Оглавление
Общая характеристика дисциплины.. 3
Формы самостоятельной работы по дисциплине. 5
Вопросы для самоконтроля. 7
Эссе по модулю 1 «Личностно-профессионально саморазвитие» 15
Практические задания по модулю 1 «Субъектные качества как ресурсы личностно-профессионального развития». 18
Эссе по модулю 2. 41
Задание по модулю 2 «Виды вопросов». 43
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Психология управления личностными ресурсами» предназначен для магистрантов различных направлений подготовки. Он направлен на познание, использование и развитие студентами собственных личностных ресурсов в процессе управления своей учебно-профессиональной деятельностью, управления собственным образованием, управления своей жизнью, управления своим профессиональным развитием, управления карьерой. управления коллективом. Учебный курс предполагает интеграцию научного знания о личностно-профессиональном развитии, образовательных и карьерных траекториях, личностных основах эффективного общения и группового взаимодействия с опытом студентов, их целями, потребностями и интересами.
Содержание курса и используемые образовательные технологии ориентированы на следующие результаты:
· повышение личностной и профессиональной рефлексии студентов, способствующей осознанию и развитию представлений о собственных целях, ценностях, возможностях, перспективах;
· активизацию личностного и профессионального самоопределения студентов (анализ социальных и профессиональных требований, собственных потребностей и способностей, постановка целей, выбор средств реализации);
· усиление ориентации на жизненные цели, профессиональные достижения, саморазвитие и самореализацию в образовании и профессиональной деятельности;
· развитие коммуникативных, лидерских способностей и умений работать в команде;
· развитие умений саморегуляции и самоуправления личностно-профессиональным развитием.
Учебная дисциплина «Психология управления личностными ресурсами» включает два содержательно обособленных модуля «Современное образование и профессиональное развитие» и «Психология делового общения и управление коллективом», каждый из которых состоит из двух разделов.
Модуль 1: «Современное образование и профессиональное развитие»
Раздел 1. Личностные ресурсы профессионального развития. Тенденции развития общества и цели профессионального образования. Образ компетентного специалиста. Единство личностного и профессионального развития специалиста. Этапы, факторы, кризисы и противоречия профессионального становления. Факторы, механизмы и внутренние ресурсы личностно-профессионального саморазвития. Жизненные цели, образование и профессиональная самореализация. Личностные факторы профессионального и жизненного успеха.
Раздел 2. Образование как средство личностно-профессионального развития. Характеристики и тенденции развития высшего образования. Возможности системы образования для личностно-профессионального развития. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности. Роль мотивации и саморегуляции обучающихся в эффективности образования. Проектные, интерактивные, информационные, контекстные, личностно-развивающие образовательные технологии. Образование 1.0, 2.0. и 3.0. Единство образования, самообразования и саморазвития. Развитие когнитивных способностей, образовательной компетентности, креативности и др. качеств. Способы самопознания, самоопределения, саморазвития, проектирования профессионального будущего и планирования карьеры.
Модуль 2: «Психология делового общения и управление коллективом»
Раздел 3. Психология межличностных отношений и делового общения. Специфика межличностных отношений. Общение: цели, средства и содержание. Виды и стили общения. Структура общения. Затрудненное общение, типы коммуникативных барьеров. Вербальная и невербальная коммуникация. Средства и методы психологического воздействия в процессе общения. Технологии эффективной коммуникации. Виды делового общения. Принципы эффективного делового общения в трудовом коллективе. Личностные основы построения партнерских, доверительных, толерантных взаимоотношений.
Раздел 4. Управление трудовым коллективом: организация и принятие решений. Малая группа, коллектив, команда. Социально-психологические характеристики сложившегося трудового коллектива. Психологические явления в трудовом коллективе: групповое мнение, настроение, традиции, нормы и потребности. Групповая сплоченность и генезис группы. Феноменология решения групповой задачи. Управление групповым процессом: лидерство и руководство. Процесс группового функционирования: межличностные отношения и социально-психологический климат. Групповые состояния и групповые эффекты. Создание эффективной профессиональной команды.