Положение женщины в браке




 

«Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19, 5-6). Мы видим, что Господь сказал «прилепится», означая этим теснейшее единение, сильнейшую любовь. «Нет уз крепче этих», - писал Св. Иоанн Златоуст. «Только брак может даровать полноту познания другого человека - это чудо ощущать, осязать, видеть другую личность также неповторимо и единственно, как и познание Бога, - пишет о. Александр Ельчанинов. - По этой причине можно сказать, что человек до брака как бы скользит над жизнью, наблюдая её со стороны, и только в браке погружается в самую жизнь, входя в неё через другую личность. Это наслаждение истинным познанием и истинной жизнью рождает то чувство завершенной полноты и удовлетворённости, которое делает нас богаче и мудрее».

По словам И.А. Ильина, «то, что должно возникнуть из брака, есть, прежде всего, духовное единение и единство - единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. …И вот жених и невеста должны найти друг в друге это едино-чувстие и едино-любие, объединиться в том, что есть важнейшее в жизни ради чего стоит жить… Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить в друг друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим, а с этим связано и взаимное уважение, и способность организовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей».

«…Лишь в христианстве раскрывается и осмысливается духовная сторона семьи, ибо в христианстве открывается вечность связи членов семьи », - говорит В.В. Зеньковский. Христианский брак не есть лишь земной сексуальный союз, но вечные узы, которые продолжаются и тогда, когда наши тела будут «духовными» и когда Христос будет «все и во всем» (Кол 3, 11).

Христианский брак предписывает каждому свое место: жене следует смиренно встать на второе место, мужу - подъять тяжесть и ответственность быть главой семьи. Но при этом «снисходя к её немощи, доставляй ей всё, всё ради неё делай и терпи: это необходимо тебе», - писал Св. Иоанн Златоуст об отношении мужа к жене.

«…В православии предусматривается чёткое распределение поло-ролевых обязанностей, ожиданий, предписаний, моделей поведения, основанных на взаимодополняемости полов и признании семьи как безусловной ценности. При этом мужчина должен быть главой семьи, добытчиком, защитником. От женщины ожидается, прежде всего, то, что она будет хорошей матерью, женой, хозяйкой. Дети воспринимаются родителями как «дар Божий» и воспитываются в уважении к старшим», - пишет мон. Нина (Крыгина).

Апостол Павел дал нам ясную картину о том, какими должны быть отношения между супругами: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа». (Еф 5, 22-33).

Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что Царство благодати есть Царство любви, а не рабского страха.

Слова апостола направлены против неправильных отношений между мужем и женой, образовавшихся под властью греха. В самом деле, после грехопадения трудность исполнения закона брака состоит в том, что отношения между мужем и женой уже не равные, как это было до грехопадения. В наречении Адамом жене своей имени после грехопадения проявляется впервые это неравенство. Христианский брак в идеале предназначен для того, чтобы восстановить утраченные после грехопадения отношения равенства между мужем и женой, вернуть двоим состояние Рая. Чтобы уничтожить деспотизм мужа, апостол предписывает ему любовь к жене: мужья, любите своих жен. Чтобы уничтожить в жене стремление к преобладанию над мужем, он высказывает ей основание, по которому она должна подчиняться мужу: «Хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог… Мужчина есть образ и слава божия, а жена есть слава мужа; ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа» (1 Кор. 11, 3; 11, 7-9). Чтобы уничтожить все хитрости кокетства, в которых выражается стремление женщины к преобладанию, апостол высказывает желание, чтобы жены, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами. Что этим наставлением он желает прекратить стремление к преобладанию, видно из следующих слов его: «жене не позволяю властвовать над мужем» (1 Тим. 2, 9-12).

Многие здесь увидят порабощение женщины. Но апостол в этом же месте указывает для неё обязанность, исполнение которой служит для неё величием и для исполнения которой скромное положение её послужит только средством. Он говорит, что жена должна послужить спасению мужа, совершая в то же время и собственное свое спасение, чадородия ради. Спасение это, по исполнению времён, одна Жена, обручённая Святому Духу, даровала миру, родив Спасителя; вслед за ней и всякая женщина, в каком бы положении она ни находилась, может даровать это спасение по-своему, уча мужа познавать Спасителя и любить Его. Вот её обязанность, или лучше сказать, преимущество - посвятить себя не только утешению страждущего человека, но ещё и на дело спасения человека падшего.

Женщина, таким образом, по учению Св. Писания, - подруга, данная мужу, которая должна, по побуждению любви, трудиться для блага вечного, находя в своем скромном положении средства для успеха.

Развод

 

Говоря о роли женщины в христианском браке, необходимо осветить и вопрос, связанный с невозможностью его продолжения. Христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины так же недопустима, как и измена женщины. Христос говорит об абсолютном значении того соединения, которое совершает Бог своею благодатью. Разрешается же развод только в том случае, если один из супругов совершил грех прелюбодеяния. «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф 5, 32).

Господь не благословляет развод по существу, Он лишь дает понять, что грех прелюбодеяния, попирает саму основу брака, уничтожает таинственное единство, союз супругов, освященный благодатью Божий. И второбрачие отнюдь не поощряется Господом, даже наоборот осуждается Им, но слова Христа «всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16,18) по мнению Православной Церкви, не означают, что невиновная сторона должна страдать, ведь брак был уже разрушен прелюбодеянием стороной виновной, для которой последующие браки запрещены. Конечно, воздержание от повторного брака предпочтительнее, но степень духовного совершенства у людей разная и «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф, 19,11) поэтому Церковь не настаивает на абсолютном единобрачии, хотя оно и признается идеальным, соответствующем учению Христову о браке. Но и повторный брак Церковь не вменяет в грех для стороны невиновной.

Характерно, что кроме вины прелюбодеяния, указанной Спасителем как самой непреложной для развода, Православная Церковь еще с древних времен добавляла к этому поводу множество других поводов. Связано это с тем, что, как говорил митрополит Сергий (Страгородский) на Поместном соборе 1917-1918 гг., Древняя Церковь «понимала Евангелие не как какой-то талмуд, не как сборник отдельных предписаний, которые нужно вгонять в человека, как гвозди, а как жизнь, которая начинается из зерна и возрастает в дерево, но и в том и в другом случае есть по существу тоже Христова новая жизнь. В своих дисциплинарных требованиях Церковь исходила из того, что усвоение жизни Христовой разными людьми может быть различно, но что и зачаточное усвоение христианства спасительно». Христианский брак, по словам митрополита Сергия, имеет идеал, цель - созидать семью как малую Церковь, но «если этот идеал сделать принудительной обязанностью каждого <…> то мы будем способствовать не утверждению дела Христова, а его разрушению».

Именно поэтому, с учетом новых реалий времени поводы для развода в современной Православной Церкви очень разнообразны: неспособность к брачному сожитию одним из супругов, при условии того, что она началась еще до вступления в брак и не является следствием преклонного возраста; заболевание такими болезнями, как проказа или сифилис, а также СПИДом и хроническим алкоголизмом; безвестное отсутствие, не менее трех лет, одного из супругов; присуждение к длительному наказанию одного из супругов; посягательство на жизнь, побои, причинение вреда здоровью одному из супругов или детей; снохачество, сводничество; вступление одним из супругов в новый брак при существовании старого; тяжелая душевная болезнь, не позволяющая совместное проживание супругов друг с другом; наркомания; совершение женой без ведома мужа аборта или понуждение жены мужем на совершение аборт.

Второбрачие которое хотя и не поощряется Церковью, все же, во избежание греха, при определенных случаях разрешается.

При этом Церковь следующим образом разрешает разведённым как мужчинам, так и женщинам, вновь вступать в брак. В порядке церковного послабления Церковь идет на уступки человеческой немощи и позволяет второй брак. Это может быть в результате смерти одного из супругов в первом браке. Но, разрешая второй брак, Церковь не считает его равноценным первому. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» 2000 г., Церковь позволяет также второй брак после расторжения первого только тому супругу, который не был виновен в этом расторжении. Еще более строго относится Церковь к третьему браку. Однако и третий брак допускается как послабление, нарушение и потому как брак неполноценный. Но четвертый брак запрещается категорически, он считается несовместимым с пребыванием в Церкви.

Таким образом, Православная Церковь не прекращает призывать супругов к хранению великой святыни - церковного брака, показывая им всю порочность развода, но и в то же время, действуя в духе евангельского милосердия, не оставляет грешников без утешения, позволяя после покаяния начать все сначала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: