Г л а в а 3. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ЗВУК




Звук. Акустические свойства

Музыкальное искусство — это искусство, основной матери­ал которого — звучание, т.е. совокупность звуков, восприни­маемых человеческим слухом. Таким образом, звук — это мель­чайший элемент материи музыки, вне которой этот вид искус­ства не существует и существовать не может.

Как явление физической природы, т. е. явление акустичес­кое, звук есть отраженный в слуховом аппарате человека ре­зультат колебаний воздуха, возникающих вследствие действия определенных сил: человеческого дыхания, взрыва, вибраций какого-либо предмета и т. п. Основные свойства звука подда­ются точному измерению. Высота звука определяется часто­той колебаний звучащего тела — чем больше частота, тем выше звук; в свою очередь, величина частоты колебаний обратно про­порциональна массе звучащего тела — уменьшение массы увеличивает частоту колебаний и, следовательно, повышает высоту звука, и наоборот. Звуки могут быть с определенной, т. е. раз навсегда зафиксированной, частотой колебаний и, соответ­ственно, высотой — такие звуки называются музыкальными, и без фиксированной частоты колебаний, т. е. без четко опре­деляемой высоты — они также используются в музыкальном искусстве, но их распространение не одинаково в разные исто­рические периоды и в разных культурах. Громкость звука за­висит от амплитуды колебаний и вычисляется в белах, чаще — в децибелах; а его длительность может быть хронометриро­вана — в секундах, минутах и т. п. Тембр звука, связанный с характером колебаний, — наиболее сложно исчисляемое свойство — тем не менее также описывается с помощью опре­деленных графиков и цифр. Однако все эти графические и чис­ленные характеристики имеют смысл только в том случае, ко­гда звук воспринимается и исследуется с позиций акустики.

Когда же речь идет о восприятии музыки как искусства, тогда высота, громкость, длительность и тембр ощущаются не как измеряемые величины, но как эстетические свойства зву­ка, в значительной мере зависимые от соотношений его со смеж­-

 

ными звуками и звуковыми комплексами, т. е. с тем, что обыч­но называется контекстом.

Понятно, например, что если звучит гаммообразный пас­саж, то самый высокий звук этой гаммы будет восприниматься значительно мягче, чем если он прозвучит в сопоставлении со смежным низким — ср., например, ощущение высоких звуков в 5-й и 32-й фортепианных сонатах Бетховена:

Примеры 1а, 1б

 

Ощущение громкости звука также зависит от той динами­ческой градации, которая была присуща предшествующему звуку (комплексу звуков): буквально взрывом, например, вос­принимается начало разработки I части Шестой симфонии Чай­ковского после шести piano у фагота (пример 2).

Сходным образом обстоит дело с тембром и темпом — музы­ка может постепенно обретать оркестровую мощь или накап­ливать активный темп, и тогда, скажем, резкий тембр тромбо­нов или вихревое prestissimo будут восприниматься значитель­но менее напряженными, чем если они наступают после мягкого, плавного звучания струнных или медленного, разме­ренного типа движения.

Иными словами, восприятие высоты, громкости, темпа и тембра звука, когда речь идет о музыкальном, эстетическом его бытии, относительно и не может претендовать на столь вы­сокую точность, какая характеризует его численные выраже­ния как акустического феномена. Это фундаментальный прин­цип, которым обеспечивается возможность разной интерпре­тации одной и той же музыки.

В меньшей степени, но та же относительность свойственна восприятию также и высоты звука.

26-27

Пример 2

 

Выдающийся отечественный ученый в области музыкаль­ной акустики Николай Александрович Гарбузов (1880-1955) выяснил, что даже люди с абсолютным слухом, т. е. восприни­мающие высоту звука непосредственно, вне связи с другими звуками, могут ощущать ее в весьма широких пределах в зави­симости от контекста. Так, если частота колебаний для звука ля первой октавы, согласно общепринятой мировой норме, со­ставляет 440 герц (т. е. колебаний в секунду), то человеческий слух, в зависимости от контекста, воспринимает именно эту высоту в зоне примерно от 435 до 445 герц. Разделив наимень­ший интервал европейской музыки — полутон — на 100 рав­ных частей-центов, Гарбузов экспериментально доказал, что ширина зоны отдельных звуков в высоком регистре могла пре­вышать 200 центов (т. е. целый тон!) даже для людей с очень хорошим абсолютным слухом. Это обстоятельство, как и отно­сительность в восприятии иных свойств звука, также оказыва­ется иногда важнейшим фактором интерпретации музыки, коль скоро она написана для человеческого голоса или звучит на инструментах с нетемперированным строем[4] (струнных смычковых и некоторых духовых). В зависимости от присущих данной музыке тяготений, высота тех или иных тонов мелодии может ощутимо повышаться или понижаться, что придает ме­лодическому току особую выразительность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: