Архитектура Италии эпохи Империи.




Жилая: изменения атриумно-перистильного дома (материалы –бетон; схема –исчезает атрий). Атрий становится парадной прихожей, теряется осевая композиция, он меньше, может быть в стороне. Наиболее популярные – коринфский атрий (уподобляется перистилю). Ко 2в атрий исчезает. Геркуранум: дом мозаичного атрия и дом олений (62-79г н.э.). Оба на границе, ориентированы на побережье (пейзажная ориентация). Дом мозаичного атрия. Нарушается логика, вестибюль сбоку. 1 оси: вестибюль, атрий, таблинум. 2 ось: перистиль, триклиний, маленький портик и морской вид. В перестильном дворе бетон, перистиль выделяется. В конце двора огромный триклиний и вид на море. Дом Веттиев. Небольшой вестибюль, тосканский атрий, нет таблинума, дальше перистильный двор (атрий становится вестибюлем). Дом Фортуны Ананарии в Остии и Дом Купидона и Психеи. Атрий полностью отсутствует.

Инсула –за основу таберна. Параллелепипед, 7-8этажей, в нижнем этаже ряды таберн, вверху жилые помещения. Вводится система внутреннего двора для дополнительного освящения. Отдельные ярусы выделяются карнизом. Четко делятся по социальному принципу (для более богатых и для бедняков). Дом в саду в Остии при Траяне, для богатых. Таберны ориентированы и во внешний мир и во внутренний двор, инсулы трех этажные, большие многоквартирные, многокомнатные помещения, продумана композиция каждой из квартир. Большие окна, не нужен внутренний двор, так как дом неширокий. Инсула Дианы, Остия, более скромный. Выделяются вертикальные оси, завершает карниз. Обязательно укрепление угла. Возникает замкнутый отгороженный архитектурный объем. Здесь есть внутренний двор, так как комнаты меньше, их больше, они ориентированы как на внешнюю сторону, так и на внутренний двор. Источник огня выносился во внутренний открытый двор, для снижения угрозы пожара. На первом этаже могли быть таберны; могла полностью состоять из квартир или по периметру окружалась портиками (не подает из окон, для 2эт –терраса).

Виллы: изменяется типология, идеи остаются. Вилла рустика (1) существеует, но несколько усложняется композиция. Вилла Франколизе в Сан роке. Вилла рустика разделяется на две части: хозяйственный дворы в стороны, дальше дорога, потом уже вилла (господский дом). Вилла на платформе (Мистерий) трансформируется в сторону виллы маритима (2). Вилла Тиберия на Капри (вилла Юпитера). Огромный ансамбль на вершине холма, на субструкциях (не следует за природой). Манией преследования –все комнаты изолируют царские покои от придворных и от стражи. Центр, по сути, функциональная постройка, в ансамбль включаются термы, есть помещение стражи, на верху тронный зал с экседрой и в то же время, видовая площадка. Есть огромный протяженный портик для прогулок, там были комнаты для еды переодеваний, прогулок. Вилла террасная (2.1). Вилла «Грот Катулла », 2в. Катулл отношения к ней не имеет, на берегу Гардского озера. Огромная терраса на субструкциях из монолитного бетона. Внутренний двор имеет функциональное назначение. Регулярный, четкий, симметричный характер. Вилла в заливе Валькотена на Брионских островах. Здесь возникает пейзажный тип виллы (2.2). С одной стороны вписана в рельеф, с другой нарушает и достраивает. Виды имеют архитектурное оформление. Неправильная по плану, может легко развиваться, не симметричная, состоит из маленьких помещений, расположенных вдоль побережья залива (иногда смотрит сама на себя). Еще один тип виллы (третий). Вилла с двух башенным фасадом (3) (лоджия связывает две башни), возникает во 2в. Вилла Диоклетиана в Сплите,к3в.

Архитектура: память о галлах (кельтах – пониманием городских ворот). Опора на республиканскую архитектуру. Город Аугусто Претория, основан в 24г до н.э. 4 главных ворот. Выделение кардо и докуманума, регулярная планировка. Ворота имеют башню на внешней и внутренней стороне, вход через 1 или 3 проема, внутри ворот небольшой двор – фортификация восходит к кельтам, декорация к Риму. Кроме функции ворот сверху «фриз». Ворота в Турине, сер 1в н.э. Типология сохраняется, но оформление фасада более пышное, увеличивается количество ярусов. Порто деи Лионе (ворота Львов) в Лионе. Видна характерная эволюция, сначала было скромно, в н2в все очень пышно. Форумы в провинции исполняют торговую функцию. Форум города Велия (север), завершен при Августе. Прямоугольная площадь, обнесена портиками, в них выходят таберны, базилика перпендикулярна. Между площадью форума и храмом может идти дорога (более сложная планировка). Форум Брешия, при Флавиях обносится портиком, храм на большой террасе, декорирована. Целла храма поперек, фронтон с длинной стороны, мраморная декорация. Амфитеатр Вероны 1в н.э. грандиозный, три яруса на фасаде, конструкция сохраняется (как у Колизея). Облегчение, здесь пилястры, сделан из блоков камня (суровая архитектура). В провинциях обилие триумфальных арок. От Аримина (Римини) до Рима Август реконструировал Виа Фламиния. И там и там строит две триумфальные арка. В Римини она построена в 27г до н.э. здесь триумфальная арка включена в городские стена, она не свободна. Небольшая глубина, плоскостный характер. В пазухах тондовые композиции – обереги с изображением богов. Завершается фронтоном, а не аттиком. Декорация плоскостная, ордер наложен, внутри нет кессонов. Арка в Сузах, около 8г н.э. В честь взятия Галлии. Свободна, аттиковая зона, пилоны. Сочетается большое и малый ордер (проход). Порт Анкона, в конце мола поставлена триумфальная арка Траяна, 117г. сознательно увеличены все вертикальные детали. Высокий цоколь, подводит лестница, на фасаде на пилонах спаренные колонны, пышная мраморная декорация, наолженные фистоны из бронзы. Мавзолей в Капие, при Флавиях, 2п 1в. сложный план, трансформация идеи тумулуса, объем представляет из себя живую пластичную массу.

Архитектура Остии.

Три периода в развитии – период Августа, Траяна, Антонинов (наиболее значительные во время Империи). Главный торговый порт, раньше был в устье реки. Еще Цезарь задумал построить искусственную гавань в Остии, но устроена при Клавдии. Траян увеличил сооружения гавани (Порто Августо/Траяни). Колумбарии –хранилище урн с прахом (опус ретикулатум –туфовую пирамидку вгоняют в бетон) – перед входом в город гробницы. В провинции дольше, чем в столице сохраняются республиканские традиции. Масштаб архитектуры меньше, чем в Риме. Порта Романа – ворота, выделяются богатой скульптурной и архитектурной декорацией. Основные магистрали выделяются портиками (кардо и декуманум). Храм господствует на площади, на пересечении кардо с декуманумом, посвящен капитолийской триаде. На докумануме построен театр, ближе к центру, к форуму.

Театр, ок 12г н.э., Агриппа, расширен в к2в во времена правления Коммода и Септимия Севера. Архитекторы ориентируется на республиканские формы, декор из травертина, по типологии театр полностью римский (но стилевое решение и внешнее оформление ориентируется на республиканские формы). Театрон ориентируется на декуманум. Места для зрителей располагаются на субструкциях, монолитный бетон.

Площадь корпораций. По периметру здания больших торговых компаний. Эта площадь располагалась за театром, вписывалась в общую симметрию. Там храм восточной богини Тибеллы, выполнен в традиционном римском оформлении. Перед каждой таберной располагалась мозаика, которая говорила о том, чем занимается та или иная компания.

Торговые склады Гортензия, 30-40г традиционный прямоугольный план, но в углу есть святилище.

Торговые склады Эпогатина, таберны по периметру и по фасаду, прямоугольный план, но меняется декорация, сер 2в; декор из заранее обожженной вырезанной плинфы; архитектура входа – арка, которую обрамляет ордерное решение. Монолитный бетон с вплавленным каркасом.

Казармы пожарных, вытянутый прямоугольник, перистильный двор, таберны по периметру.

На форуме храм, базилика, вынесенная за главную ось, термы.

Капитолийский храм – высокий подиум, отнесенная целла, богатая скульптурная декорация, осевая композиция. Стена целлы – система ниш. Напротив храм Ромы и Августа.

Термы: нижние – Нептуна, н2в; наверху термы сер 2в.ориентируются на архитектуру республиканских терм, нет симметричности и масштаба. Термы Нептуна – на полу мозаика Нептуна, едущего на колеснице, ч/б, окружен дельфинами, тритонами и нереидами. Еще одно помещение украшено мозаикой Амфитриты на морском коньке в сопровождении Гименея и тритонов. В палестре показаны кулачные бои. Надпись говорит, что построили Адриан (117-138) и Антонин Пий (138-161).

Термы при форуме: есть повтор терм Нептуна, но не полностью, а отдельных элементов или помещений. 4 раздевалки, общественные уборные с мраморными сидениями. Между раздевалками фригидарий (перекрыт крестовыми сводами). Рядом с тепидарием — палестра, которая использовалась для занятий спортом.

Школа Траяна: большая прямоугольная площадь обнесенная портиком, внутри гигантская статуя Траяна.

Фонтан Лицерны, украшен портиком, сложное оформление.

Выходим из Остии через порто Марино (завершают докуманум на западе). Здесь появляются витые колонны. При выходе гробница Попликолы, развитие темы тумулусной гробницы, в оформлении темы перевозок, кораблей и так далее.

Жилые постройки. Дом Фортуны Ананарии. Через вестибюль сразу попадаем в атрий, он становится главный украшением, сосредоточение всей жизни. Здесь арка опирается на колонну – восточная традиция, так как у Рима арка опирается на столб. Эта колонна состоит из 4х пилястр, более сложное решение; виден контраст между тяжелым верхом и легким низом. Триклиний украшен Нимфеем (вода, пластика стены). В доме Купидона и Психеи вообще нет атрия. В маленькой кубиколе статую Куподона и Психеи. Инсулы –новая типология, появилась в конце республики. За основу берется таберна. Параллелепипед, 7-8этажей (здесь 3-4эт), центральная власть проводила ограничение этажей, но его не соблюдали. Внутри деревянные перегородки, они горели (власть ограничивала использование дерева). Подрядчики воровали, в бетон подмешивали много песка, поэтому они часто разрушались. В нижнем этаже ряды таберн, вверху жилые помещения. Вводится система внутреннего двора для дополнительного освящения. Отдельные ярусы выделяются карнизом. Дом в саду в Остии при Траяне, для более богатых. Таберны ориентированы и во внешний мир и во внутренний двор, инсулы трех этажные, большие многоквартирные, многокомнатные помещения, продумана композиция каждой из квартир. Большие окна, не нужен внутренний двор, так как дом неширокий. Инсула Дианы, к2в, более скромный. Облицованный бетон. Выходит на боковой фасад Капитолийского храма. Выделяются вертикальные оси, завершает карниз. Обязательно укрепление угла. Возникает замкнутый отгороженный архитектурный объем. Здесь есть внутренний двор, так как комнаты меньше, их больше, они ориентированы как на внешнюю сторону, так и на внутренний двор. Источник огня выносился во внутренний открытый двор, для снижения угрозы пожара.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: