Игумен Харитон: «До 1945 года мы продолжали молиться на два фронта».
Молились раздельно, а кушали в трапезном храме вместе.
Ленинградский митрополит Григорий (Чуков) приезжает в Финляндию в 1945 году с целью объединить Финлянскую православную Церковь с Русской Православной Церковью. Был он и на Новом Валааме. На 12 лет Новый Валаам перешел под юрисдикцию России.
Митрополит Григорий сумел убедить братию объединиться. Обратился к ним: вы - и те, и те - неправы, и вы должны теперь служить по старому стилю.
21 сентября 1945 - воссоединение Валаама, первое совместное служение.
В конце 1945 года митрополит Григорий Чуков написал на Валаам письмо о том, что общался с председателем Совета по делам Православной Церкви Карповым, и что Карпов сказал, что вполне возможно переселить братию в Советский Союз на Старый Валаам. Этого так и не произошло, но братия долго жила надеждой на возвращение.
1957 – Финская Православная Церковь перешла к Константинопольскому Патриархату, Новый Валаам в том числе. Только 7 человек отправилось в Советский Союз и прожили последние годы в Псково-Печерском монастыре.
Жизнь после войны
Трудности были очень большие, но братия постоянно находили помощь со стороны финнов: как со стороны правительства, так и со стороны отдельных семей.
Игумен Харитон: «Центр Финляндии – Каннонкоски – нас встретил с христианской любовью. Нас обогрели, накормили, разместили, старались во всех нуждах нам помочь. Теплота христианской любви еще более возжигала любовь к Финляндии, где мы прожили почти всю жизнь и сделались её гражданами. В виду потери для нас Валаама нас приглашали переселиться в Америку и другие страны, и я отвечал тем и другим, что пока наша Финляндия свободна, мы никуда не поедем, будем разделять радости её и горе».
Были случаи и не очень хорошего отношения, но это были частности по сравнению с общим фоном любви.
Богослужение
Служба на Валааме была каждый день. Начиналась вечерня в 5 часов вечера, зимой – в 4 часа вечера. Утром служба начиналась всегда в 4 часа утра: полуночница, утреня, литургия.
Накануне воскресенья в 4 часа служилась малая вечерня, а Всенощное бдение служилось в 6 часов вечера. Литургия в воскресенье была в 6 часов утра.
Соединение монастырей
1943 – к братии Валаамского монастыря присоединилась братия Печенгского монастыря (6 человек).
1956 – к братии Валаамского монастыря присоединилась братия Коневского монастыря (9 человек).
Число братии
1950 – число братии 90 человек + 6 человек Печенгского монастыря
1955 – 70 человек братии+5 человек Печенгского монастыря
1956 – всего 68 человек
Потом архивы на финском языке.
Последний монах Валаамского монастыря умер в 1981 году (Симфориан). Он был последним настоятелем (до 1979) из старой братии. У него был синодик, по которому он молился за всех, кто умер.
Последний монах Коневского – в 1982 году (иеродиакон Иоана)
Последний монах Печенгского монастыря – в 1984 (Акакий) в возрасте 111 лет
Новый подъем
Братия оскудевала и монастырь близился к закрытию, но в 1970-е годы монастырь начал развиваться.
1977 – построен новый Собор (правительство выделило на это кредит)
1979 – построены новые братские корпуса
1983 – новая гостиница
1984 – огромный культурный центр с библиотекой, архивом, конференцзалом (там проходят конференции и поместные соборы Финляндской православной Церкви.
1989 – народный университет
Братия пополняется за счет вступления в монастырь финнов. Первым настоятелем-финном был архимандрит Пантелеймон (1979-1997)
Архимандрит Сергий – с 1997
Епископ Арсений – с 2011
Численность Церкви
Лютеран 1950 – 95%, 2005 – 79%. Из них большая часть – атеисты. По законы дети родителей-лютеран автоматически записываются в Лютеранскую Церковь, что означает, что они платят налог 1% на нужды Церкви. При этом верить в Бога и ходить в Церковь не обязательно.
Соцопросы показали, что в 1999 году половина населения верила в Бога, в 2003 – только 36%.
Кроме того, финны просто уважают Церковь как социальный институт, а Лютеранская Церковь не стесняет людей.
Пример. Шведская Церковь (тоже лютеранская) – одна из самых либеральных, в ней недавно стали венчать однополые браки (до этого «благословляли» без венчания). Глава Шведской Церкви – женщина, у которой супруг – тоже женщина.
Православная Церковь после эвакуации в основном (на 90%) состояло из тех, кто проживал на Карельском перешейке. В 1940-41 году было эвакуировано 430 тыс. человек населения (10% населения страны).
Православных в 1950 – 1,7%, в 2009 – 1,1%. Три епархии: Карелия, Хельсинки, Оу.
24 прихода, 140 храмов (один священник окормляет сразу несколько храмов).
Пожар 2012
Сгорел 3-й этаж старого здания