II. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования




1. Специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях образования. Школа как социальный институт.

Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки. Объект и субъект социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности (социально-политические, психолого-педагогические, организационные, специфические). Школа как феномен социальной жизни (школа как социокультурное явление; школа как социальный институт; школа как искусственная социальная организация). Цели и задачи современной школы. Социально-педагогическая функция школы. Особенности и социально-педагогические проблемы современной школы.

2. Содержание социального воспитания в современной школе. Школа как субъект социального воспитания.

Многоаспектность содержания социального воспитания. Сущность и задачи социального воспитания в современной школе. Система, структура и содержание социального воспитания в школе. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе. Школа как фактор и транслятор влияний факторов социализации. Агенты и механизмы социализации в школьной жизнедеятельности. Школа – локальная система социального воспитания. Компоненты системы социального воспитания в школе. Социальный микроклимат школы. Понятие и содержание принципов социального воспитания. Взаимодействие и взаимообусловленность принципов социального воспитания. Функции школы как воспитательной организации в системе задач социального воспитания школьников. Сущность социально-педагогической функции школы. Социальное воспитание в работе социального педагога школы.

3. Организация социального опыта в школе. Содержание и организация жизнедеятельности учащихся.

Предметно-пространственная среда школы. Структура социального опыта в школе. Традиции школьной жизни. Организация взаимодействия в коммуникативном пространстве школы. Формирование у школьников готовности к социальным отношениям. Сферы и содержание школьной жизнедеятельности: познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра. Творческие объединения в школе. Клубная и экскурсионная работа. Проектная деятельность. Управление, самоуправление и соуправление в школе. Методический совет школы. Социально-правовые основы, структура, функции школьного самоуправления. Органы самоуправления и социально-педагогическая защита учащихся.

4. Организация индивидуальной помощи в школе. Педагогическая поддержка школьников.

Естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы. Субъекты оказания индивидуальной помощи в школе. Пути оказания индивидуальной помощи в школе. Ведущие направления индивидуальной помощи в решении социально-психологических задач и проблем школьников. Индивидуальный подход в воспитании. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки. Формы и средства педагогической поддержки. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки педагога в режиме педагогической поддержки.

5. Класс как социально-психологическая группа, основные группы и структура ученического коллектива. Социализация в школьном классе.

Коллектив школьного класса как субъект и объект воспитания. Культура, коммуникативное пространство и микроклимат класса. Организация взаимодействия учащихся в воспитательной системе школьного класса. Параметры школьного класса как группы сверстников (по количественному составу, по возрастным параметрам, по половому признаку, по юридическому статусу, по степени стабильности, по ценностной направленности). Структура класса. Стадии становления и возраст класса. Модели классных коллективов. Социализирующие функции школьного класса (по А.В. Мудрику). Функции школьного класса, связанные с социальной адаптацией воспитанников. Функции школьного класса, способствующие обособлению индивида. Типология школьных классов по социализирующим функциям (деструктивные, образовательные, корпоративные, безопасные, классы-«ниши», бюрократические, деятельные, «звездные», классы-иерархии, воспитывающие). Организация социального взаимодействия в школьном классе.

6. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи в системе образования и воспитания в Республике Беларусь.

Цель, задачи и социально-педагогическая значимость системы дополнительного образования детей и молодежи. Функции учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Формирование и развитие системы дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь. Традиции и перспективы развития системы дополнительного образования детей и молодежи. Нормативно-правовая основа деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Основные профили реализации образовательной программы дополнительного образования. Виды учреждений дополнительного образования детей и молодежи и их функционирование. Республиканские и региональные центры дополнительного образования детей и молодежи в организации системы внешкольной работы.

7. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Структура учреждения дополнительного образования детей и молодежи и его характеристика. Построение и анализ занятия кружка. Материально-техническая база учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи как сфера занятости социального педагога. Социальный педагог в системе социально-педагогической и психологической службы учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Функции и содержание социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Контингент учащихся и специфика социального педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Личностно ориентированный подход в работе с различными категориями детей. Досуговая и профориентационная функции учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Организация и проведение массовых мероприятий. Социализация и реабилитация ребенка в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Формирование и развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Коррекционнно-воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

8. Методические основы работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Информирование и привлечение школьников к занятиям в учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Межведомственное взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Социальное воспитание и стимулирование активности учащихся в работе учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Методическая функция и планирование работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Образовательные программы и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Изучение, обобщение и распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Коммуникативный процесс и педагогическое взаимодействие в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Сотрудничество в детском коллективе. Социально-педагогическое взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и молодежи с семьей и школой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: