Характеристика видов, форм и методов финансового контроля




Успешное и эффективное выполнение задач в различных сферах экономики и финансов зависит от соответствующей орга­низации и видов финансового контроля, форм и методов его про­ведения.

Формы и порядок осуществления финансового контроля ор­ганами исполнительной власти, органами местного самоуправле­ния устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федера­ции, иными нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления.

Общее, что объединяет все виды государственного финансо­вого контроля, - это единство содержания, предмета и метода. В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ве­домственный, внутрихозяйственный, общественный и независи­мый, или аудит (рис. 1).

Рис. 1. Виды и формы финансового контроля

 

Государственный финансовый контроль — это контроль, осу­ществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль — это контроль, осуще­ствляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль — это финансовый кон­троль, проводимый контрольно-ревизионными подразделения­ми министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль — это финансо­вый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в дан­ном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль — это контроль, осуществ­ляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудитор­ской деятельности является установление достоверности бухгал­терской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действую­щим актам.

В теории и практике государственного финансового контро­ля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 265) законо­дательно установлено, когда используются данные формы фи­нансового контроля законодательными органами государствен­ной власти и представительными органами местного самоуправ­ления:

· предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвержде­ния проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов за­конов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

· текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопро­сов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе пар­ламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

· последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Сложившиеся в мире теория и практика разделения финан­сового контроля по формам его проведения позволяют дать сле­дующие характеристики их осуществления.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов и т. д. Он способствует предот­вращению нерационального расходования материальных и фи­нансовых ресурсов. На стадии составления финансовых планов, смет доходов и расходов при проведении предварительного фи­нансового контроля могут быть выявлены дополнительные ре­сурсы, сокращены предусматриваемые необоснованные расходы. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нару­шения законов и нормативных актов. Проведение предваритель­ного финансового контроля устанавливается законодательными и нормативными актами.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе испол­нения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджет­ных обязательств, сметных финансовых назначений, соответст­вия направления расходов плановым назначениям. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный ана­лиз финансовой деятельности проверяемого объекта в целях ра­ционального и эффективного использования финансовых ресур­сов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и эконо­мии финансовых ресурсов.

Последующий финансовый контроль проводится после завер­шения отчетного периода и финансового года в целом. Проверя­ется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лими­тов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреж­дений. Оценка проведенных контрольных операций осуществля­ется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и ко­нечных финансовых результатов.

Методы государственного финансового контроля (посредст­вом чего контролируют) бывают различными, как правило, — это ревизия, проверка, обследование и анализ.

Ревизия представляет собой систему обязательных контроль­ных действий по документальной и фактической проверке закон­ности, целесообразности и эффективности совершенных в про­веряемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а так­же законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии — соблюдение конкретных про­цедур, норм или правил деятельности, проверка отчетности про­веряемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действу­ющему законодательству.

Проверка представляет собой единичное контрольное дейст­вие или исследование состояния дел на определенном участке де­ятельности проверяемого лица.

Обследование - это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансо­во-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающей детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.

Государственный финансовый контроль имеет несколько разновидностей, например, по полноте охвата проверяемого объ­екта - полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный, или по характеру материалов - до­кументальный и фактический.

Исходная система ключевых критериев характеристики фи­нансового контроля приведена на рис. 2.

Рис. 2. Основные характеристики финансового контроля

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: