Восприятие органами чувств и выражение чувств




Имена в рисунках

Цель: В этом разделе речь идет прежде всего о том, чтобы познакомиться с именами отдельных участников группы и одновременно дать возможность каждому кратко представить самого себя. К тому же, при помощи рисунков, изображающих имена участников, группа оформляет помещение, в котором проводится семинар, как "свое пространство".

Материал: листы формата А4, масляные мелки, акварельные краски, восковые карандаши, фломастер.

Временные рамки: 30 минут.

Проведение: Участники получают задание на листе нарисовать масляными мелками свое имя и при этом представить типичные признаки / свойства своей личности. После окончания работы подростки знакомят присутствующих со своими рисунками и представляют свои ассоциации. Рисунки развешиваются в помещении на время проведения семинара.

 

Импульсы в рисунках

Цель: При этом методе участникам группы предлагается отрефлексировать свое самочувствие в настоящий момент и сообщить о нем группе. При помощи коммуникации через рисунки в большей степени затрагивается уровень чувств участников группы. Эта форма представления обеспечивает особенно хорошее вхождение в тематический комплекс "Чувства".

Материал: большое количество самых различных рисунков из газет или открыток (ландшафты, люди, абстрактные изображения и т.п.).

Временные рамки: 15-30 минут.

Проведение: Раскладывают большое число рисунков. Участники должны выбрать из них те рисунки, при помощи которых они могут ответить на вопрос: "Каково мое самочувствие в настоящий момент?" Затем каждый участник показывает выбранные им рисунки другим участникам и рассказывает о своих мыслях.

Вариант проведения: В зависимости от того, чему уделяется особое внимание в теме семинара, задание можно менять. Другими вопросами могут быть: "Какой рисунок описывает часть моей личности?", "Что является для меня жизненно важным, а что не имеет значения?" и т.д.

 

Характеристика

Цель: ответы на вопросы этой анкеты при последующей работе выдвигают на первый план организацию свободного времени, повседневные привычки и жизненные перспективы участников группы. На основе собранной информации руководитель курса может соотнести содержательное направление семинара с наиболее значимыми темами и интересами группы.

Характеристика:

Фамилия

Возраст

Какой класс (школу какой ориентации ты посещаешь?)

Твой самый любимый (самый ненавистный) предмет?

О какой профессии ты мечтаешь?

Что ты делаешь в свободное время?

Твоя любимая музыка (любимая музыкальная группа)?

Опиши три присущих тебе свойства (черты характера).

Твое любимое ругательство?

Твоя любимая еда (любимый напиток)?

Что ты делаешь вечером в пятницу и в субботу?

Чего ты ожидаешь от этого мероприятия?

 

Слова на буквы имени

Цель: При помощи слов, начинающихся с букв имени, можно обеспечить вхождение в тему семинара. Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме "Наркомания и наркотики", "Курение и здоровье", "Алкоголизм".

Материал: бумага и карандаши.

Временные рамки: 15 минут.

Проведение: Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя по вертикали и на каждую букву имени записывает понятия по данной теме, которые ему приходят в голову.


Пример: ВАДИК

Вред

Апатия

Депрессия

Иллюзия

Кончина

КАТЯ:

Кара

Атрофия

Тление

Яд


Интервью с партнером

Цель: Уровень знаний и направленность интересов участников группы можно определить и при помощи интервью, которое партнеры берут друг у друга. При работе в маленьких группах поставленные вопросы решаются более интенсивно, и создается основа для заключительной групповой дискуссии.

Материал: анкеты и ручки для всей группы, доска или плакат.

Временные рамки: 90-120 мин.

Проведение: Участники делятся на группы по два человека и берут друг у друга интервью при помощи подготовленной анкеты (30-45 мин). Интервью необходимо проводить таким образом, чтобы по возможности не мешать другим участникам. Каждый интервьюирующий представляет результаты всей группе, при этом результаты записываются на доске или плакате. Теперь, пользуясь названными пунктами, члены группы могут определить, какими темами они хотели бы заниматься.

Интервью с партнером:

Один из учеников начинает интервью, задавая первый вопрос; затем по этому же вопросу его интервьюирует его партнер. Таким образом, Вы задаете друг другу по очереди все вопросы.

Пожалуйста, записывайте ответы Вашего партнера.

1а. Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово "наркомания" или "зависимость от наркотиков"? (Другие темы: "Курение", "Алкоголизм").

1б. Не мог бы ты вспомнить о чувствах, которые ты испытываешь по этому поводу?

2. Какие зависимости и наркотики ты знаешь? (Другие темы: "Сигареты", "Алкогольные напитки").

3. Как ты считаешь, почему человек становится наркоманом, заядлым курильщиком, алкоголиком?

4. Считаешь ли ты, что такие зависимости как наркомания, алкоголь, курение или другие играют роль и в твоей жизни?

5. Приходят ли тебе в голову вопросы в связи с темой "Наркомания и наркотики" ("Курение", "Алкоголь"), которые нам следовало бы обсудить на семинаре?

Я-игра

Цель: Этот метод стимулирует обсуждение собственных вариантов поведения, таких как поведение в конфликтной ситуации, отношение к зависимостям / обращение с наркотиками, восприятие самого себя и оценка ценностей. Участники лучше знакомятся друг с другом. Преимуществом является то, что в ходе игры в нее более активно включаются и сдержанные участники. Из-за игрового характера можно задавать прямые вопросы, и участникам легче говорить о самих себе.

Материал: карточки и фишки, кубик.

Время: 60-120 минут.

Проведение: 30-50 карточек с вопросами по данной теме раскладывают текстом вниз на столе ли на полу. Расположенные карточки должны образовать букву "Я". Каждый игрок получает фишку, которой он ходит по букве Я, бросая кубик. Карту, на которой останавливается фишка, игрок открывает, прочитывает вслух и отвечает на вопрос. В конце и другие участники получают возможность высказаться по данному вопросу. В игре не бывает победителей. Можно либо играть до тех пор, пока не будут открыты все карты, либо остановиться раньше. Во многих группах эти вопросы дают основу для дискуссии.

Вариант проведения: В группах, где более 12 участников, карточки с вопросами можно тянуть или распределять по-другому.

 

Что ты делаешь, когда ты в ярости?   Какие причины могут побудить тебя попробовать наркотики (алкоголь)? Как бы ты хотел проводить свое время?
Опасаются ли твои родители, что ты начнешь принимать наркотики, алкоголь? С кем ты говоришь о своих проблемах? Как твои родители решают свои проблемы?
В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь? Считаешь ли ты, что гашиш ужаснее, чем алкоголь? Ты в компании, где пьют много алкогольных напитков. Ты тоже пьешь вместе со всеми?
Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики? Как ты думаешь, по каким причинам люди первый раз принимают наркотики (алкоголь)? Может ли девочка первая подойти к мальчику, если он ей нравится?
В чем твое самое слабое место? Если бы тебе предложили исполнить три твоих желания, что бы ты пожелал? Что ты делаешь, когда тебе грустно?
Ты часто принимаешь таблетки, например, от боли, бессонницы? Твои родители находят в тебе что-нибудь хорошее? Что? Что ты делаешь, когда чувствуешь себя одиноким?
Существует ли человек, на которого ты хочешь быть похожим? Ты куришь? Как это началось? Что ты делаешь, когда ты действительно в прекрасной форме?
Представь себе, что твой лучший друг / подруга принимают наркотики. Что ты сделаешь? Станешь ли ты говорить о своих личных проблемах со своим учителем / учительницей? Ты уже бывал на какой-нибудь модной вечеринке, где принято употреблять наркотики, алкоголь?
Назвал бы ты алкоголь наркотиком? Достаточно ли в твоем районе возможностей для проведения досуга? Чего тебе в этом отношении не хватает? Считаешь ли ты, что можешь заразиться ВИЧ?
Что ты находишь в себе превосходным? Какие черты характера в себе самом ты особенно ценишь? Когда ты впервые попробовал алкоголь? Имеют ли право твои родители знать об этом?
Веришь ли ты в то, что, если бы табак и сигареты не рекламировали, то люди бы меньше курили? Как ты считаешь, что в тебе особенно нравится другим? Ты можешь представить себе, что попробуешь гашиш?
Что бы ты хотел изменить в своей школе? Что ты делаешь, когда у тебя на душе отвратительно? Что тебе раздражает твоих родителей?
Как ты больше всего хотел бы выглядеть? Следует ли в школе уделять больше внимания школьным проблемам? Можешь ли ты представить себе, что ты открыто говоришь обо всем со своим другом / подругой?
Ты рассказываешь своим родителям о том, что ты делаешь в свободное время? Чего бы боишься? Представь себе, что у тебя проблемы с наркотиками. У кого ты будешь искать помощи?
Ты уже замечал, что в твоей школе торгуют наркотиками (выпивают на дискотеке)? Ты уже бывал пьяным? Часто? Как ты справляешься со стрессом?
Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы? Что тебя раздражает больше всего? Есть ли у тебя три заветных желания?

 

Личность наркомана (по Ральфу Хартену)

 

Цель: При этом способе опроса выясняется, что не существует особой личности – наркомана, а каждый из нас обладает свойствами, которые приписываются наркоманам. Наркомания и зависимость – это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями.

Материал: подготовленные рабочие материалы, бумага, карандаши (красные, зеленые, синие), доска или большой лист бумаги.

Временные рамки: 60-90 минут.

Проведение: Каждый участник получает по листу, где написаны различные черты характера. Красным карандашом надо пометить крестиком шесть черт (три положительных и три отрицательных), которые характеризуют собственную личность. Листы собирают и распределяют заново. Затем зеленым карандашом надо отметить шесть черт, которые более всего характеризуют наркомана. Листки еще раз собирают и снова распределяют. В третий раз синим карандашом следует отметить свойства, которые могут помочь не стать зависимым.

Подведение итогов: Названные черты характера записываются на доске или на большом листе бумаги – соответственно разным цветом для каждой рубрики, результат предлагается для обсуждения. При поведении итогов выяснится, что одни и те же черты появляются не только в одной рубрике, например, "ненадежность" можно обнаружить как при описании собственной личности, так и в рубрике "черты характера, присущие наркоману". Возникают вопросы: "Ненадежные люди являются наркоманами? Наркоманы – ненадежные люди? Куда я отнесу себя самого?" По поводу третьей рубрики, где собраны свойства, защищающие от опасности стать зависимым, участники могут выступить с собственными представлениями о профилактике наркомании и вместе поискать пути решения проблемы.

Подведение итогов:


1. общительный 2. неуравновешенный 3. уравновешенный 4. осторожный 5. поверхностный 6. трусливый 7. угрюмый 8. безучастный 9. непосредственный 10. слегка удрученный 11. добродушный 12. слабовольный 13. импульсивный 14. невыносимый 15. эгоистичный 16. беспомощный 17. распущенный 18. не умеющий владеть собой 19. неприспособленный 20. умеющий владеть собой 21. строгий 22. стеснительный 23. открытый 24. чувствительный 25. уверенный 26. сдержанный 27. неуверенный 28. готовый помочь 29. ненадежный 30. обстоятельный 31. нервный 32. спокойный 33. замкнутый 34. самокритичный 35. боязливый 36. выносливый 37. меланхоличный 38. обидчивый 39. уступчивый 40. неусидчивый 41. агрессивный 42. настойчивый 43. мужественный 44. недоверчивый 45. легко возбудимый 46. самоуверенный 47. надежный 48. слабовольный 49. порывистый 50. терпеливый

 

Восприятие органами чувств и выражение чувств

Мешок наркомана

Цель: Этот метод можно также использовать для вхождения в тему "Наркомания и наркотики". Акцент здесь делается на сенсибилизации восприятия органами чувств. Одновременно "Мешок наркомана" можно применять и в театральной работе, и в ролевых играх. Это помогает развитию творческих способностей самовыражения.

Материал: мешок или пакет, платки для завязывания глаз, различные предметы: солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и многое другое.

Временные рамки: 60 минут.

Проведение: Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов. В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях: какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

Вариант проведения: Участники выбирают по одному предмету из мешка. Затем образуются малые группы по 2-3 человека. С имеющимся реквизитом в малой группе надо создать ролевую игру по данной теме.

 

Дерево радостей и печалей

Цель: "Дерево радостей и печалей" используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим.

Материал: рулон бумаги, карандаши, цветная бумага (светлая и темная), клеящие карандаши.

Время: 60 мин.

Проведение: Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3 подростка). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член наклеивает на голые ветки "плоды" из цветной бумаги, на которых надо записывать переживание или событие, которое вызвало либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная – для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь "Дерево радостей и печалей" служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:

- - Как я могу выразить свое чувство?

- - Как я переживаю эти чувства?

- - Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?

- - Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?

 

Предложения, начинающиеся со слов "Что было бы, если…"

Цель: Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.

Материал: подготовленные листы бумаги с началом предложений "Что было бы, если…", бумага, ножницы, ручки, скетч, журналы.

Время: 90 мин.

Проведение: Листы с началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.

Вариант проведения: Другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант – выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.

Возможное начало предложений:

- - Если я в ярости, то…

- - Если я печален, то…

- - Если я боюсь, то…

- - Если у меня нет желания что-либо делать, то…

- - Если я кого-то не выношу, то…

- - Если я горжусь собой, то…

Предложения "Что было бы, если…"

- - Если я хочу с кем-то познакомиться, то…

- - Если я с чем-то хорошо справился, то…

- - Если я что-то преодолел, то…

- - Если со мной случится такое несчастье, что я больше не смогу жить так, как сейчас…

- - Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее…

- - Если я когда-нибудь серьезно заболею…

- - Если я вдруг разочаруюсь…

- - Если я потеряю свою лучшую подругу / своего лучшего друга…

- - Если я в отчаянии,…

- - Если я в стрессовом состоянии, …

- - Если я чувствую себя исключенным из группы…

- - Если я одинок…

- - Если я завидую, …

- - Если мне скучно, …

- - Если я не уверен в себе, …

- - Если я ревную,…

- - Если мной кто-то восхищается, …

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: