Особенности развития физических качеств и двигательных функций




Развитие двигательных функций к 7-летнему возрасту определяется созреванием структур мозга, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры больших полушарий, особенностями структуры и функциональных возможностей скелетных мышц. У 7-летнего ребенка структура локомоций и перемещения рук при игровых и бытовых ситуациях становится более устойчивой, но биодинамика рук и ног характеризуется наличием лишних колебаний и неравномерностью изменений скорости и ускорения. У них еще не сформирована зависимость между темпами ходьбы и длиной шага (длина шага непостоянна), начинается развитие содружественных движений рук и ног. Но это не мешает детям овладевать многими сложными двигательными навыками: плаванием, ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах, лазанием.

На формирование новых двигательных навыков 7-летним детям необходимо уже меньше повторений, чем в 4–5-летнем возрасте, но эффективность обучения повышается при высокой мотивации в условиях игровой деятельности.

В 6–7 лет начинается освоение одного из самых сложных двигательных навыков – письма. Трудности формирования этого навыка связаны не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции. Для эффективности формирования навыков письма необходимы следующие условия: осознанный анализ траектории каждого движения, выделение основных ориентиров движений, включение в общий контекст деятельности с высокой игровой мотивацией.

На 6–7 годах жизни ребенка следует уделять внимание (на фоне разностороннего физического совершенствования) специальному развитию отдельных физических качеств и способностей. Главная задача в этот период – заложить прочный фундамент для интенсификации физического развития в последующие годы.

В развитии физических качеств следует усилить акцент на развитие выносливости, быстроты и координации движений. Это необходимо в целях физической подготовки организма ребенка, развития функций управления движениями и их энергетического обеспечения к обучению в школе, связанного с увеличением физических и умственных нагрузок.

Что касается силовых качеств, то речь может идти только о развитии способностей проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метания. Масса метательных снарядов не должна превышать 100 –150 г.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой «школьной зрелости», поскольку они базируются на определенном фундаменте физиологических резервов функций.

 

ВТОРОЕ ДЕТСТВО (8-12 ЛЕТ)

Младший школьный возраст относится ко второму детству биологической периодизации. В этот период развиваются и совершенствуются те физиологические механизмы, которые сформировались к 7 годам.

По мнению физиологов, в этот период закладываются основы культуры движений, осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. В этот период развития почти все показатели физических качеств ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, прирост которого в этот период начинает замедляться.

Особенно интенсивно развивается нервная система. К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудимости и тормозных процессов еще не уравновешен.

Таким образом, возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприятным для развития всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал физического развития детей.

В период детства продолжается устойчивое, равномерное физическое развитие вплоть до пубертатного скачка роста. У ребенка этого возраста, с одной стороны, еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой стороны, существенно изменился общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы в школе.

Поскольку значительную часть времени дети проводят в школе, в программах начальных классов необходимо учитывать биологическую потребность детей в движении. На уроках физкультуры, на переменах необходимо уделять большое внимание развитию двигательных навыков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: