Что или кто может помешать проведению тренинга




Кто такие «крокодилы»? На тренерском жаргоне так иногда называют тех, кто мешает ходу тренинга. В обычной жизни это могут быть очень милые люди, но во время работы они своим поведением могут разрушить тщательное выстроенное вами здание семинара. Что же с ними делать? Какие они?

Они самые разные. И бороться с ними (или управлять ими) тоже нужно по-разному.

Есть общее правило для тренеров-фасилитаторов. Вы – не строгая учительница, а участники вашего семинара – не нерадивые школьники. Вы не имеете никакого морального права третировать их, раздражаться, проявлять агрессивность или неуважение к ним. Ваша задача – довести, не роняя своего и чужого достоинства, то, что вы задумали, до намеченной цели, не дать развалить группу. Чаще используйте юмор – лучший способ разрядить любую обстановку. Если не можете справиться сами – используйте мнение группы. Большинство людей пришли на семинар работать и их также раздражают те, кто им мешает.

Ниже вы познакомитесь с типами трудных участников, которые встречаются довольно часто, и особенностями их поведения.

«Человек-нет»:

Его поведение.

Всегда против. Ему не нравится все, что вы предлагаете. Он всегда против всех мнений и всегда предлагает свой, альтернативный вариант. Отрицание всех и вся — основная черта его характера.

Что с ним делать.

Предложите ему изложить свой вариант работы (выступления) в письменном виде.

Обещайте просмотреть его предложение и учесть его мнение, если это возможно. Назначьте его главным оппонентом при проведении презентации, попросив внимательно слушать своих коллег. Сошлитесь на лимит времени и предложите поговорить после окончания семинара.

«Птица-говорун»:

Его поведение.

Говорит обо всем и ни о чем. Не дает другим выступить. Говорит подолгу.

Что с ним делать.

Установите регламент на выступление и жестко соблюдайте его. Дайте ему слово после того, как выступят другие. Спросите у группы, не возражает ли она против повторного выступления. Попросите его наблюдать за регламентом.

«Молчун (скучающий)»:

Его поведение.

Молчит. Скучает. Избегает ответов на вопросы. Смущается, может быть по­тому, что чувствует себя не в своей тарелке, дискомфортно. Иногда плохо вла­деет темой, особенно если пришел на семинар «по разнарядке».

Что с ним делать.

Поощряйте любое его высказывание, но искренне. Используйте круговой опрос, когда каждый участник обязан высказать свое мнение. Дайте ему роль наблюдателя, ко­торый затем должен описать поведение участников. Если таких людей несколько, ис­пользуйте следующий прием. Попросите всех написать свое выступление на карточке (листе бумаги) и затем прочесть его. Попросите участников работать в паре, а затем выступить от имени своего партнера.

«Всезнайка или энциклопедист»:

Между ними есть одно важное различие. Всезнайка считает, что он знает все, а энциклопедист действительно знает много. Не факт, что он эксперт по теме семинара, но своими знаниями он может увести вас далеко в сторону от цели вашего семинара.

Его поведение.

Способен увлеченно и авторитетно говорить на любую тему. Знает ответы на все ваши вопросы. Знает выход из любой ситуации, в запасе у него много примеров, которые он готов приводить.

Что с ним делать.

Поблагодарите его за помощь. Задайте ему конкретные вопросы по теме семи­нара. Если он знает ответ – хорошо. Он ваш помощник. Если не знает, – будет работать, так как обычно это очень умный человек. Делайте это деликатно, не задевайте его самолюбия. Дайте ему возможность сделать индивидуальную презентацию, даже если это не предусмотрено в расписании вашей работы.

«Рекламист»:

Его поведение.

Ответ на любой вопрос сводит к презентации себя или своей организации. Его поведение напоминает известный анекдот про студента, который знал только один би­лет, об огурцах. На вопрос о пальмах он ответил: «Пальмы растут на юге. А огурцы там не растут. Огурцы – это растение семейства огурцовых», и дальше все о них. Бурно реагирует на попытку остановить его. Требует, чтобы ему дали рассказать о себе. Ино­гда самореклама – это единственная цель его участия в семинаре.

Что с ним делать.

Мягко возвращайте его к теме дискуссии. Если это не помогает, спросите мне­ние группы. Иногда действительно всем интересно услышать выступление такого уча­стника. Тем не менее, не идите на поводу у группы. Установите регламент выступле­ния и строго выдержите его. Пообещайте выделить ему время, когда можно будет более подробно рассказать о своей организации. Предусмотрите в расписании работы возможность самопрезентации. Если желающих выступить много, можно узнать мнение группы и выделить специальное время (вне учебного процесса) для «открытой трибуны».

Кроме вышеперечисленных трудных личностей, встреча­ются также:

«Борец» – Его девиз «И вечный бой, покой нам только снится».

«Скорая помощь» – всегда готов помочь по делу и без дела.

«Срезальщик» – похож на персонажа рассказа В. Шукшина «Срезал». Задает вопросы, не относящиеся к делу, и радуется, если тренер не может на них ответить.

«Джентльмен» («Приятная дама») – любят вести светские разговоры, не имеющие никакого отношения к теме.

«Интриган» – может развалить всю группу, так как любит настраивать людей друг против друга.

«Грубиян» – просто грубиян. Встречается не очень часто.

Попытайтесь превратить отрицательную энергию «крокодилов» в положитель­ную. Вы не может вступать в перепалку с участниками, это одно из основных «нет» для тренера. Но вы можете активно использовать группу и ее мнение там, где чувст­вуете себя не в силах справиться с «крокодилами». Очень хорошо помогают «Правила работы (нормы)», выработанные группой в начале семинара. Вывешенные на стену, они служат веским аргументом для всех. Часто участники сами, без вашего вмешательства, апеллируют к правилам.

 


Правовые аспекты

С чего начать?

Планируете ли вы создать некоммерческую организацию или уже работаете в ней — как руководителю и как менеджеру, вам необходимо знать правовое поле, в котором вы и Ваша организация осуществляете свою деятельность, поскольку «незнание законов не освобождает от ответственности» за их нарушение или неисполнение.

Необходимо начать с того, что вся Ваша деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом. Нет необходимости изучать всё законодательство (хотя хороший юрист никогда не будет лишним в организации), а достаточно хорошо ориентироваться в нём и знать, куда можно заглянуть для решения той или иной задачи, чтобы она не переросла в проблему.

    Статья 50 Гражданского Кодекса РФ дает понятие некоммерческих организаций как организаций не имеющих извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. В статьях 116-123 ГК РФ даются понятия и основные принципы деятельности отдельных видов некоммерческих организаций. Более тесно Ваша работа в НКО будет связана с Федеральными Законами «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», Налоговым кодексом Российской Федерации. Деятельность молодёжных или детских общественных объединений также регулируют Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» и аналогичный закон, принятый в Самарской области. Если вы планируете вести или уже ведете благотворительную деятельность, то Вашу деятельность регулируют также Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Выбор формы НКО

Как правило, инициативные граждане, которые хотят зарегистрировать некоммерческую организацию, в первую очередь встают перед выбором организационно-правовой формы и здесь сталкиваются с одной из первых «трудностей»: затрудняются в выборе подходящей формы или выбирают форму наобум, первую попавшуюся.

Как правило, менеджеры, которые работают в некоммерческих организациях (вне зависимости от того, являются они учредителями или нет) либо нанимаются в организации на работу, мало знают о преимуществах и «ловушках» тех или иных форм.

Дело в том, что организационно-правовых форм некоммерческих организаций больше, чем вы думаете. И чем больше форм вы знаете, тем сложнее самостоятельно сделать выбор.

Всегда помните о том, что правильно выбранная форма организации (так же как и Устав), подобна хорошему костюму, заказанному у портного-профессионала – сидит точно по «фигуре», подчеркивая ее достоинства и скрывая недостатки, и не мешает движениям.

Если вы не решили для себя, какую форму лучше выбрать для вашей будущей организации и как ее выбрать. Если вы хотите знать преимущества и недостатки той формы, согласно которой зарегистрирована ваша организация, ответьте на ряд вопросов, которые мы перед вами поставим и ситуация для Вас начнет проясняться.

Формы НКО

Встречая людей, не первый год работающих и руководящих некоммерческими организациями, приходится нередко сталкиваться с путаницей в использовании терминов «некоммерческие организации» и «общественные объединения» — как правило их считают либо синонимами либо двумя разными видами. И то и другое неверно.

В структуре некоммерческих организаций общественные объединения — это особая когорта. Так, термин «общественные объединения» входит в понятие «некоммерческие организации» (НКО), но есть особенности регулирования их деятельности.

Виды общественных объединений и их место в системе некоммерческих организаций

Федеральный Закон «О некоммерческих организациях», определяет следующие формы НКО:

· общественные и религиозные организации (объединения),

· фонды,

· некоммерческие партнёрства,

· учреждения,

· автономные некоммерческие организации,

· объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Статья 7 Федерального Закона «Об общественных объединениях» определяет, в каких формах могут создаваться общественные объединения:

· общественная организация,

· общественное движение,

· общественный фонд,

· общественное учреждение,

· орган общественной самодеятельности.

Особо следует отметить, что учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Общественные объединения также вправе создавать союзы (ассоциации общественных объединений). Дополнительно необходимо отметить, что фонд и учреждение могут быть как общественные, так и некоммерческие — это зависит от состава учредителей. Но к этому вопросу мы вернемся позже.

    Перечень, который мы привели — далеко не исчерпывающий. Деятельность других НКО, не перечисленных в вышеуказанных законах, регламентируется отдельными правовыми актами. Например, потребительские кооперативы. Помимо того, что статья 116 ГК РФ определяет понятие потребительского кооператива как некоммерческой организации, они регламентирую свою деятельность Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», правовыми актами субъектов РФ и подзаконными актами.

Итак, определившись с названиями организационно-правовых форм организаций, пора перейти к процедуре определения их сути.

Шаг 1: Определите цели создания организации — внешние или внутренние?

Чтобы правильно выбрать организационно-правовую форму организации, необходимо определить, каковы цели ее создания — внутренние или внешние? Чтобы это понять приведём наглядный пример:

Предприниматель создаёт некоммерческое партнёрство для решения проблем её членов — это внутренние цели.

Фонд по развитию предпринимательства действует в целях развития всего бизнеса в регионе, учредители фонда объединились не только для решения своих проблем – это внешние цели.

Другой пример:

Общество пчеловодов-любителей или союз филателистов — такие организации объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества. В число подобных организаций могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами. Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в ее ряды — это внутренние цели.

Если шахматный клуб планирует предоставлять место и возможности попрактиковаться в игре своим членам – это внутренние цели. Если же при нем будет открыта школа юных шахматистов – это уже внешние цели.

Если вся деятельность объединения мам с больными детьми – поиск и распределение гуманитарной помощи строго между членами организации – это тоже внутренние цели. Но если эти же мамы планируют создать реабилитационный центр, причем не только для детей членов организации, а для всех детей-инвалидов района – это внешние цели.

    Приведём сравнительную таблицу наиболее распространённых форм НКО по отношению к целям организации. Наличие внутренних и внешних целей у различных форм организаций
Организационно-правовая форма Внутренние Внешние
Общественная организация + +
Фонд   +
Учреждение + +
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) + +
Некоммерческое партнёрство +  
Автономная некоммерческая организация   +

 

Следует отметить, что выбор в этом случае нельзя назвать формальным. К примеру, если вы остановились на выборе некоммерческого партнёрства, то вы ограничены клиентами Вашей организации и можете содействовать только своим членам и только в выбранном направлении, так как оно создаётся, как указано в Федеральном Законе «О некоммерческих организациях»:

«… для содействия её членам в осуществлении её деятельности, направленной на достижение… социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ …».

Шаг 2: Определите состав учредителей организации

От состава учредителей напрямую зависит выбор формы некоммерческой организации. И здесь мы снова сталкиваемся с особенностями регулирования деятельности общественных объединений. Одной из основных их отличительных особенностей, является состав учредителей.

    Состав учредителей в зависимости от организационно-правовой формы
Форма НКО Учредители
  физические лица юридические лица физические и юридические лица
Общественные объединения + (Не менее трех физических лиц)   +(Не менее 3-х физических лиц плюс юридические лица - только общественные объединения)
Фонд + + +
Учреждение + + +(Финансирующие учреждение полностью или частично)
Объединение юридических лиц (ассоциации, союзы)   +  
Некоммерческое партнёрство +(Не менее 2-х физических лиц) +(Не менее 2-х юридических лиц) +
Автономная некоммерческая организация + + +

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: