Универсальность структуры нового типа текста поддерживалась его подчеркнуто развлекательной направленностью. Речь велась, казалось, о вещах внеидеологичных, даже внедуховных, бытовых, о заботах отдохновения и нескучном времяпрепровождении, что нужно каждому и в той или иной степени интригует всех. Но оказалось, что ничто так не унифицирует мышление, общение и поведение людей, как массовые развлечения, игрища и демонстрации. Наступил, по меткому выражению С. Москови-чи, «век толп», когда на массовых митингах закладываются «судь-
16 Цит. по: Основные принципы журнализма // Журналист. 1925. N° 10. С. 26.
боносные» виражи политики, а в массовых зрелищах ищут решения любых духовных проблем. «Револьвер-журнализм» бульварной прессы подоспел тут как нельзя более кстати. И новый тип сообщения, основной функцией которого, как представляется журналистам, стало развлечение, удовольствие, наслаждение, можно назвать гедонистическим текстом, который полностью соответствует структуре и динамике драйв-мышления.
На этой основе выросла особая концепция журнализма, расходящаяся с просветительской, рационалистической школой «га-зетоведения», да и с прагматической «теорией новости». Мол, совсем не обязательно писать о том, что практично, разумно и осмыслено. Мол, важна не передача информации, а достижение форс-мажорных состояний и острых ощущений: стресса, потрясения, фрустрации, ужаса, экстаза. К примеру, лучшее время на телевидении отдается конкурсам с большими выигрышами («Поле чудес», «Своя игра», «Пойми меня»), шоу с элементами риска для участников («Форт Байярд», «Империя страсти», «Последний герой»), ток-шоу, муссирующие прежде запретные темы («Про это»), хит-парады, конкурсы красоты, шокирующие ситуации и несуразицы («Скандалы недели», «Вы — очевидец»), устрашающие репортажи («Криминальная хроника», «Дорожный патруль»). В прессе и на радио те же принципы реализуются с меньшей наглядностью, но с большим цинизмом, включая использование нецензурной лексики.
Конституирующая особенность, стержневой момент гедонистического текста — эпатаж: стремление подать как высшее удовольствие нарушение табу, осмеяние ценностей, выход за рамки норм и законов и т.п., подкрепляемый сверхсильными материа-J льными раздражителями: демонстрацией больших выигрышей, картин страдания и смерти, порнографией, ненормативной лек- ф сикой и т.п. В предельном выражении это выводит гедонистиче-I ский текст за грань допустимого в массовых коммуникациях. Но? адепты драйв-мышления, раз начав, не могут остановиться, пото- l My что гиперэксплуатация естественных потребностей и механиз-* мов саморегуляции организма сопровождается реакциями пере-*; рождения. Даже когда приходит ясное понимание последствий. К примеру, статья «Теплая хватка порна» в «Московском комсомольце» состоит, по сути, из медицинского диагноза и жалоб *&ртв болезни: «Психологи описывают "пристрастие" к изучению заочного полового акта как процесс, когда человек настолько привыкает к этому, что все другие потребности полностью вытесняются. "Картинка" вызывает и психологические, и химические изменения в организме... Однажды вы просыпаетесь и по-
__ 171
нимаете, что уже не можете жить без этого... Это как наркомания, — я понимаю, что это мне не нужно, но желание слишком велико. Тянут уже не журналы, а порожденные ими фантазии... Кошмар в том, что они начинают меня физически мучить. Вся остальная жизнь осталась за бортом...»17 Но это не предостерегло общественно-политическую (!?) газету ни от живописания секс-скандалов, ни от «исповедей» мужчин-стриптизеров, ни от употребления как новомодных, так и старорусских названий некоторых частей тела, ни от рекламы «интим-услуг».
В массе своей журналисты отнюдь не пресловутые «девушки без комплексов». И активность газет, где «комплексов» не больше, чем у забора, которому все равно, какие на нем написаны слова, провоцирует внутреннюю конфликтность во всем пишущем сословии. Отсюда попытки заглушить моральный дискомфорт демонстративной издевкой, площадной риторикой, циническими прогнозами, в конечном счете глумлением над всем и вся. Так в гедонистическом тексте появился коронный признак — глумливость, благодаря которой журналисты свысока, как бы третируя «низкие истины», лично им чуждые и омерзительные, живописали подробности, «срывали покровы», разоблачали и витийствовали. Но журналистский глум — не только благопристойное прикрытие предосудительного умысла или примитивного цинизма. Прежде всего это санкция на бесцеремонность в общественных отношениях, почти что легализация коммуникативного суда Линча, официальная индульгенция на любые ответные оценки и поступки, которые вызовет гедонистический текст, возбуждающий драйв-мышление массы людей. Отказаться от такого соблазна психологически очень трудно. Почти невозможно. Но с этого момента гедонистический текст из безобидного развлекательного чтива превращается в коварное средство, чреватое информационным насилием, духовными и политическими манипуляциями.
Но следует понимать, что глум не изначальное качество гедонистического текста, а свойство специальное, привносимое сознательно для достижения манипулятивных эффектов. Оно надстраивается над основными механизмами апелляции к индивидуальному бессознательному, которые могут действовать сами по себе и которые могут быть охарактеризованы через описание конкретных текстообразующих принципов.
Это прежде всего десакрализция (развенчание, профанация, опошление) фундаментальных духовных ценностей и культурооб-разующих символов социума. Модельный прецедент — дискуссия
17 Поэгли В. Теплая хватка порна // Московский комсомолец. 1993. 10 окт.
в популярном еженедельнике: «Зоя Космодемьянская: героиня или символ?» Начало ей положила статья «Уточнения к канонической версии», в которой утверждалось, что партизан «ориентировали на осуществление тактики выжженной земли», что ущерб наносился не оккупантам, а мирным жителям, что мученическая смерть юной девушки была бессмысленной и т.п.18 «Редакция предполагала — реакция читателей будет неоднозначной», но, опубликовав два документально обоснованных протеста, газета основное место предоставила слухам и версиям, которые невозможно проверить, но из которых следовало, что, во-первых, никакого подвига не было («девушка эта шла ночью из леса, замерзла и, подойдя к сараю, где были 2—3 немецкие лошади, решила отдохнуть. Часовой поймал ее и привел в хату»), что, во-вторых, немцы сами партизанку не пытали («старушка Зою била скалкой за поджог»), что, в-третьих, подвиг был, но совершила его не Зоя Космодемьянская («...когда увидела в "Комсомольской правде" фотографию казненной девушки... я сразу узнала в ней Лилю А...») и что в конце концов у героини было не все в порядке с психикой («перед войной в 1938—1939 гг. девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в ведущем научно-методическом центре детской психиатрии...»). Характерно и редакционное резюме по итогам дискуссии: «От себя добавим только одно — без сомнения, девушка, погибшая в Петрищеве, приняла нечеловеческие муки, и как бы ее ни звали, ее будут помнить. Ее и других, известных и безымянных, положивших жизнь на алтарь Победы. Другое дело — насколько оправдана была эта жертва»".
Приемы десакрализации жестки и откровенны. О них можно судить уже по заголовкам публикаций:
• «Уточнения к канонической версии» — поиск теневой стороны в героическом поступке и высоком характере.
• «Наташа Ростова — секс-бомба XIX века» — сведение к скабрезности шедевров искусства.
• «Секс по-христиански», «Я хотела уйти по Чуйскому тракту в буддийский монастырь... (исповедь особо опасной рецидивистки)» — уравнивание, нивелирование высокого и низкого.
• «Вперед, к победе чего-нибудь!» — огульное опошление идейного подхода к реальности.
18 См.: Уточнения к канонической версии // Аргументы и факты. 1991. N9 38.
19 Зоя Космодемьянская: героиня или символ? // Там же. Ni 43.
• «Жрец любви», «Жена купила меня за штуку баксов», «Обоих убил я», «Русь голубая» — приведение к обыденности аморальных или противоестественных действий и феноменов.
• «Новые технологии суицида», «Место окончательной регистрации граждан (Репортаж из морга)», «Кладбищенская коммуналка (На столичных погостах евреи соседствуют с мусульманами)» — включение темы смерти в ряд житейских и политических проблем.
• «Грядут новые испытания для автовладельцев», «Лекарство оказалось заражено бактериями», «Руки у чекистов, наконец, станут чистыми» — пресечение надежд на социальные инициативы и структуры.
Но какие бы приемы десакрализации ни применялись, сю-жетно они выстраиваются по принципу нарушения табу (отказ от запрета, пренебрежение правилами, выход за границы). Это проявляется в предпочтении асоциальных тем, ненавязчивом оправдании отклоняющегося поведения и подспудной привлекательности образов «непонятных и тонко чувствующих» гомосексуалистов, террористов — «настоящих мужчин», маньяков с «трудным детством» и т.п. Поиск смягчающих обстоятельств и «нестандартных» мотивов — первый этап размывания социальных табу, отступное по отношению к еще живым идеалам. При этом могут использоваться отдельные, наиболее важные элементы прежней системы ценностей: гуманность, терпимость, права личности, свобода самовыражения, справедливость и т.п. Однако содержание этих понятий размывается и целенаправленно искажается, так что садо-мазохистские практики, например, предстают как реализация свободы выбора («Про это», НТВ), террор — как акт справедливой мести (репортажи о бесчинствах боевиков Басаева в Буденновске в «Московском комсомольце» и на НТВ, 1995), а убийство — как следствие социальной нетерпимости и непонимания («Расплакался и рассказал, как убивал мать» //«Опасный возраст», 1999). Спутанность понятий достигает уровня глубокого хаоса, грань между добром и злом исчезает, возникает ощущение, что «полная жизнь» — это только жизнь нарушителя норм и границ.
Энергетическую подпитку процесса обеспечивает принцип актуализации инстинктивных влечений путем непосредственного называния или картинной демонстрации предметов и действий, способных вызвать рефлекторное возбуждение. Упоминание, комментирование и особенно наглядное предъявление или детальное описание эротических поз, актов самовластия, насилия, унижения и вообще беспредела, сцен отчаяния и гедонистическо-
го риска, пачек «бешеных денег» от удачи, добычи или стяжательства провоцируют неконтролируемые биологические импульсы и раскачивают паттерны просоциального поведения. На бессознательном уровне не существует слов «нет» и «нельзя». Каковы бы ни были установки и ценности человека, он не может не отреагировать, поскольку срабатывают безусловные рефлексы, а в итоге и высшие психические функции подвергаются, можно сказать, перерождению снизу. Не случайно во всех культурах и цивилизациях существуют свои правила приличий, ограничивающие свободу проявления некоторых чувств, запрещающие называние и демонстрацию особо эротических или кровавых образов. Это облегчает людям возможность самоконтроля и доверительно- to общения с окружающими.
••'у Актуализация инстинктивных влечений плавно переходит на Зфовень провоцирования витальных страхов, и это следующий принцип структурирования гедонистического текста. Из фундаментальной потребности в самосохранении (физическом и моральном) проистекает страх смерти, боли, страданий, унижений. <£голь же изначальна потребность в самоутверждении и проистекающая из нее внешняя активность и агрессивность. А неконтролируемая агрессивность вызывает бессознательное чувство вины, Проявляющееся в нарастающих страхах преследования, одиночества, беззащитности. Поэтому провоцирование витальных страхов Уцожет быть как прямым (демонстрация ужасающих сцен боли, фучений, издевательства и т.п. в расчете на «эффект присутст-|«ия»), так и косвенным (нагнетание чувства вины, внушение бо-jijl^HH расплаты за собственную агрессивность и т.п. в расчете на ИВффект приобщения»). Интенсивно используются те формы, ко-ifppbie предполагают, так сказать, реальное участие представители аудитории: всевозможные конкурсы, лотереи и викторины, ~"!■ можно выиграть крупную сумму и самоутвердиться, а можно эиграть и даже потерять лицо (например, если есть без ложки И петь без сопровождения, как в одном из шоу Л. Ярмольника, рВШ раздеваться при всех, как в шоу Н. Фоменко «Империя стра-йрм*)- Новейшие приемы интерактивных теле- и радиопередач у *'Леей практически аудитории создают ощущение непосредственней и деятельностной вовлеченности в события, и суперсовре-ррЮнный «эффект участия» воскрешает в электронных mass-media 1§Люсферу коллективных магических ритуалов древнейшей мас-йР^ой коммуникации. * " Однако, несмотря ни на какие ухищрения, все стимулы, не «ющие реального жизненного значения, не находят действи-ьного подкрепления и быстро утрачивают возбуждающую
силу. Условный рефлекс угасает, интерес затухает, эмоции не возбуждаются... И тогда возникает потребность во все более сильных раздражителях. Это приводит к тому, что репортажи становятся все более жесткими и кровавыми, эротика непосредственно переходит в порнографию и садизм, тон публикаций изменяется от пикантных намеков и ханжеских сожалений до грубо циничного вторжения в личную сферу самого читателя, зрителя, слушателя... Так, например, в постсоветский период первые статьи о женщинах легкого поведения писались в ключе: «Ах, как это постыдно!» Затем вместе с новомодным словом «путана» в публикациях появились подсчеты: «Как много они зарабатывают!» И, наконец, последовала позитивная оценка: «Какие это дает неожиданные ощущения!» Табу снималось постепенно. Но по мере того, как оно исчезало, спадала и сила эмоционального возбуждения. И оказалось, что собственная сила эротических символов не так уж существенна и быстро вызывает пресыщение. В свое время еще Лифтон и Ольсен отмечали, что в западном обществе, где секс больше не табуируется, особо возбуждающей стала тема пресечения жизни и похорон, и даже назвали это явление «порнографией смерти». Заголовки в российских политических и развлекательных газетах типа: «У Мавроди иммунодефицит», «Художникам труп оказался не по карману», «Как знаменитый колдун убивал свою любовницу» — показывают, что такова общая тенденция шоу-журналистики.
В гедонистических публикациях обычно взаимодействуют несколько текстообразующих принципов и нарушается несколько табу сразу. Например, на одной из телепрезентаций гостям предложен был торт в виде весьма реалистично изображенного трупа Ленина в фобу в натуральную величину. Торт был разрезан и съеден присутствующими перед телекамерой... По форме это воссоздание ритуального убийства и поедания племенного тотема на первобытном стойбище. Или — материализация пресловутого «комплекса Эдипа», как объяснял 3. Фрейд эксцессы «конфликта поколений», воспроизводящие, по его мнению, запрограммированную в бессознательном архаическую практику коллективного убийства сыновьями отца на почве сексуального соперничества. А может, просто имитация элементарного каннибализма. Но в любом случае это доведение текстообразующих принципов до уровня кощунства (оскорбления религиозных, идеологических, нравственных, личностных чувств людей), что следовало бы определить как предельное выражение гедонистического риска.
Гедонистический текст доводит до предела все противоречия, конфликты и комплексы драйв-мышления, высвечивая наиболее
темные и загадочные его области. Раскрываясь таким образом, драйв-мышление довольно быстро исчерпывает свой потенциал^ приводя духовную сферу к состоянию изначального хаоса. И когда табу разрушены, воцаряется так называемая хаос-культура, драйв-мышление утрачивает свое значение в системе коллективного выживания, но продолжает свою работу на уровне отдельных индивидуумов, уже не способных измениться.
Периодические кратковременные возвраты к драйв-мышлению и стихии инстинктивной жизни похожи на приливы и отливы. И здесь самое главное — вовремя всплыть. Известно, что большинство бывших хиппи стали обычными членами общества, обзавелись семьями, обрели достойный социальный статус, стали почтенными гражданами и родителями. Но 20% сгинули навсегда от наркотиков и характерных болезней, так и не сумев выбраться из своих «комьюнити». Психологи утверждают: если к 20 годам молодой человек так и не вышел из состояния гедонистического риска, ему вряд ли удастся вернуться к нормальной жизни. Но до поры риск и протест против социальных табу является естественной формой самоутверждения, необходимым этапом развития индивидуальности и культуры в целом. Получается, что десакра-лизация духовности, идеологии и культуры открывает дорогу и к возрождению (становлению новых ценностей и новой духовности), и к самоуничтожению, причем оба этих момента совпадают, если речь идет о смене поколений или эпох. Но не всегда возрождается тот, кто погиб. Чаще всего на авансцену выходят уже новые люди, которых не коснулся опыт разрушения табу.
В 1993—1996 гг. Психологическая служба газеты «Российские вести» анализировала процесс смены поколений в ходе перестройки. Один из выводов весьма характерен: «Идеология застоя была психологически обречена, потому что действительно талантливая и нравственная молодежь не хотела иметь с ней ничего общего... Рок-музыка нейтрализовала эстетическое воздействие охранительного искусства. Рок-движение стало одним из сильнейших факторов, сформировавших в молодежной среде что-то вроде идиосинкразии ко всей системе официальных ценностей... Другое дело, что идиосинкразия — это все-таки болезнь. И сейчас рок-движение напоминает огромный полевой лазарет после отчаянной и плохо подготовленной атаки. Хорошо, если десятая Часть сможет без невосполнимых духовных потерь возвратиться Из зоны культурно-нравственного нигилизма. Самые благополучные — вожаки. Глядя на рок-кумиров, думаешь, что почти у всех Почти все в порядке. Но сочтем ли когда-нибудь тех, кто стал наркоманом или прямо из подростковой "качалки" перешел в тюрьму, кто покончил самоубийством или просто впал в простра-
цию, к семнадцати годам исчерпав свой жизненный потенциал? Посмотрим на вещи прямым взором: тут не на что уповать и уже некого воспитывать. Здесь осталось место только для милосердия. Но если бы это и было ПОКОЛЕНИЕ, заглохла б, как сказал поэт, нива жизни. К счастью, никакие крестовые походы не могут соблазнить всех детей поголовно»20.
Приведенная цитата интересна еще и тем, что бросает свет на проблему резонанса гедонистического текста в широкой аудитории. Это вопрос не простой. Драйв-мышление опирается на влечения индивидуального бессознательного. И хотя биологические механизмы «ОНО» у всех однотипны, конкретные комплексы индивидуального бессознательного у каждого личные, а невротические реакции вообще по-своему уникальны. И сам по себе гедонистический текст вызывает веер несовпадающих реакций, хаос мнений, влечений и поступков. Чтобы стать направленным и массовым, воздействие должно опираться на коллективные паттерны и способы мышления, общения и поведения, благодаря которым биологически неповторимые индивиды психологически соединяются в общем переживании, словно собирательный субъект. Для «мифологического текста» такой опорой служат ритуальные обычаи; для «убеждающего» — постулаты Учения; для «прагматического» — установки общественного мнения. Характерно, что и гедонистическая публикация непременно обращается либо к религиозным ритуалам, либо к идеологическим учениям, либо к общественному мнению. Но в нигилистическом, глумливом смысле. Демонстративное нарушение канонов, законов или приличий, словно рискованный трюк циркача, встряхивает инстинкты всех и каждого, и оттенки чувств при этом не так уж и разнятся. «Общее наблюдение» соединяет людей, стремящихся к развлечению, и, вызывая интерес к повторению, консолидирует собирательную личность того типа, характеризуя который, В.М. Бехтерев писал: «Скопление, не организованное внутри себя, но организованное в своей цели, мы называем публикой»21. Показательно, что знаменитый советский режиссер С. Эйзенштейн для обозначения, как он выразился, «единицы действенности театра» использовал выразительный термин «аттракцион», по его словам, «подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего, в свою очередь в совокупности единственно обуславливающие возможность восприятия идейной
20 Поколение — это кто? // Российские вести. 1996. 19 апр.
21 Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. С. 86.
стороны демонстрируемого»22. Отсюда следует, что если зрелище само по себе превращает разрозненных людей в «публику», то массовое зрелище, организуемое как «монтаж аттракционов», способно унифицировать паттерны переживания и поведения, вступая во взаимодействия с другими mass-media. И это будет уже другого типа собирательная личность, да и люди — внутренне другие. Упоминавшиеся выше контр-эффекты рок-движения стали возможны потому, что рок-музыка как явление быта сама несла в себе удовольствие, сама была наградой за самое себя и давала музыкантам полную финансовую независимость от любых социальных и тем более официальных структур. Получается, что резонатором гедонистических текстов является не что иное, как шоу-бизнес, то есть система массовых зрелищ, организуемых на принципах драйв-мышления. А чисто развлекательные издания, студии и программы сами становятся разновидностью шоу-бизнеса с точно такими же аттракционами.
Но предмет рассмотрения гедонистического текста это не только развлечения, конкурсы и риск. Предметом может быть все что угодно: религия, политика, торговля, образование, право и т.д. Гедонистический текст — это способ осмысления реальности, подобно мифологическому, убеждающему и прагматическому текстам. Отдельные элементы гедонистического текста могут быть использованы в рамках и убеждающего, и прагматического текстов для придания зрелищности и подключения энергии влечений к переживанию отвлеченных ситуаций. Тут важен не сам по себе аттракцион, а его способность возбудить в бессознательном определенный жизненный импульс. Поэтому интегральную единицу гедонистического общения, аналог «мифемы», «идеологемы» или «конструкта», следует обозначить как «инстигат» (от англ. instigate — провоцировать, подстрекать). """""""
Интересна словарная семантика термина. Английское «to instigate» переводится и как 1) быть инициатором некоторого действия: «The police have instigate a search for the missing boy (Полиция начала поиски пропавшего мальчика)»23, и как 2) подстрекать к неблаговидным или преступным действиям (при этом подразумевается ответственность подстрекателя): «A foreign government was accused of having instigated the bloodshed (Иностранное правительство было обвинено в подстрекательстве к кровопролитию)»24, «instigated a conspiracy against the commander (подстрекал к заго-
22 См.: Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Избр. произв.: В 6 т. 1964. Т. 2.
23 Longman Dictionary of English Language and Culture. 1998. P. 681.
24 Longman Language Activator. 2000. P. 185.
вору против командира)»25, «to instigate workers to down tools (подстрекать рабочих ломать инструменты)»26. В психологическом смысле «инстигат» — это некий специально созданный или специально используемый в данном контексте стимул (картинка, текст, видеосюжет и т.д.), способный актуализировать драйв, «запустить» инстинктивную, рефлекторную реакцию, вызвать сильные неконтролируемые сознанием чувства. Инстигат непосредственно включен в рефлекторную дугу «St-*R» и как условный (символический) стимул, запускающий реакцию, и как стимул безусловный (приносящий непосредственное удовольствие), сам являющийся «подкреплением». А потому сдваиваются и реактивные состояния немедленного наслаждения, и моделирование практического поведения. Тем самым инстигат не только возбуждает инстинкты «ОНО», но и провоцирует образование новых комбинаций влечений и новых комплексов бессознательного, на основе которых возникают особые потребности и закрепляются подчас невообразимые паттерны мышления, общения и поведения.
Коммуникативная функция инстигата реализуется либо как соблазн, либо как разрешение, прощение. Словно двойное дно пропаганды, он проводит на бессознательный уровень такие образы, суждения и действия, которые были бы отторгнуты здравым рассудком и нравственным чувством. И словно таможенное «Добро», он разрешает как нечто естественное, само собой разумеющееся такие намерения и действия, которые люди обычно скрывают из чувства стыда или страха перед законом. Инстигат не просто «возбуждающая картинка». Это, по сути, акт признания и оправдания, своего рода индульгенция, как когда-то католическая церковь называла официальное свидетельство о полном или частичном отпущении грехов не только прошлых, но и будущих. Однако не следует сводить побудительный посыл инстигата к банальному: «Если нельзя, но очень хочется, то можно!» Как «соблазн», так и «прощение» — понятия не только бытовые, но и сакрально-религиозные, высокодуховные, предельно идеологические. Поэтому оценка инстигата претендует на тотальность и абсолютность даже когда выражается пикантным намеком, стилистическим акцентом, «стебовым» жаргоном, глумливой остротой, оскорбительным выводом или охальным слоганом. Такая оценка всегда произвольна и субъективна. Это личное мнение журнали-
25 The Merriam-Webster Dictionary of Synonyms and Antonyms. Massachusetts, 1992. P. 194.
26 Hornby AS. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1987. P. 442.
ста, нередко сдвинутое или завиральное. Но высказываемое широковещательно, да еще с апломбом и претензией на общезначимость, оно звучит как социально санкционированный норматив.
Инстигат (образ и санкция) «запускает» драйв-мышление, когда желанию следуют без выяснения причин и не заботясь о следствиях, вне логики и безотносительно к истине. Однако инстинктивный порыв, охватывая массы, способен вызвать взлет энтузиазма или пароксизм протеста, решить исход голосования или судьбу революции, внести сумятицу в мысли или установить новый стиль поведения. Откуда столь очевидная практическая «мощь» драйв-мышления, если оно безразлично к реальности, то есть очевидно не «действительно»? Гносеологический парадокс анализируемой парадигмы в том, что влечения индивидуального бессознательного, недоступные для самосознания и самоконтроля, достаточно просто распознавать и направлять со стороны. Используя метафору «двухпалатное™ сознания древнего грека», можно сказать, что инстигат воспринимается хотя и не как голос Бога, Пророка, Учителя или Эксперта, но очень прельстительно, как зов Звезды, Зазывалы или Дегустатора. Драйв-мышление импульсивно отдает инициативу поведения на сторону. Поэтому появляется «толпа и герой». Поэтому «герой», вслед за Ницше, полагает, что «для посредственного существовать в качестве посредственного — счастье»27. Поэтому все более примитивными становятся инстигаты (запускающие и контролирующие стимулы) манипуляции. Поэтому у «толпы» грубые вкусы. Поэтому драйв-мышление становится целью и средством воздействия манипуля-тивных mass-media, которые в современном обществе пытаются Ифать роль «героя» перед массовизированнои аудиторией, как перед «толпой».
Предельные выражения этого процесса могут вызвать оторопь. Гуманистически мыслящий социопсихолог Серж Москови-чи даже назвал толпу «взбесившимся животным, сорвавшимся с цепи»28. Но журналист не должен впадать в снобизм. И ему нельзя закрывать глаза на реальность. К предчувствиям Шопенгауэра, прозрениям Ницше или идеям Фрейда можно относиться как угодно, но нельзя игнорировать, как выразился один литературный герой, «научно-медицинские факты». Структура личности универсальна. Драйв-мышление — одна из естественных функций психики. Историческое развитие, собственно, в том и состояло, что все ббльшее число людей требовало и получало возмож-
27 См.: Nietzsche F. Werke. Bd. 8. 1904. S. 303. 2» См.: Московичи С. Век толп. М., 1998.
ность реализовывать свои инициативы индивидуально, а не в сословном, классовом или институциональном порядке. В этом смысле эпохальный документ — Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948). К концу XX в., как раньше гражданские, экономические или политические свободы наций и сословий, стали отстаивать личное право на инакомыслие, на акцию «в знак протеста», на отклоняющееся поведение и т.п., вплоть до «прав сексуальных меньшинств». Массовый человек больше не склонен сдерживать влечения. И широковещательная «сексуальная революция», в отличие от пролетарской, победила в мировом масштабе. Существенно отметить, что в современном мире самые заурядные акты ограничения влечений могут вызвать резонанс массового драйв-мышления, переходящий в коллективные действия такого свойства, что власти сочтут за благо просто капитулировать. Знаменитый студенческий бунт 1967 г. с баррикадными боями в Латинском квартале Парижа, после которого пришлось реформировать высшее образование во Франции и полностью поменять распорядок в Сорбонне, начался как протестная реакция на запрет студентам посещать общежитие студенток. Мощная составляющая драйв-мышления обнаруживается и в акциях активистов «Greenpeace», и в действиях правозащитников, и в демонстративных захватах заложников... Похоже, что без учета драйв-мышления, без опоры на инстигат контакт с современным массовым читателем становится проблематичным, а с наиболее продвинутыми и мобильными группами вообще условным.