Хлопоты о приобретении имения




20 апреля 1940 – игумен Харитон вместе с наместником отправился в Гельсинфорс (шведское название Хельсинки). Там их встретили журналисты и о них сразу написали в газетах. Писали, что в Советском Союзе их считают предателями, а здесь героями, что если они попадут в руки русских, то их расстреляют.

У игумена Харитона было много знакомых в столице. (Когда был период раскола, то настоятелем был игумен Павлин, а все переговоры вел «дипломат» и эконом Валаамского монастыря, иеромонах Харитон.) Теперь через знакомых он связался с членами Финляндского Сейма. Его с наместником пригласили на Сейм, выделили специальное заседание, где он сделал свой доклад. После обсуждения всей ситуации, которая сложилась вокруг Валаама, им вынесли решение:

«Вам нужно теперь же подыскать для монастыря подходящее место, где были бы вода, берега и лес, что напоминало бы вам отчасти и Валаам, и Ладогу. Вскоре начнутся наделы земли беженцам, после чего уже трудно будет найти для вас подходящее место. А поэтому вам теперь же необходимо искать и купить найденное подходящее место. В дальнейшем правительство вам возмести на покупку затраченные деньги».

 

Игумен Харитон обратился в Лесное управление, где ему дали на рассмотрение несколько таких имений.

26 апреля Харитон вернулся обратно в Каннокоски.

На собрании старшей братии выбрали комиссию: эконом, наместник и инженер-архитектор послушник Владимир Кудрявцев. Втроем они объездили эти имения. Те, что больше всего понравились, вынесли на суд игумена Харитона.

Харитон объездил эти места. Одно из наиболее ярких находилось на острове Сайиярви (?) Оно находилось на острове, братии очень оно понравилось. Но это был просто остров, покрытый лесом. Там надо было вырубать лес и заново строить монастырь, а братии было 200 человек, но это были в основном старики. Так что он решил, что нужно место, где уже есть постройки.

Так, он приехал в место Паппиниеми. Здесь, зайдя в усадьбу, он увидел иконочку прп. Сергия и Германа – маленькую, какую часто дарили паломникам. Владельцы были лютеране, но оказалось, что икона была подарена принцем голландским Генрихом, который был на Валааме в 1928 году. Возвращаясь из поездки, он подарил икону своему другу, министру сельского хозяйства Юри Херману Саастамейнену (?). В последствие имение перешло в собственность других лиц (здесь до конца не понятно), так что в конце концов оно стало принадлежать трем братьям. Когда игумен Харитон решил купить это имение, то два брата были согласны продать, а третий – нет. Тогда братья предложили третьему выкупить все имение, но тот не смог найти деньги.

Игумен Харитон купил имение.

Была еще одна трудность. Все сделки надо было регистрировать в Министерстве юстиции. Министр юстиции был против этой покупки. На территории Финляндии запрещено было открывать новые монастыри. Через своих знакомых игумены Харитону удалось убедить в законности сделки, так как происходило не создание нового монастыря, а перенос резиденции (в результате эвакуации) старого, ранее уже существовавшего.

Поэтому и сейчас братия не называет себя Новым Валаамом, а просто Валаамским монастырем. По финским законам они являются преемниками Старого Валаама.

27 июня 1940 усадьба перешла в собственность монастыря. 28 июня заехали первые 13 братьев. Это был день Сергия и Германа (никто не подгадывал, так сложилось). Сразу отслужили молебен.

Стоимость имения

Владельцы оценили имение в 3 650 000 финских марок.

В ходе торгов уменьшено до 2 725 000

Потом решили докупить еще 45 га земли (всего получилось 350 га – сама, усадьба, леса, поля вокруг неё).

Купили реально за 2 885 000

В стоимость покупки входил и весь инвентарь и коровы.

Где взяли деньги

1. Финляндское правительство помогло.

2. Раньше говорили, что в 1929 году был сильный ветер, поваливший деревья, братья лес продали и положили деньги в банк под проценты. в 1940 году денег было столько, что на них можно было купить усадьбу.

Обустройство имения

Работ предстояло много, ведь усадьба была приспособлена для жизни одной семьи, а приехало 200 человек.

Центральное трехэтажное здание первоначально было двухэтажным. Третий этаж был надстроен в 1929 году. В этом третьем этаже братия сделала домовую церковь.

Потом был построен новый храм, а в домовой церкви стали совершать богослужения на финском языке, для паломников.

Новый храм построили, объединив здание гаража и здание гардеробной. Иконостас сделали из Валаамских икон – так, как сказал иеросхимонах Ефрем (Хробыстов). Это был одновременно храм, трапезная и кухня (в западной части). В храме ели после литургии.

 

Конюшню перестроили под братский корпус с 37 кельями. В каждой келье жило по 3-5 человек (как писал игумен Нестор).

Провели центральное отопление, поменяли водопровод.

Восстановили электроснабжение. Сначала отремонтировали электростанцию, которая не работала уже 20 лет, а 1950-е годы провели отдельную линию. На это, как писал игумен Нестор, ушло очень много денег.

Отремонтировали баню, хлев, сделали пекарню и т. д.

На ремонтные работы ушли 831 000 марок.

 

Из тех 50 лошадей, что забрал финский гарнизон, вернули только 14. Коровы и свиньи были при покупке имения.

Несмотря на то, что вокруг было много озер, рыбы в них было немного, поэтому братья перешли на то, чтобы опять есть мясо.

 

За невозвращенных конфискованных лошадей и флот монастырю полагалась компенсация. Министр юстиции не утверждал решение о компенсации, говоря, что это новый монастырь, однако в конце концов компенсация была получена. Возможно, что на эти деньги было потом проведено электричество.

Постепенность переезда

На Новый Валаам заезжать было некуда, поэтому заезжали постепенно в течение 1940-1941 года, даже до 1943 года. Так что братия жила в двух местах: в Паппиниеми и Каннонкоски. Причем сначала на Новый Валаам поехала новостильная братия, дольше всех в Каннонкоски оставались старостильники.

28 июня 1940 – 13 человек, на грузовиках.

6 июля – иеромонахи Петр и Симфориан.

9 июля (когда уже подготовили часть келий) – еще 28 человек, на пароходе (от Старого Валаама до Нового можно доплыть на пароходе по системе озер и каналов).

В течение лета заехали иеромонах Павел, иеросхимонах Ефрем (духовник), схиигумен Иоанн (Алексеев), иеромонах Лука (гостиничник), монах Пантелеймон.

Когда конюшню переделала в братский корпус, то 16 октября приехало еще 51 человек, в ноябре – 9 человек.

Итого в 1940 заехало 109 человек.

В 1941 – еще 49 человек

1942 – 5 человек

1943 – 3 человек

В Каннонкоски остались только валаамские женщины (валаамские насельницы) – 8 человек и Николай Александрович Шкирмановский. Женщины были из тех паломниц, что оказались за границей при получении Финляндией независимости и не смогли вернуться. Позже они тоже поселились на Новом Валааме и там на кладбище есть «сестринский уголок».

Церковный раскол в 1940-е

Как только переехали на Новый Валаам, то игумен Харитон предложил объединиться. Он сказал: братья, мы согласны перейти на старый стиль ради того, чтобы вместе всем объединиться. Старостильная братия отказалась, сказав: вы служили с епископом Германом, а он служил Пасху по новому стилю, поэтому мы можем заразиться от вас этой ересью.

Один из старостильников, отец Иероним, писал игумену Харитону, что это Харитон виноват во всем, что произошло с Валаамом. Он писал: «Суд Божий повис над вами в момент изгнания из монастыря, что несомненно явилось признаком Гнева Божия за отступление ваше от Церковной истины и за лютые гонения тех, кто именно стоит за соблюдение сей святой истины». «Это гнев Божий за отступление от церковной истины, главным виновником чего являетесь вы». Написал он так потому, что старостильники, оставшиеся дольше в Каннонкоски, обиделись, что их не переселили.

Но главой старостильников был иеромонах Иоасаф и основная группа старостильников с такой позицией согласны не были. Отец Иоасаф даже принес извенения игумену Харитону за отца Иеронима.

 

Почему старостильников не сразу взяли в Паппиниеми? Во-первых, не были готовы кельи, а во-вторых, игумен Харитон предлагал братии разделиться: раз старостильники не хотят иметь церковного общения, то давайте просто жить раздельно, и не будем друг на друга зуб точить.

Но на это было такой ответ: мы молитвенного общения с вами иметь не хотим, но материальное общение проводить не хотим.

Игумен Харитон страдал от этого, но подходил всегда с любовью и в результате закончилось тем, что они объединились.

 

(Иувиан Красноперов тоже был старостильником.)

«Вторая советско-финская война»

22 июня 1941 начало ВОВ.

25 июня 1941 – 19 сентября 1944 - война, которую финны называют «Второй советско-финской». Окончилась она тогда, когда финны в целом вышли на старую границу. Хотя, строго говоря, они захватили чуть побольше вдоль реки Свирь, в том числе захватили Петрозаводск.

Валаамский архипелаг перешел Финляндии: 19 сентября 1941 его освободил советский гарнизон, 20 сентября 1941 – занял финский гарнизон.

Полковник Ярвинен, который руководил освобождением Валаама, прислал на Новый Валаам собственное письмо-приглашение игумену Харитону приехать на освобожденный Валаам. В этом же письме он кратко описывает состояние Валаамской обители: в нижнем храме сделали клуб, замазали все краской и т.д.

Начинаются поездки братии на Валаам. В архиве подробно описана каждая поездка с 1941 по 1944 г.

Игумен Харитон ездил за это время три раза. Первый раз с 19 октября по 1 ноября 1941 года, когда приехали в Сердоболь, осмотрели подворье, потом приехали на Валаам.

Игумен Харитон написал отдельные воспомининия об этих поездках, в которых описывал свои чувства. Когда подъезжали к Валааму он радовался, что видит Валаам, который, как ему казалось, он потерял навсегда – и когда он подплывает ближе, он видит, что все разрушено, что пристань и прочие береговые деревянные постройки полностью сожжены, выбиты окна и двери, одна треть колокола Андрей Первозванный отсутствует. Остался один лишь Воскресенский колокол. (Тот самый колокол, со звона в который началось возрождение Валаамской обители.)

Братия не просто ездила на Валаам, а начала его возрождать. Было завезено для посева и посажено 1000 кг овса, 750 кг пшеницы, 2 т картофеля, 500 кг семенной ржи. Осенью был вывезен урожай.

Иеромонах Петр приехал осенью, чтобы вывезти рыбу и капусту.

Несколько человек (2-3) жило на Валааме постоянно. Это был иеромонах Михей и еще кто-то.

Одновременно вывозили то, что не успели в 1940.

 

В частности Валаамская икона Божией Матери, которая находится на Новом Валааме в старом храме, у которой штыком выколоты глазки. Её там называют Валаамская икона Божией Матери Скорбящая. Эта икона находилась первоначально на Смоленском скиту, так как храм должен был быть первоначально посвящен Валаамской иконе Божией Матери, потому что любимой иконой Николая Николаевича Романова была Валаамская икона. Но Валаамская икона еще не была причислена к чудотворным иконам, поэтому в Синоде ему сказали: либо в честь Смоленской иконы Божией Матери, либо в четь того святого, в день которого произойдет победа русской армии над немцами. До победы еще было далеко, так что выбрали именно Смоленскую икону. Но в храме все равно находился список с Валаамской иконы.

А первоначально даже хотели перенести саму Валаамскую икону в этот храм.

 

Также вывезли недостающий архив и 14 ящиков книг об иисусовой молитве.

(Есть книга игумена Харитона об Иисусовой молитве.)

 

июль 1944 – Советский Союз взял Выборг

1944 – Маннергейм стал президентом и начинает выводить Финляндию из войны

19 сентября 1944 – Московское перемирие. Финляндия выходит из войны, обещая вывести из страны все немецкие войска. После этого начинается Лапландская война, когда они воевали с немцами на своей территории в Лапландии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: