Словесное искусство Словесно-музыкальное искусство 1 глава




ИРТИНЯ


тж ппттп


ния и подчиненности всех явлений неизменным естествен­ным законам. Учение о* «трех стадиях мышления»: «теоло­гической», «метафизической» и стадии «позитивной филосо­фии». Относительность знания, которым всегда ограничива­ется позитивная наука, его зависимость от опыта человече­ства и степени организации общества. Позитивизм как един­ственная философия, которая «строит общую теорию искусст­ва». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, на­сколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель ис­кусства - превосходить действительность, побуждая нас к даль­нейшему ее совершенствованию.

♦ Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эсте­тизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего соци­ального бытия целям и интересам художественного творче­ства, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и суще­ствование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - из­бранных творцов духовных ценностей как конечная цель че­ловечества.

Дионисийское и аполлоническое начала в античной куль­туре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рациона­лизме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-


ее назначение осуществлять правильный подоор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Худо­жественное творчество как единство бессознательного зарож­дения замысла и осознанного процесса его воплощения. Ге­ний и талант. Преобладание в творчестве гения «животворно­го дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.

Вторая половина XIX века как период социальных стол­кновений и глубоких общественных сдвигов. Возникнове­ние марксизма. Неправомерность попыток выдавать фраг­ментарные суждения на различные эотетические темы и кон­кретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Эн­гельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии ос­новоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.

Материалистическое миропонимание как методологичес­кая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному и социальному существу. Значе­ние практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он произ­водит общество»). Относительная самостоятельность в разви­тии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстьитель-


22

линное эстетическое суждение». Эстетическая нейтральность простейших элементов формы (ритмов, тонов, пропорций, кра­сок и т. д.)- Их взаимоотношение и взаимодействие - един­ственный предмет эстетического суждения. Значение матема­тического выражения связей между простейшими элемента­ми. «Средства музыки» как наиболее подходящий объект математического описания «чистых отношений» формальной структуры.

О. Конто необходимости упразднения философии как ме­тафизического размышления о первоначалах бытия и позна­ния и подчиненности всех явлений неизменным естествен­ным законам. Учение о' «трех стадиях мышления»: «теоло­гической», «метафизической» и стадии «позитивной филосо­фии». Относительность знания, которым всегда ограничива­ется позитивная наука, его зависимость от опыта человече­ства и степени организации общества. Позитивизм как един­ственная философия, которая «строит общую теорию искусст­ва». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, на­сколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель ис­кусства - превосходить действительность, побуждая нас к даль­нейшему ее совершенствованию.

«Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эсте­тизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего соци­ального бытия целям и интересам художественного творче­ства, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и суще­ствование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - из­бранных творцов духовных ценностей как конечная цель че­ловечества.

Дионисийское и аполлоническое начала в античной куль­туре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рациона­лизме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-


ческого бытия и человеческих отношений. Деаристократиза-ция жизни. «Плебейский дух эпохи» как причина декаданса в культуре. Концепция «героического пессимизма» и пробле­ма «прорыва в будущее» через временный «поворот к про­шлому».

Э. Гартман и «философия бессознательного». Бессозна­тельное как суть жизни, основа вещей, единая субстанция воли и представления. Гартман о телеологической правомерности человеческой истории и человека в мире. Инстинкт сохране­ния особи и облагораживания породы. Всесильность любви и ее назначение осуществлять правильный подбор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Худо­жественное творчество как единство бессознательного зарож­дения замысла и осознанного процесса его воплощения. Ге­ний и талант. Преобладание в творчестве гения «животворно­го дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.

Вторая половина XIX века как период социальных стол­кновений и глубоких общественных сдвигов. Возникнове­ние марксизма. Неправомерность попыток выдавать фраг­ментарные суждения на различные эстетические темы и кон­кретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Эн­гельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии ос­новоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.

Материалистическое миропонимание как методологичес­кая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному й социальному существу. Значе­ние практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он произ­водит общество»). Относительная самостоятельность в разви­тии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстъитель-


 


ности, осуществляемого силою воображения и творческой фан

тазии. Асинхронность духовных процессов и политико-пра

вовой организации общественной жизни. Социальный про

гресс и саморазвитие материальной культуры. Движение че

ловечества из «царства необходимости», где люди находятся

под властью их же собственных материальных и духовных

сил, в «царство свободы», в котором свобода каждого будет

условием свободного развития всех.

Т е м а 11. Развитие эстетической мысли в России

в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов

Появление определений эстетики на русском языке (на­ука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящ­ных искусств, наука о прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств и др.). Осмысление связи эс­тетики с психологией («наукой о душе»), «патологией» («на­укой о страстях»), логикой и собственно философией. При­знание значения эстетики для развития искусства, эстети­ческого воспитания и повышения культурного уровня общест­ва.

Эстетика просветительского классицизма, просветительс­кого реализма, сентиментализма и преромантизма (А. Канте­мир, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Новиков, Н. Карамзин, А. Радищев, Г. Державин).

Неоднородность эстетики русского романтизма: заимство­вание идей у западных романтиков и его самобытные формы (романтический индивидуализм А. Бестужева-Марлинского, романтический символизм Д. Веневитинова, романтический универсализм В. Одоевского). Критика эстетических прин­ципов классицизма. Освоение эстетических воззрений иенс-ких романтиков и учения Шеллинга об интеллектуальной ин­туиции как единственном способе постижения абсолюта. Ир-рационалистическое обоснование природы искусства и твор­чества гения, различие между сферами разума и инстинкта, ^близость к концепции «искусства для искусства».


25

Основная заслуга эстетических взглядов декабристов -пропаганда идей гражданского служения искусства. Тесная увязка проблем народности, самобытности искусства с неприя­тием подражательства, преклонения перед иностранщиной, уни­жающих достоинство русского человека (В. Кюхельбекер, В. Жу­ковский, К. Рылеев, А. Бестужев). Критическое отношение к национальной ограниченности, требование знания образцов мирового искусства, достигших общечеловеческого значения.

Эстетика славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, П. Ки­реевский, А. Кошелев, Ю. Самарин, К. Аксаков и др.) как свое­образное развитие романтических тенденций в духовной куль­туре русского общества. Характерные признаки философско-эстетического осмысления действительности (И. Киреевский, Хомяков), исследований и пропаганды русской старины и на­родного творчества (П. Киреевский, Кошелев), литературно-критических выступлений (Аксаков) славянофилов - идея на­родности искусства, понятая, главным образом, в контексте отражения народного быта и особенностей национального ха­рактера, православная религиозность, соборность, критика ин­дивидуализма как определяющего свойства западного миро­восприятия, убежденность в том, что время подражания в рус­ском искусстве проходит и всякая духовная жизнь народа может быть воплощена в художественных формах, порожден­ных ею самой.

Революционно-демократическая эстетика (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Пи­сарев) - принципиально новый этап развития эстетической мысли в России. Тяжелая жизнь крестьянства, произвол вла­сти, отсутствие политических свобод. Отрицание крепостни­чества как продолжение критики современной цивилизации представителями западноевропейского утопического социализ­ма и коммунизма первой половины XIX века. Апелляция к низам, ясное осознание несовершенства общественного устрой­ства, убежденность в способности человека изменить мир в соответствии со своими потребностями и интересами, надежда на переход России к социализму через революцию и кресть­янскую общину - главные отличия мировоззрения револю­ционных демократов от позиции «непротивленцев», «певцов




 


мировой скорби», сторонников «спасения» в иллюзорном мире мечты и фантазии и т. п. Разработка эстетической теории на основе материалистического мировоззрения. Преобладающее значение действительности в ее взаимоотношениях с искусст­вом. Социально-историческая детерминированность и граж­данская функция художественного творчества. Философско-эстетическое обоснование принципов критического реализма, идейности, художественности и народности искусства.

Т е м а 12. Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века

Русская религиозно-идеалистическая мысль. Мировоззре­ние Вл. Соловьева. Проблема «осуществления» истины, добра и красоты, их действительного претворения в жизнь. Соловь­ев о необходимости замены религии «веры» на религию «дей­ствия». «Свободная теургия» как требование внутренней упо­рядоченности сущего, интеграции его, повышения уровня ми­ровой целостности («всеединства»). Значение любви и творче­ства как высших состояний, с помощью которых «истинно-сущее» развертывает себя в мир. Внутренняя целостность и аксиологическая природа эстетического объекта. Осуществ­ленная идея всеединства как красота.

Эстетические взгляды Ф. Достоевского. Неприемлемость революции как средства изменения общественной жизни (на­силие порождает насилие). Путь к мировой гармонии, «всеев­ропейскому и всемирному» братству людей проходит не через борьбу, а через религиозно-нравственное воспитание. Крити­ка представлений о детерминировании духовного мира чело­века условиями жизни как невольного стремления «освобо­дить» его от личного нравственного долга. Эстетическое и нравственное воздействие красоты. Социологическая и гносе­ологическая сущность художественного творчества, проблема реализма и народности искусства. Творческий процесс как глубокое философски осмысленное воспроизведение действи­тельности. Протест против «чистого искусства» и утилитар­ного подхода к нему. Несводимость полезности искусства к


отражению актуальных событий того или иного историческо­го периода. Невозможность достижения цели искусства неху­дожественными средствами.

Символизм как философское и литературно-художествен­ное течение в России {Д. Мережковский, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб). По­пытка создания эпохального искусства «большого стиля», направленного на осмысление трагических моментов всемир­ной истории. Категория творчества и глобальные проблемы жизни и смерти, смысла человеческого бытия, борьбы хаоса с космосом. Время как основная форма самопознания челове­ка. «Надвременные» устремления символистской эстетики, об­ращение к архаическим формам искусства. Конститутивное значение музыки в мифологическом осмыслении бытия. «Му­зыкальность» зодчества, скульптуры, живописи и поэзии. «Те-ургизм» как обладание тайным знанием. Восприятие техники (машины) как непостижимой силы Рацио, переход от органи­ческого к механическому типу культуры. Чуждость красоте образов города, фабрики, тяжелого физического труда. Ощуще­ние «края культуры», эсхатологические мотивы символизма.

Р а з д е л III Наиболее общие категории эстетики

Т е м а 13. Трагическое и комическое

История эстетических учений о трагическом. Столкнове­ние личности с внеличными силами, крушение идеалов, тяг­чайшие страдания и гибель человека как основа трагической

коллизии.

Трагическое как эстетическое выражение противоречия между исторически необходимым требованием и практичес­кой невозможностью его осуществления.

Противоречие между свободой и необходимостью как наи­более общая «формула» трагического, его ценностной приро­ды. Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развер-


тывающийся в процессе свободного действия человека и со­провождающийся человеческими страданиями и гибелью важ­ных жизненных ценностей.

Диалектика объективного и субъективного, случайного и необходимого, личного и всеобщего, реального и идеального.

Трагическое в искусстве. Трагедия пессимистическая и оптимистическая.

Комическое в истории эстетической мысли. Комическое и смешное. Комическое как родовое понятие для обозначения самых разнообразных оттенков явлений, способных вызвать смех. Комическое - «формула» смешного.

Социальная, ценностная природа комических явлений. Историзм как основа понимания сущности комического в старых, отживших или в новых, нарождающихся явлениях жизни. Объективные предпосылки диалектики комического. Смех, социально санкционированный (осуждающий или одобряющий определенные социальные явления) и незаинте­ресованный, развлекательный, игровой. Игровое, развлекатель­ное начало, смех от радостной беспечности, избытка сил и сво­боды духа в противовес гнетущим заботам, нужде будней, по­вседневной серьезности и т. д., как необходимый компонент художественно-комических явлений.

«Высокие» и «элементарные» (забавные, шутливые) фор­мы комического.

Спектр комических явлений (юмор, сатира, шутка, сарказм, ирония, остроумие и т. д.). Комическое в искусстве.

Т е м а 14. Возвышенное и низменное

Категория возвышенного в истории эстетических учений Стремление эстетической теории обосновать внутреннюю зна­чительность явления, несоизмеримого по своему идеальному содержанию с реальной формой его выражения. Возвышен­ное как выход за пределы обыденного, повседневного.

Связь категории возвышенного с категорией идеала, с тем, к чему стремятся люди в своей жизни, о чем они мечтают.


Цели возвышенные и низменные. Возвышенное как осоз­нанное стремление людей к подлинно гуманистическим об­щественно значимым целям.

Ценностная природа возвышенного и его связь с катего­рией свободы.

Низменное - антипод возвышенного, эстетическая катего­рия, в которой, в выходящей за пределы обыденного, форме выражается устремленность людей к антигуманистическим целям. Низменное как ценность чрезвычайно негативная (ан­тиценность), таящая в себе серьезную угрозу для человечества (тирания, шовинизм, захватнические войны, безудержная жаж­да наживы и т. п.).

Возвышенное и низменное в искусстве.

Тема 15. Прекрасное и безобразное

История эстетических учений о прекрасном, как катего­рии, характеризующей явления, обладающие высшей эстети­ческой ценностью. Прекрасное и истинное, прекрасное и доб­рое, прекрасное и полезное. История эстетики о конкретно-чувственной форме красоты, бескорыстном характере и обра­щении ее к созерцанию и воображению.

Прекрасное в природе. «Природники» и «общественни­ки» о сущности красоты. Роль аксиологии в интерпретации прекрасного как общественной ценности предметов и явле­ний. Диалектика объективного и субъективного в прекрас­ном.

Прекрасное, красивое, прелестное, грациозное.

Прекрасное в человеке. Физическая и духовная красота. Красота созидательной, творческой деятельности. Универсаль­ное свободное творчество как эстетический аспект труда. От­носительность красоты. Конкретно-исторический характер представлений о красоте человека. Различные ценностные системы и типы культуры о человеческой красоте.

Прекрасное в мире вещей. Прекрасное и целесообразное. Понятие дизайна и технической эстетики.

Прекрасное в искусстве.


Безобразное в предметах и явлениях окружающей дей­ствительности, обладающих отрицательной эстетической цен­ностью и причиняющих людям более или менее сильное стра­дание (чаще всего не потому, что очень вредны, а вследствие неприятного впечатления, производимого на наше зрение или слух). Аристотель, Лессинг и Белинский о цели воплощения безобразного в искусстве. Эстетизация безобразного в искус­стве XX века.

Р а з д е л IV Сущность и функции искусства

Тема 16. Искусство как высшая форма эстетического познания и эстетической деятельности

Границы искусства.

Художественный образ как специфическая, присущая ис­кусству форма отражения и познания объективного мира. «Об­раз-замысел», «образ-произведение», «образ-восприятие». «Ста­тичные» и «динамичные» художественные образы в искусст­ве. Понятие «микрообраза», «макрообраза» и «метаобраза». Миметическая сторона природы искусства. Предмет искусства и понятие личностного смысла. Диа­лектика общего и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального в художественном образе. Художественный образ и представление. Представления обыденные и специализированные. Специфика научных и художественных представлений.

Искусство и наука как формы познания объективного мира. Их сходство и различие в предмете, содержании и фор­ме отражения. Критика «наивного сциентизма», стремления ♦ онаучить» существующие формы человеческого духа, подме­нить наукой искусство.

Роль воображения в художественно-образном познании мира. Понятия «имагинации» и «имагинативного абсолюта». ♦ Гносеологизм» в эстетике и несостоятельность его попы­ток обосновать познание как сущность искусства. Характе-


т


ристика неодинаковой степени активности познавательного процесса в различных художественных явлениях (видах и жанрах искусства).

Творческо-созидательная (деятельностная) сторона приро­ды искусства.

Идея самоценности художественного творчества. Формаль­ная школа в эстетике (К. Фидлер, А. Гильдебранд, А. Ригль, М. Дворжак, Г. Вёльфлин) и обоснование суверенности и са­модостаточности искусства. Формальная эстетика об органич­ных законах, присущих внутренней природе искусства, при­чинах, вызывающих его развитие, и движущих силах, суще­ствующих и проявляющихся не «вне», а «внутри» самого ис­кусства.

Формалистическая эстетика (//. Гербарт, Р. Циммерман, Э. Ганслик) и ее учение о самоценной суверенности формы произведения. Принципиальные отличия теоретических по­зиций представителей формальной и формалистической школ.

Культурно-исторический подход в искусствознании. Фор­мальное и социологически-политизированное направления в науке об искусстве.

Философские основы миметической и творческо-созидатель-ной (деятельностной) концепций художественного творчества.

Семиотика, герменевтика и структурализм - наиболее влиятельные модификации формальной школы XX века.

Понятие деятельности. Практическая и духовная сторо­ны деятельности. Преобразование, познание, ценностная ори­ентация и общение как всеобщие формы индивидуальной де­ятельности.

Деятельность творческая (продуктивная) и нетворческая (репродуктивная).

Понятие эстетической деятельности. Современные дискус­сии о ее сущности и структуре.

Художественная деятельность. Сферы производства и по­требления художественных ценностей.

Дихотомия искусства. Неразрывное единство миметичес­кой и творческо-созидательной (деятельностной) его сторон. Искусство - особая форма общественного сознания и челове­ческой деятельности, в которой органически сочетаются худо-




 



Щ


жественно-образное познание жизни с творчеством по зако нам красоты.

Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система.

Деятельность и функция. Функция искусства - фактичес­ки осуществляемое искусством действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни.

Отражательно-информационный, оценочный, творческий, знаковый, психологический, социальный, воспитательный, иг­ровой аспекты искусства. Познавательная, просветительская, прогностическая, оценочная, эвристическая, коммуникативная, суггестивная, компенсационная, катарсическая, социально-орга­низаторская, социализирующая, воспитательная, гедонистичес­кая, развлекательная функции искусства.

Диалектика сущности, аспектов и функций искусства. Понятие «необходимых» и «достаточных» функций искусст­ва, функций первого, второго и т. д. порядка.

Современные концепции функционального строения ис­кусства. Эволюция теоретических представлений от монофун­кционального строения искусства через идею полифункцио­нальности к трактовке искусства как сложно-динамического целого, проявляющегося на единой социально-эстетической основе. Удовлетворение эстетической потребности как выс­шее назначение искусства.

Тема 17. Содержание и форма в искусстве

Гносеологический параметр: два аспекта проблемы содер­жания и формы в искусстве. Понятия содержания и формы художественного произведения, объекта и предмета отраже­ния в искусстве, художественного замысла и художественно­го восприятия.

Субстанциальный параметр: содержание и форма как иде­альное и материальное. Материальный и духовный «планы», «стороны» художественного произведения.

Семиотический параметр: произведение искусства как семиотический объект. Признаки семиотической система.


Знак и значение. Художественный язык. Специфика инфор­мативных и художественных коммуникаций.

Изобразительность - функция имитации предметно-фи­зической стороной художественного произведения предмет­ных форм объективной действительности. Выразительность - функция передачи эстетической ценности мира без непос­редственной имитации конкретных предметно-физических форм. Выразительность как непосредственное раскрытие цен­ностного отношения художника к действительности.

Искусство и язык. Их общность и различие.

Диалектика художественного содержания и художествен­ной формы. Объективное и субъективное в предмете отраже­ния и в содержании искусства. Понятия темы и идеи. Мате­риал искусства. Композиция, фабула, сюжет.

Единство содержания и формы в замысле, произведении и восприятии. Соответствие и несоответствие содержания и фор­мы в искусстве.

Произведение в системе художественной культуры. Спо­соб существования художественного содержания. Содержание и вариантное множество правомерных восприятий.

Произведение искусства как тождество производства и потребления, содержания и восприятия.

Произведение искусства - качественно-определенное, от­носительно-замкнутое целое и вместе с тем «открытая», «ра­зомкнутая» система.

Произведение искусства как «вещь» и «совокупность от­ношений» одновременно, как объект не только вещно-физи-ческого, но и культурно-ценностного порядка.

Р а з д е л V Морфология искусства

Тема 18. Система искусств

Морфология как учение о строении мира искусств. Три возможных подхода в выборе исходной плоскости классифи­кации искусства: различия в способах создания художествен-

Змаз Л«290


34

ных ценностей (первичные и вторичные искусства), различия в способах восприятия (оптические, акустические, оптико-аку­стические), различия в способах существования (пространствен­ные, временные, пространственно-временные).

Реальное бытие и строение художественных произведе­ний как основополагающий принцип классификации искус­ства. Деление художественных структур на «простые» и ♦ сложные», «монофункциональные» и «бифункциональные». Понятие пограничной зоны, разделяющей смежные виды, раз­новидности, роды и жанры искусства, в которых происходит постепенное перерастание одного явления в другое. Единство диахронического и синхронического подходов в морфологи­ческом анализе искусства.

Представление о трех взаимосвязанных формах существо­вания художественных структур (синкретических, дифферен­цированных и синтетических) и двух встречных тенденциях (от исходного синкретизма - к дифференцированным образо­ваниям; и от них - к синтезированным гетерогенным струк­турам).

Дифференциация искусств.

Закономерности формирования художественной деятель­ности как деятельности синкретической. Дифференциация изначального синкретизма и образование самостоятельных (гомогенных, одноэлементных) структур. Образование «муси-ческого» и «технического» художественных комплексов. Обо­собление чисто временных (словесно-музыкальных) художе­ственных структур от пространственно-временных (танца и актерского искусства) и их дальнейшее деление на самостоя­тельно существующие словесные, музыкальные, танцевальные и актерские формы творчества. Разложение «технического» комплекса с постепенным обособлением изобразительных и неизобразительных искусств и обретением одноэлементны­ми структурами (живопись, графика и скульптура, архитек­тура, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство) самостоятельного бытия.

Процесс дифференциации и судьбы исполнительского ис­кусства. Выделение сфер производства и потребления худо­жественных ценностей, расчленение сферы производства на


их созидание и воспроизведение. Приобретение исполнитель­ской деятельностью черт, свойственных только временным или только пространственно-временным искусствам, распад на актерскую, музыкально-исполнительскую, хореографическую и другие разновидности. Отпочкование в исполнительской практике режиссерской, дирижерской и собственно исполни­тельской функции.

Интеграция искусств.

Появление гетерогенных (многоэлементных) художествен­ных структур в результате скрещения структур гомогенных. Конгломеративный, ансамблевый, органический способы ху­дожественной гибридизации. Проникновение искусств в мир техники, спорта, информации (рекламы) и т. д.

Закономерности рождения новых художественных обра­зований на высоких ступенях развития искусства, отмирание старых форм творчества.

Онтологический и семиотический критерии классифика­ции искусства. Понятия классов, семейств, видов, разновидно­стей художественной деятельности. Род и жанр как морфоло­гические категории.

Тема 19. Бытийный статус музыкального произведения

Феноменологическая эстетика (Р. Ингарден)о способе су­ществования музыкального произведения. Музыкальное про­изведение и «сознательные переживания» композитора, му­зыкальное произведение и «сознательные переживания» слу­шателя, музыкальное произведение и ноты (партитура), музы­кальное произведение и исполнение. Музыкальное произве­дение как предмет интенциональный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: