Лоция Бзыбского каньона от Пшицы до Геги.




Стартовали от выхода реки из каньона Метро. Было предпринято две попытки заплыть против течения в сам каньон. Удалось подняться вверх примерно на 15м. С виду монотонно-спокойная струя в каньоне «Метро» на деле оказывается не такой уж спокойной. Ни на этих 15м, ни выше на просматриваемые 50м, река в каньоне не имеет никаких уловов, а равномерно течёт со скоростью около 5 км/час. На всём просматриваемом участке каньона Метро из-под левой стенки каньона, перпендикулярно течению потока, вливается вода. Это также косвенно подтверждает догадку о том, что на входе в каньон Метро река делится на две протоки. В глубину удаётся просмотреть около 70м прямого участка тоннельной части каньона. Есть предположение, что в 50-60м от выхода из тоннеля в каньоне есть изгиб русла реки, так как из-под левой стенки видно движение основного потока, либо это участок активного слияния с другой протокой. После выхода из каньона на первых 5-10м из-под левой стены продолжает втекать вода в реку. Сразу после выхода из каньона «Метро» под правым берегом короткий 20м участок плёса со спокойной водой (фото 68). Это улово как раз было видно с тропы при спуске к Пшице.

4.1 ТТ сложный и техничный порог «Пшица» длиной около 300м расположен на прямом участке реки. Порог начинается после выхода из каньона Метро после короткого участка плёса и заканчивается, после невысоких 3м скальных щёк, плёсом после левого поворота. Порог состоит из трёх ступеней и есть возможность пройти его с промежуточными чалками после каждой ступени.

Первая ступень длиной около 40-50м начинается 1,5м пологим сливом между валунами в центре русла, сразу за ним в центре русла идёт навал на огромный 3м валун, слева от которого второй 1,5м слив. Левее слива в русле макушка дерева, лежащего на левом берегу. За ними 10м участок относительно спокойной воды и есть возможность чалки на левый берег (фото 69).

Вторая ступень длиной около 80-100м. После первой ступени всё русло реки перегораживает гряда больших валунов. Проход по центру и под левым берегом по нашему уровню воды невозможен. Единственный вариант - проход под правым берегом впритирку к большому валуну в середине русла. За валуном струя через следующую гряду полуобливных камней сваливает влево в центр русла и после устремляется в 1,5м слив через узкие габаритные ворота между двумя валунами (фото 70). За ними река чуть успокаивается и есть возможность зачалиться на левый берег перед третьей ступенью.

Третья ступень длиной около 100м наиболее сложная. Сразу после второй ступени идёт гряда новая валунов поперёк всего русла реки. Чистых габаритных проходов через неё нет. Идти надо в ближние ворота под левым берегом, с наездом на один из валунов гряды. Затем основная струя сваливает под правый берег (фото 71). Далее на левом повороте реки, на участке 25-30м струя в виде крутой узкой горки перпендикулярно врезается в 15-20м скальный участок с невысокими стенами. На входе скального сужения расположен 1,5-2м слив сложной конфигурации (фото 72). За сливом река успокаивается и входит в сужение (фото 73). Через 7-8м скального сужения с левой стенки выходит выступ, сужая проход реки до 1,85м. С виду ширина сужения кажется ещё меньше 1,3-1,5м и желания пройти этот порог не возникало. После сужения идёт левый поворот реки с 30м участком плёса (фото 74).

Первые два судна на страховочной верёвке перечалили на левый берег в 15-20м ниже выхода реки из каньона Метро. Удалось также на 10м заплыть в тонельный участок каньона "Метро" (фото 75). Это первое место на левом берегу, где скалы переходят в более пологий берег. Чалку третьего катамарана страховали в двух местах с левого берега. Все вещи обнесли за порог к выходному плёсу за левым поворотом. Один из катамаранов провели через 1 ступень порога и дальше обнесли в конец порога и поставили на страховку с воды. Первое судно не совсем удачно прошло 1 ступень порога, во второй слив они не попали, а попали левее слива в район упавшего в воду дерева. Ушло около минуты, пока удалось судну выбраться из этого места (фото 76). Затем они правильно выполнили манёвр и прошли успешно 2 ступень (фото 77) и зачалились за ней на левый берег. При прохождении 3 ступени чуть подсели на валун гряды и успешно ушли под правый берег в основную струю (фото 78-82). Прохождение горки перед скальным сужением не вызывает затруднений и слив со сложным водным потоком был пройден удачно (фото 83-86). Затем судно достигло скального сужения и подзастряло в нём (фото 87-88). Ширина наших судов была 1,9м. Разница в 5см оказалась принципиальной. Потребовалась помощь с берега (фото 89). Левый баллон катамарана чуть приподняли и протиснули судно через это скальное сужение. Второй катамаран учёл особенности прохождения первой ступени предыдущим катамараном, и во 2 сливе не боясь, прижался к большому валу в центре русла. После 2 слива без промежуточной чалки судно чуть отдохнуло, постояло в уловце и резко ушло через реку под правый берег во 2 ступень. Вторую ступень прошли также удачно и зачалились на левый берег перед третей ступенью порога. Третья ступень была пройдена практически так же, как и предыдущий катамаран.

Через 30-40м после конца порога и плёса (фото 90) идёт крутой правый поворот реки с высокой скальной стеной и прижимом к ней. Ещё через 15-20м после прижима 1м слив и опять небольшой участок плёса (фото 91). Через 50-70м после слива необходимо зачалиться для просмотра следующего порога. На прохождение данного 350м участка реки мы затратили почти целый день. Перед следующим порогом на высоте 8-10м есть ровная терраса с небольшой 20м полянкой (фото 92). Обычно все группы, которые идут Бзыбь от Пшицы, строятся и стартуют именно отсюда. Над порогом под скалой правого берега две памятные таблички погибшим туристам водникам Петру Богданову (1977г) и Андрею Хилкову (2003г.) (фото 100). На этом месте мы тоже организовали ночёвку и ещё с вечера просмотрели следующий порог.

4.2 Т порог «Богданчикова» длиной около 30м расположен на зигзагообразном участке реки. Сначала река делает плавный правый поворот, уклон реки возрастает, на входе навал на большой валун в центре русла (фото 93-95). Под левым берегом дальше проходы закрыты камнями в русле. Основной поток сваливает по косой из-под левого берега под правый берег. На этом участке реку перегораживает гряда надводных и полуоблиных камней с 1,5-2м проходами между ними. Через 7-8м после гряды камней идёт левый поворот и начинается прижим к выступающему скальному правому берегу. Ниже порога 20-30м участок плёса.

На входе все суда ушли от центрального валуна вправо по правый берег и под самым правым берегом прошли через гряду камней. После левого поворота резко отработали от прижима под левый берег (фото 96-99). Последний катамаран всё-таки задел правым бортом выходную скалу, и судно чуть закусило на вертикальную свечку, но отпустило. Прохождение прошло на загруженных судах. Первое судно прошло порог без страховки, так пройти по правому берегу и организовать страховку не представляется возможным. Прохождение последующих судов страховали катамараном.

Через 50-70м идёт 150м участок шиверы в узком русле реки со скальным правым берегом и река входит в труднодоступную часть каньона (фото 101). Чуть дальше в русле реки 3м валун в центре реки перегораживает реку. С воды кажется, что проплыть негде, так как с левого берега выступает скальный обломок, а правая стена очень высокая скальная стенка (фото 102). По мере приближения становится понятно, что под правым берегом ширина прохода около 1м, а под левым берегом есть по косой боковой проход около 3м. Как после выяснилось, такую специфику река имеет на протяжении всего Бзыбского каньона.

4.3 Т порог длиной около 120м на прямом участке реки. У первопроходцев этот порог назывался «Ирина». Его ориентиром можно считать предыдущий 3м валун в русле. После его прохождение надо зачалиться для просмотра. Уклон в реке возрастает, в узком русле несколько валунов и пару 1,3м сливов образуют сложную линию движения (фото 103-104). После просмотра прохождение порога трудностей не вызвало (фото 105-107).

Далее правый берег по-прежнему скальный и очень высокий, левый берег – крутой лесистый склон. Через 80-100м по левом берегу появляется обрывистый берег из жёлтого песчаника, а впереди угадывается левый поворот. Это ориентиры следующего сложного порога (фото 108-109).

4.4 ТТ сложный и техничный порог длиной около 200м начинается после левого поворота реки. Сразу за левым поворотом на левом берегу распадок песчаной осыпи с красивым песчаным конусом (фото 110). Правее осыпи наверху видны скалы с двумя пещерами. Через 70-80м после левого поворота следует плавный правый поворот реки. На участке реки между поворотами обилие небольших надводных и полуобливных камней в относительно широком 8-10м русле реки. На правом повороте прижим к начинающейся по левому берегу скальной стенке, русло сужается до 5-6м (фото 111-113), далее на 120-150м прямом участке реки в русле обилие 2-3м валунов, образующих сложную линию движения между ними с проходами 1,5-2м (фото 114-115). В конце порога 15-20м участок плёса и виден следующий правый поворот реки. Порог требует обязательного просмотра. Просматривать удобнее по правому берегу.

Первое судно шло с береговой страховкой перед плёсом в конце порога, остальные со страховкой катамараном. Оно удачно прошло весь порог и лишь в последних в выходных воротах чуть подсело на правый валун выходных ворот. Второе судно прошло удачно весь порог, причём по другой линии движения, чем первый катамаран. Третий катамаран на заходе в порог между правым и левым поворотом сильно ушёл под правый берег и подсел на один валунов. Примерно через 1,5 минуты удалось слезть с этого камня и дальше удачно пройти через лабиринт больших валунов. Прохождение было на загруженных судах (фото 116-141). В конце порога по левому берегу видно. как камень образует колодец в скале (фото 142). Порог заканчивается 15-20м участком плёса (фото 143).

Дальше, судя по лоции, должен был идти прогонный участок до 1 каньона. И все были морально готовы плыть до 1 каньона, где и планировали заночевать. Но что-то подсказывало, и мы решили заглянуть за следующий поворот реки. Интуиция не подвела – впереди оказался опасный участок с непроходом.

4.5 Н!!! НЕПРОХОД!!! После правого поворота уклон реки резко возрастет и через 70м крутой горки перед левым поворотом в широком около 12-15м русле реки поперёк воды от берега до берега лежит огромное бревно диаметром около 0,5-0,7м и закрывает и без того сложные и узкие проходы в реке (фото 144-147). Перед началом левого поворота реки берег становиться высоким. Вскарабкались на это возвышение, чтобы увидеть, что твориться за поворотом. В начале левого поворота реки навал в середине русла на большой валун. За левым поворотом ещё один 3-4м валун в центре русла. Правее валуна узкий проход под берегом, а левее между ним и берегом на воде заклинилось ещё одно небольшое бревно. Струя наваливает на этот валун. За бревном струя сваливает в прижим под правый берег.

 

Обнести первый участок с бревном по правому берегу не позволяет высокая скальная стенка на левом повороте. Пришлось в начале правого поворота реки забивать суда между стенкой левого берега и камнями в русле. Вылезать на эти камни и перетаскивать суда через них до тех пор, пока не закончилась левая скальная стенка, которая началась ещё в начале предыдущего порога 4.4. В одном месте суда пришлось ставить и проводить между камнями на ребре и это всё с вещами. После конца скальной стенки около 30м обнесли вещи и суда по левому берегу за бревно до начала левого поворота реки. Далее продолжили сплав. Все суда за левым поворотом ушли от навала на следующий валун в русле и смогли легко переехать, лежащее в воде бревно (фото 148). Но только одним баллоном. Со вторым баллоном пришлось потрудиться. Также пришлось потрудиться, чтобы уйти после бревна от прижима. Первое судно прошло без страховки, и после прохождения встало на страховку остальных судов. Через 30-40м после левого поворота в русле большие валуны перегораживают русло. Есть проход под левым берегом (фото 149). После этого идёт крутой правый поворот, и река выходит в более ровную открытую долину. В районе этого правого поворота на левом берегу на высоте 5-6м от реки лежит плавник. В паводок в этом месте река поднимается очень значительно.

4.6 Т Порог длиной около 100м начинается после окончания порога 4.5 после правого поворота. В 4-5м русле много больших валунов. Линия движения сложная. Порог желательно просмотреть (фото 150-151).

После этого порога высокая скальная стена правого берега стала немного отходить от реки. Далее идёт прямой участок реки с узким 4-5м руслом.

4.7 Т порог длиной около 30м расположен на прямом участке реки. Русло реки расширяется здесь до 8-10. С середине русла огромный валун из конгломерата. Слева от него проход около 3м, справа 2м. В каждом проходе крутой 1,5м слив. Слива с воды не видно, только ощущается перепад высот. Первый катамаран сходу зашёл в левый более широкий проход. Перед самыми воротами слива увидели в сливе торчащее бревно, и направили катамаран на экстренную чалку в заклинивание между левым берегом и бревном (фото 152). Импровизация удалась. Мощи воды не хватило затащить нас в основной слив. Успели оповестить об опасности остальные суда. После просмотра порога остальные катамараны прошли через правые узкие 2м ворота с 1,5м сливом (фото 153). Первый катамаран удалось вытащить на берег и обнести за слив с бревном. Проплыли ещё около 200м реки (фото 154) до распадка левого притока Хайлук. Напротив него на правом берегу удобный уютный 30м участок ровного берега с отмелью. Здесь решили поставить базовый лагерь (фото 155). В итоге за второй день сплава прошли всего около 2,2км.

В 50-100м ниже устья р.Хайлук и нашего лагеря есть ещё одна ровная площадка на правом берегу реки, причем она чуть повыше от реки и больших размеров (фото 156-157). Но склон берега здесь хуже: крутая стена из спрессованного песчаника, а рядом песчаная осыпь. В этом месте на берегу и в русле реки были найдены несколько целых и поломанных обрезков металлических труб разного диаметра и от ставов катамаранов (фото 158-159). Плавник здесь лежит на 2-3м высоте нашего уровня реки.

Далее до каньона «Чёртов мост» идёт участок со сплошными порогами 4 к.с. Приходится периодически чалиться и смотреть варианты их прохода.

4.8 Т порог длиной около 150-200м расположен на прямом участке реки после левого поворота. После поворота заметно возрастает уклон. В русле много камней, линия движения непростая и неоднозначная. Для безаварийного прохождения порог лучше просмотреть. После просмотра порог был успешно пройден (фото 160-163).

Незадолго до каньона «Чёртов мост» по правому берегу реки великолепный вид на высокую скальную стену правого берега. В этом месте долина реки несколько расширяется. Внизу у воды на повороте впадает двумя рукавами правый приток (фото 164-165). И снова порог за порогом.

4.9 Т порог длиной 50-70м расположен на левом повороте реки. На повороте гряда камней в русле с узкими проходами. Более широкий проход под самым правым берегом. Но здесь сильный идёт навал на береговые камни правого берега (фото 166-169). Порог прошли сходу. Далее река успокаивается (фото 170-171).

За 150м до каньона К1 «Чертов мост» первый катамаран зачалился к отмели правого берега для съёмки захода в каньон и определения место положения каньона по GPS-приёмнику. Время общего сплава от р.Хайлук до каньона около 1,5 часов. Второй катамаран решил тоже зачалиться, но чуть выше без отмели в тень под скальным правым берегом. Не прошло и минуты, как с правого берега на катамаран упал большой камень и немного раздробил центральную поперечину става катамарана (фото 172-173). Тут все резко стартовали по 70м входной шивере в каньон «Чертов мост» (фото 174-175).

Длина каньона «Чёртов мост» длиной около 150-200м. Стены каньона высокие, не менее 40-50м, сводчатые. В каньоне становится немного темновато, но препятствий в каньонном участке нет (фото 176-179). Раньше через каньон был переброшен из брёвен Чертов мост. Сейчас этих брёвен нет. Река медленным течением выходит из этого каньона (фото 180-181). Нужно сразу после выхода из каньона зачалиться на правый берег для просмотра следующего порога.

4.10 Т Локальный порог. Через 30м после конца каньона К1 в русле реки мощный 1,5-2м слив с пенным котлом (фото 182-183).

4.11 Т Порог длиной около 50-70м расположен на прямом участке реки через 50-70м от порога 4.10. Русло реки поджимается до 2.5-3м. Уклон возрастает, и разгонная струя входит в узкое изогнутое русло. Сначала идёт навал на выступ правого берега. А после изгиба сильный прижим под скалу левого берега в конце порога, который при просмотре порога не совсем очевиден (фото 184-185).

После просмотра порога прошли его без проблем (фото 186-191). Этот порог у первопроходцев назывался «Первомайским», наверное, прохождение пришлось на 1 мая. Далее не более 10 минут сплава до следующего порога (фото 192-193).

4.9 12 ТТТ/Н! Сложный порог «Кранты» с тремя маленькими непроходами по нашему уровню воды длиной 400-500м. Ориентиром порога являются сначала левый поворот реки, после которого правый берег плавно становится высоким. После поворота небольшое улово под левым берегом (фото 194-195). Впереди просматривается громадный 5-6м валун в центре русла (фото 196) и невидно продолжения русла реки дальше! Чалка к левому берегу, так как просмотр удобнее проводить по левому берегу. Как аварийный вариант можно зачалиться и на правый берег перед большим валуном. В это месте правый берег опять становится низким.

На входе порога высотой 5-6м валун в центре русла перегораживает почти всю реку. Вправо от него отходит незначительная часть потока. Основной поток перед камнем сваливает резко влево и здесь через 10м весь поток перегораживает гряда небольших надводных камней. Это первый непроход (фото 197-199). Через 40м второй непроход - всё русло реки перегораживает гряда из больших валунов, образуя узкие до 1,5м проходы и 1,5-2м сливы (фото 200-201). Ещё через 50м третий непроход - ещё одна гряда из ещё больших валунов перегораживает реку (фото 202-206). Она также образует по нашей воде непроход со слишком узкими 1-1,5м проходами между валунами с 1,5м сливами. Ещё через 50-60м на левом повороте реки русло сужается до 6м (фото 207-210). Здесь два больших валуна в середине русла реки образуют 2,5м ворота с 1,5м слив. Сразу за воротами расположен третий большой полуобливной валун, на которой валит струя из ворот. Есть ещё один более удобный проход справа от правого камня ворот. Ширина прохода позволяет катамарану там пройти. Но с воды этот проход не угадывается совсем. Далее через 70м последний выходной участок порога (фото 211-212). В центре русла валун-кирпич делит реку на два проход, а через 7-8м после горки-слива за ним большие береговые камни опять сжимают реку до 3м. Удобному заходу в эти выходные ворота порога мешает валун-кирпич. Далее река несколько упрощается (фото 213-214). Воды в этом пороге кажется, становиться меньше по сравнению с предыдущим участком. Возможно, что здесь часть воды идет под камнями под землёй.

Первый катамаран вплотную без вещей подплыл к 1 непроходу. Его легко перебросили через эту гряду и далее подплыли ко 2 непроходу под левым берегом. Через вторую гряду камней катамаран провели на верёвке и зачалили в 15м ниже непрохода. Далее первый катамаран проплыл и обошёл пару больших валунов и попытался зачалиться перед 3 непроходом, но не успел! Судно затащило в третью гряду в узкий 1м слив, приподняло кормой вверх и перевернуло, после чего сразу ниже слива катамаран застрял на выходном надводном камне. Экипаж самостоятельно выбрался на левый берег рядом с судном. После этого остальные катамараны преодолевали участки непроходов порога проводкой или обносом по берегу. С помощью других катамаранов судно удалось стащить с выходного камня и зачалить рядом. Никаких повреждений судно не получило, не отвязалось даже запасное весло

Участок порога на левом повороте первые два катамарана прошли без проблем справа от ворот под правым берегом. Последний катамаран не знал про этот проход и прошёл слив через прямые ворота с наездом на выходной валун ниже слива. Осложнений при прохождении у него не возникло, только вызвало крайнее удивление. Выходной слив порога «Кранты» прошли технично без проблем. По более высокому уровню порог будет полностью проходимым, но иметь более мощные сливы через перегораживающие гряды валунов в русле.

Примерно через 1,2км с правого берега впадает первый приток водопадного типа. Чем-то напоминает сарафан. Место здесь очень красивое. Высота нижней видимой ступени водопада 8-10м. Впадает в Бзыбь пологой горкой (фото 215-221). Отдохнули здесь немного. В районе устья у реки растёт дерево грецкого ореха с плодами. Ниже 1 водопада река успокаивается (фото 222-224).

Через 400м после первого водопада справа впадает второй приток водопадного типа. Видно две ступени водопада. Водопад тоже очень живописный. Струя стекает узким потоком по жёлобу наклонной скалы правого берега до самой русла. Выше есть ещё одна ступень водопада. Высота видимой части водопада около 20м (фото 225-226).

Через 250м от второго водопада по левому берегу есть удобная для стоянки по нашему уровню воды на галечниковой отмели. Но решили проплыть подальше. Долина реки начинает немного расширяться. Характер рекислаломного типа (фото 227).

4.13 Т Порог длиной около 50-70м расположен на прямом участке реки. В середине русла обилие камней затрудняет нахождение правильного прохода между ними. Решили зачалиться. По левому берегу в этом месте виден распадок с сухим руслом, по правому берегу колючки из кустов ежевики и колючей лианы сапарели. Впереди дальше видно увеличение уклона реки и просматривается вход в каньон. Прошли порог сходу, но не совсем чисто (фото 228-230). Решили дальше зачалиться для просмотра, так как по лоции здесь должен быть порог с навалом на скальный выступ левого берега. При просмотре через 80-100м на правом берегу оказалась большая галечная и песчаная отмели. Здесь решили поставить базовый лагерь (фото 231) и прохождение порога отложить на следующий день. Было уже 19:30.

4.14 Т – Порог расположен в 150-200м ниже порога 4.13. Порог опасный длиной около 70-80м начинается разгонной горкой, которая после валуна в центре русла направляется на скальную стенку левого берега и образует сильный на неё навал (фото 232). Сразу после навала 15-20м участок спокойной воды и река входит в каньон на правом повороте. При прохождении два суда имели всё же столкновение с этим выступом скальной стенки, но всё обошлось без последствий. Страховали при прохождении 10-15м ниже навала на скальную стенку (фото 233-236).

Далее река на правом повороте входит в «Гротовый» каньон К2 с 5-8м стенками (фото 237). На повороте в каньоне есть большой грот, в котором легко разместились наши два катамарана (фото 238), а после поворота на высоте около 2-2,5м горизонтально между берегами заклинено бревно (фото 239-240) каньона около 150м. Препятствий в каньоне нет.

Через 120-150м после предыдущего каньона река опять поджимается и входит в следующий каньон К3 - «Шкуродёр» - так его назвали первопроходцы и надо сказать лаконично точно. На входе в каньон сложный и мощный 1,5м слив (фото 241-242), сразу за которым река успокаивается и входит в узкий извилистый каньон (фото 243-245). Длина каньона около 150-200м, высота стен 4-5м. Местами наши, 2м по ширине, суда впритирку протискиваются в узких стенах каньона. Препятствий в самом каньоне нет. Можно расслабиться, полюбоваться и заснять это очередное Бзыбское чудо на фото. Ниже каньона расслабляться уже не стоит. Скоро впереди на реке сложный порог.

4.15 ТТТ Сложный порог «Родина», названный О.М.Запорожцем в честь Анатолия Родина - руководителя команды первопроходцев. Общая длина порога около 500м. Ориентиром порога является высокий скальный бом по правому берегу. (фото 246) Перед порогом удобная чалка на левый берег (фото 247). После некоторого сужения долины идёт её небольшое расширение. Впереди в русле видны громадные валуны. Это самый сложный порог на реке.

На входе огромная плита разделяет русло на два прохода. Левый проход более сложный, извилистый и узкий. Правый проход тоже узкий около 2,5м под скалой правого берега с 1,5-2м сливом (фото 248-249). После слива скала по правому берегу заканчивается. Далее под правым берегом лежит огромная 10м плита-валун и начинается некрутой левый поворот. Перед поворотом оба прохода реки объединяются в общее русло. С правого берега до середины русла большие валуны перекрывают правую часть русла реки. В середине русла широкий 3,5м слив высотой 1,5-2м с пенным котлом за ним (фото 250-251). Ниже слива русло перегорожено валунами с левого берега и струя после слива устремляется вокруг центрального высокого валуна под правый берег. После центрального валуна часть струи через надводные о полуобливные камни проходит под правым берегом, а часть уходит в центр в винтообразный формы 1,5м слив. Далее через 30-40м навал на громадный валун в центре русла, от которого, за счёт более спокойной воды после слива, можно заблаговременно уйти. Основная струя уходит под самый правый берег (фото 252-253) и в самом конце порога в русле ещё один большой валун, на который идёт навал воды. От него струя расходится и влево в середину русла и под скальный правый берег. Ниже за порогом идёт 50м участок плёса, который заканчивается большим уловом под левым берегом (фото 254-255). Просмотр проводили по левому берегу. Через 150-200м левый берег становиться скальным с уклоном около 25°, а затем выполаживается к концу порога перед уловом. После прошедшего дождя ходить, просматривать по этой наклонной стенке (фото 256-257) порог было очень неуютно, ноги местами скользили. Не держали даже ботинки с подошвой типа «Вибрам». Организовать эффективную промежуточную страховку в средней части порога после главного слива и ниже винтообразного слива не представляется возможным. Страховать можно только с берега в конце порога с левого берега у улова. Надо отметить, что стоять лагерем здесь негде (фото 258), а обнос или проводка судов очень трудны, требуют больших физических затрат. Здесь мы осознали, насколько удачно мы выбрали наше предыдущее место стоянки перед каньоном К2.

Все суда зашли в правый проход с узким сливом под стенкой правого берега (фото 260). Слив оказался не такой сложный, так как вода на заходе течёт не так быстро и позволяет скорректировать положение корпуса судна до самого падения в слив. Центральный слив также не вызвал при прохождении проблем (фото 261-262). В винтообразный слив ниже центрального валуна смогло зайти и успешно пройти его только одно судно, остальные два судна прошли через камни в центре русла (фото 263-282). Уйти вправо от навала на следующий большой валун в центре русла не составило проблем. Казалось бы, всё – порог пройден. Ан нет. Первое судно не смогло уйти от навала на последний выходной валун и перевернулось на нём. Через 50м судно прибило в улове. Два остальные катамарана ушли вправо заранее от этого выходного валуна. Они отметили тоже про сильный навал уже на правый берег перед выходом из порога. Он плохо просматривается с левого берега. Этот выходной участок надо просматривать с выхода порога от входа в каньон К4, который является ориентиром конца этого порога.

Сразу после порога «Родина» идет короткий, 40-50м каньон К4, с высокими 20м скальными стенками Препятствий в каньоне нет. Дальше долина реки немного расширяется и река чуть успокаивается. На этом участке устроили поздний перекус. Здесь можно найти удобные места для стоянок (фото 283-286).

По лоции до 5 каньона на реке препятствий нет. Однако здесь тоже всё оказалось не совсем так. И скоро мы были вынуждены экстренно чалиться на правый берег, чтобы понять, как пройти очередное препятствие.

4.16 Т Локальный порог длиной около 100м расположен на прямом участке реки примерно в 3 км ниже каньона К4. Большие валуны перегораживают почти всё русло реки. Основная часть струи уходит в более широкий проход под левым берегом. Но этот проход наглухо перегорожен бревном. После тщательного просмотра проскреблись между камнями под правым берегом, а через 70-80м в русле реки навал на скальный правый берег и 1,5м слив за ним. Даже после просмотра этого порога все прошли выходной слив с навалом не очень чисто (фото 287-289).

4.17 Т Порог расположен в 250м ниже порога 4.16 (фото 290) на правом повороте реки в последнем каньоне К5. Зачалились на правый берег за 100м до входа в каньон (фото 291-292). После Порог опасный, длиной около 250-300м. Высота стен порядка 50м. Ширина проходов 3-4м. После временного расширения перед правым поворотом русло реки вновь сужается, уклон увеличивается, и река разгонной шиверой входит в каньон К5 (фото 293-296). разгонной 50м горки небольшой навал на стенку левого берега на входном правом повороте реки. Сразу за поворотом 50-70м участок с плёсом. Слева из скалы впадает приток (фото 297). Чуть ниже видны 3 водоворота под левым берегом. Это место, где часть воды уходит под Карстовое плато и выходит из него с другой стороны Бзыбского хребта в виде реки Мчишта! Говорят, что воду в Бзыби метили, и меченая вода выходила в истоке р.Мчишта. После этих водоворотов через 30-м в каньоне на прямом участке реки валун в русле и навал на него (фото 298-299). Далее река делает еще раз правый поворот. И вот именно в этом месте идёт навал струи после слива из-под левого берега с боем в стенку правого берега и река в каньоне немного поворачивает влево (фото 300-303). После чего река успокаивается и ещё около 150м течет в высоких стенах каньона (фото 304). В конце каньона плавный правый поворот, на котором лианы с левого берега живописно свисают над рекой, а долина реки вдруг неожиданно резко светлеет и расширяется (фото 305-306). Это конец последнего сложного препятствия в Бзыбском каньоне, но не конец самого Бзыбского каньона. Прохождение всех судов прошло удачно, однако слив с навалом на правую стенку оказался более сильным, чем предполагалось нами.

На ближайшем левом притоке после каньона заметили водопад. Сходили, посмотрели на его. Высота видимой части водопада около 5-6м (фото 307-308). В устье этого притока большое красивое тисовое дерево. Ниже каньона К5 река успокаивается и имеет действительно прогонный характер до конца каньона до устья Геги (фото 309-310).

Остановились в 1км от устья с Гегой (фото 311-312). Было уже 20 часов, начинались сумерки. В этом месте дорога подходит к реке. У реки есть родничок, выше на берегу стоят ульи пасеки. На берегу много сухого плавника. По сути это уже конец Бзыбского каньона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: