Различают 4 стадии лимфогранулематоза.




I стадия (локальные формы) - поражение одной или двух смежных групп лимфатических узлов.

II стадия (регионарные формы) - поражение двух или более несмежных групп лимфатических узлов.

III стадия (генерализованные формы) - генерализованное поражение лимфоузлов и вовлечение в процесс селезенки.

IY стадия (диссеминирование формы) - поражение лимфоузлов и внутренних органов - легких, печени, а также кости и др.

Каждую стадию подразделяют в зависимости от отсутстсвия (А) или наличия (Б) общих симптомов интоксикации: повышения температуры выше 38о, проливного ночного пота, уменьшения массы тела и т.д.

При исследовании крови при лимфогранулематозе выявляется лейкоцитоз (лимфоцитоз) и ускорение СОЭ. Следует отметить, что общие симптомы (кожный зуд, потливость, повышение температуры и др.) в начальной стадии заболевания наблюдаются редко. В течение заболевания отмечаются периоды ремиссии и обострения, во время которых в процесс вовлекаются новые группы лимфоузлов или внутренние органы. Генерализация лимфогранулематоза происходит лимфогенным и гематогенным путем с вовлечением медиастинальных, забрюшинных, брыжеечных и паховых лимфоузлов, внутренних органов (селезенки, печени и легких), костного мозга.

При поражении небной миндалины происходит ее увеличение, вызывающее ощущение инородного тела и затруднения при глотании. Боли возникают редко, лишь при изъязвлении опухоли.

Поражение язычной миндалины установлено в 15% случаев. Больные жалуются на дисфагию, голос приобретает гортанный оттенок. Опухоль мягкой консистенции и покрыта неизмененной слизистой оболочкой.

Показателем поражения костного мозга является развитие острого или хронического лимфолейкоза. При этом ухудшается общее состояние больных, повышается температура, появляется геморрагический синдром (кровотечение, геморрагии на коже, темный стул). В периферической крови обнаруживаются патологические клетки, анемия, тромбоцитопения, в миелограмме - метаплазия бластными клетками.

Диагностика лимфогранулематоза основывается на всем комплексе клинических и морфологических данных. Ведущая роль принадлежит морфологическому исследованию - цитологическому изучению пунктата первичного очага в лимфатическом узле. Диагноз лимфогранулематоза считается доказанным при обнаружении в гистологическом препарате гигантских клеток Березовского-Штернберга.

Диагностика лимфогранулематоза у детей затруднена, так как болезнь в начальных стадиях часто напоминает хронический лимфаденит. Среди больных с лимфаденитами очень трудно выявить начальные формы опухолей лимфатических узлов. Это обусловлено также и тем, что в педиатрической практике совершенно недостаточно используются методы пункционной биопсии лимфоузлов. Таким образом, симметричное или системное увеличение лимфоузлов челюстно-лицевой области и шеи у детей, а также отсутствие очевидных причин для воспалительного процесса в лимфоузлах требует более широкого обследования ребенка (лабораторные анализы крови и др.), в том числе и биопсии лимфоузла.

Лечение лимфогранулематоза проводится в онкологических больницах, для чего используют химиотерапевтические средства и лучевую терапию. В некоторых случаях применяется хирургическое лечение. При своевременной диагностике прогноз лечения может быть благоприятным.

Лимфосаркома начинается с увеличения какой-либо группы лимфатических узлов, чаще всего шейных и надключичных. В дальнейшем опухоль инфильтрирует окружающие ткани и распространяется метастатически по лимфатическим путям. Лимфоузлы увеличены, плотны и часто образуют конгломераты. В периферической крови при этом в значительном количестве встречаются лимфоциты (лимфоцитоз) или лейкемическая картина крови. Клиническая картина во многом зависит от места локализации опухоли. Общие симптомы (повышение температуры, слабость, потливость) наблюдаются реже, чем при лимфогранулематозе. Лимфосаркоматоз тянется 1-2 года и, не смотря на периодические улучшения вследствии терапии, может вести к летальному исходу.

При дифференциальной диагностике надо иметь в виду лимфогранулематоз и хронический гиперпластический лимфадент. В начальных стадиях вопрос решается не столько клинически, сколько на основании пункционной биопсии, которую следует проводить во всех сомнительных случаях.

Лечение: рентгентерапия дает быстрый положительный эффект и ведет к исчезновению опухоли и длительной ремиссии, но не всегда предупреждает рецидив заболевания. Проводится также химиотерапия. При ранней диагностике эффективно хирургическое вмешательство (удаление лимфоузлов) с последующей рентгентерапией и химиотерапией.

Злокачественные опухоли слюнных желез у детей встречаются редко. В основном они имеют эпителиальную природу. Опухоли у детей развиваются преимущественно в больших слюнных железах (чаще в околоушных) и реже в малых слюнных железах (в основном на небе).

Мукоэпидермоидная опухоль клинически в начальных стадиях обычно мало чем отличается от “смешанной опухоли”. Однако ограничение подвижности, отсутствие четких границ, фиксация кожи над опухолью и др. являются признаками злокачественности. Появление боли, болезненность при пальпации и вовлечение в процесс лицевого нерва свидетельствует о наличии злокачественной опухоли околоушной слюнной железы. Клинико-морфологически она делится на две подгруппы: высокодифференцированную инизкодифференцированную. Послед

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра стоматологии детского возраста

Методическую разработку подготовил доц. Корсак А.К.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

лекция № 1 по стоматологии детского возраста для студентов 4-го курса стоматологического факультета на 7-ой семестр

 

 

Тема: Обезболивание в детской хирургической стоматологии. Местное и общее. Некоторые особенности техники проведения у детей. Осложнения местной анестезии и их профилактика.

Цель: Ознакомить студентов с видами общего и местного обезболивания, применяемого в детской хирургической стоматологии, показаниями к их применению у детей, осложнениями и их профилактикой.

План лекции:

1. Местное обезболивание у детей. Виды его, показания к применению, препараты и техника проведения основных видов местной анестезии в челюстно-лицевой области.

2. Местные и общие осложнения местной анестезии. Их профилактика и оказание помощи детям.

3. Премедикация и общие осложнения в стоматологической практике.

4. Общее обезболивание в детской стоматологической практике. Виды наркоза, показания и противопоказания к его применению.

5. Неотложная помощь и особенности реанимации в детском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. - Витебск, 1998.

2. Бунатян А.А., Рябов Г.А., Маневич А.З. Анестезиология и реаниматология. - М.: Медицина, 1984.

3. Боровский Е.В. и соавт. Стоматология. - М.: Медицина, 1987.

4. Васманова Е.В. Обезболивание в амбулаторной стоматологи детского возраста. М.: Медицина, 1983.

5. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. - М.: Медицина, 1987.

6. Глинник А.В. и соавт. Местное обезболивание в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии. - Минск, 1998.

7. Дунаевский В.А. Хирургическая стоматология: - М.: Медицина, 1979.

8. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. - М.: Медицина, 1991.

9. Муковозов И.Н. Наркоз и реанимация в челюстно-лицевой хирургии. - Л.: Медицина, 1972.

10. Соловьев М.М. Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей. - Л,: Медицина, 1985.

Задание студентам: прочесть соответствующие разделы основной литературы и ознакомиться с дополнительной литературой.

Форма контроля: опрос на практических занятиях, решение ситуационных задач, тестовый контроль, курсовой экзамен, Государственный экзамен.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ № 1

Проблема обезболивания особенно остро стоит в детском возрасте. Это связано с тем, что у детей большая лабильность психических реакций, быстрая иррадиация возбуждения, непереносимость болевых ощущений. Отрицательные эмоции, связанные с болью, незнакомой обстановкой и т.д. вызывают чувство страха, что может сформировать отрицательное отношение к стоматологическому кабинету на всю оставшуюся жизнь. Учитывая то, что в стоматологической поликлинике получают помощь около 98% детского населения, проблеме обезболивания в стоматологии следует уделять особое внимание.

Обезболивание принято разделять на местное и общее, при этом ведущим в амбулаторной стоматологической практике является местное обезболивание. Его можно разделить на:

1. Неинъекционную анестезию (химическую, физическую и др.).

2. Инъекционную анестезию (инфильтрационную, проводниковую и др.).

3. Безыгольную (струйная) анестезию.

4. Местную анестезию с премедикацией.

Аппликационная (химическая) анестезия достигается за счет использования анестетиков хорошо проникающих через слизистую оболочку полости рта. Для проведения аппликационной (терминальной) анестезии используют: дикаин 0,5-1% р-р; пиромекаин в растворе или 5% мазь; анестезин 5-10% эмульсию или мазь: лидокаин 2% р-р или в виде аэрозоля 10%; ксилокаин и др.

Аппликационная анестезия в детском возрасте показана:

- для обезболивания места инъекции;

- для удаления зубов с резорбированными корнями;

- для вскрытия подслизистых абсцессов;

- при удалении мелких образований на слизистой полости рта и т.п.

Инфильтрационная анестезия - осуществляется за счет пропитывания (инфильтрации) тканей анестетиком. Порозность костной ткани, обуславливающая хорошую всасываемость анестетика (особенно на верхней челюсти), способствует широкому применению этого вида анестезии в детской стоматологической практике. Для инфильтрационной анестезии в детском возрасте используют 0,25-0,5% р-р новокаина и тримекаина, а для удаления зубов 1-2% р-р этих же веществ; 2% р-р лидокаина, септонест, ультракаин и др.

Под инфильтрационной анестезией можно удалять: все молочные зубы на верхней челюсти и фронтальную группу зубов на нижней челюсти; провести вскрытие субпериостальных абсцессов; первичную хирургическую обработку ран мягких тканей; репозицию зубов; небольшие операции на слизистой оболочке полости рта и альвеолярном отростке. Это возможно при уравновешенном психо-эмоциональном статусе ребенка.

Проводниковая анестезия обеспечивает выключение болевой чувствительности в зоне иннервации за счет блокады нервных стволов. В детском возрасте проводится в основном внутриротовая проводниковая анестезия: мандибулярная, небная и резцовая.

(Рассмотреть кратко технику небной и резцовой анестезии у детей, которая аналогична как и у взрослых).

Из-за особенностей строения нижней челюсти особенность мандибулярной анестезии у детей заключается в том, что вкол иглы в латеральный скат крыло-челюстной складки проводят ближе к уровню жевотельной поверхности нижних моляров. При этом шприц расположен на зубах противоположной стороны. Использование мандибулярной анестезии иногда требует применения и щечной анестезии (для удаления моляров). Применение местной проводниковой анестезии позволяет провести безболезненно оперативное вмешательство в зоне иннервации блокируемого нерва. Для проведения проводниковой анестезии у детей пользуются 1-2% р-р новокаина, тримекаина или лидокаина в зависимости от возраста ребенка. Широкое применение ультракаина и его аналогов сузило сферу применения проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области у детей.

В детском возрасте из-за беспокойства ребенка значительно выше, по сравнению со взрослыми, вероятность местных осложнений местной анестезии. К ним относятся: гематома, воспалительная контрактура нижней челюсти, травматический неврит, травматическая язва нижней губы, перелом или аспирация иглы, инфицирование тканей, некроз мягких тканей, введение некондиционного раствора и др.

Профилактика гематомы - острая игла, продвижение ее по и параллельно кости, предпосылка анестетика; перед введением анестетика потянуть поршень шприца на себя, давящая повязка, холод по схеме.

Профилактика контрактуры - острая без зазубрин игла, правильная техника мандибулярной анестезии (игла должна дойти до кости), соблюдение асептики.

Профилактика инфицирования - соблюдение правил асептики (игла не должна касаться зубов и спинки языка, одной иглой не больше 2-х инъекций и др.).

Профилактика перелома иглы - осторожность и не погружать иглу до канюли в мягкие ткани.

Профилактика некроза тканей - соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте, чтобы вместо анестетика не ввести другую жидкость (хлористый кальций, спирт, нашатырный спирт и др.).

Для предупреждения травматической язвы нижней губы следует провести беседу с родителями и ребенком.

С целью улучшения местной анестезии снижения страха перед вмешательством, протенцирования местной анестезии и т.п. в детской практике широко используют седативную подготовку. Седативная подготовка включает психотерапию и лекарственную премедикацию.

Доказано, что установление психологического контакта с ребенком не могут заменить лекарственные препараты. Для этого следует использовать возможности родителей и беседы с самим ребенком, готовя его к оперативному вмешательству. С этой же целью возможно и физиологическое отвлечение ребенка (игрушки, музыка, рисунки и др.).

Собственно премедикация осуществляется за счет применения транквилизаторов и снотворных веществ. К ним относятся элениум, седуксен, триоксазин и т.д. Применяют их за 30-40 мин. до лечения (хотя имеются различные схемы их применения). Премедикация способствует эмоциональной индиферентности, стабилизирует вегетативные реакции, снижает чувство страха, вызывает безразличие и т.д., что позволяет безболезненно и спокойно провести лечение больного.

Однако следует сказать, что гарантировать спокойствие в поведении ребенка при проведении операции под местной анестезией часто невозможно, что увеличивает риск операционных и послеоперационных осложнений.

Всего этого можно избежать, применяя общее обезболивание (наркоз), который бывает ингаляционным (масочный, назофарингеальный, интубационный) и неигаляционным (внутривенный, внутримышечный и др.).

Основные показания к наркозу у детей:

1. Пороки и заболевания центральной нервной системы (эпилепсия, олигофрения и т.д.).

2. Острые воспалительные процессы челюстно-лицевой области.

3. Непереносимость местных анестетиков.

4. Повышенная психоэмоциональная возбудимость (страх перед лечением).

5. Сердечно-сосудистая недостаточность в стадии компенсации.

6. Бронхиальная астма.

7. Неэффективность местной анестезии (большой объем оперативного вмешательства).

8. Желание родителей.

9. Возраст до 5 лет.

10. Множественный кариес зубов и др.

Противопоказаниями к плановому наркозу у детей являются:

1. Пневмония (острая, обострение хронической) и другие острые заболевания органов дыхания.

2. ОРВИ и другие инфекционные острые заболевания.

3. Повышенная температура тела.

4. Острые или обострение хронических заболеваний паренхиматозных органов (печени, почек).

5. Сердечно-сосудистая недостаточность в стадии декомпенсации.

6. Затруднение носового дыхания.

7. Дети с полным желудком.

8. В течение 3-4 недель после плановых прививок.

Для обеспечения ингаляционного наркоза в настоящее время чаще всего используют кислородно-закисную смесь, фторотан-кислородную смесь, галотан-кислородную смесь и др.

В стоматологии часще всего используется интубационный, а не масочный наркоз при надежной тампонаде глотки, т.к. в противном случае сохраняется угроза асфиксии.

Довольно широко в детской практике используют (хирургической, стоматологической) неингаляционный (внутривенный или внутримышечный) наркоз. С этой целью используют оксибутират натрия, сомбревин, кетамин, кеталар, гексенал, тиопентал натрия и др. препараты.

С целью подготовки к общему обезболиванию ребенок в поликлинике должен быть обследован (заключение педиатра, температура, А/Д, общие анализы крови и мочи, ЭКГ и др. исследования по показаниям).

Следует обратить внимание, что применение общего обезболивания в поликлинике требует создания специального отдельного кабинета, с анестезиологическим оборудованием, инструментарием, набором медикаментов для оказания экстренной помощи. При осмотре ребенка перед наркозом следует тщательно собрать анемнез о перенесенных и сопутствующих заболеваниях, аллергизации организма, дыхательной и сердечно-сосудистой системах, системы свертывания крови. Необходимо помнить: “Существует малая хирургия, но нет малой анестезии, т.к. опасность наркоза, длительностью до 15 минут, ничуть не меньше, чем длительностью до 2-х часов”.

Большинство авторов в условиях поликлиники отдают предпочтение масочному или назофарингеальному наркозу смесью фторотана, закиси азота и кислорода. Сидячее положение больного, наличие маски ни лице и др. затрудняет наблюдение анестезиолога. При назофарингеальном наркозе рот больного в открытом положении фиксируют межчелюстными распорками и тампоном перекрывают ротовое дыхание, а нижняя челюсть удерживается в выдвинутом положении.

В последнее время в педиатрической стоматологии более широко применяют неингаляционный наркоз, в частности, путем применения кеталара и его аналогов.

После наркоза в условиях поликлиники ребенок должен находиться под наблюдением анестезиолога в течение 1-2 часов, после чего может быть отправлен домой в сопровождении взрослых.

При лечении детей со стоматологическими заболеваниями врач-стоматолог может столкнуться в необходимостью оказания неотложной помощи при некоторых состояниях.

Гипертермический синдром может сопровождать инфекционные и гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области, вследствие несовершенства механизма терморегуляции в детском возрасте. Для него характерно: гипертермия свыше 38 градусов, эксикоз, тахикардия, неврологические симптомы (судороги, нарушение сознания и др.). Неотложная помощь заключается в следующем: введение антипиретиков (50% р-р анальгина и 4% амидопирина), спазмолитиков периферического действия, антигистаминов (2,5% дипразина), физические методы охлаждения (спирт, холод на голову, вентилятор и др.).

Обморок - кратковременная потеря сознания, вследствие нарушения мозгового кровообращения. Чаще он возникает у детей подросткового возраста вследствие страха, испуга или болевых ощущений. Это может сопровождаться снижением А/Д и учащением пульса. Оказание помощи заключается в придании горизонтального положения больному, следует обеспечить доступ кислорода и др. К носу следует поднести нашатырный спирт, под кожу - кордиамин, кофеин. Профилактика обморока заключается в психологической подготовке больного и премедикации, а также в безболезненности проводимых манипуляций.

Коллапс - острая сердечно-сосудистая недостаточность. Для него характерно снижение А/Д, слабый нитевидный пульс, цианоз, холодный пот, полубессознательное состояние и т.д.

Неотложная помощь заключается в следующем:

1. Теплое питье (чай, кофе), кислород и согревающие грелки.

2. Сердечные гликозиды внутривенно.

3. Повышение А/Д (кордиамин, адреналин, эфедрин).

4. Госпитализация ребенка.

Следует отметить, что коллапс в детском возрасте встречается достаточно редко. Профилактика коллапса: психологическая подготовка, премедикация и безболезненность проводимых мероприятий.

Идиосинкрозия к местным анестетикам проявляется возникновением красных пятен на коже, кожным зудом, потливостью, чувством жара и др. Помощь: подкожно или внутривенно 1-2 мл 1% р-ра димедрола или внутривенно 2,5% р-ра пипольфена с 10 мл 10% CaCI2, уложить больного, контроль А/Д, пульса, дыхания. При ухудшении состояния вызвать реанимационную бригаду.

Анафилактический шок - отражает гиперреакцию организма на введенное вещество.

В патогенезе шока ведущая роль отводится гистамину, серотонину, которые, вызывая вазодилятацию артериол и спазм гладкой мускулатуры, обусловливают перемещение большей части крови на периферию. Начало острое, больной бледнеет, цианоз, чувство стеснения в груди, боли в брюшной полости, А/Д падает, пульс слабый, потеря сознания, судороги, затрудненное дыхание, Помощь: ввести внутривенно 0,5-1 мл 0,1% р-ра адреналина, р-р глюкозы 5% с эуфиллином 2,5%. Внутривенно 15-30 мг преднизолина.

При шоке лечебные мероприятия сводятся к устранению вызывающей его причины и борьбе с угрожающими симптомами. Вводят обезболивающие средства: для улучшения серднечно-сосудистой деятельности подкожно вводят кодеин, кордиамин, коразол и т.п.; внутривенно - физиологический р-р 5% р-р глюкозы, переливание кровезаменителей. Для уменьшения всасываемости препарата, вызвавшего шок, проводят обкалывание места инъекции адреналином с физраствором.

Грозным осложнением является остановка сердца и дыхания. При остановке сердца в амбулаторных условиях необходимо осуществить следующие мероприятия:

1) немедленно положить больного на кушетку или на пол лицом вверх;

2) обследовать верхние дыхательные пути, удалить рвотные массы и другие инородные тела;

3) полностью разогнуть шею и откинуть голову назад;

4) вывести вперед язык и выдвинуть челюсть, придерживая ее за углы;

5) начать дыхание “рот в рот” или “рот в нос”;

6) делать закрытый наружный массаж сердца.

Массаж сердца проводят путем ритмического сдавливания грудной клетки в передне-заднем направлении, на глубину 3-5 см в области мечевидного отростка грудины двумя руками, положенными одна на другую. На каждый вдох должно производиться 4 массажных движения. При наличии дыхательного аппарата или аппарата для газового наркоза проводят также активную вентиляцию легких кислородом или кислородно-воздушными смесями. В случае безуспешности реанимационных мероприятий в левый желудочек сердца пункционно вводят 5-10 мл 5% р-ра глюкозы с 0,25-0,5 мг норадреналина.

Особенности наружного массажа сердца у детей: у новорожденных и детей до 1 года производится пальцевой массаж; от 1 года до 7 лет - ладонью одной руки; у детей старшего возраста - как у взрослого больного.

Неотложная помощь в этом случае оказывается на месте, транспортировка возможна только в специальной машине, которую следует немедленно вызвать.

Неотъемлемыми компонентами неотложной помощи при травме являются: борьба с асфиксией, кровотечением и шоком, которые будут рассмотрены на лекции по травме челюстно-лицевой области.

Закрытый массаж сердца и искусственное дыхание весьма эффективные средства реанимации ребенка, которыми должен владеть врач-стоматолог. Однако начиная эти реанимационные мероприятия необходимо обеспечить вызов профессиональных реаниматологов.

Для организации неотложной помощи в каждом хирургическом кабинете стоматологической поликлиники должно быть все необходимое для оказания медицинской помощи(лекарственные препараты, шприцы и др.), а также инструкции по оказанию помощи при различных неотложных состояниях. Медицинский персонал хирургического кабинета должен владеть основными приемами оказания неотложной помощи и реанимации.

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра стоматологии детского возхраста

Методическую разработку подготовил доц. Корсак А.К.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

лекция № 3 по стоматологии детского возраста для студентов 4-го курса стоматологического факультета на 7-ой семестр

 

Раздел: Детская хирургическая стоматология.

 

Тема: Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области у детей. Одонтогенные остеомиелиты челюстей у детей (острые и хронические). Одонтогенный гайморит. Фурункулы кожи лица у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.

 

Цель: Ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, особенностями клиники, диагностикой и лечением детей с вышеуказанными воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области.

 

План лекции:

1. Острые одонтогенные остеомиелиты челюстей у детей. Этиология, патогенез, особенности клиники и лечения в детском возрасте.

2. Хронические остеомиелиты челюстей у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика и лечение хронического остиомиелита челюстных костей у детей.

3. Диспансеризация детей с воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области.

4. Фурункулы челюстно-лицевой области у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника и лечение.

5. Одонтогенные гаймориты у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника и лечение.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М., Медицина, 1991.

2. Боровский Е.В. и соавт. Стоматология. М., Медицина, 1987.

3. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. М., Медицина, 1987.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бернадский Ю.И., Заславский Н.И., Бернадская Г.Н. - Гнойная челюстно-лицевая хирургия. - Киев., Здоровье, 1983.

2. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. - Витебск, 1998.

3. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи. / Под ред. А.Г. Шаргородского. М., Медицина, 1985.

4. Груздев Н.А. Острая одонтогенная инфекция. М., Медицина, 1978.

5. Козлов В.А. Неотложная стационарная стоматологическая помощь. Л., Медицина, 1988.

6. Козлов В.А. Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике. Л., Медицина, 1985.

7. Кручинский Г.В., Филипенко В.И. Одонтогенный верхнечелюстной синусит. - Минск, 1991.

8. Кручилина И.Л., Лихачев А.Г. Синуситы в детском возрасте, М., 1989.

9. Руководство по стоматологии детского возраста. / Под ред. Евдокимова А.И., Виноградовой Т.Ф. М., Медицина, 1976.

10. Руководство по хирургической стоматологии. / Под ред. А.И. Евдакимова. М., Медицина, 1972.

11. Робустова Т.Г. и соавт. Хирургическая стоматология. М., Медицина, 1990.

12. Соловьев М.М., Худояров И. Одонтогенные воспалительные заболевания челюстей и прилегающих тканей. Ташкент, 1979.

13. Супиев Т.К. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. - М., Медпресс, 2001.

Задание студентам: Прочитать указанные разделы основной литературы и ознакомиться с дополнительной литературой.

Форма контроля: Опрос на практических занятиях; решение ситуационных задач; тестовой входной и выходной контроль; курсовой экзамен; Государственный экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: