Лоция верхнего участка Бзыбского каньона до Пшицы




Длина этого участка по воде 6,8км. Началом каньона следует считать место правого притока с урезом 421. После этого притока тропа по правому берегу уходит вверх от реки. Те, кто не планирует прохождение Бзыбского каньона, должны закончить сплав не дальше этого притока. На левом берегу этого притока большая поляна с зарослями ежевики. Раньше, где-то около этого места была первая пасека. Отсюда до каньона «Турбинка» по воде около 1,5км.

3.1ТТ Первый достаточно мощный порог Бзыбского каньона расположен на правом повороте реки. Ориентиром порога служит довольно пологий левый берег, к которому следует причалить и завал из камней впереди. Порог начинается крутой горкой, свободной от крупных камней. Ниже сильнейший навал на 10м скалу-глыбу, перегородившую левую часть русла. В этом месте поперёк реки в 1985 году лежало бревно. Оно пролежало 21 год (фото 17). Группа Сергея Блошкина в 2006 году провела работы и убрала это бревно!

Траектория прохождения порога группой С.Блошкина была следующей заход через две центральные бочки, смещение влево и далее в центральный 2-х метровый слив. Причем нужно держаться правой стороны слива, так как в левой торчит бревно. После слива разворот на 90 градусов и минуя навал на центральный камень, заход в 3-х метровый проход, который и перегораживало убранное бревно. Все суда выдержали намеченную линию движения, но не избежали навала на центральный камень (фото 18).

3.2Т Примерно через 700 м русло реки перегорожено большим полуобливным бревном (фото 19), а далее в реке огромный камень посередине русла. В нашу воду проход был только справа от камня, но этот проход был перегорожен бревнами. Слева от камня галечниковая отмель.

Траектория прохождения после просмотра была следующей – через обливное бревно (фото 20), далее смещались влево к галечниковой отмели и через нее перетаскивали катамараны. Длина обноса 15 м.

Далее все препятствия шли с ходу (фото 21). Скалы очень сильно начинают сжимать реку. В одном из таких мест ширина прохода между берегом и огромным камнем в русле около 3-х метров (фото 22). Место для ночевки выбрать очень трудно. Далее до каньона «Турбинка» небольшая шивера, которую прошли сходу.

Ориентиром каньона «Турбинка» служит огромный камень в центре русла, за которым видно сужение стен. Между камнем и скалой на высоте около 2-х м от воды заклинившееся бревно. Перед камнем по правому берегу большая галечниковая отмель, на которую стоит причалить.

3.3 Н!!! Каньон «Турбинка». Длина каньона «Турбинка» по воде около 1,4 км. Этот каньон наиболее лёгок, по сравнению с каньоном «Метро», для разведки из-за сравнительно небольшой высоты стен и главным образом из-за наличия в значительной его части скальной полки в месте, где стены переходят в склон. Разведку проводили с правого берега. Каньон был полностью разведан и частично пройден. Каньон имел три непрохода – завал из самшита в начале каньона, торчащее бревно из воды в центре каньона и собственно порог Турбинка.

Каньон начинается вышеописанным камнем, за которым высота стен достигает 50-100 м, проход по берегу невозможен. На входе в каньон порог 5 к.с., состоящий из слива и бочек. Река в этом месте делает правый поворот (фото 23-24). Далее река течет спокойно в отвесных стенах высотой до 100 м, на выходе из высоких скал – большой завал (который мы еще видели со скал левого берега). Судя по деревьям, завал лежит очень давно, деревья забором перегородили реку (фото 25). Попадание человека под него крайне опасно! Но при более высоком уровне воды этот завал полностью будет под водой. Начинается полка на правом берегу на высоте 10-15 м над рекой. Сразу за завалом на реке несколько камней перегородивших русло, проходы между ними осложнены 1-1,5 м сливами. Далее через 100м в каньоне порог, достаточно серьёзный, но вполне проходимый (фото 26-27). После порога полка по берегам кончается: впереди каньон с более высокими стенками, которые приходится обходить верхом. Сразу за порогом торчит большое бревно – еще один не проход (фото 28). Длина каньона метров 100-150. Ниже вдоль стен по обоим берегам вновь появляется широкая каменная полка. Перед высоким скальным коридором, с правого берега конус выноса селя. Крупные камни вперемешку с деревьями. После высоких стен на реке собственно порог Турбинка. Щель перегорожена огромной глыбой. Вода просачивается под ней и низвергается водопадами сбоку от неё. После глыбы на реке ступеньки последовательных сливов-водопадов. Общая потеря высоты в препятствии 5-7 м. Порог впечатляет, смотря на него нет никакого желания там оказаться. После Турбинки река ещё несколько 250-300м течёт в каньоне с удобными скальными полками наверху. В 100м ниже порога «Турбинка» в щели каньона заклинился камень, по которому, соблюдая предельную осторожность, можно переправиться на другой берег. Это место местные называют природный мост. В этом месте с одного берега на другой проложена тропа, соединяющая тропы, идущие по правому и левому склонам долины. 
 Через несколько 250-300 метров, после Турбинки абсолютный каньон прерывается, стены переходят в очень крутой склон.

Перед каньоном «Турбинка» зачалились на отмель правого берега, в 150 метрах от входа в каньон. Взяв веревки и скальное снаряжение, отправились на разведку, причем сразу разделившись на несколько групп – первые разведка входа в каньон, вторые – разведка дальнейшего ущелья, третьи – разведка тропы, на случай обноса и поиск места для спуска судов.

Перед входом в ущелье порог 5 к.с., порог проходим, линия движения хорошо просматривается. Между камнем и скалой на высоте около 2-х м от воды заклинившееся бревно. При более высокой воде проход будет невозможен. Далее русло очень сужается, и река входит в ущелье с высотой скал до 100 м. Проход вдоль воды невозможен. Нам пришлось подниматься вверх по крутому и густо поросшему склону, набор высоты около 120 м. Со скал нам пришлось несколько раз спускаться по веревке в каньон для просмотра реки. Хотя с такой высоты просмотреть сложно, длина веревки всего 50 м. Но эти спуски показали, что идти можно, русло в реке чистое. Далее с помощью веревки нам удалось спуститься на полку правого берега. Полка расположена примерно в 10-15 м над водой и с нее хорошо просматривается все ущелье Турбинка. По этой полке мы прошли практически до конца ущелья. Далее полка переходит в крутой склон и отвесные стены.

На просмотр этого каньона у нас ушел практически весь день. И было принято решение сегодня обнести груз до порога Турбинка, а на следующий день вернуться за судами. А после порога Турбинка спускать суда по веревке в каньон.

На обнос рюкзаков у нас ушло около 1,5 часов, при спуске на полку для подстраховки использовали веревку. Стоит отметить, что никаких троп по правому берегу нет. Мы пытались найти тропу, но всё бесполезно, так что приходилось продираться сквозь густые заросли и колючие кустарники.

Лагерь разбили на полке над порогом Турбинка. Недалеко от лагеря обнаружены следы медведя. Судя по плавнику, лежащему на этой полке в период паводка вода в ущелье поднимается метров на 30-35 и все заливает. Порог Турбинка также залит. Скорей всего по паводковой воде ущелье проходимо без особых проблем.

3.4 Т За каньоном на реке порог 4-5 к.с. Основная линия движения вдоль правого берега. В пороге огромные камни, между которыми хаотично расположены сливы.

На обнос каньона «Турбинка» и сплав 700м участка до устья Дзышры ушел полный напряжённый день.

После раннего завтрака разделились на две группы: первая пошла на разведку каньона «Метро», вторая на поиск топы или пути для обноса каньонов и поиск Каменного моста. У обоих групп было скальное снаряжение и рации. Обе группы постоянно переговаривались между собой.

Первая группа вдоль берега легко дошла до первого каньона М1. Этот каньон показал еще более недоступность этого участка по сравнению с тем, что уже было пройдено. Спустившись в начале каньона по веревке, было обнаружено два бревна на входе в каньон. Одно бревно практически над водой, второе заклинилось метров в 10 от воды. Таким образом, вход в каньон перекрыт и по нашей и по более высокой воде. Далее мы спустились в сам каньон, там есть небольшая полка, и спуск не требует использования снаряжения. Дальнейшее русло в каньоне чистое от бревен, скорость воды достаточно высока, но никаких препятствий нет. Первый каньон мы просмотрели на 80%. Дальнейшие каньоны просмотреть не удалось. Просмотр потребует огромного упорства, большого количества веревок, много времени (3-4 а то и более дней) и неоднократного спуска в каньоны по веревкам, где высота стен достигает 200 и более метров. Поэтому было принято решение дальнейшую разведку прекратить и обнести все каньоны до устья Пшицы. В итоге группа С.Блошкина на этот верхний участок Бзыбского каньона с двумя трудоёмкими обносами затратила 5 дней! Группа А.Папуша/С.Крюкова в 1985 году на этот участок также затратила 5 дней! Мы на разведку этого участка тоже в итоге затратили 4 дня и увидели ненамного больше. Единственное отличие – нам не пришлось делать трудоёмкие обносы. Мы тоже в итоге приняли решении о начале сплава от Пшицы.

3.5???!!! Каньон «Метро». Каньон «Метро» длиной около 3.6км по воде, начинается в 300м ниже устья р.Дзышра. На карте-схеме1977г Анатолия Родина каньон «Метро» показан на всём участке от Дзышры до Пшицы. Наша разведка показала, что этот каньон не стоит разбивать на отдельные каньоны. По сути это один протяжённый каньон. Конечно, для удобства описания и привязок в нём можно выделить локальные каньоны. Но это не значит, что после любого локального каньона из него можно выбраться с реки. Сложно сейчас сказать, сколько таких каньонных участков присутствует в каньоне «Метро». Нам удалось просмотреть каньоны М1-М4 и увидеть вход в следующий каньон М5. А также увидеть выход из каньона из-под Каменного моста. Ниже Каменного моста всего лишь 20-25м разрыв скал по правому берегу и начинается следующий каньон, который мы отметили на схеме, как М6. Перед последним тоннельным участком каньона «Метро» тоже есть разрыв скал каньона по левому берегу. Этот последний тоннельный участок каньона «Метро» мы выделили под номером М7. Но не исключено, что количество локальных каньонов по факту может увеличиться.

Разведку верхней части каньона «Метро» около 1.5км провели по левому берегу, а ниже Каменного моста 1,2км - по обоим берегам. Промежуточный 1км участок каньона «Метро» остался совсем необследованным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: