Словесное искусство Словесно-музыкальное искусство 2 глава




Гносеологические корни теории интенциональности. Не­правомерность противопоставления музыкального произведе­ния и продукта исполнительской деятельности. Игнорирова­ние диалектики тождества и различия, дискретного и непре­рывного. Пространственно-временные параметры явлений и значение качественных характеристик для установления их границ.



И9


Понятие вариантного множества. Диалектика «бытия-дей­ствительности» (звучания) музыкального произведения и его «бытия-возможности» (то есть существования в нотной запи­си, в памяти композитора, исполнителя, слушателя, в специ­альных двигательных навыках музыканта-интерпретатора и т. п.).

Музыкальное произведение как исторически конкретная целостная совокупность всех возможных и действительно су­ществующих правомерных вариантов исполнительских объективации продукта первичной художественной деятель­ности.

Тема 20. Исполнительское искусство

Творческая деятельность в системе художественного про­изводства. «Статичные» и «динамичные» искусства. Первич­ные и вторичные виды художественной деятельности. Искус­ства самостоятельные, несамостоятельные и относительно са­мостоятельные.

Признаки исполнительства: вторичность, относительная самостоятельность, наличие творческого посредника между автором и «потребителем» искусства, осуществление в при­сутствии воспринимающей аудитории самого процесса твор­чества, возможность влияния публики на его протекание, со­впадение художественной деятельности и ее продукта, задан­ная исполнителем последовательность фаз восприятия, пере­вод художественного содержания из материальной нехудо­жественной системы в художественную.

Художественно-интерпретационная сущность исполнитель­ского искусства. Исполнительство как творчество. Понятие художественной интерпретации. Художественная интерпре­тация, исполнение и продукт исполнительской деятельности. Художественная интерпретация в структуре исполнительско­го процесса.

Проблема правомерности художественной интерпретации. Исполнительское искусство как глубокое раскрытие ху­дожественных образов продукта первичной художественной


деятельности в данной конкретно-исторической социально-культурной среде. Реализация, репродуцирование, реадапта­ция и ретрансляция продукта первичного творчества — нераз­рывные грани единой специфической функции исполнитель­ства.

Жизель Бреле о творческих результатах исполнительско­го процесса. Специфические особенности процессуальных ис­кусств. Реализация художественной идеи как ограничение «горизонта возможных вариантов» и обогащение всем тем, что дает ей «общение с материей». «Незавершенность» музы­кального произведения и возможности, которые «таятся в нем». Нотная запись как «фундаментальная архитектура музыки» и «обнажение идеи». Гармония между «сутью произведения» и оригинальным «вкладом его реализации». Две тенденции в исполнении старинной музыки: (1) стремление к истори­ческой точности и (2) к точности в отношении к произведе­нию и к «требованиям современного человека». Достоинства и недостатки концепции Бреле.

Раздел VI

Эстетическое и художественное развитие общества

Т е м а 21. Линейный принцип построения истории искусств и теория локальных цивилизаций

Теоретическое противостояние концепции однолинейного и прогрессивного восхождения от одного этапа историко-ху-дожественного процесса к другому и концепции локальных цивилизаций, исключающей линейный характер прогресса и ставящей под сомнение единство развития культур.

Элементы концепции стадийной общественной эволюции в учениях Д. Вико, Ш. Монтескье, Ж. Руссо и К. Сен-Симона. О. Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции челове­чества. Гегелевская интерпретация культур различных эпох как конкретно-исторических ступеней саморазвития абсолют­ного духа. Учение К. Маркса о закономерностях смены спо-


38

собов производства материальных благ, вызывающей возник­новение, функционирование и превращение одной обществен­но-экономической формации в другую, более сложную и вы­сокоорганизованную.

Критика представлений о единой линии развития чело­вечества. Теория культурно-исторических типов Н. Дани­левского о существовании отдельных, имманентно развива­ющихся цивилизаций. О. Шпенглер о жизненных циклах культурного «организма», его возникновении, взрослении, старении и гибели. Учение о неизбежном кризисе культу­ры и ее перерождении в цивилизацию. Круговорот локаль­ных цивилизаций и элементы поступательного развития в теории А. Тойнби. Л. Гумилев об истории отдельных этно­сов и этногенезе как последовательной смене закономер­ных фаз. Понятие пассионарности и роль «пассионарного толчка».

Значение линейного принципа построения истории ис­кусств и теории локальных художественных культур в реше­нии конкретных познавательных задач. Необходимость пре­одоления их односторонности. Поиск методологических ос­нов, коррелирующих выявление общих тенденций историко-художественного процесса и осмысление своеобразия худо­жественных эпох, культур, значительных явлений в искусст­ве.

Тема 22. Творческий метод, направление, течение,

школа и стиль как категории историко-художественного процесса

Художественный метод как исторически обусловленное единство общих принципов творчества.

Параметры художественного метода: гносеологический, аксиологический, семиотический, моделирования. Их диалек­тическая взаимосвязь.

Поливалентность художественных методов, их «стертые», переходные формы.


Художественное направление как объективированный ме­тод. Взаимосвязь направления, течения и школы в искусстве.

Понятие стиля. Стиль отдельного произведения или жан­ра в искусстве, индивидуальный стиль (творческая манера), стиль крупных художественных направлений, стиль эпохи.

Историко-художественный процесс в свете диалектики исторического и логического. Идейно-эстетические ориента­ции и принципы художественного творчества в исторической перспективе.

Нерасчлененность, диффузность художественной культу­ры первобытного общества. Отсутствие четкой дифференциа­ции творческих методов и художественных направлений эпо­хи Античности и постепенное формирование в ней стилевых отличий, отдельных норм и принципов творчества. Различ­ное усвоение канонических традиций Античности западным и восточным Средневековьем и их единство в определенных хронологических рамках. «Переход» художественной куль­туры от развития «хронологическими массивами» к разви­тию «отдельными потоками». Барокко, классицизм, сентимен­тализм, преромантизм XVII века, их диалогические и конф-ронтационные отношения. Просветительский реализм и ро­мантизм ХУШ-Х1Х веков. Критический реализм и натура­лизм. Размежевание «миметической» группы художествен­ных направлений (натурализм, романтизм, реализм) и «анти­миметической» (многообразные проявления модернистского творчества, субнаправления и течения авангардизма) на рубе­же XIX-XX веков.

Модернизм как тип мировидения и художественно-эсте­тическая система. Авангардизм - модернизм в искусстве, мощное метанаправление, охватившее значительную часть мирового историко-художественного процесса от конца XIX до последней четверти XX века. Экспрессионизм, кубизм, фу­туризм, сюрреализм, абстракционизм, дадаизм, литература по­тока сознания, «новый роман», драма абсурда и т. д. Серийная, конкретная и электронная музыка, алеаторика, сонористика, пуантилизм музыкального авангарда.

Принципиальный антитрадиционализм авангарда, отказ от фигуративности, разрушение ладотональных связей, погру-


40

;. сновидении, «языкотворчество» и т. п. Художе-

стоснь^е приемы авангардизма («ассоциативный монтаж», «коллаж», «поток сознания» и др.).

Постмодернизм как общекультурное движение конца XX века. Плюрализм и релятивизм художественной культу­ры постмодернизма, компилятивность ее художественного со­знания. Смешение «несоединимых» художественных черт, па­родирование классических канонов или их сочетание с экспе­риментом. Неопределенность и неустойчивость образов, сбли­жение элитарного и массового искусства.

Творческий метод и мировоззрение художника. 3. Фрейд о конфликте цивилизованного и социализиро­ванного человека со своим подсознанием. Учение К. Юнга об архетипах. Продуцирование однотипных фантастических об­разов, повторяющаяся символика, сходные сюжеты и типы кон­фликтов в культуре разных этносов. К. Леви-Строс о незави­симости коллективного бессознательного фантазирования от воздействия социально-экономических факторов. «Логика» во­ображения.

Художественное творчество как единство сознательного и бессознательного. Диалектика интеллектуального и эмоцио­нально-ценностного в структуре мировоззрения. Миропони­мание и миросозерцание (мироощущение, мировосприятие, ми­ропредставление). Творчество как опредмеченное мировоззре­ние художника. Определяющая роль мировоззрения в той области творчества, которая представляет собой осознанный процесс.

Категории историко-художественного процесса (идеал, метод, мировоззрение, стиль) в исполнительском творчестве.

Т е м а 23. Эстетическое и художественное воспитание

История эстетической мысли о проблемах культурно-эс­тетического развития общества, теории и практики эстетичес­кого и художественного воспитания.

^ Критика модели нормативно-дисциплинарной, авторитар­ной педагогики, трактовки личности как «объекта» манипу-


лирования и «средства» для достижения определенных це­лей.

Значение социально-деятельностной концепции эстетичес­кого воспитания. Воспитание - деятельностное саморазвитие личности, осуществляемое в процессе общественного воспро­изводства человека и реализуемое механизмами культуры. Развитие, социализация и воспитание. Воспитание как про­цесс формирования базовых основ культуры. Понятия куль­туры, цивилизации и менталитета.

Формирование эстетически развитой личности - специ­фическая цель эстетического воспитания. Созидаемая красо­та человека как доминанта этого процесса.

Уровень эстетической культуры и ее компоненты. Эстетическое и художественное воспитание. «Воспитание средствами искусства», «искусство как средство эстетическо­го воспитания», «художественное воспитание», их отличитель­ные особенности. Формирование художников и высококуль­турных потребителей искусства - цель художественного вос­питания.

Организация эстетического и художественного воспита­ния. Включение личности в многообразные формы эстетичес­кой и художественной деятельности, в процесс созидания цен­ностей культуры. Институциональная система эстетического воспитания, учет специфических особенностей основных сфер человеческой деятельности (учебно-воспитательной, производ­ственно-трудовой, общественно-политической, досуговой, быто­вой) и возраста (дети, родители, пенсионеры).

е м а 24. Студент и эстетика

Эстетика и потребности профессиональной деятельности музыканта. Польза эстетики для тех, кто музыку создает, кто ее исполняет, «потребляет» или изучает, для тех, кому сужде­но руководить музыкальными коллективами и организация­ми, управлять ими.

Возможность использования материала курса и книг по эстетике для более глубокого освоения других нефилософс-


ПЛАН КУРСА

Наименование раздела и темы

42

ких дисциплин (истории и теории музыки, истории исполни­тельского искусства, методики преподавания, психологии, пе­дагогики и др.).

Эстетика как школа мысли и рефлексии. Знание теорети­ческих эстетических основ - важный компонент эстетичес­кой культуры личности.

Эстетика как притягательная сфера самовыражения ху­дожественно одаренных и духовно богатых натур, получив­ших первые навыки философствования.

Молодость, свободомыслие, любознательность, оптимизм, стремление к поиску истины за гранями дозволенного, отсут­ствие моральных предрассудков - качества, играющие важ­ную роль в теоретическом развитии эстетики, ее положений и идей. Совпадение с интересами будущего специалиста-му­зыканта главной сверхзадачи эстетики - критического сти­мулирования развития наличного эстетического бытия и эс­тетического сознания.

Процесс общественных преобразований и необходимость совершенствования системы ориентиров и приоритетов куль­турной политики. Осознание культуры как мощного рычага развития общества, необходимого условия продвижения Рос­сии по пути экономических реформ, развития демократии, нравственного очищения общества. Понимание самоценности, суверенности и самодостаточности культуры, духовного напол­нения нашей жизни как высшего смысла и назначения чело­веческого бытия (рыночная экономика и государство - лишь обслуживающие средства, но не самоцель).

Актуальные проблемы культурно-эстетического развития. Культура и нравственность, культура и демократия, культура и становление правового государства, культура и межнацио­нальные отношения.

Пополнение рядов отечественной интеллигенции - важ­ная задача высших учебных заведений.


 

5 6


Эстетика как философская дисциплина
Предмет, категориальный аппарат и ме­
тоды эстетики 1
I Сущность эстетического. Объективный

характер эстетического в действительности 2
Сущность эстетического. Структура эс­
тетического сознания 2

 

История эстетических учений Методологические проблемы изучения истории эстетической мысли Античная эстетика

 

Эстетика западноевропейского Средневе­ковья

 

Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль XVII века в Западной Европе Эстетика XVIII века. Английское и французское Просвещение

 

Эстетика XVIII века. Немецкое Просве­щение

 

Немецкая эстетика конца XVIII - нача­ла XIX века

 

Эстетика середины и второй половины XIX века

 

Развитие эстетической мысли в России в конце XVIII - первой половине XIX ве­ка и эстетические теории революцион­ных демократов

 

Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века


 

1 2

 

1 2 2 1

2 2

 

2 1


43


44


45


 



 

       

Наиболее общие категории эстетики

1 1 1

14 Трагическое и комическое 3

15 Возвышенное и низменное 2

16 Прекрасное и безобразное 3

Сущность и функции искусства

17 Искусство как высшая форма эстетичес- 4
кого познания и эстетической деятель­
ности человека

18 Содержание и форма в искусстве 3 ^

Морфология искусства

2 4
 

19 Система искусств

20 Бытийный статус музыкального произ­
ведения

21 Исполнительское искусство

Эстетическое и художественное развитие общества

22 Линейный принцип построения истории
искусств и теория локальных цивили­
заций 1 1

23 Творческий метод, направление, течение,
школа и стиль как категории историко-
художественного процесса 3 1

24 Эстетическое и художественное воспитание 1 1

25 Студент и эстетика 1

 
 

ВСЕГО:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Занятие 1

Лекция Эстетика как философская дисциплина

Семинар Методологические проблемы изучения

истории эстетической мысли

Занятие 2

Лекция Эстетика как философская дисциплина

Семинар Объективный характер эстетического

в действительности

Занятие 3

Лекция Наиболее общие категории эстетики

Семинар Структура эстетического сознания

Занятие 4

Лекция Наиболее общие категории эстетики

Семинар Античная эстетика

Занятие 5

Лекция Наиболее общие категории эстетики

Семинар Эстетика западноевропейского Средне-

вековья

Занятие 6

Лекция Сущность и функции искусства

Семинар Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль

XVII века в Западной Европе

Занятие 7

Лекция Сущность и функции искусства

Семинар Эстетика XVIII века. Английское и фран-

цузское Просвещение

Занятие 8

Лекция Сущность и функции искусства

Семинар Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение

Занятие 9

Лекция Морфология искусства

Семинар Немецкая эстетика конца XVIII -

начала XIX века


 

  часа
  час
  часа
  часа
  часа
  час
  часа
  часа
  часа
  час
  часа
  часа
  часа
  часа
  часа
  час
  ! часа
2 ! часа

46

Занятие 10

Лекция Морфология искусства - 2 часа

Семинар Эстетика середины и второй половины

XIX века - 2 часа

Занятие 11

Лекция Морфология искусства - 2 часа

Семинар Развитие эстетической мысли в России

в конце XVIII - первой половине XIX века

и эстетические теории революционных

демократов - 2 часа

Занятие 12

Лекция Морфология искусства - 3 часа

Семинар Эстетическая мысль в России конца XIX -

начала XX века - 1 час

Занятие 13

Лекция Морфология искусства - 1 час

Семинар Наиболее общие категории эстетики - 3 часа

Занятие 14

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества - 2 часа

Семинар Сущность и функции искусства - 2 часа

Занятие 15

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества - 2 часа

Семинар Система искусств - 2 часа

Занятие 16

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества - 1 час

Семинар Исполнительское искусство - 3 часа

Занятие 17

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества. 1 час

Семинар Эстетическое и художественное развитие

общества. з часа


47

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Предмет, категориальный аппарат

и методы эстетики. 2 Сущность эстетического.

2.1. Объективный характер эстети­ческого в действительности.

22. Структура эстетического сознания.

Лекция I

1. Предмет, категориальный аппарат и методы эстетики

Приступая к изложению нового философского курса, по­стараемся прежде всего «оконтурить» его, выявить специфи­ку, ответить на вопрос, что же нам предстоит изучать.

Всякая учебная дисциплина имеет свой предмет. Есть он и у эстетики. Охарактеризовать предмет любой науки или учебной дисциплины - значит указать на те стороны окружа­ющей действительности, которые составляют для них позна­вательный интерес. Специфический предмет изучения эсте­тики - это весь мир, взятый под определенным углом зре­ния. Вот почему краткое определение предмета эстетики пред­ставляет большую трудность. Недаром Гегель, предваряя текст своей знаменитой «Науки логики», делает характерное заме­чание: логика «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней...» [1]. То же следует сказать и об эстетике: строгое очерчивание ее границ возможно только на основе подробного изложения всего со­держания.

И все же, принимая это к сведению, согласимся также и с тем, что углубляться в проблемное поле эстетики без некоего, хотя бы предварительного, определения ее предмета было бы неразумно. Это тем более справедливо, если учесть, что боль­шинство известных нам определений и без того страдают рас­плывчатостью, неопределенностью и противоречивостью.


48

Эстетика как философская_д испип».1ГГЗ

Лекция I


49


 


Так, в «Британской энциклопедии» 1975 года издания сказано: «Эстетика - изучение красоты, в меньшей степе­ни ее противоположности - уродства». В немецком «Фило­софском словаре», выпущенном в том же году в Лейпциге, эстетика характеризуется как «собирательное понятие для наук и теорий, осмысливающих эстетическую активность людей*. В нашем отечественном «Философском энциклопе­дическом словаре», вышедшем в Москве в 1983 году, эстети­ка определяется как «философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлении: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей». В ко­лумбийском издании «Американской энциклопедии» 1984 года об эстетике говорится как о «ветви философии, рассматри­вающей сущность искусства и критерии художественной оценки». Словарь «Эстетика» (Москва, 1989) определяет дан­ную область знания как «науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты», а «Эстетический словарь» (Мюнхен, 1992) - как «науку о чувственном познании».

Как сориентироваться в обилии этих подходов? С чего на­чать?

Известно, что общественная жизнь - не простой хаос раз­розненных, случайных событий, а некий закономерный про­цесс, стороны которого находятся в определенной взаимосвя­зи, развитии. Этот процесс пронизывается целостной систе­мой многообразных общественных отношений - экономичес­ких, правовых, политических, нравственных, атеистических, религиозных... Есть среди них и эстетические отношения. Не будем пока углубляться в теорию (всему свое время!), а лишь постараемся указать на этот феномен, пояснить в самом первом приближении, что мы имеем в виду, когда говорим -♦ эстетические отношения».

Представим себе человека во взаимосвязи с каким-нибудь явлением окружающего мира. Пусть это будет, например, си­стема «человек - природный объект» или еще несколько бо­лее конкретно - «человек и мировой океан». Как складывались отношения между ними?


Во-первых, в ходе общественно-исторической практики че­ловечество постепенно осваивало морскую поверхность как удобный и сравнительно дешевый путь сообщения; это по­влекло за собой развитие кораблестроения и торговли. Па­раллельно шло проникновение в океанские глубины, сопро­вождавшееся добычей рыбы, крабов, устриц и т. п., что приве­ло в конечном итоге к созданию мощной перерабатывающей промышленности, формированию целых флотилий, поставля­ющих ценные продукты питания. Осваивалось и морское дно, растительный мир морей и океанов, осуществлялась добыча жемчуга, перламутра, кораллов и т. д. Немалый интерес для человечества представляют также нефть, полезные ископае­мые, таящиеся в недрах океанского дна, энергетические ре­сурсы приливов и отливов, ударов штормовой волны, силы ветра, заманчивые перспективы освоения жизненного пространства вплоть до реализации фантастических проектов искусствен­ных островов, плавающих городов и т. п. Иными словами, оке­ан во всех этих проявлениях представляет собой предмет удов­летворения материальных потребностей людей, и здесь, следо­вательно, мы имеем дело с особым видом взаимосвязи членов названной ранее системы, а именно - с отношениями утили­тарно-практического типа.

Во-вторых, мировой океан выступает и как предмет удов­летворения потребностей познания. Это и понятно: без соот­ветствующего уровня осведомленности людей совершенно не­возможно его эффективное использование. Надо ли поэтому подробно говорить о том, какое огромное значение в жизни че­ловечества имели великие географические открытия, поиск морских путей к неведомым континентам, исследование кон­фигурации берегов материковой части, изучение флоры и фау­ны подводных глубин, характера и направлений морских тече­ний, закономерностей образования цунами и т. д.? Назовем этот тип взаимосвязи в системе «человек - мировой океан» позна­вательными (научно-теоретическими) отношениями.

Но океан может найти и совершенно иное воплощение. Вспомним образ морской стихии как опоэтизированной, оду­хотворенной природы в поэзии, музыке, изобразительном ис­кусстве. Наедине с бескрайними просторами океанской шири


 



 


50


Эстетика как философская дисциплина


Лекция I


51


 


человек может оказаться завороженным плеском воды, шур­шанием морского песка или гальки при набегании волн, рит­мично накатывающихся на пологий берег, шумом прибоя. Он может залюбоваться богатой цветовой гаммой постоянно ме­няющейся водной поверхности или быть всецело захвачен­ным грандиозной картиной разбушевавшейся морской сти­хии. И когда, переживая всем своим существом переполня­ющие его ощущения, он испытывает особое духовное наслаж­дение в немом восторге или невольно может воскликнуть что-нибудь вроде «как это красиво, черт возьми!» - мы говорим, что здесь проявляется третий тип упомянутой выше взаимо­связи, а именно - эстетическое отношение человека к миру. Морская стихия в данном случае выступает в качестве пред­мета, удовлетворяющего эстетические потребности людей.

Ослепительной красоты алмаз, изумительная роза, краси­вый ландшафт, чарующий восход солнца... Эстетическое отно­шение вызывают и плывущие громады облаков в высоком летнем небе, и полет журавлиной стаи, и гигантский сфинкс у основания египетской пирамиды, и лик склоненной к младен­цу Мадонны Рафаэля. Ведь эстетическое - это прежде всего то, что конкретизируется через понятие гармонии, совершен­ства и красоты.

Все это так, скажете вы. Однако правомерно ли ставить эстетические отношения в один ряд с такими важнейшими типами отношений, как отношения утилитарно-практические и научно-теоретические? Оказывается - правомерно. Такова мощная философская традиция, рассматривающая человечес­кую активность, деятельность, труд не только (1) как процесс «обмена веществ» между обществом и природой, с помощью которого удовлетворяются материальные, утилитарно-практи­ческие потребности людей, не только (2) как своеобразное ору­дие проникновения человеческого сознания в законы Вселен­ной, но и (3) как формообразование мира по законам красоты. В самом деле, можно ли согласиться с недооценкой извеч ного стремления человека к совершенству? Разве не дала ему природа (если хотите - само общество или бог) в виде посоха идеал? И не овеществляются ли представления людей о гар­монии и красоте в деяниях, результатах творчества, продук


тах труда - будь то каменный топор или современный косми­ческий корабль?

Да и что такое богатство, материальное благополучие? Идол, которому все подчинено? Или - только предпосылка, обеспе­чивающая необходимую степень свободы для достижения максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях уровня духовного развития человека, его внутренне­го мира, склонностей и способностей?

Для чего живет человек? Неужели действительно для того, чтобы утром надевать брюки, среди дня съедать кусок мяса и вечером ложиться в постель? Повсеместное недопонимание библейской мудрости «не хлебом единым жив человек», не­дооценка огромного значения эстетической, нравственной и, в целом, духовной культуры закономерно приводят к бездухов­ности и мещанству, асоциальным побуждениям и потреби­тельской психологии, бессмысленному времяпрепровождению, алкоголизму и наркомании. Без высокой культуры нет под­линной нравственности. Без нее нет и не может быть разви­той демократии. Без культуры нет правового государства и нормальных межнациональных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: