ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ




Глава 1. Психология творческой деятельности журналиста

Творчество: сущность, источники, уровни и виды

Что такое творчество?

Сложность структуры творчестваприводит к множественности критериев в его определении. Сущность творческого процесса исследователи видят:

· в деятельности по созданию новых, никогда ранее не бывав­ших продуктов;

· в индивидуальном процессе открытия и преобразования мира, составляющем содержание процесса становления лич­ности;

· деятельности человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью;

· в «одухотворенном действии», сущностной характеристи­ке человека, поднимающей личность на качественно новый уровень.

Творчество можно определить так: форма самодеятельно­сти и саморазвития индивида, развертывание его сущност­ных сил по меркам свободы; приобщение к высшим смыслам бытия.

Творчество предполагает наличие у личности спо­собностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым соз­даются произведения, отличающиеся новизной, оригиналь­ностью, уникальностью. Все это определяет важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов ум­ственной активности, а также потребности личности в само­актуализации и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Креативность (от англ. сгеаtivity) — способность к творче­ству: способность видеть старое в новом свете и находить не­обычное решение проблемы. Креативность является полной про­тивоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторо­ну от банальных идей и скучного привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект — это не одно и то же. Соглас­но многочисленным результатам компетентных исследований не все люди с высоким интеллектом обладают креативностью.

Источники творчества

 

В отношении того, что является источником творчества, о его роли в жизнедеятельности и развитии человечества, существуют различные концепции.

Концепция развития творческой личности. По мнению автора этой теории Г. С. Альтшуллера, способность к творчеству — не талант, а природа человека. Творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет по­требность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности челове­ка. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуаль­ную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к твор­честву. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специально­го мастерства. Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития твор­ческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводит­ся к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.

 

Мотивационный компонент сознания. Основоположник шко­лы психоанализа 3. Фрейд считает, что творчество является од­ним из способов избавления индивида от сексуальной энергии. Он делает акцент на определенном мотивационном компоненте сознания как вероятностной детерминанте креативности. Таким мотивационным «вектором» является «всепоглощающее сексу­альное влечение». Другим положением теории З.Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы.

 

Творчество как усиление себя. На следующем витке развития психологической мысли этим мотивационным вектором стано­вится самоактуализированное сознание личности Ното, творца. Представители данного направления (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Н. Роджерс) утверждают, что в каждом индивидууме им­манентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации. К. Роджерс пишет: «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самоо­ценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии». В гуманистической психологии в определении при­роды творчества акцентируется внимание не на новообразова­ниях в области вещей и идей, возникающих в итоге человече­ской деятельности, а на самом процессе, его позитивной ди­намике. Тогда критерием будет являться не качество результа­та, отмечает Роджерс, а характеристики и процессы, активизи­рующие творческую продуктивность, потому что само творче­ство — это «космологический процесс, духовный, центрирую­щий и насыщающий».

Концепция доминирующей роли рефлекса. В 1920-х годах к проблеме природы творчества обращается В. М. Бехтерев. Он рассматривает данную проблему в духе бихевиоризма, с позиции рефлексологии. Творческий процесс у него опосре­дован определенным раздражителем, который ученый харак­теризует как творческую проблему, творческую ситуацию, и является ответной реакцией на данный раздражитель. На до­минирующую роль рефлекса как универсального динамиче­ского механизма, лежащего в основе всех реакций субъек­та, в том числе и его творческих проявлений, вслед за Бех­теревым, указывает представитель павловской школы фи­зиолог В. В. Савич. Следовательно, Бехтерев и Савич про­цесс творчества сводят к механической динамике условно-рефлекторных связей. Данные попытки решать с позиции рефлекторной теории вопросы психологии творчества заслуживают внимания тем, что дифференцировали прежний гло­бальный, синкретический подход к данному вопросу.

Уровни творчества

Существуют три уровня творчества: компилятивный - связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов; проективный - имеет место, когда создаются обобщенные новые суж­дения на основании собранных знаний; инсайтно-креативный - связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него (Л. А. Китаев-Смык, 2007).

Журналисты, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хороши­ми администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся бле­стящими журналистами, создают захватывающие аудиторию материалы по актуальным проблемам. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясной темы для выступления и мало склонные к методологическому классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми в редакции сотрудниками с дурным характером, поэтому плохо справ­ляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».

Виды творчества

Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Существуют научное, техническое, художественное творчество и по различным видам деятельности, в числе которых и журналистское творчество. В свою очередь, творчество, в каком-то отдельном виде деятельности, может состоять из нескольких подвидов. Например, для журналиста необходимо говорить не только о творчестве в создании материала для СМИ, но и о творчестве в общении - под ко­торым понимается гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной инди­видуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением.

Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Основными его особенностями являются: опора на абстрактное, словесно-логическое мышление; продуктом является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей; процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного); процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер.

Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобра­зованием действительности. Оно близко по своим психологическим характерис­тикам научному творчеству, но имеет и отличия: опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компонен­ты мышления; выражается в изобретательстве, конструи­ровании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики; его продукт не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического про­гресса.

Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Основные особенности: главным образом опирается на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление; главный компонент — эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса; реализуется в искусстве, а продуктом является ху­дожественный образ, заключенный кар­тине, скульптуре, литературном произведении и т. п.; рациональная сторона скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобре­тение или новое научное знание; создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъекти­визмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Ряд видов творчества имеют между собой довольно тесные связи.

 

Контрольные вопросы

1. В чем исследователи видят сущность творческого процесса?

2. Какие существуют концепции об источниках творчества?

3. Что собой представляет компилятивный уровень творчества?

4. Как характеризуется проективный уровень творчества?

5. С чем связан инсайтно-креативный уровень творчества?

6. На какие виды подразделяется творчество?

Литература

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способ­ностей // Психол. журн. 1995. № 5.

ДункерК. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М, 1965.

Китаев-Смык Л.А. Факторы напряженности творческого процесса//Вопр. психол. 2007. С.69 – 82.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.

Мэй Р. Мужество творить. Львов; М., 2001.

Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб., пособие. СПб., 2006.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1970.

Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 164-168.

Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Понома­рев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М., 2006. С. 19-143.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: