преимущества, которые получат компании, осуществляющие торговую и сервисную деятельность: снижение расходов, связанных с инкассацией, транспортировкой и «обналичиванием» денег; снижение стоимости товаров, продающихся в валюте, дополнительная реклама компании, а также упрощение отношений с покупателями.
Государство также заинтересовано в том, чтобы увеличивать долю платежей, осуществляемых по банковским карточкам, ведь это поможет снизить огромные расходы, связанные с инкассацией денежных средств и их эмиссией.
Объектом исследования в работе является рынок пластиковых карт.
Предмет исследования – это механизм развития рынка пластиковых карт.
Цель работы заключается в анализе международного опыта развития банковских операций с пластиковыми картами и на его основе разработка предложений по эффективности работы с пластиковыми картами.
В соответствии с поставленной целью основные задачи, направленные на ее реализацию, состоят в следующем:
· изучить теоретические основы функционирования рынка пластиковых карт;
· исследовать историю создания банковских пластиковых карт;
· проанализировать развитие международного и российского опыта использования пластиковых карт;
· выявить проблемы применения банковских карт в России;
· разработать мероприятия по совершенствованию деятельности АО «Связной Банк» в области карточных программ.
Теоретико-методологическую основу работы составляют нормативно-законодательные документы, труды российских и зарубежных ученых и специалистов (Абрамова М.А., Белоглазова Г.Н., Боровкова В.А., Герасимова Е.Б., Грачева М.П., Звонова Е.А., Кирьянов М. А.).
Информационную базу исследования составили статистические данные Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, информационные данные, содержащиеся в периодической печати и публикациях отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике.
Методы исследования, используемые в работе, включали в себя системно-аналитический метод, правовой метод, сравнительный метод.
Глава 1 Правовое регулирование системы безналичных расчетов банковскими картами
Понятие и виды банковских карт
В литературе существует огромное количество определений банковской карты[1].
Пластиковая карта – это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, разных по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, а также по техническим возможностям и организациям, их выпускающим[2].
Банковская карта выступает одной из разновидностей пластиковых карт. Пластиковые карты характеризуются тем, что заключают в себе определенный объем информации и имеют многоцелевое назначение (пропуск в учреждение, оплата телефонных переговоров, услуг транспорта, покупка товаров и услуг, получение наличных денег и т.д.).
Существует много оснований для классификации карт.
1. По материалу, из которого они изготовлены:
- бумажные (картонные);
- пластиковые;
- металлические.
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя (владельца) карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные карточки. Ламинирование является довольно простой, дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.
В отличии от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонали- зации карты перед выдачей ее клиенту.
2. По способу записи информации на карту:
- графическая запись;
- эмбоссирование;
- штрих-кодирование;
- кодировка на магнитной полосе;
- чип;
- лазерная запись (оптические карты).
Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
Штрих-кодирование. Запись информации на карточку с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получило.
Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Но по прошествии 15-20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. Тогда специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip,- кристалл с интегральной схемой) и или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарткартами[3].
Несмотря на очевидные преимущества, чиповые карточки до сих пор имели ограниченное применение. Причина простая - такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, было принято решение о постепенном переходе на чиповые карты.
3. По общему назначению:
- идентификационные;
- информационные;
- для финансовых операций (расчетов).
В принципе, это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:
1) является пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);
2) на той же карте может быть записана в кодированном виде «история болезни» или какая-либо другая важная информация о держателе карточки (информационная функция);
3) помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция)[4].
Системы с использованием многофункциональных карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что тенденция объединения многих функций в одной пластиковой карточке являются весьма перспективной, поскольку такая многофункциональная карта удобная и для эмитента, и для ее держателя.
4. По эмитентам:
- банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;
- частные карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.
Может показаться, что компании с целью увеличения объема и разнообразия операций со своими картами должны стремится сделать их более универсальными, объединяясь в эмиссии с другими компаниями, а еще лучше с банками. Это справедливо лишь отчасти. Значительная часть карточек выпускается и будет выпускаться компаниями самостоятельно.
5. Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:
- автономный «электронный кошелек»;
- «Электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента;
- «ключ к счету» - средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.
Подавляющее большинство банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки «Visa», «Еurocard/MasterCard», «Аmerican Express», российские «Юнион кард» и «СТБ Карт».
Следует отметить, что карты с магнитной полосой очень редко используются в качестве «кошелька», так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. Обычно в качестве «электронных кошельков» применяются карты с чипом.
С этой точки зрения выражение «пластиковые деньги» не совсем корректно по отношению к большинству магнитных карточек, используемых клиентами.
6. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами):
- обычная карточка;
- серебряная карточка;
- золотая карточка;
- электронная карточка.
Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Это «С1assic Visa» и «Маss (Standart) Еurocard/MasterCard».
Серебряная карточка называется бизнес-картой (Вusiness Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов[5].
Кроме того, в системах Виза и Европей есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: «Еlectron Visa», «Сirrus/Maestro». Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.
7. Карты корпоративные и личные. Иногда еще выделяют «зарплатные» карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются ее сотрудники в качестве частных лиц.
Внешне эта классификация напоминает принятую в международных системах, но в действительности в ее основе положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень часто в России стандартная карточка выдается в качестве корпоративной, и, наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные лица, считавшие, что им по статусу «положена серебреная карточка».
Современные платежные системы позволят банку значительно расширять сферу своих услуг, охватывая все большие объемы бездоходных для него наличных операций, переводя их в безналичные - доходные.