Дополнительная Общеобразовательная программа
Группы раннего развития «Почемучка»
Для учащихся 6-7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Санкт – Петербург
2017-2018 г.
I. Пояснительная записка
Помогая детям преодолевать
трудности, мы всякий раз сотворяем
своего рода чудо. Это результат
совместных усилий педагогов и
детей, маленькое произведение ис-
кусства, в создании которого все
принимают участие, подобно му-
зыкантам одного оркестра.
К. Фоппель
Ни для кого не секрет, что успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний и вся его дальнейшая “школьная карьера” во многом зависят от дошкольной подготовки. Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в первые шесть—семь лет своей жизни.
Как помочь ребенку, который не получил необходимого развития в домашних условиях? Как подготовить его к обучению в школе? Такую помощь могут оказать школьные образовательные учреждения, в которых организована группа раннего развития её формах. Группа раннего развития вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен.
Целью курса является: всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей с учетом возрастных и психических особенностей.
Задачи данного курса:
- продолжать всестороннее воспитание и развитие детей;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;
- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе;
- совершенствовать все стороны речи: учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;
готовить детей к обучению грамоте;
- развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности;
- воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда.
Важными условиями эффективной работы с детьми по программе раннего развития «Почемучка» являются:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- создать условия для развития у детей разнообразных способностей;
- обеспечить всестороннюю подготовку детей к школе без лишнего давления и перегрузки;
- наладить сотрудничество школы и родителей (законных представителей).
Основные принципы работы педагогов в школе раннего развития:
- учет индивидуальных особенностей и способностей детей;
- интегрированный подход к построению педагогического процесса;
- разнообразие форм и методов развития детей, разумное сочетание классических и инновационных направлений работы, учет специфики содержания работы
- систематичность и последовательность занятий.
Содержание образовательного процесса в школе развития определяется учебными календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогами школы и утверждаемыми заместителем директора по учебно-воспитательной работе, ответственным за работу школы раннего развития. Нормативный срок освоения программ —8 месяцев.
Занятия по программам проводятся в учебных помещениях школы педагогическими работниками школы. Группа работает в следующем режиме: 3 учебных занятия 2 раза в неделю, кроме праздничных дней. Продолжительность академического часа занятий в школе развития может составлять от 25до 30 минут. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
Детям, обучающимся в группе раннего развития «Почемучка» предлагаются следующие занятия:
1. Зеленая тропинка (предметное окружение).
2 Веселый карандаш.
3. Считалочка.
4. Уроки общения.
5. Искусство и культура. Конструирование, ручной труд, лепка.
Главное назначение курса состоит в том, чтобы научить детей свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; раскрыть их творческие способности; приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний; воспитывать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Данная программа поможет учителю активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.