Ростовская область позиционируется как инновационно-ориентированный, перспективный регион с высоким научно-образовательным, кадровым и техническим потенциалом, что определяет условия для формирования инновационных и территориально-производственных кластеров.
На основе анализа социально-экономического развития Ростовской области определен ряд направлений, на базе которых могут развиться кластеры. Предприятия потенциальных и действующих кластеров уже оказывают влияние на развитие экономики Ростовской области, обеспечивая значительный вклад в формирование ее конкурентоспособности. Однако, стадии практической реализации достигла лишь небольшая часть проектов развития кластеров.[41]
Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015 – 2020 годы определяет принципы, цели и содержание кластерной политики Ростовской области, а также основные направления и механизм реализации мер государственной поддержки, предоставляемой кластерам, объединяющим производственный, научно-образовательный и инновационный потенциал хозяйствующих субъектов, малого и среднего бизнеса, учебных заведений и научных организаций, объектов инновационной инфраструктуры, сервисных компаний.
Российский и мировой опыт показывает, что в условиях обострения конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиций, трудовых и иных ресурсов необходимо применять новые инструменты поддержания и повышения конкурентоспособности территорий, в том числе на основе использования кластерного подхода – поддержки кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как групп территориально близких и взаимосвязанных предприятий и организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга. Результатом применения кластерного подхода станет максимальное использование конкурентных преимуществ региона и, как следствие, общий экономический рост.
Включение кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно повысить уровень технологической базы, скорость и качество экономического роста за счет усиления международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:
1) внедрения наилучших доступных технологий, использования новейшего оборудования;
2) получения доступа к современным методам управления и специальным знаниям;
3) получения возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки.
Формирование и развитие региональных кластеров является эффективным механизмом активизации внешнеэкономической интеграции, в том числе за счет ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций, включая малые и средние предприятия, обеспечения необходимого учета потребностей бизнеса в рамках механизмов территориального планирования. Развитие кластеров стимулирует повышение производительности труда, формирование новых компаний и создание новых рабочих мест, содействует росту инновационного потенциала региона, формированию конкурентных преимуществ Ростовской области, способствующих привлечению отечественных и иностранных инвестиций.[42]
Эффективная реализация кластерной политики предполагает согласованные и скоординированные действия всех участников кластерного развития Ростовской области – хозяйствующих субъектов, образовательных, научных и конструкторских организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, институтов развития, участников инновационной деятельности, специализированных организаций, объектов инновационной инфраструктуры.
На первом этапе реализации кластерной политики (2015 – 2017 годы) осуществляются следующие мероприятия:
1. совершенствование нормативной правовой базы Ростовской области в сфере кластерного и инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики;
2. содействие специализированным организациям в разработке программ (стратегий) развития кластеров в соответствии с требованиями Министерством экономического развития Российской Федерации;
3. содействие развитию Центра кластерного развития Ростовской области, в том числе в части привлечения средств федерального бюджета на обеспечение его развития;
4. содействие интеграции кластеров в региональную инвестиционно-инновационную систему.[43]
Второй этап реализации кластерной политики (2018 – 2020 годы) будет включать мероприятия, направленные на формирование органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области благоприятных экономических и правовых условий для дальнейшего развития кластеров:[44]
1. мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластеров в трудовых ресурсах и содействие в подготовке и переподготовке кадров на базе образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области;
2. развитие социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, а также объектов инвестиционной и инновационной системы (индустриальные и технопарки, инвестиционные площадки, инновационные, инжиниринговые и иные центры);
3. формирование системы налогового стимулирования участников кластеров при реализации инвестиционных и инновационных проектов;
4. снижение административных барьеров для реализации инвестиционных и инновационных проектов;
Ответственным органом исполнительной власти Ростовской области за реализацию кластерной политики является департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области (далее – ответственный орган). Ответственный орган осуществляет управление реализацией Концепции, разработку направлений реализации кластерной политики, координацию действий органов исполнительной власти Ростовской области по реализации Концепции. Координацию деятельности по созданию и развитию кластеров по курируемым направлениям обеспечивают органы исполнительной власти Ростовской области. Организационно-методическую, информационно-аналитическую и консультационную поддержку работы кластеров и реализации совместных кластерных проектов обеспечивает Центр кластерного развития Ростовской области – структурное подразделение некоммерческого партнерства «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» (НП «ЕРЦИР РО»).[45]
Формирование условий для эффективного институционального развития кластеров заключается в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, реализации кластерных проектов и инициатив, развитии предпринимательства, в том числе инновационного.
С 2013 года ключевым элементом инновационной инфраструктуры, реализующим политику кластерного развития, НП «ЕРЦИР РО», учредителями которого выступили Ростовская область и ведущие образовательные организации региона: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (далее – ЮФУ), ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова» (далее – ЮРГПУ (НПИ)), ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (далее – ДГТУ).
Основной задачей НП «ЕРЦИР РО» является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников инновационных процессов, в том числе субъектов инновационной деятельности, участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов, инноваторов, изобретателей.
Непосредственное взаимодействие с участниками кластеров осуществляет Центр кластерного развития Ростовской области как интегрированное структурное подразделение НП «ЕРЦИР РО».
Задачи Центра кластерного развития Ростовской области по развитию кластеров:[46]
1. предоставление консультационных и маркетинговых услуг участникам кластеров;
2. организация и проведение обучающих семинаров, конференций в сфере кластерного развития;
3. методическая и информационная поддержка разработки программ (стратегий) развития кластеров;
4. разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников кластеров, учреждений образования и науки, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, финансовых организаций и институтов развития;
5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
6. оказание содействия участникам кластеров в привлечении средств государственной поддержки;
7. оказание содействия участникам кластеров в продвижении на рынок новых продуктов (услуг);
8. определение потенциала развития кластеров, в том числе инновационного, научного, производственного, финансово-экономического.
Для решения задач кластерной политики необходимо решить имеющиеся у кластеров Ростовской области следующие проблемы:
1) недостаток квалифицированных кадров;
2) низкую восприимчивость предприятий к инновациям, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее конкурентоспособности;
3) недостаточное качество отдельных элементов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры;
4) недостаточный уровень организационного развития кластеров;
5) недостаточный уровень развития кооперационных связей и механизмов субконтрактации, характеризующийся относительно низкой долей комплектующих, производимых внешними поставщиками;
6) финансовые и иные барьеры (санкции, ограничения, связанные с законодательством в сфере экспортного контроля, нестабильность на валютно-финансовом рынке) для приобретения дорогостоящего производственного оборудования, материалов и технологий.
В настоящее время в области функционируют три региональных кластера. Кластер вертолетостроения (меморандум о создании кластера подписан в сентябре 2014 года между правительством Ростовской области, Министерством промышленности и торговли РФ и Госкорпорацией "Ростех", в состав которого вошли: ОАО "Роствертол", ОАО "Авиаприборный ремонтный завод", Госкорпорация "Ростех", ОАО "Вертолеты России": планируемый объем инвестиций составит 20 млрд рублей, число новых рабочих мест составит 10 тысяч человек), молочный кластер "Донские молочные продукты" и инновационно-технологический кластер "Южное созвездие".