Он тем брал людей, что был сам трепещущим человеком. 29 глава





то Председатель Совета Министров обязан немедленно предложить Государю другое лицо.

Каждый министр, намеченный Председателем для утверждения его Государем в должности, обязан быть прежде всего выдающимся знатоком той отрасли государст­венного управления, которой он должен руководить. Председатель Совета Министров должен быть ответственным за всех министров, представленных им Государю. Доклады отдельных министров Государю должны всегда делаться только лишь по предваритель­ному соглашению с Председателем Совета Министров.

Существовавшее тогда положение, когда назначенные Верховной властью отдельные министры были не только иногда неудачными министрами, но и, будучи независимыми, представляли доклады непосредственно Государю по своему мини­стерству, не считаясь с мнением Председателя Совета Министров (возможно, неу­дачное изложение.— Г. С). Это создавало иногда ненужное осложнение в Совете Ми­нистров.

П. А. Столыпин был уверен, что Государь, горячо любя родину — Россию и ду­мая лишь о благе ее народов и самого государства, не будет возражать против нового по­ложения о Совете Министров.

В будущем, когда будут организованы те отделения Академии, намеченные ре­формой, постепенно могут быть подготовлены те лица, которые в состоянии будут руко­водить соответствующими министерствами».

ПРОЕКТЫП. А. СТОЛЫПИНА в области внешней политики. Меры, наме­ченные П. А. Столыпиным в 1911 г. для предотвращения мировой войны.

«Периодически возникающие международные осложнения всегда невольно вы­зывали тревогу как Государя, так равно и правительства России. Помимо того что Балка­ны представляют собой непотухший вулкан, но и в самой Европе возникают недоразуме­ния между отдельными государствами. Несмотря на то что идея Государя о создании в Га­аге Международного трибунала для разрешения мирным путем недоразумений между от­дельными государствами не встретила сочувствия со стороны некоторых больших госу­дарств, Государь просил П. А. Столыпина как Председателя Совета Министров совмест­но с министром иностранных дел С. Д. Сазоновым внимательно обдумать и предложить ему конкретный проект разрешения мирным путем недоразумений, возникающих между отдельными государствами.

После длительных переговоров с министром иностранных дел С. Д. Сазоно­вым П. А. Столыпин в мае 1911 г. разработал предварительный план создания Междуна­родного парламента, в который входили бы все без исключения государства, как боль­шие, так и малые. Такой Международный парламент, состоящий из представителей всех государств, должен был бы пребывать постоянно в одном из небольших государств Европы. Сессии такого Международного парламента должны происходить круглый год, за исключением небольших каникул; при этом Международном парламенте, естествен­но, должен был бы быть целый ряд комиссий, для предварительного обсуждения и рас­смотрения разных вопросов. Членами таких комиссий должны быть также представите­ли государств.

На рассмотрение Международного парламента должны поступать обращения отдельных государств о тех или иных нуждах или недоразумениях с другими государства­ми. С такими же просьбами могли бы обращаться и отдельные страны, находящиеся под протекторатом того или иного государства.

При Международном парламенте должно быть создано специальное стати­стическое бюро, которое собирало бы исчерпывающие сведения по каждому государству


о количестве и движении населения, о прожиточном минимуме, о росте в каждом государстве промышленных и торговых предприятий и природных богатствах, о неза­селенных землях, о возможностях переселения из одного государства в другое, о це­лях более широкого удовлетворения экономических нужд отдельных государств, о со­циальном положении населения, о народном образовании, о системе преподавания в низших, средних и высших учебных заведениях, а также о числе этих учебных заведе­ний, о числе рабочих, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, о налогах на душу населения как в пользу государственного бюджета, так и в пользу бюджетов мес­тных самоуправлений, о среднем размере вознаграждения рабочих и служащих в госу­дарственных, промышленных и общественных предприятиях, о количестве безработ­ных, о доходах средних групп населения и разных промышленных и сельскохозяйст­венных предприятий, о благосостоянии народного и государственного хозяйства, о задолженности отдельных групп населения государства, органов местного самоуправ­ления, промышленности, сельского хозяйства, о народных сбережениях, о капиталах, вложенных в банки и в разные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и пр.

Если бы такого рода статистические данные, собранные по всем государствам по одному плану, издавались бы ежегодно, то эти данные давали бы возможность комис­сиям и пленарным заседаниям Международного парламента находить пути к тому, чтобы помочь отдельным государствам в их тяжелом экономическом положении. Ведь бесспор­ный факт, что войны между отдельными государствами очень часто имеют место в силу тех или иных неблагоприятных экономических условий, и своевременное принятие Международным парламентом необходимых мер дало бы возможность предотвратить тл­или иную войну.

В каждом государстве имеется бесконечное количество недостатков, но еще больше недостатков и трудностей имеется в международных отношениях. Ни существу­ющее международное право, ни международные договоры не в состоянии предотвратить войны между отдельными государствами.

От имени Государя П. А. Столыпин намечал посылку особого меморандума главам всех государств. В меморандуме содержалась просьба к главам государств вы­сказать свои соображения по существу проекта организации Международного парла­мента.

В меморандуме от имени Государя имелось в виду указать, какие неисчисли­мые бедствия представляют собою войны; главное же — то, что чем дальше, тем, вне всякого сомнения, большие научные силы всего мира будут работать над изобретени­ем новых видов ведения войны, которые давали бы возможность более мощным госу­дарствам уничтожать как можно больше не только вооруженных сил противника, но и массы населения, с целью заставить более слабое государство капитулировать перед более мощным государством. Авиация, начинающая теперь развиваться, вне всякого сомнения, в будущем, во время войны, может играть исключительно большую роль и с воздуха наносить большие бедствия не только фронту, но и населению; если до на­стоящего времени некоторые войны давали ту или иную победу воюющим государст­вам, то в будущем, при новых неизбежных, очень разрушительных изобретениях уче­ными всего мира, получится то, что чем дальше, тем все менее и менее будет победи­телей и в конце концов все воюющие государства будут находиться на положении по­бежденных.

В результате ведения войн в будущем неизбежны те бедствия, при которых, с одной стороны, системы государственного управления будут меняться легко во всех во­юющих государствах на худшую форму, а с другой — в силу неизбежных разрушений в


 

 

каждом из воюющих государств потребуются не только многие и многие годы, но и ко­лоссальные затраты денег лишь только на то, чтобы вновь восстановить все разрушен­ное войной.

Ни одно из существующих в мире даже больших государств не должно рассчи­тывать на то, что если оно задумает подчинить себе, хотя бы при помощи угроз или вой­ны, более слабое государство, то это ему удастся.

Если в 1909 г. Австро-Венгрия, воспользовавшись, с одной стороны, миролю­бием России, а с другой — неподготовленностью этой последней для ведения войны, в состоянии была аннексировать Боснию и Герцеговину, то при повторении со сторо­ны Австро-Венгрии подобного рода незаконного действия по отношению к какому-ли­бо слабому государству Россия уже, как ни тяжело ей будет выступать, вступит в тяже­лую для нее войну, даже если бы ей пришлось воевать не только с Австро-Венгрией, но и с Германией. Конечно, если бы Австро-Венгрия вместе с Германией затеяли какую-нибудь авантюру против более слабого государства, то не только Россия, но и другие великие державы выступили бы против центральных держав; тогда, естественно, воз­никла бы мировая война, которая бы не принесла никому никакой пользы, а лишь бы причинила всем воюющим государствам величайшие разрушения. Поэтому надо наде­яться, что большинство государств отнесется внимательно к меморандуму Государя, задумавшись над возможными величайшими бедствиями, которые неизбежны при войнах.

Кроме того, Международный парламент мог бы взять на себя инициативу раз­решения таких проблем, которые дали бы возможность улучшения экономического по­ложения тех государств, которые в силу перенаселенности или в силу недостатка естест­венных богатств находятся в трудном положении. Как Государь, так и русское правитель­ство совершенно озабочены тем, чтобы не было войн и чтобы можно было спокойно за­няться мирным строительством.

Если бы был образован Международный парламент, то Государь pi русское пра­вительство не только приняли бы большое участие в создании и работе такого Парламен­та, но и охотно бы сделали что только возможно для создания помощи тем государствам, которые почему-либо находятся в трудном положении.

Россия, обладая исключительно большой территорией и природными богатст­вами, не нуждается ни в расширении своей территории, ни в эксплуатации, подобно дру­гим государствам, каких-либо колоний и их населения. Россия озабочена лишь тем, что­бы постепенно привести в полный порядок свое государственное управление и улучшить культурное и экономическое положение населения.

Правительства всех государств заинтересованы в том, чтобы найти правиль­ные пути для обеспечения благополучного существования своих народов и избежания войны. Целый ряд государств, в особенности большие, затрачивают очень большие сум­мы на вооружение как армии, так и флота.

Международный парламент легко мог бы, по общему соглашению, установить определенный предел вооружения для каждого государства в отдельности и тем самым сократить расходы по государственному бюджету. Но главная роль, которую мог бы сыг­рать Международный парламент,— это полное запрещение изготовлять и применять те виды вооружения, цель которых — величайшее разрушение и массовое уничтожение на­селения, дабы заставить правительство своего противника капитулировать перед более мощным государством.

Нельзя не опасаться, что если только не представится возможным создать та­кой Международный парламент для урегулирования возникающих до поры до времени споров и недоразумений между отдельными государствами, то в будущем не только отдельным


государствам, но и всему миру смогут угрожать такие разрушения, которые в си­лу мировых войн и применения при помощи авиации новых изобретений, особенно раз­рушительных снарядов, принесут неисчислимые бедствия народам всего мира. И как-то более чем странно, что ни одна из могущественных держав не подымает даже вопроса о том, чтобы найти какие-то пути для решения мирным путем тех или иных международ­ных осложнений.

Дипломаты всего мира думают, к большому сожалению, не об общем мировом благе, а лишь о том, чтобы обеспечить свое государство теми военными договорами и во­енными союзами, которые давали бы возможность поразить своего противника во вре­мя войны. Периодические встречи глав государств в большинстве случаев не приносят особенно благоприятных результатов. Каждая встреча Русского Государя с Германским Императором сейчас же вызывает всевозможные толки как в печати, так и в правитель­ственных кругах Англии и Франции; какие-либо встречи или заключение чисто экономи­ческого договора между Россией и Англией или Францией немедленно вызывают тре­вожные толки в печати и в правительственных кругах Германии и Австро-Венгрии. При существовании Международного парламента отпала бы тогда какая-либо надобность как в отдельных встречах глав государств, так и в заключении каких-либо сепаратных дого­воров и военных союзов.

Поскольку заботы каждого государства выражаются в соблюдении интересов населения в пределах своей страны, то постольку заботой Международного парламента являлось бы соблюдение интересов населения всего мира.

Конечно, создание такой международной организации и урегулирование всех международных осложнений является делом необычайно сложным и трудным.

Возможно также, что и при существовании такой международной организации войны между отдельными государствами явятся неизбежными, но все же явится какая-то на­дежда на предотвращение тех военных столкновений, которые периодически происходят.

П. А. Столыпин намечал осенью 1911 г. выработать совместно с министром иностранных дел меморандум от имени Государя на имя глав всех государств. После рас­сылки меморандума и ознакомления с ним на местах правительствами всех государств могло бы состояться совещание Министров иностранных дел великих держав. После одобрения или изменения редакции положения о Международном парламенте могло бы состояться совещание Министров иностранных дел всех государств, на котором могла бы быть выработана окончательная редакция положения о Международном парламенте.

Каждому государству в отдельности периодически приходится переживать трудности финансового и экономического характера. Для разрешения этих проблем мог бы быть создан Международный банк, акционерами которого состояли бы эмиссионные банки всех государств. Такой Международный банк, капитал которого бы состоял из со­бранных вкладов всех государств, мог бы финансировать или же открывать кредиты как для развития промышленности, связанной с удовлетворением нужд населения, так и для благоустройства городов и путей сообщения. При Международном банке мог бы быть со­здан экономический совет, который, пользуясь данными статистического бюро при Международном парламенте, в состоянии был бы оказывать своим советом большую по­мощь отдельным государствам и предотвратить те экономические кризисы, которые не­избежны периодически то в одном, то в другом государстве как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Перепроизводство в промышленности или в сельском хозяйстве, за отсутстви­ем благоприятных условий для экспорта, легко может вызвать не только экономический, по и финансовый крах. Точно так же в разных государствах может быть вызвано тяжелое экономическое положение в силу недостатка предметов первой необходимости.


Международный экономический совет, располагая необходимыми сведениями статистического бюро, имел бы полную возможность своевременно предупреждать то или иное государство о надвигающемся на него кризисе в промышленности или в сель­ском хозяйстве. Государство, получившее сведение из экономического совета о небла­гоприятном положении в его стране в силу перепроизводства, приняло бы своевремен­но все необходимые меры, во-первых, к сокращению производства, а во-вторых, при по­мощи Международного банка увеличило бы экспорт некоторых излишков в те государст­ва, которые нуждаются в соответствующих предметах или продуктах, но не могут их при­обрести за отсутствием необходимых денежных сумм. Международный банк мог бы по­мочь и первому и второму государству в их трудном экономическом или финансовом по­ложении.

П. А. Столыпин считал, что, конечно, трудно заранее предвидеть все то, что могла бы сделать такая международная организация в интересах всех государств. Трудно также рассчитывать, что на такую международную организацию согласятся все государ­ства, в особенности наиболее могущественные державы.

Но, во всяком случае, такую попытку крайне необходимо сделать. Те государст­ва, которые отказались бы войти в такой Международный парламент, явно показали бы, что они не желают отказаться от войны и предпочитают, видимо, лишь путем войны улучшить нынешнее свое положение. Но если даже некоторые государства откажутся от участия в Международном парламенте и какое-то значительное большинство государств примут участие, то создание такой международной организации могло бы сыграть все же очень большую роль в интересах сохранения мира.

Касаясь вопроса об отношении отдельных государств как к самой России, так и к существующему в России государственному строю, П. А. Столыпин не мог не отметить, что такие государства, как Англия и Германия, замечая, что Россия из года в год укрепля­ет свое экономическое и военное положение, не особенно этому радуются. Германия со своим большим населением, вне всякого сомнения, задыхается на своей сравнительно небольшой территории.

Ее стремление расширить свою территорию на восток легко может послужить поводом к войне против России. Один лишь Бисмарк, сравнительно хорошо знавший Россию, не раз предупреждал Германского императора, что всякая война против России очень легко поведет к крушению Германской монархии. Англия же, считая себя первой державой мира и стремясь к тому, чтобы всегда играть первую скрипку в международном концерте, вне всякого сомнения, боится того, чтобы Россия, постепенно улучшая свое экономическое и военное положение, не помешала бы ей в ее колониальной политике. Больше всего Англия боится того, чтобы Россия не проникла в Индию, хотя Россия аб­солютно не имеет никаких желаний захватить Индию. Англия, все время стремящаяся к расширению своей колониальной территории с целью ее эксплуатации, после потери своих колониальных прав в Соединенных Штатах Северной Америки, естественно, бо­ится потерять свое влияние и, главным образом, возможность дальнейшего своего обо­гащения путем эксплуатации таких стран, как Индия, Южная Африка, Австралия и др. Англичане, так же как, к большому сожалению, и многие наши аристократы, держатся того мнения, что они головою выше всех других и потому лишь — они одни располагают правами на все лучшее в мире.

Россия, как, бесспорно, очень богатая экономически, в силу своей территории и неисчерпаемых богатств в недрах земли, страна, при благоприятных условиях и воз­можном очень значительном увеличении ее могущества, при единовременном улучше­нии культурного уровня всех народов, ее населяющих, легко может опередить Англию и ее влияние на международное положение во всем мире.


Англия не может не чувствовать, что ее эксплуатация таких, как Индия и др., ра­но или поздно может закончиться и тогда она не только не будет играть первой скрипки в международном концерте мира, но и перестанет быть той великой империей, каковой является в данное время. Поэтому Англия больше всех ненавидит Россию и будет искрен­не радоваться, если когда-нибудь в России падет Монархия, а сама Россия не будет боль­ше великим государством и распадется на целый ряд самостоятельных республик. Что ка­сается Франции, то прежде всего ей не по душе существовавший в России Монархиче­ский государственный строй. Ни любви, ни уважения во Франции к России пет; но вме­сте с тем Франция, ненавидя и боясь Германию, совершенно естественно стремится к то­му, чтобы быть связанной с Россией военными союзами и договорами.

В совершенно ином положении находятся Соединенные Штаты Северной Аме­рики, которые, располагая, так же как Россия, величайшими богатствами в недрах своей земли, не стремятся, как и Россия, ни к расширению своей территории, ни к захвату ка­ких-либо колоний, ни к эксплуатации народов, но вместе с тем, в силу пропаганды со сто­роны внутренних врагов России, Соединенные Штаты Северной Америки фактически имеют совершенно неправильное представление как о русском народе, так в особенно­сти о режиме в самой России.

П. А. Столыпин, стремясь к тому, чтобы правительство и общественные круги Соединенных Штатов Северной Америки имели бы правильное представление о России и пародах, ее населяющих, имел в виду, с согласия Государя, в непродолжительном вре­мени лично выехать вместе с Министром иностранных дел в Вашингтон и в разговоре с Президентом и Государственным секретарем найти общие пути к более тесному и друже­скому сближению России с Соединенными Штатами.

П. А. Столыпин имел в виду просить Президента и Государственного секретаря повлиять на прессу и общественные круги, чтобы путем личного посещения России боль­шой группой представителей законодательных палат, корреспондентов и общественных деятелей Соединенные Штаты могли бы иметь возможность убедиться в том, что в Рос­сии существует свобода и нет того угнетения национальностей, населяющих Россию, о котором распространяют слухи враги России.

П. А. Столыпин был того мнения, что Президент и правительство Соединен­ных Штатов так же, как Государь и русское правительство, не стремятся ни к какому-ли­бо завоеванию и вообще не ищут благ для своего народа путем войны и лишь озабочены созданием благоприятных условий для широкого развития народного образования, бла­гоустройства своих городов и создания условий жизни, которые в значительной степени могут улучшить положение населения.

Хотя Соединенные Штаты являются еще сравнительно молодым государством, тем не менее в развитии своей промышленности, использовании своих природных богатств, в проявлении исключительной энергии по обогащению своей страны и населения, а главное, по созданию очень значительного числа высших учебных заведений, в течение сравнительно небольшого периода времени, опередили уже ряд государств Западной Европы.

П. А. Столыпин был того мнения, что Англия постепенно будет терять свою первую роль в международном мире, а Соединенные Штаты систематически, благодаря своим богатствам и возрастающей мощности, постепенно будут завоевывать одно из пер­вых мест в международном мире.

П. А. Столыпин возлагал большие надежды на то, что как президент, так и пра­вительство Соединенных Штатов, ближе ознакомившись с идеями Государя о создании международной организации в целях устранения в будущем войн и создания лучших эко­номических и культурных условий для народов всего мира, со своей стороны помогут в реализации идеи Государя.


Разговаривая с представителями Российского государства в Западной Европе и Америке, а также со всеми теми лицами, которые имели возможность ближе ознакомить­ся с отношениями к России и русскому народу со стороны общественных кругов Запад­ной Европы и Америки, П. А. Столыпин пришел к полному убеждению, что если бы, в си­лу какой-либо тяжелой и затяжной войны, погибла Монархия, а Россия, как единое и мощное государство, перестала бы существовать, то русский народ не мог рассчитывать на какую-либо помощь со стороны государств Западной Европы.

Считая вполне возможным, что в будущем в России, как и в каждом государст­ве, могут меняться формы управления государственного режима, но русский народ по своему характеру, по своим взглядам, в своем отношении к людям не будет меняться и лишь об одном не будет забывать, кто его враги и кто его друзья (видимо, неудачное из­ложение.— Г. С). Народы Западной Европы, безусловно, значительно культурнее русско­го народа, но его искренними друзьями никогда не будут; и, может быть, только за океа­ном русский народ скорее в состоянии будет рассчитывать на то, что его поймут и пой­дут ему навстречу. Равным образом народы Северной Америки всегда могут рассчиты­вать на то, что русский народ со своим русским радушием, со своей отзывчивостью и доб­рой душой, с искренним сердцем отзовется и во всем пойдет навстречу Америке, кото­рой Россия и раньше помогала.

Может быть, в силу своей необузданности и недостаточного культурного разви­тия, под влиянием той или иной пропаганды со стороны внутренних врагов России, рус­ский народ иногда может превратиться в зверя, но этот звериный облик является лишь на небольшой период времени, а потом опять тот же русский человек — делается таким же отзывчивым и добродушным, каким сделала его русская природа» [16, с. 427—464].

ПО РЯДУ СВИДЕТЕЛЬСТВ, свои проекты П. А. Столыпин готовил весной 1911l года для доклада Государю. По утверждению Бориса Бок, мужа старшей дочери премьера, эти важнейшие документы наряду с другими бумагами, в том числе с перепи­ской Государя со Столыпиным, был изъят специальной комиссией сразу после смерти последнего. Однако впоследствии обнаружить его не удавалось: ответственные долж­ностные лица ничего не могли сказать о его судьбе. Лишь в начале 50-х годов в зару-'ежье профессор А. В. Зеньковский сообщает супругам Бок о том, что ему удалось вы-зезти из России черновые записки проекта, продиктованного когда-то лично П. А. Сто­лыпиным.

Подлинность этих записок по некоторым причинам рядом исследователей бы­ла поставлена под сомнение. Между тем М. П. Бок-Столыпина признавала, что «точное содержание этого проекта, который мой муж успел только просмотреть, он помнить не мог. но, прочтя записки проф. А. В. Зеньковского, нашел их, в общих чертах, идентичны­ми с изъятым комиссией проектом» [56, с. 424].

Характеризуя работу, Мария впоследствии также вспоминала: «Мой отец писал в ней, что он принял Россию в анархическо-хаотическом состоянии и поэтому единст­венно возможным было в начале «захватить ее в кулак». И, проведя земельную реформу, долженствующую уничтожить опаснейшую для России партию социал-революционеров, начать „постепенно разжимать кулак"» [4, с. 219].

А вот что пишет о них сам А. В. Зеньковский:

«В мае 1911 г. Столыпин на протяжении 4 дней диктовал мне указанный выше свой труд, для более детальной обработки проекта его доклада Государю.

Несмотря на все осложнения и передвижения мне все же удалось сохранить все записки, которые я вел между 1906—1911 гг. при исполнении всех поручений, что давал мне Столыпин.


Профессор барон А. Ф. Мейендорф, бывший товарищ Председателя Государст­венной Думы,— двоюродный брат Столыпина, наиболее близко стоящий к нему и потому более знакомый с его идеями, после ознакомления с моими записями, написал дочери Сто­лыпина — М. П. Бок следующее: «прочитав очень внимательно присланные тобою воспоми­нания проф. А. В. Зеньковского — считаю, что было бы бесконечно жалко, если бы эти за­писи не были обнародованы; правдивость их сомнений не вызывает, а содержание доказы­вает, как вырос твой отец — за пятилетие у государственного руля. То, что кадетам казалось недостижимым без революции, он надеялся осуществить с согласия Верховной власти».

Ввиду исключительной трудности издания всего того, что было положительно­го в России до революции 1917 г., я вынужден описать свои воспоминания о П. А. Столы­пине в очень сокращенном виде» [4, с. 427].

Впоследствии зять Столыпина Б. И. Бок пытался установить судьбу важного до­кумента, который не мог миновать государя. Однако попытки оказались безуспешны и лишь благодаря профессору А. В. Зеньковскому снова увидели свет.

В мемуарной литературе упоминается также о том, что наряду с прочими доку­ментами из письменного стола П. А. Столыпина в Колноберже был изъят и план, предус­матривающий полное отделение Польши от России, которое намечалось на 1920 год. Этот проект «предусматривал объединение всех польских земель в одном государстве с учетом его этнографических границ. Вполне естественно, что белорусские и украинские земли Столыпин исключал из этих границ, так как считал их население вместе с велико­русами, триединым русским народом, насильственно разделенным злой волей полити­ков и превратностями судьбы» [109, с. 18].

ЕЩЕ В СЕРЕДИНЕ МАЯ семейство Столыпина перебралось снова в Елагин­ский дворец, где в обычных условиях летнего времени возобновились заседания Совета Министров. В конце мая Петр Аркадьевич отправляет в Колноберже всех своих близких с частью охраны, а затем в самом начале июня выезжает следом за ними, проводит в име­нии весь месяц и возвращается в Петербург в начале июля всего на несколько дней. Чув­ствуя себя крайне утомленным, он перед отъездом из Петербурга обследовался у докто­ра, который нашел, что у него грудная жаба, и сказал, что сердце требует длительного от­дыха. Как писал впоследствии Аркадий Петрович Столыпин, его отец впервые взял 6-не-дельный отпуск из-за сердечного переутомления.

В отсутствие главы правительства произошла неприятная для него перемена, связанная с вопросом о передаче Крестьянского банка из Министерства финансов в Ми­нистерство земледелия. Эта крайне болезненная проблема, вызвавшая ранее протест ми­нистра финансов В. Н. Коковцова, намеревавшегося выйти в отставку в случае реализа­ции этой идеи, получает совершенно неожиданный для Столыпина поворот: его спод­вижник по делам земельной реформы А. В. Кривошеин отрешается от прежней позиции в отношении Крестьянского банка. Человек, которому П. А. Столыпин бесконечно дове­рял и которого поддержал в чрезвычайно сложном вопросе, за спиной своего шефа под­готовил государю доклад, отвергающий прежнюю идею выделения Крестьянского банка из Министерства финансов. Коковцов, устранившийся от союзничества с Кривошеиным в этом вопросе, свидетельствует:

«Через два дня Кривошеин приехал ко мне прямо из Петергофа в самом радуж­но-возбужденном настроении. Он показал мне одобренный Государем его всеподданней­ший доклад и сказал, что давно не видал Государя в таком прекрасном настроении. По его словам, Государь горячо благодарил его за предложенное разрешение вопроса, устра­няющее всякий повод к моему уходу, и выразил уверенность в том, что и П. А. Столыпин будет также доволен устранением кризиса, так как у него всегда польза дела стоит выше


вопросов личного самолюбия, а выставленные мной аргументы представляются ему на­столько серьезными, что можно только пожалеть, что министр финансов с самого нача­ла был устранен от обсуждения вопроса. „Но,— прибавил Государь,— все эти вопросы имеют теперь только историческое значение, и нужно их окончательно ликвидировать и как можно скорее забыть то, что случилось"» [21, с. 403].

К ВОЗНИКШЕЙ КОЛЛИЗИИ мы вернемся несколько позже, а пока для ос­мысления процессов, происходящих в России, сложных отношений П. А. Столыпина с потенциальными союзниками и значения вышеуказанных проектов премьера стоит вновь обратиться к позиции уже известного персонажа — Льва Тихомирова, 5 июля на­правившего премьеру очередное письмо, которое оказалось последним:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: