Положение женщины в браке




 

Иудаизм придает большое значение браку. Так высоко брак оценивается по двум причинам. Первая заключается в том, что брак обеспечивает эмоциональную и духовную полноценность человека через поддержку и товарищество супруга. Письменная Тора заповедует, что «нехорошо быть человеку одному» и он должен прилепиться к жене своей, чтобы стать одной плотью. Устная Тора гласит: «Человек, у которого нет жены, обречен на существование без радости, без блаженства, без ощущения истинной ценности жизни, без Торы, без защиты и без мира». Вторая причина высокого значения, придаваемого браку иудаизмом, заключается в ощущении человеком физической полноты жизни. В иудаизме отсутствует предположение, что безбрачие ведет к особой святости. Наоборот, брак видится как идеал, а сексуальные отношения как наиболее сокровенный и радостный способ углубить общение между людьми.
В браке одна женщина предназначается для одного мужчины в верности, преданности и взаимном уважении. Полигамия фактически не была запрещена до 1000 г., однако свидетельства показывают, что многими веками раньше нормой еврейской жизни была моногамия.

Мужа призывают заботиться об удовольствии женщины в интимной сфере и не одобряют, если работа заставляет его находиться вне дома и тем самым обрекать жену на более долгие перерывы в общении с мужем, чем она ожидала, когда выходила за него замуж.

На иудейской свадебной церемонии принято зачитывать брачный контракт - «ктуба». «Ктуба» - это письменное брачное соглашение, в котором утверждаются практические обязательства мужа обеспечивать жену и в котором муж гарантирует ей финансовую поддержку из своего имущества в случае развода или его смерти.

Раввины установили минимальный срок в двенадцать дней, в течение которого женщина находящаяся в нечистоте не должна иметь контактов с мужем. Они считают, что это заставляет супружескую пару искать другие пути, кроме физического, для выражения своих отношений. Период воздержания культивирует признательность друг к другу, внимание и уважение. Блу Гринберг пишет о том, что такой закон предохраняет женщин от отношения к ним как чисто сексуальным объектам; даже когда закон был бессилен изменить социальные установки, он, по крайней мере, уменьшал возможности для проявления этого отношения» («О женщинах и иудаизме»).

Как сообщают иудейские авторы, растет количество женщин, которые посещают «микве» («скопление воды») каждый месяц. Это традиция очищения замужней женщины, связанная с ее физической природой, (а также перед свадьбой и после рождения ребенка). Для ритуального очищения необходимо, чтобы вода была из естественных источников, чтобы образовать «живые воды». Ручей, река, пруд, озеро или океан являются «микве», однако большинство женщин пользуются специально сооруженным для этой цели закрытым бассейном, где есть определенная пропорция дождевой воды. При бассейне есть ванная комната, где женщина готовится к «микве», снимает одежду, кольца и любые другие предметы, которые могут помешать проникновению чистой воды к каждой части тела. После того как она вымоется обычным образом, она входит в «микве» и полностью погружается в воду, читая при этом соответствующие молитвы благословения. Это действие называется «твила» («погружение»).

Такое духовное очищение практиковалось в иудаизме во все времена и не только женщинами. Немало особо религиозных мужчин совершали погружение в «микве» перед субботой или ежегодными праздниками. Многие мужчины делают это накануне Дня Искупления, так как цель этого дня - устранить все, что может помешать людям «объединиться» с Богом, встав на их пути. «Твила» также является обязательным ритуалом в конце процедуры перехода в иудейскую веру.

Согласно Талмуду, жена - послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит Бога за то, что Он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить Бога за то, что Он создал ее для послушания и подчинения мужчине.

 

Развод

 

Когда раввины говорят, что «Бог ненавидит того, кто разводится со своей женой», они имеют в виду нежелательность развода. И все-таки тот факт, что они уделяют столько внимания практическим вопросам, связанным с разводом, говорит о признании ими реальности распада брака.

Даже во времена Ветхого Завета никогда не провозглашалось, что брачные узы длятся всю жизнь, что бы ни случилось. Во Второзаконии говорится о библейском разрешении на развод и описывается его процедура (Втор. 24,1-4). В иудаизме постоянно ведутся споры но поводу основания для развода, которое формулируется в Библии как «что-нибудь противное», но обета «пока смерть не разлучит нас», который был бы препятствием для развода, не существует. Даже в «основаниях для развода» (которые включают в себя неудовлетворенность браком обеими сторонами) иудаизм не распределяет вину.

Иудейский бракоразводный процесс - это официальное и окончательное аннулирование брака. Существенно, что 5 из 7 трактатов, которые имеют отношение к женщинам и семье, посвящены переходу женщины или в состояние связанности брачными узами, или в состояние их распада. Женщина рассматривается как составная часть общественной структуры дома, в котором она «свята для мужа». Если она оставляет все это и становится «разрешенной для каждого мужчины», она в этом случае не становится главой семьи для своих детей. Скорее, она вернется в дом отца.

Иудаизм признаёт реальность разрушенных отношений. Иудаизм смотрит на брак как на контракт, а не как на неразрушимый союз или таинство. (Контракты совершенно обоснованно подлежат аннулированию, если их условия не соблюдаются должным образом). И все-таки в одном существенном пункте, с точки зрения большинства людей, в том числе большинства евреев, иудейский развод устарел. Он заключается в том, что последнее слово при разводе остается за мужчиной. Женщина может быть инициатором бракоразводной процедуры, но она не может быть официально освобождена от супружества без согласия ее мужа.

Так, женщина, «агуна», может, в частности, быть замужем за человеком, который отсутствует, например, он не вернулся с войны.
Формулировка «предположительно мертв» не меняет ситуации. Если у нее нет свидетельства о разводе, она остается замужем за отсутствующим. в общ

Герхард Ригнер пишет, что в ветхозаветные времена «женщина одна, сама по себе, не играет роли ни в экономической, ни в социальной жизни библейского мира. Некоторые законы подчёркивают приоритетный статус мужчин».

Далее он сообщает, что роль женщин в организации, устроении культа ограничивалась второстепенными функциями. Женщина не могла потребовать развода. Она была отстранена от изучения Торы. При собрании миньяна, кворума, необходимого для проведения религиозной службы, женщины не учитывались.

Женщина в доме, напротив, очень ценилась, её положение было высоким. Жена-мать выполняла важные религиозные и образовательные функции.

С течением времени многие точки зрения изменились. Несмотря на то, что на протяжении долгого времени женщины в иудаизме были отстранены от изучения Торы, уже Майонид (1135-1204) высказал мнение, что женщине нет необходимости изучать Тору, но при желании она может это делать. К 1600 г. большим успехом среди иудеев пользовалась книга, содержавшая основные учения Библия и написанная на языке идиш специально для женщин. Что касается современной эпохи, то поскольку в наше время женщины посещают высшие учебные заведения и получают дипломы, им должна быть предоставлена возможность изучать Тору и Талмуд.

Как известно, кроме ортодоксального иудаизма, существуют течения реформистского иудаизма, который возник в Германии в конце 18 в. и претерпел влияние со стороны лютеран, а затем еще более сильное в США, и либерального иудаизма, который возник в Англии в начале 20 в.

В настоящее время во всех течениях иудаизма женщины всё больше и больше вовлекаются в административную работу в синагогах, всё больше внимания уделяется образованию девочек, всё чаще женщины получают возможность преподавать в школах.

«Реформаторское направление и направление, ещё совсем недавно бывшее консервативным, после долгой борьбы разрешили женщинам становиться раввинами, а в некоторых случаях даже «канторами», или чтецами Торы. Следует помнить, однако, что в иудаизме раввин не выполняет сакральной роли, он только трактует Библию и устный закон. Кроме того, в настоящее время раввин является также учителем, проповедником и духовным главой общины», - пишет Герхард Ригнер.

Либеральный иудаизм - это еще более облегченный вариант реформистского иудаизма: здесь существует равенство полов.

Но ортодоксальный иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала, в синагоге женщины должны молиться отдельно от мужчин.

Заключая, интересно отметить, что на еврейской свадьбе жених, надевая обручальное кольцо на палец невесты, произносит следующие слова: «Смотри! По закону Моисея и Израиля через это кольцо ты посвящена мне». Эти слова важны с юридической и религиозной точек зрения. Они составляют еврейский брачный обет. Заметим, что эти слова говорит только жених. (Подразумевается обещание преданности на всю жизнь, но иудаизм не верит, что люди могут обещать это в обете: «В радости и в горе…»).

Очевидно, что закон, согласно которому «посвящённая мужу» женщина никогда не сможет получить развод, если того не пожелает её супруг, очень ярко характеризует, какое действительно положение занимает женщина в иудаизме.

 


Женщина в христианстве

 

В этой главе рассмотрим положение женщины в христианстве. Не секрет, что многие считают, будто бы женщина в нашей религии занимает второстепенное место и полностью находится во власти мужчины. Конечно, смирение является одной из главных христианских добродетелей, причём не только женских, но и мужских. И всё же тема «второсортности» и угнетённости слабого пола периодически поднимается, и потому требует особого рассмотрения.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, поэтапно рассмотрим следующие вопросы: назначение женщины с позиции христианства (с опорой на исторические факты), положение женщины в родительском доме и в браке (этому вопросу уделим наибольшее внимание, так как именно семья является главным поприщем женщины (если она не избрала монашеский путь), а, по словам И.А. Ильина, именно женщина является центром семьи), а также вопрос о разводе и о положении женщины в обществе.

 

Назначение женщины

 

«При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир!», - пишет протоиерей Дмитрий Соколов. Влияние женщины, по его мнению, велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с её назначением.

Каково же назначение женщины? По словам прот. Дмитрия Соколова, постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершенного, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь ещё своё назначение, отличное о назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет.

За решением вопроса об этом частном назначении женщины Д. Соколов обращается к Слову Божию. На первой же странице самой первой книги Откровения, вскоре за изречением, определяющим общее назначение человека, - «сотворим человека по образу Нашему и подобию», мы встречаем другое изречение, указывающее на частное назначение женщины: «не добро бытии человеку единому: сотворим ему помощника по нему».

«Не добро бытии человеку единому…». Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости. Однако Адаму чего-то не доставало. Чего? Он и сам не знал, а только предчувствовал, что именно не доставало ему помощника, соответственного ему. Без этого помощника неполно было блаженство рая. Одарённый способностью мыслить, говорить и любить, он своей мыслью ищет подобное себе существо мыслящее, но его речь печально звучит в воздухе и только мёртвое эхо служит ему ответом. Любовь его не находит для себя предмета близкого и равного ему, всё его существо жаждет другого, подобного ему, но такого существа нет. Твари мира видимого, его окружающие, стоят гораздо ниже его, они не могут быть помощниками по нему. Существо же Высшее, невидимое, даровавшее ему жизнь - безмерно выше его. Тогда всеблагий Бог, создавший человека для блаженства, удовлетворяет его потребности и творит жену. Вот то существо, которое искал Адам, другое его я, но, тем не менее, отличное от него. Итак, жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание - любовь.

Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительно для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его » (Быт 2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя.

Согласно Священному Писанию, дьявол обольстил жену и её же потом употребил в орудие для совращения мужа. Как пишет прот. Дмитирий Соколов, преступление вдвойне искусное: дьявол знал, что вернее всего подействовать на жену, так как она слабее мужа, её легче уговорить и на мужа она имеет влияние. Но это нежное, глубокое влияние для того ли было дано жене, чтобы она господствовала над сознанием мужа, чтобы вводила его в обман и таким образом за жизнь, от него полученную, отплатила ему грехом и смертью? И вот за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями. Он унижает её положение, подчиняет её мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа видно различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу.

А между тем милосердный Бог тотчас же при грехопадении предложил средство для излечения страшной болезни - средство, могущее восстановить потерянное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обетованный Примиритель, который может разрушить дела дьявола (1 Иоан. 3, 8). Семя жены должно поразить главу змия (Быт. 3,15)

И вот предназначенный час пришёл. Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария - образец любви! Но Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после своего великого дела, Она всё-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесённая превыше херувимов и серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!.

Итак, «назначение женщины - быть для мужчины помощницей ему, - пишет Д. Соколов. - А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной…. Но как женщина может выполнять это назначение своё, если она не имеет Спасителя в своём сердце? …Только находясь близ Спасителя, женщина может выполнить своё назначение». «Первое предназначение женщины - быть живым источником любви», - считает И.А. Ильин. «Будь благословенна ты, являющая собой само радушие и восприимчивость, ты, чьё дело не производительность и не прибыль… но живое чувство и преданная забота о живом и о живых», - говорит монах Восточной Церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: