Тема 3. Реформы систем образования (4 часа).




На протяжении 50 - 90-х гг. в ведущих странах мира прокатилась волна

реформ, в результате чего изменились системы общего образования.

Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует проме-

жуточная ступень между начальной и полной средней школой. После получе-

ния начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются

по трем основным учебным потокам:

• полная общеобразовательная школа - ориентирует на теоретическую

под

готовку и дальнейшее обучение в университете;

• средняя школа - готовит к обучению в техническом вузе;

• профессионализированные учебные заведения.

Количество частных школ в большинстве крупных стран остается ста-

бильным на протяжении века. Частные учебные заведения, как правило, плат-

ные; некоторые - дорогие и привилегированные (английские"публичные шко-

лы", американские независимые школы, российская школа "Премьер" и пр.).

Государственная политика в отношении частных школ в различных стра-

нах базируется на разных принципах:

• в Англии, России, Японии власти уделяют им меньше внимания, чем

общественным учебным заведениям, что выражается в предпочтениях при фи-

нансировании государственных учебных заведений;

• в США и Франции при субсидировании частные и общественные школы

пользуются равными правами.

Число учащихся в частных средних школах в первой половине 90-х гг. состав-

ляло от общего количества школьников:

• в США- 11%;

• Великобритании - 6%;

• Германии - 10%;

• Франции - 15%;

• Японии-28%.

В России система частных школ стала возрождаться в начале 90-х гг., после

отхода от политики искоренения частной инициативы во всех сферах общест-

венной жизни. В 1994/95 учебном году в РФ насчитывалось около 450 негосу-

дарственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс.

школьников, что составило около 0,1% всех учащихся.

Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно свя-

зано со светскостью обучения, Отделением школы от церкви. Если в Японии и

России частные школы создаются преимущественно светскими лицами и ком-

паниями, то на Западе большинство частных школ принадлежит конгрегациям

различных церквей.

Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отде-

лены от церкви и религии (США, Франция, Япония, Россия). В этих странах

религиозное обучение - частное дело граждан.

В Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего

образования.

Церковь и государство в школьном вопросе отказываются от конфронтации

или прочного союза и переходят к лояльному сотрудничеству. Примером при-

мирения государства и церкви в школьном вопросе является Франция.

Системы профессионально-технического образования превращаются из

второстепенного в существенный компонент образования.

Особая комиссия Европейского экономического сообщества проводит еди-

ную политику унификации программ, номенклатуры профессий, квалификаци-

онных разрядов для учащихся профессионально-технических заведений.

С 1986 г. в Западной Европе установлены стандартные квалификационные

требования при обучении многим специальностям.

В некоторых странах (Германия, Франция) складывается так называемая

дуальная система профессионального образования, при которой организуется

обучение параллельно в учебном заведении и в мастерских различных пред-

приятий.

Эффективность профессионального обучения зависит оттого, насколько

прочна связь школы с промышленностью и производством. Школе следует

предвидеть перемены в производственном процессе. В организацию профес-

сиональной подготовки должны вовлекаться предприятия.

При реформировании управления школой необходимо преодолеть бюрок-

ратизацию управленческих структур, выражающуюся в:

• поэтажном распределении власти;

• потере самостоятельности учебных заведений.

В США на протяжении 80 - 90-х гг. были приняты акты, повышающие зна-

чимость центральных органов просвещения.

Во Франции, напротив, все больше полномочий получают департаментские

власти и администрация учебных заведений.

Многим странам удалось сбалансировать соотношение централизации и

децентрализации при управлении школой.

Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект фи-

нансирования.

В России затраты на образование намного меньше, чем в других индус-

триально развитых странах: они составляли в 1992 г. 4,6%, 1993 г. - 5,8%, 1994

г. - около 3% национального дохода; несмотря на то, что Законом "Об образо-

вании" предусмотрено, что эти затраты должны ежегодно составлять не менее 21

10% национального дохода (ст. 40 "Государственные гарантии приоритетности

образования").

Аналитики образования считают, что необходимо рассматривать общие ка-

питаловложения и инвестиции в образование на равной основе.

Один из путей, ведущих к поддержанию на соответствующем уровне фи-

нансирования образования, - предоставление существенных финансовых при-

вилегий компаниям, особо отличившимся как инвесторы школьного дела.

Непрерывное образование.

Непрерывное образование - философско-педагогическая концепция, со-

гласно которой образование рассматривается как:

• процесс, охватывающий всю жизнь человека;

• аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекраща-

ющееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта

с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы;

• принцип организации образования, образовательной политики.

В современном обществе идея непрерывного образования приобретает характер

парадигмы научно-педагогического мышления.

В теории и практике непрерывного образования делается особый акцент на об-

разование взрослых за пределами базового образования:

• приобретение и повышение профессиональной квалификации;

переподготовка в процессе смены профессий;

образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям;

• досуговое образование и т. д.

До сих пор ни в одной стране еще не создано стройной системы непре-

рывного образования. Но опыт многих стран, руководствующихся стратегией

непрерывности образования, позволяет видеть уже сейчас некоторые сущест-

венные черты моделей новой образовательной системы.

Проблематику непрерывного образования можно условно разделить на

две основные области:

социально-образовательный аспект - связан с построением системы не-

прерывного образования как части социальной практики;

психолого-педагогический аспект - связан с самим процессом освоения че-

ловеком нового жизненного, социального, профессионального опыта.

В социально-образовательной практике ключевое значение для осуще-

ствления непрерывного образования имеют:

• преемственность звеньев образовательной системы;

• разветвленность каналов неформального образования за пределами ба-

зового образования.

Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на

ее:

вертикальную интеграцию - преемственность ступеней формального

образования - дошкольного, начального, среднего и послесреднего, при

которой каждый уровень образования предполагает возможность пере

хода на последующий;

горизонтальную интеграцию - соотнесенность Образования, получаемого

вне формальной образовательной системы, с образованием в рамках

учебных заведений и специально организованных образовательных про

грамм.

Среди функций непрерывного образования условно выделяют:

• компенсирующую - восполнение пробелов в базовом образовании;

• адаптивную - оперативная подготовка и переподготовка в условиях ме-

няющейся производственной и социальной ситуации;

• развивающую - удовлетворение духовных запросов личности, потребно-

стей творческого роста.

В развитых странах действуют вспомогательные, компенсирующие учеб-

ные программы для выпускников средних школ с пробелами в общеобра-

зовательной подготовке, продолжающих образование или проходящих произ-

водственное обучение. Распространены учебные центры для взрослых, обычно

сотрудничающие с традиционными высшими и средними специальными учеб-

ными заведениями (университетами, колледжами и др.) и предлагающие широ-

кий спектр образовательных услуг.

В развивающихся странах - образовательные программы по формированию

основ грамотности.

Широкое распространение получают программы, дающие "второй шанс"

при перемене места работы или смене профессии.

В ряде стран развиваются программы, обеспечивающие преемственность

образования в средней школе и послесреднем звене:

• среднее специальное образование;

• высшее;

• последипломное;

• производственное обучение;

• повышение квалификации.

Значительные усилия государственных, деловых и общественных орга-

низаций направлены на развитие программ непрерывного образования в кон-

тексте обновления профессионального опыта, повышения квалификации и пе-

реобучения Особое внимание уделяется нетрадиционным областям непрерыв-

ного образования:

• образованию инвалидов;

• образованию женщин, включающихся в производственную сферу;

• досуговому образованию по интересам для ушедших на пенсию.

4.Каналы реализации непрерывного образования охватывают всю сферу

формального и неформального образования, включают:

• государственную образовательную систему;

• частные учебные заведения;

• очное обучение;

• вечернее обучение;

• заочное обучение.23

Значительные возможности осуществления непрерывного образования свя-

заны с каналами так называемого дистантного образования.

С начала 70-х гг. идеи непрерывного образования широко пропагандируют-

ся

ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по развитию образования (Па-

риж, 1972) непрерывное образование предлагалось в качестве руководящей

концепции для будущего развития образования во всех странах мира.

Непрерывное образование стало лозунгом, провозглашенным на III Меж-

дународной конференции ЮНЕСКО (Токио, 1972).

На XIX Генеральной конференции было выдвинуто развернутое пони-

мание непрерывного образования: не ограниченное ни во времени (по сро-

кам), ни в пространстве (по месту обучения), ни по методам обучения; оно объ-

единяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на

достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании

общества.

Непрерывное образование одновременно выступает:

• и как средство связи и интеграции элементов существующей системы об-

разования,

• и как основополагающий принцип организации перестройки различных

звеньев образования.

В качестве ведущих принципов непрерывного образования выделяются:

• гуманистический характер;

• демократизм (равенство доступа);

• всеобщность (включенность всего населения в различные структуры и

уровни образования);

• интеграция (формальных и неформальных образовательных структур тра-

диционного и нового типа);

• гибкость (учебных планов и программ, альтернативность способов орга-

низации учебного процесса, вариативность стратегий обучения);

• релевантность (связь с жизнью индивида, профессиональной и соци-

альной деятельностью).

В ряде стран действуют региональные, национальные и международные

центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и ин-

формационный обмен по вопросам непрерывного образования:

• Европейский центр по вопросам образования и досуга;

• Европейская ассоциация по образованию взрослых;

• Африканская ассоциация по грамотности и образованию взрослых и др.

Крупнейшей национальной ассоциацией по непрерывному образованию

является Американская ассоциация по образованию взрослых и непрерывному

образованию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: