Методика «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова)




Цель: диагностика обобщенной локализации контроля личности.

Инструкция: вам будут предложены высказывания людей о жизни. С каждым из высказываний можно согласиться или не согласиться: если вы думаете примерно так же, поставьте рядом с номером высказывания знак «плюс» (+). Если же вы думаете об этом иначе, то поставьте рядом с номером высказывания знак «минус» (–).

Текст опросника

1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.

2. Большинство разводов происходит от того, что оба супруги недостаточно старались приспособиться друг к другу.

3. Ошибочно думать, что болезнь – это дело случая и, если уж суждено заболеть, то ничего с этим поделать нельзя.

4. Одинокими становятся именно те люди, которые не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.

6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7. Внешние обстоятельства (например, родители и благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения между супругами.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.

9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности (например, от настроения педагога), чем от меня самого.

10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.

11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть результат долгой целенаправленной деятельности.

12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение, они все равно не смогут.

13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.

14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.

15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

16. В случае конфликта я чаще чувствую в нем свою вину, а не виню противоположную сторону.

17. Жизнь большинства людей в основном зависит от стечения обстоятельств.

18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.

20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

21. В конечном счете за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.

22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей часто оказываются бесполезными.

25. Практически все, что со мной случается, – это дело моих рук.

26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.

29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.

30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.

31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы решатся сами собой.

32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

37. В общении с людьми часто возникают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.

40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.

Обработка результатов

1. Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио. Номера всех совпавших с ключом вопросов, независимо от (+) или
(–), обвести кружком.

2. Подсчитать баллы по всем нижеперечисленным шкалам,считая только номера вопросов, обведенных кружком (т.е. совпавших с ключом Ио).

Ключи:

Ио интернальность общая:

+: 2, 3, 4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.

–: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.

Ж интернальность в суждениях о жизни вообще: 1, 2,3, 4, 6, 7, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 30, 32, 36, 37, 38.

Я интернальность при описании личного опыта: 5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35,39,40.

Ид интернальность в сфере достижений: 1, 5, 11, 13, 23, 28, 32, 33.

Ин интернальность в сфере неудач: 4, 16, 20, 27, 29, 36, 38, 40.

Псоб предрасположенность к самообвинению: ИнИд.

Пс профессионально-социальный аспект интернальности: 1, 9, 13, 18, 21, 26, 28, 36.

Пп профессионально-процессуальный аспект интернальности: 15, 27, 31, 32, 35, 37, 38, 40.

Ип интернальность в профессиональной деятельности: Пс + Пп.

Мк компетентность в сфере межличностных отношений: 6, 22, 23, 24, 26, 29, 34, 37.

Мо ответственность в сфере межличностных отношений: 2, 4, 7, 12, 13, 16, 21, 33.

Им интернальность в межличностном общении: Мк + Мо.

Ис интернальность в сфере семейных отношений: 2, 4, 7, 12, 16, 22, 33, 37.

Из интернальность в сфере здоровья: 3, 8, 14, 17, 19, 25, 30, 31.

Дт готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей: 1,6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.

Дс готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее: 10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.

Оа отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио): 16–(Дт+Дс)

Уровень интернальности, диагностируемый приведенными выше шкалами, определяется согласно таблице.

Шкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ио 0-13 14-25 26-40
Ид, Ин, Пс, Пп, Мк, Мо, Ис, Из, Дт, Дс 0-3 4-5 6-8
Ип, Им 0-5 6-10 11-16
Оа (низкий уровень – показатель интернальности, высокий – экстернальности) 0-5 6-10 11-16

Интерпретация результатов

Шкала общей интернальности (Ио) охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, т.е. человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на их судьбы, находятся внутри них самих, а то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах.

Чем ниже показатели Ио, тем более выражен внешний локус контроля – экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни. Они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне. Это может быть и случай, и «фатум», и влиятельные люди; но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависит. Поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.

Распределение баллов по субшкалам Я и Ж показывает соотношение влияния личного опыта (Я) и суждений о жизни вообще (Ж) на интернальность испытуемого (т.е. что больше повлияло на интернальность).

Шкала интерналъности в сфере достижений (Ид) охватывает ситуации, связанные с достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляет его веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по этой шкале характеризуют человека, считающего источником собственных достижений себя самого и готового приложить усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя источником собственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

Шкала интернальности в сфере неудач (Ин) выявляет отношение к ситуациям неуспехов имеющихся или возможных. Высокие показатели по этой шкале говорят не о том, что у человека много неудач, а лишь о том, что он в большей степени чувствует свою ответственность за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели здесь характеризуют человека, не склонного видеть свою вину ни в свершившихся, ни в возможных неудачах его жизни. Ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы: на других людей, на невезение, на судьбу.

Показатель предрасположенности к самообвинению (Псоб) определяется путем вычитания из данных Ин данных Ид. Он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число. Оптимальным для данной шкалы является нулевой балл.

Чем дальше показатель Псоб от нуля в положительную сторону, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или может случиться, т. е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т. д. Этот показатель говорит о возможной, еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе.

Чем дальше показатель Псоб от нуля в отрицательную сторону, тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что виноват кто-то другой. Высокий отрицательный балл Псоб может свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношению к самому себе.

Шкала интернальности в профессиональной деятельности (Ип) охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, направленной на достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые результаты зависят от собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о том, что данный человек часто затрудняется в объяснении причин и способов достижения того или иного результата, он реже бывает склонен к возложению на себя какой-либо ответственности.

Результаты по субшкале Пс говорят о склонности или ее отсутствии проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве. Это касается как отношений с руководителями, так и с равными по статусу коллегами.

Результаты по субшкале Пп говорят о наличии или отсутствии развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Так, низкие баллы Пп позволяют предположить, что в процессе решения конкретных производственных задач данный человек, даже при наличии соответствующей мотивации, может сталкиваться с большими трудностями в связи с плохо развитыми навыками качественного осуществления самостоятельной деятельности.

Шкала интернальности в межличностном общении (Им) характеризует активность, направленную не столько на достижение определенного конечного результата, сколько на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели по шкале говорят о том, что испытуемый понимает свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и малознакомыми людьми. Низкие показатели по этой шкале говорят о том, что испытуемый зависит от других и не способен изменить характер своего общения с ними.

Субшкала компетентности в межличностном общении (Мк) при высоких баллах показывает, что человек считает себя (и, возможно, действительно является) достаточно компетентным в межличностных отношениях. Низкие баллы свидетельствуют о некомпетентности испытуемого.

Субшкала ответственности в межличностном общении (Мо) показывает, склонен ли человек брать на себя ответственность как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений (чем выше баллы, тем выше ответственность, и наоборот).

Результаты, полученные по субшкале Ис и Из, интерпретируются аналогично шкалам Ио и Им, но применительно либо к семейным взаимоотношениям, либо в связи с возможным отношением к своему здоровью.

Шкала отрицания активности (Оа) характеризует убежденность человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели по шкале дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих убежденной экстернальности. Это не только утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и выводы из этого утверждения, убежденность в неразумности, ненужности и бессмысленности проявления активности, так как она никогда не приведет к положительному результату. Высокие баллы по шкале Оа (в отличие от других шкал) характеризуют экстерналов, а не интерналов.

Важно отметить, что большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, которая может укрепить их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни, и побуждать к самостоятельным действиям. Экстерналов же с высоким показателем Оа убедить в этом значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку, с их точки зрения, это бессмысленно. Низкие показатели по шкале Оа (в отличие от высоких) в специальной интерпретации не нуждаются, они лишь утверждают склонность испытуемого к интернальности, причем на уровне не только мировоззрения, но и готовности к деятельности.

Результаты, полученные по субшкалам Дт и Дс, имеют значения, противоположные шкале Оа. Сопоставление баллов по Дт (готовности к деятельности, связанной с преодолением трудностей) и по Дс (готовности к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее) позволяет глубже понять природу и возможные проявления интернальности (внутреннего локуса контроля) у одних индивидов и разобраться в причинах склонности к экстернальности (внешнему локусу контроля) у других.

Все шкалы, кроме Оа и Псоб,являются прямыми, т. е. чем выше балл, тем больше у испытуемого склонность к интернальности.

Шкала Оа обратна прямым шкалам: у ярких интерналов баллы Оа очень низкие.

Показатель Псоб имеет 2 плюса (положительный и отрицательный) относительно центрального балла «0».

Не стоит считать, что высокий уровень интернальности – исключительно положительное качество. При интерпретации важнее обращать внимание на выраженность показателей по шкалам. Так, например, слишком высокая интернальность в области достижений может говорить о том, что человек рассматривает успехи как исключительно свои заслуги, не замечая помощи других. А слишком высокая интернальность в области неудач (при экстернальности в области успехов), может приводить к неоправданным самообвинениям и самобичеванию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: