Выводы и рекомендации по маршруту.




1. Бзыбский каньон оставил очень сильные впечатления на всех участников похода независимо от их ранее набранного опыта. Такое не встречалось ни у кого. Река носит явно нестандартный характер и требует нестандартного подхода.

2. Долина реки Бзыбь в чём-то даже парадоксальна. Высота ограничивающих долину реки хребтов и перевалов на верхнем участке реки составляет 1400-1800м, а в нижней части в Бзыбском каньоне хребтов возрастает до 2200-2600м, а не уменьшается! Перепад высот в Бзыбском каньоне от русла реки и до Бзыбского хребта составляет более 2000м!

3. Характер порогов реки сильно зависит и меняется от уровня расхода воды в реке. Увеличение расхода воды на каждые 10м3/с, меняет фактически рисунок порога, меняет его сложность, а при очень высоких уровнях воды пороги могут быть вообще затоплены, например пороги «Богданова» и «Турбинка».

4. При увеличении расхода воды в реке уровень подъёма воды на разных её участках различен. На участках, где в настоящее время небольшой уклон и умеренная скорость течения, происходит сильное увеличение скорости течения и незначительный уровень подъёма воды. На участках с высокой скоростью течения и большим уклоном идёт сильный подъём уровня воды. В некоторых местах каньона плавник лежит на 5-6м выше уровня реки.

5. Оптимальным средством сплава по нашему уровню воды является катамаран «двойка», на катамаране «четверке» идти реку будет сложнее. Река совсем не подходит для сплава на плотах. Для обеспечения страховки, фото и видео съёмки на сплаве надо иметь не менее 3 судов. Значительное увеличение судов также не желательно, так как большой группой стоять в каньоне проблематично. Увеличивается и время прохождения препятствий на реке. Оптимальным на сплаве является 3-4 катамарана «двойки».

6. Порог «Турбинка» достаточно необычный и красивый. Его стоит обязательно посмотреть. Нам удалось его увидеть только в этом походе, две предыдущие попытки подойти к нему на пешей части с правого берега не состоялись. По нашему уровню воды этот порог абсолютный непроход! Однако при увеличении расхода воды до некоторого оптимального уровня, когда вода почти будет заливать центральный камень, вероятность прохождения может и появиться. Но это уже будет другой порог, не такой эффектный. В майскую воду порог и весь этот участок каньона полностью заливаются водой. На фото можно увидеть уровень плавника выше уровня этого каньона. Причиной является большой валун-плита, заклинившийся в каньоне в 100м ниже порога «Турбинка». При подъёме воды он начинает работать, как подпор плотины. Увидеть и заснять процесс затопления каньона было бы интересно.

7. Наиболее сложный порог в Бзыбском каньоне – порог 4.15 «Родина». Он наиболее протяжённый, чем остальные пороги, не имеет возможности для организации промежуточной страховки и чалки, как с берега, так и с воды. Правда, в самом конце порога есть улово. Просмотр порога трудоёмок по любому берегу. У нас, при просмотре по левому берегу, в конце порога на наклонном скальном участке были проблемы со спуском и подъёмом. После прошедшего дождя никакие "Вибрамы" не держат уверенно на этом участке склона. Стоять лагерем в районе этого порога просто негде. Правый берег обрывистый, возможны камнепады в любой момент. С правого берега в русло могут рухнуть пару огромных валунов и ещё больше усложнить порог. При меньшем уровне воды, чем у нас прохождение порога усложниться. При просмотре с левого берега в самом конце порога не удаётся увидеть проход под правым берегом. В общем, достойный порог.

8. К достаточно сложным порогам можно отнести пороги 4.1 «Пшица» и порог 4.4. В отличие от порога «Родина» они носят локальный характер и имеют возможность организации чалки и страховки на промежуточных участках.

9. Порог «Кранты» по нашему уровню воды имел 3 непроходимых эпизода – гряды из камней и больших валунов практически перегораживают русло, оставляя узкие негабаритные проходы. По несколько более высокому уровню воды порог будет проходим, однако оценка его сложности, как 6 к.с., может быть и несколько завышена. Есть возможность проходить этот порог с промежуточными чалками.

10. Отдельно хотелось бы остановиться на пороге 4.5. По нашей воде это был самый опасный порог. В первой части порога на крутом участке падения русла толстое бревно перегородило всё русло от берега до берега, образовав непроход. Во второй части порога за левым поворотом навал на большой валун в русле реки и второе бревно в русле реки между этим валуном и левым берегом. Это похоже на двойной капкан. Основная проблема оказалась и в том, как обнести этот непроход? В районе первого бревна по правому берегу начинается высокая скальная стенка и обнести суда по этому берегу не представляется возможным. Перечалиться до захода в порог на левый берег мешает уже скала левого берега, которая начинается еще в предыдущем пороге. Пришлось загонять суда между скальной левой стенкой и камнями в середине русла и через эти камни перетаскивать суда и так несколько раз, пока не закончилась скала по левому берегу, и по нему уже можно было сделать обнос этого участка с бревном. По более высокой воде бревно будет залито, но в пороге будет оставаться мощные прижимы и навалы. Особо опасен будет второй прижим-навал на валун в центре русла. Даже при нашем невысоком уровне воды навал на него был значительным. В этом пороге уровень воды может, судя по плавнику, поднимается до 5-6м! Не исключено, что по высокой воде короткий 15-20м плёс перед этим порогом может исчезнуть и предыдущий порог 4.4 может объединяться с этим порогом в единый порог. Похоже, что при сплаве именно в этом пороге возникают аварийные ситуации. Как подтверждение этого, остатки сломанных труб от ставов судов мы обнаружили примерно в 2км ниже этого порога в районе притока Хайлук на правом берегу.

11. «Прогонный участок до 1 каньона по старой лоции» по нашей воде называть прогонным не стоит. Конечно, на этом участке нет очень сложных порогов, но влететь серьёзно здесь можно. Угадать правильный проход между валунами в узком русле сходу удаётся не всегда. Поэтому чалиться и просматривать отдельные локальные пороги приходиться часто. Может быть, по высокому уровню воды, когда валуны в русле будут затоплены, участок и станет прогонным. Но по нашему уровню воды это сплошной слаломный участок.

12. Все путешествующие в Бзыбском каньоне отмечают про камнепады в каньоне и про попадание одного из камней на их группу. Не составило исключение и наша группа. Небольшой валун с обрывистого и скального правого берега перед каньоном К1 упал и попал на став второго катамарана при сплаве. Поэтому передвижение в каньоне должно быть только в касках. Этот же аспект необходимо учитывать и при выборе мест ночёвок в каньоне.

13. Группы, путешествующие по каньону, упоминают о медведях. В районе последнего каньонного участка Бзыби мы тоже видели по левому берегу медвежонка. В радиальном пешем выходе в районе Дзышры на тропе пару раз попалась змея.

14. На протяжении всего маршрута снимали с себя клещей. К этому мы были готовы по предыдущему походу на верхнюю Бзыбь. Методика борьбы с клещами проста: к месту прикрепления клеща на 2-3 минуты прикладывается ватка, смоченная в бензине. После чего он без сопротивления извлекается пинцетом.

15. Кто будет планировать начало сплава по Бзыби от Псху должен планировать трудоёмкий обнос участка непрохода в каньоне «Турбинка», как и сам порог «Турбинка». По опыту группы С.Блошкина, быстрее получается разобрать суда, обнести вещи, и заново их собрать, чем обносить суда в сборе. Это при условии металлического разборного каркаса става катамарана.

16. В 250-300м ниже левого притока Дзышра начинается наиболее труднодоступный и закрытый участок Бзыбского каньона – каньон «Метро». На схеме Бзыбского каньона, составленной при поисково-спасательных работах Анатолием Родиным в 1977 году, весь этот участок каньона от Дзышры до Пшицы имеет название каньон «Метро» и рассматривается, как единое препятствие. Мы согласны с этим, что это препятствие стоит рассматривать, как единое. Нам удалось просмотореть только начальный 1,5км участок этого каньона, а дальше удалось спуститься к в каньон реке только в месте выхода реки ниже Каменного моста. Спуститься выше Каменного моста к реке также не удалось. Последние 350м каньона «Метро» до Пшицы река течет в глухом тоннеле. Стены каньона в тоннеле арочного типа. Прямой свет на этом участке каньона «Метро» не проникает. Найти спуск к началу этого тоннеля ни с левого, ни с правого берега нам тоже не удалось. Более проблематичным при просмотре оказался левый берег. При просмотрах с правого берега нам хоть не до конца, но удавалось спуститься и приблизиться к реке. На начальном 1.5км участке каньона «Метро» нам удалось просмотреть 4 локальных каньончика М1-М4 и увидеть заход в 5 локальный каньончик М5. По нашему уровню воды на этом отрезке можно было найти место для стоянки около волы на галечнике. Для прохода над этими локальными каньонами при просмотре приходилось на 150-200м набирать высоту. Потребовалось подниматься до уровня тропы, чтобы пройти над каньончиками и теперь стало понятным, как другие группы находили эту тропу к Каменному мосту. Они просто пытались обойти очередной участок локального каньончика и при подъёме просто выпирали на эту тропу. На разведку каньона «Метро» от Дышры до начала локального каньона М5 и возврат к Дзышре налегке было затрачено 7 часов общего ходового времени. Похоже, что выйти из каньона «Метро» ниже локального каньончика М5 не представляется возможным. Организовать эффективную страховку в каньоне «Метро» тоже нельзя, возможен только рискованный сплав тандемом. Единственное место, где можно организовать страховку - это ниже Каменного моста, но это очень далеко от верхних локальных каньончиков. Этот единственный участок для организации страховки очень короткий около 25-30м, далее река опять уходит в закрытый каньон. Из просмотренных участков каньона «Метро» можно отметить определённую специфику препятствий. Перед заходом в локальные каньончики есть всегда какой-то слив или навал или крутая горка, а затем самом каньоне вода относительно ровная, спокойная. Часто встречаются в каньоне брёвна, заклиненные на разном уровне от воды. Прохождение участков с брёвнами также представляют серьёзную опасность. После каждого паводка брёвна могут появляться и исчезать и снова появляться в старых и новых местах. Ещё опасным фактором сплава может быть расклинивание судна в узких стенах каньона. Каньон «Метро» был пройден по майской воде в 1992г Сергеем Лагодой, но с гибелью одного из участников.

17. Ниже каньона «Метро» - от устья Пшицы река не намного проще. По словам местных жителей и пасечников, каждый год на реку приходит по 2-3 группы и каждый год они находят разбитые брошенные суда в каньоне.

18. Особое внимание при подготовке к походу было уделено выяснению относительно удобных мест стоянок в каньоне. Сплав по реке был ориентирован под эти места стоянок. Это позволило избежать «сидячих» ночёвок в каньоне. При планировании сплава можно ориентироваться на наши места стоянок в каньоне. Ещё одно место стоянки нам указал Н.Д.Бондарев на левом берегу за 250м до каньона «Чёртов мост». С этой галечниковой стоянки у воды можно подняться наверх каньона «Чёртов мост», выйти на остатки старой тропы и посмотреть на то место, где Н.Д.Бондарев укладывал брёвна через каньон и на высоте около 45м переправился на правый берег. Несложно найти места для стоянки ниже - на участке между порогом «Родина» и последним 5 каньоном на правом берегу реки. Ниже последнего 5 каньона найти места для стоянки уже не такая проблема.

19. Для борьбы с колючей растительностью нужно мачете. Об этом говорили и Н.Д.Бондарев и О.М.Запорожец. Мы очень благодарны им за этот совет. Мачете оказалась очень удобным орудием не только для прохождения участков с колючками, но «расчистке» тропы от кустарника. У нас представилась возможность сравнить эффективность для этих целей лёгкого топорика и мачете. Для кустов толщиной до 50мм мачете оказалась эффективнее топора, а вот прорубание завала из деревьев толщиной от 100мм всё же было за топором.

20. Снаряжение по составу в этот раз было взято специально с запасом, на случай автономной ночёвки любого из судов. Три газовые горелки, 2 кастрюли и котелок, 2 тента, 2 топора и мачете, 2 основные 40м верёвки, 3 фотоаппарата и 2 видеокамеры. Это основное снаряжение было равномерно на сплаве разделено между 3 катамаранами.

21. Обе 40м основные верёвки оказались востребованы на маршруте. Одну из верёвок побило камнем при спуске с правого берега к началу тоннельного участка каньона «Метро». Вторая верёвка потребовалась для организации страховки при перечалке гружёных катамаранов перед устьем Пшицы на левый берег. И это не считая наших чалочных верёвок катамаранов и страховочных «морковок».

22. Пищу уже по проверенной традиции готовили на газе. Это экологически более чисто и экономит силы от поиска дров. Не на всех удобных местах стоянок есть плавник и дрова, поэтому рекомендуем брать газ для приготовления пищи. Конечно, никто не мешает разжечь костёр из сухого плавника, но это уже не является жизненной необходимостью.

23. Взятые 2 комплекта раций тоже сильно облегчают передвижение на маршруте. При разделении группы на 2 части на маршруте удалось установить связь по рации от Дзышры до Каменного моста.

24. Брали с собой спутниковый телефон. Проверяли (звонили) по спутниковому телефону с каждой стоянки. Телефон работал уверенно, только сеанс связи из-за узости каньона продолжается не более 2 минут. А далее надо было ждать нового витка спутника.

25. В случае аварийной ситуации позвонить из каньона по спутнику реально. Однако ожидать быстрой помощи от вертолёта нельзя. Вертолёту сесть в каньоне негде! Помощь может быть получена только от группы профессиональных горных спасателей со стороны лесовозной дороги. Поэтому рассчитывать стоит только на свои силы с выходом по воде, обнося и проводя сложные участки реки, либо бросать суда и пытаться выйти из канона на лесовозную дорогу налегке. Аварийный выход на лесовозную дорогу в районе притока Хайлук у группы водников налегке занял 6 часов. Обязательно не забудьте запастись питьевой водой. Спуск у горноспасателей в каньон в этом же месте потребовал также 6 часов. Несмотря на поросший лесом и кустарником склон, здесь часты обвалы и камнепады. Идти надо в касках. Ориентироваться на таком заросшем склоне тоже очень сложно. По крайней мере, второй раз спуститься точно по той же трассе спасатели не смогли и немного отклонились от первого варианта спуска.

26. Как отмечали многие наши консультанты - карта и компас не очень хороший помощник на маршруте, так как всё время находишься практически в лесу, и нет никаких чётких ориентиров. Мы готовы тоже подписаться под этим высказыванием. Однако использование GPS-приёмника с соответствующей картой совсем другое дело. Всегда почти точно знаешь, где находишься в данный момент на реке. Место положение порогов на схему нанесено с учётом координат, полученных с GPS-приёмника. Так, что GPS-приёмник в каньоне вещь очень полезная.

27. На пешей части наиболее сложен брод черед Дзышру. Брод оказался возможен только в том месте, где это показано на карте – примерно в 300м выше устья. На других участках Дзышра имеет ещё больший уклон и возможность для организации переправы в других местах сомнительна. По высокой воде брод или переправа через Дзышру может оказаться вообще невозможной. Уровень и место плавника на берегу указывает, что в паводок русло становиться более широким, а уровень воды выше.

28. Очень рекомендуем каждому участнику на пешей части маршрута иметь 2л запас питьевой воды. Вода на маршруте оказывается часто очень далеко от тропы и высоко от реки. Даже на сплаве полезно иметь небольшой запас чистой питьевой воды на случай резкого паводка.

29. Наши сроки путешествия по Бзыбскому каньону считаем оптимальными, так как в это время на реке не очень высокий уровень и расход воды, наиболее тёплая температура воды в реке и не сильно жаркая погода. Это делает сплав более безопасным. Поход в мае приходится на весенний паводок. Из-за большого расхода воды и неустойчивой погоды сплав в эти сроки крайне опасен и является стратегической ошибкой в выборе сроков путешествия по Бзыбскому каньону. Большинство трагических случаев в Бзыбском каньоне приходится именно на май месяц!

30. Учитывая выводы прошлогоднего похода, палатки в этот раз не брали, обходились только тентами. Температура на маршруте 25-30ºС и в палатке было бы душновато. Но в другие сроки путешествия, например в ноябре, палатки могут потребоваться.

31. На сплав от Пшицы до моря мы затратили 5 дней. В резерве у нас оставался ещё 1 резервный день на случай пережидания паводка. Из 5 дней сплава один день уходит на сплав от устья Геги до моря, то есть на прохождение самого Бзыбского каньона у нас ушло 4 дня. Олег Запорожец при первом прохождении в апреле-мае 1977г прошел Бзыбский каньон от Пшицы одним судном за 8 дней. Как группе Сергея Блошкина (сборная из Барнаула/Владивостока) удалось в 2006 году пройти от Пшицы до Геги за 1 день для нас остаётся непостижимым. Но факт остаётся фактом! И в тоже время и группа С.Блошкина и группа А.Папуша/(С.Крюкова) на участок от Псху до Пшицы затратили 5 дней и в заключении обнесли каньон «Метро» (кроме некоторых начальных локальных каньончиков). Это лишний раз говорит о сложности и трудоёмкости каньона «Метро».

32. В некоторых найденных источниках информации по Бзыбскому каньону нами были выявлены противоречия и обнаружены некоторые неточности. Наше путешествие на месте прояснило эти спорные моменты и неточности, и в нашем отчёте они уже учтены и исправлены.

33. Хотя каньон «Метро» был один раз и пройден по высокой воде, описания, видеоматериалов, фотографий его прохождения нет. По сути, его прохождение со съёмкой на фото и видеоматериалы, и составление подробного описания можно будет считать тоже полноценным первопрохождением. Прохождение каньона «Метро» в слепую без просмотра и страховок, без фото и видеосъёмки напроход, на авось делать не стоит. Такое прохождение малоинтересно и необоснованно опасно. Лучше сразу планировать обнос этого каньона, чем организовывать такое прохождение.

34. За прошедший период путешествий 1977-2008г пройти всю реку Бзыбь от Грибзы до её устья за один поход так и не удалось ни одной группе. В лучшем случае река была пройдена за два похода. Это ещё раз говорит о нестандартности и сложности этой реки. Река не имеет аналогов с другими реками Кавказа, этой свой эталон сложности. Не простым вопросом остаётся и заброска на верхнюю Бзыбь.

35. Бзыбский каньон не оказывает на участников психологического давления своими высокими стенами, как например каньон на верхней части Андийского Койсу в районе порога «Кайфас». Однако требование к духовной и психологической стойкости на маршруте остаётся самым главным.

 

Заключение.

 

1. Если сделать краткое заключение о реке Бзыбь, то это река – великолепного гротеска и необычайного парадокса! Ассоциативно – это река с порогами - «капканами». И задача сплавляющихся по ней - не попасться в расставленные капканы Бзыби!

2. Божественное провúдение привело нас на Бзыбь уже в зрелом возрасте. Даже 20 лет назад мы не помышляли сходить на эту реку, когда были на пике спортивной и физической формы.

3. Слишком много печальных событий у водников было на этой реке. Но может быть, уже настало время и можно снять табу с этой реки. Но очень не хотелось бы, чтобы сюда приходили в высокую майскую воду.

4. Мы очень благодарны Блошкину С., Бондареву Н.Д., Запорожцу О.М., Крюкову С., Лагоде С., Сафронову А., Цветковой С., Шпунтову Г. за помощь и предоставленную информацию по Бзыби. Успешное путешествие стало возможным благодаря их информации. Как говориться: «С миру по нитке….»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: