Тема 6. Школьное воспитание.




Концепция пожизненного воспитания трактуется как разнообразный спектр

формирования и развития личности в течение всей жизни и рассматривается

как взаимосвязанный процесс школьного и внешкольного (институционного и

неформального) воспитания и обучения.

Пожизненное воспитание означает:

• преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными

учреждениями;

• самообразование, подготовку и переподготовку активных участников

социально-экономической жизни общества.

Пожизненное воспитание предусматривает:

• развитие системы периодически повторяющегося обучения;

• обогащение внешкольных образовательных программ;

• расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, ох

ране природы, международном сотрудничестве и других актуальных пробле-

мах.

Препятствием для эффективного формирования личности школьника яв-

ляются недостаточные взаимосвязи между учебными заведениями и внешколь-

ным воспитанием и образованием. Чтобы устранить это препятствие, предлага-

ется и осуществляется несколько путей.

В США одним из таких путей является политика "общинного воспитания",

которая предусматривает два важных подхода:

- во-первых, школа выступает поставщиком педагогических услуг (уве-

личивает время пребывания детей в учебном заведении после занятий, предла-

гает педагогические консультации и пр.);

- во-вторых, школа становится координирующим центром усилий обще-

ственных и государственных учреждений округи по воспитанию школьника,

что позволяет создавать некую местную "педагогическую экологическую сре-

ду".

Программа "Америка 2000" предусматривает активизацию усилий по вне-

школьному воспитанию. Создаются и совершенствуются детские центры, цен-

тры детского творчества, "академии юниоров", летние детские лагери. К вне-

школьному воспитанию и образованию подключаются местные библиотеки,

музеи. Университеты предлагают подросткам разнообразные образовательные

программы. Активно действует ассоциация "Добровольцы в помощь школе".

Члены ассоциации работают в качестве руководителей детских кружков, репе-

титоров, помощников, учителей и пр.

В Западной Европе к удачным попыткам гармонизировать школьное и

внешкольное воспитание и образование можно отнести деятельность школьных

кооперативов. Особый размах она приобрела во Франции, где участниками

школьных кооперативов является пятая часть учащихся общеобразовательной

школы. Это движение во Франции имеет региональные и центральные органы

управления; ежегодно созывается национальный конгресс школьных коопера-

тивов.

Интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования в Запад-

ной Европе реализуется в деятельности культурно-просветительных центров.

Во Франции эти учреждения именуются "интегрированными культурными

центрами", "социопедагогическими комплексами" и пр. При подобных учреж-

дениях создают учебные курсы, библиотеку, спорт-комплекс, иногда и церковь.

Аналогичные учреждения распространены в странах Северной Европы.

Например, в Швеции для школьников организуют "Дома свободного времени".

Они рассчитаны на небольшое число детей - 20 - 30 чел.

Курс на интеграцию школьного и внешкольного образования и воспитания

в рамках концепции пожизненного воспитания взят в Японии.

Японская школа является центром жизни учащихся в будни, выходные и

каникулы. Здесь школьники играют, занимаются спортом, проводят фестивали

и праздники.

Помимо школьных учреждений для учащихся создана разветвленная сеть

неформального образования.

В России существует давняя традиция внешкольного образования и вос-

питания. В 90-х гг. действовала сеть внешкольных образовательных уч-

реждений, ведущее место среди которых занимали Дома творчества (бывшие

Дворцы пионеров). В этот период корректировались подходы к внешкольному

воспитанию и образованию. Так, была пересмотрена концепция школы как

центра воспитательной работы по месту жительства, координатора усилий се-

мьи и общественности.

Традиционно важную роль играют организации учащихся, среди которых

наиболее массовыми являются объединения скаутов. Скаутизм (от англ. scout -

разведчик) - система воспитания детей, подростков и юношества.

Скаутизм - добровольное негосударственное неполитическое воспита-

тельное движение, открытое для всех молодых людей независимо от их соци-

ального происхождения и вероисповедания. Находит свое выражение в обще-

ственном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутин-

га.

Основная цель скаутизма - содействие развитию интеллектуального, обще-

ственного и духовного потенциала молодых людей, становлению их как лично-

стей и граждан.

Скаутизм прежде всего ориентирован на личность ребенка, а затем уже на

деятельность национальных и международных организаций и скаутского брат-

ства.

Скаутизм - одно из самых многочисленных международных детских и

юношеских движений. С 1907 г. в нем участвовало свыше 250 млн. чел. Совре-

менные национальные скаутские организации существуют в 157 странах мира

(начиная с 90-х гг.) и объединяют свыше 16 млн. чел.

Возникновение скаутизма обусловлено потребностью общества в создании

массовой организации, воспитывающей будущих граждан в соответствии с его

идеалами.

Нравственное воспитание

За долгую историю своего существования человечество выработало нормы

личностных и групповых отношений, которые обеспечивали стабильность че-

ловеческого сообщества и его эволюционное развитие. Эти нормы менялись в

различные исторические эпохи. Тем не менее сохранялось некое постоянное

ядро нравственных норм, которое зафиксировано в учениях и книгах всех глав-

ных религий мира:

• христианстве;

• магометанстве;

• конфуцианстве;

• буддизме.

Ядро нравственности составляют гуманистические нормы отношений, га-

рантирующие выживание и благосостояние людей. К ним в первую очередь

нужно отнести такие нравственные нормы, как:

• ненасилие;

• сотрудничество;

• честность;

• милосердие;

• забота о слабых и общественном благе;

• уважение к другим людям..

Традиционно главную роль в нравственном воспитании играет семья, ко-

торая является первым для ребенка социальным организмом. В самый сензи-

тивный период своего развития ребенок через общение с родителями и другими

членами семьи познает нравственные нормы и формирует гуманистическую

модель поведения. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети, как пра-

вило, регулярно посещают церковь вместе с родителями.

Христианская церковь имеет воскресные школы, в которых священнос-

лужители читают и обсуждают библейские сюжеты с детьми, беседуют с ними

на моральные темы.

Религия как обязательный предмет включается в программы школ многих

стран, где доминирует одна конфессия (Англия, Италия, арабские страны).35

В мусульманских странах (Пакистан, Египет, Иран, Индонезия, Ирак, Сау-

довская Аравия и др.) религия в школе по количеству учебных часов занимает

одно из первых мест.

В поликонфессиональных странах (Индия, Канада, США) религия не пре-

подается в государственных школах. Но, осознавая важность религии в нравст-

венном воспитании учащихся, американская школа, например, освобождает

время для посещения детьми церковных занятий. В 90-е гг. конгресс США под

напором требований христианской церкви принял решение, позволяющее госу-

дарственным школам создавать условия для учащихся, желающих молиться в

течение школьного дня.

Гуманистический кризис современного мира повысил требования к школе в

плане нравственного воспитания молодежи.

Главная цель школы - формировать нравственно устойчивую личность.

Школа может и должна нести ответственность за моральное воспитание.

Отвечая на объективные потребности современной эпохи, школы:

• вводят в учебные программы курсы морали, этики (Китай, США, Фран-

ция, Япония), прямо направленные на нравственное воспитание под

ростков;

• стремятся полнее использовать имеющийся потенциал других предметов,

особенно гуманитарных, для нравственного воздействия на учащихся. В шко-

лах Австралии и США, например, программы по литературе могут строиться по

нравственному критерию (проблема мужества и стойкости в литературных

произведениях; честность, благородство и ложь в произведениях Шекспира и т.

д.);

• активно включают в учебные планы человековедческие курсы типа

"Психология личности", "Я и группа", "Я и общество", "Причины конфликтов",

"Факторы поведения человека" и др. (школы Англии, Канады, США) - сложно-

сти и трудности воспитания в условиях растущей дегуманизации мира побуж-

дают школу к поискам нетрадиционных путей нравственного формирования

молодежи, и один из них - развитие у школьников позитивной "Я"-концепции;

• широкое распространение в школах получило преподавание прав челове-

ка - по инициативе ООН и при поддержке ее организаций (многочисленные

международные конференции под эгидой ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС

в 70 - 90-е гг.. настойчиво рекомендовали ввести преподавание прав чело

века как интегральную часть процесса нравственного воспитания в школе);

• активно расширяют филантропическую деятельность учащихся, которые

работают в больницах, домах для престарелых, бедных районах. Во многих

американских школах, например, такая общественно полезная деятельность

приравнивается к школьному предмету и засчитывается при

выдаче школьного сертификата.

Экологическое воспитание.

В современную эпоху взаимоотношения "человек-природа" становятся од-

ним из важнейших условий человеческого прогресса и приобретенным направ-

лением в воспитании молодых поколений как ответственных граждан мира.

Во многих школах различных стран материалы по экологии прочно вошли

в школьные программы естественнонаучных и общественных дисциплин. При-

чины этого:

• мощное и широко распространенное движение "зеленых";

рекомендации ООН и ЮНЕСКО, подчеркивающие первостепенную

важность школы в передаче учащихся как экологических знаний, так и

развитие чувства ответственности за сохранение живого и неживого мира

на Земле.

2. В экологическом воспитании доминируют методы, обращенные не толь-

ко к сознанию и памяти, но и эмоциональной сфере детей:

• правильно организованные экскурсии, несущие сильный эстетический

заряд, что играет большую роль в формировании бережного отношения

к природе. Японские дети, например, регулярно выезжают "на природу", чтобы

любоваться закатом солнца, цветением сакуры;

• специальные экологические центры и лагери, окруженные полями, во-

доемами, лесом, в которых дети проходят теоретический и практический курс

экологии. Устраиваются в ряде стран - США, Швеция, Финляндия. По оконча-

нии курса американские дети, например, получают звание "Хранитель земли", и

им вручается символический ключ и дневник для записи того полезного, что

они сделают для охраны природы;

• экологические клубы, объединяющие учащихся всех возрастов и взрос-

лых. Клубы устраивают выставки рисунков и фотографий, популяризуя

идеи гармонии человека и природы; проводят различные акции по улучшению

окружающей среды.

Трудовое воспитание

Во многих африканских странах работа сельской школы строится на

принципе "рюрализации", то есть приближения ее деятельности к потребностям

и нуждам местной общины.

Идея "рюрализма" - связи обучения, в том числе трудового, с потребно-

стями сельской общины, - без сомнения, педагогически и социально полезна,

так как:

• позволяет связать школу с реальной жизнью, поддерживать интерес уча-

щихся к учению;

• обеспечивает вклад школы в совершенствование окружающего мира.

Труд в начальной школе:

• для большинства детей стран Азии, Африки, Латинской Америки на-

чальная школа - единственное учебное заведение, которое они заканчивают, и

здесь труд занимает 20 - 25% учебного времени;37

• в Индии дети учатся ремеслу и изготовляют игрушки и сувениры из

местных материалов, причем средства, вырученные от продажи игрушек и су-

вениров, идут на школьные нужды;

• у детей в развитых странах труд неразрывно связан с художественной

деятельностью. Одновременно дети даже в обеспеченных семьях западных

стран поощряются к возможно раннему посильному труду по найму; приуча-

ются самостоятельно зарабатывать деньги, ценить любой труд как источник

благополучия, достоинства и независимости человека.

В младших классах средней школы труд - обязательный предмет в боль-

шинстве стран:

• мальчики в западных странах занимаются в школьных мастерских сто-

лярным и слесарным делом, электротехникой, ремонтом бытовых приборов; из-

готавливают разные вещи для школы и для себя;

• девочки занимаются домоводством (кулинария, шитье, уход за ребен

ком и больными, уход за собой); учатся печатать на машинке, работать

с компьютером.

В старших классах средней школы для учащихся, не планирующих учебу в

вузе, начинается допрофессионалъная подготовка. Заметный рост числа уча-

щихся в полной средней школе изменил ее сугубо академическую направлен-

ность. В старших классах появляются профессиональные или практические

профили, цель которых - дать молодежи умения и навыки, достаточные для по-

лучения работы в области обслуживания, делопроизводства или кустарного

производства.

В школах развитых стран учащиеся получают основы экономического об-

разования. Специальный курс или темы в традиционных дисциплинах знакомят

учащихся с основными понятиями свободного рынка (спрос и предложение,

прибыли, налоги, маркетинг и т. д.), учат малому бизнесу.

В сельских школах основным методом трудовой подготовки является ин-

дивидуальный проект. Учащийся, выбрав проект (вырастить овцу; посеять на

определенном участке и получить урожай кукурузы, свеклы и т. п. на ферме

родителей), работает самостоятельно, получая консультационную помощь пре-

подавателя.

В школах проводится профессиональная ориентация учащихся.

• знакомство с миром труда, различными профессиями;

• тестирование подростков для определения их пригодности к профессии.

Профессиональная ориентация ведется учителями труда, а там, где сло-

жилась профориентационная служба на школьном, региональном и на-

циональном уровнях, - специально подготовленными консультантами.

Во многих странах широко распространен труд учащихся по найму. В раз-

витых странах он разрешается подросткам, достигшим 16 лет. В США, напри-

мер, более 70% учащихся средней школы работают 15 - 20 ч. в неделю, глав-

ным образом, в торговле и общественном питании, которые предоставляют

временные рабочие места и оплачивают труд подростков по минимальным рас-

ценкам.

Реальная работа для заработка в сочетании с освоением базовых трудовых

умений формирует у молодежи серьезное отношение к труду. Однако, как от-

мечают многие педагоги, ранний труд для заработка отвлекает учащихся от

школьных занятий и снижает уровень их учебных успехов.

В развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки детский труд

зачастую не регулируется законом, и в тяжелый сельскохозяйственный труд

вовлекаются дети 8-9 лет.

В целом в мире более 80 млн. детей в возрасте 8-14 лет вынуждены рабо-

тать, чтобы добыть средства для существования себе и своей семье. Конвенция

о правах ребенка (ООН, 1989) имеет в связи с этим специальную статью о праве

ребенка на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой рабо-

ты, которая не позволяет получить им образование либо наносит ущерб его

здоровью, физическому, умственному, духовному и социальному развитию.

Физическое воспитание

Здоровье детей обеспечивается прежде всего рациональным питанием как в

семье, так и в школе.

В богатых странах мира (в них проживает лишь одна пятая часть всего че-

ловечества) школы располагают большими столовыми, в которых всем уча-

щимся дается обед по льготной цене, а дети несостоятельных родителей полу-

чают его бесплатно.

В настоящее время бедность, недостаток продуктов питания - реальность

для большинства живущих на земле. Голод и недоедание отрицательно сказы-

ваются на физическом и интеллектуальном развитии детей.

Школы во многих странах мира бессильны перед этой проблемой.

Огромное значение для физического состояния учащихся имеют:

 рациональная планировка школьных зданий;

 разумный режим учебного дня;

 наполняемость классов.

В развитых странах школы, как правило, располагают богатой инфра-

структурой: современной архитектуры здания, одноместные парты, огромные

окна, хорошее освещение, разнообразные кабинеты, спортивные залы, бассей-

ны. Учебный день спланирован таким образом, что уроки класса чередуются с

подвижными играми на воздухе, большим перерывом на обед, самостоятель-

ными занятиями в библиотеке или ауди-видеоцентре.

Ничего похожего нет в массовых, особенно сельских школах развиваю-

щихся стран. Занятия зачастую проходят в ветхих хижинах или прямо поддере-

вом; нет воды, света, канализации; велика наполняемость классов (от 50 и бо-

лее учеников).

Во многих странах непомерная учебная нагрузка учащихся. В сочетании с

экзаменационной и конкурсной системой она создает нервно-психическую пе-

регрузку, которая не под силу неокрепшему организму ребенка. Самоубийства

подростков - серьезная проблема.39

Физкультура и спорт - одни из приоритетных дисциплин в общеобразова-

тельной школе большинства стран. На них отводится 20 - 25% учебного

времени.

В западных странах физкультура в начальной школе включает в себя раз-

нообразные виды физической деятельности (бег, лазание, игра с мячом, гимна-

стические упражнения, ритмика, аэробика и т. д.). Курс физкультуры включает

в себя также темы, связанные с сохранением здоровья, правильным питанием,

режимом дня, личной гигиеной.

В средней школе, располагающей спортивными залами, открытыми пло-

щадками, стадионами, бассейнами, учащиеся занимаются спортом, который от-

вечает их интересам (гимнастика, борьба, футбол, плавание, баскетбол, волей-

бол).

Для учащихся, особенно мальчиков, создаются условия для воспитания вы-

носливости, стойкости, умений положиться на свои силы. Во Франции многие

дети ежегодно проводят несколько недель в горах в "снежных школах", в США

расширяется движение "Проверь себя". Его участники после необходимых тре-

нировок помещаются в отдаленные и трудные для жизни места, где они, распо-

лагая минимальными средствами для поддержания себя, должны проявить фи-

зическую выносливость, силу, ответственность, чтобы выжить.

На физическую тренировку направлена деятельность многих детских и

юношеских организаций и, в первую очередь, скаутов.

Усиление в молодежной среде негативных явлений, разрушающих здоровье

(курение, алкоголизм, наркомания, ранние половые связи), активизировало ра-

боту школы по подготовке молодых поколений к здоровому образу жизни.

В традиционных (биология, обществоведение) или специальных предметах

разъясняется вред курения и алкоголя; рассказывается о СПИДе, последствиях

применения наркотиков. Школы объявляют себя "зонами, свободными от куре-

ния и наркотиков"; создаются ученические общества "За здоровый образ жиз-

ни".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: