АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Калужский филиал
Согласовано: Решением Совета филиала Протокол №2. От «19» ноября 2014 года | Утверждаю: Директор Калужского филиала МГЭИ ___________________Зайцев А.А. «19» ноября 2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»
По направлению подготовки
Психология
Уровень бакалавриата
Калуга 2014
Миронов А. С., Нечаева О.А.
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях»:КФ МГЭИ, 2014. – 24 с.
Одобрено кафедрой обшей и прикладной психологии КФ МГЭИ. Протокол заседания кафедры от 11 ноября 2014 г. № 3.
© Московский гуманитарно-экономический институт(Калужский филиал), 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………….4 |
Структура и содержание дисциплины …………………………………8 |
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..…9 |
Тематический план (типовой) ………….………………………………9 |
Программа курса ……………………………………………………….11 |
Образовательные технологии………………………………………….18 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……….18 |
Виды контрольно-оценочных средств…………………………………18 |
Перечень основной и дополнительной литературы…………………..21 |
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программное обеспечение………………………...……21 |
Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………..22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Психология» ипреподается студентам в 7-м семестре в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа).
Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности».
Дисциплина «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» связана с последующими профессиональными дисциплинами; полученные в ходе ее освоения знания необходимы для будущих преподавателей.
Цель изучения дисциплины – раскрыть специфику преподавания психологии как важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.
Основные задачи дисциплины:
сформировать потребность в развитии педагогических способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;
сформировать современные научные знания в области методики преподавания психологии, умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции образовательного процесса;
сформировать личностные качества, необходимые для организации образовательного процесса в среднем учебном заведении.
Программа курса состоит из 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений; дидактика или теория обучения; закономерности и принципы процесса обучения; цели обучения и отбор содержания образования; методы, формы и средства обучения психологии; работа с категорийным аппаратом; учебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; преподавание психологии как науки теоретической и прикладной; управление самостоятельной работой обучающихся; контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся; организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях; специфика деятельности преподавателя психологии.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: проектирование и организация учебно-воспитательных ситуаций; стимулирование и направление познавательной деятельности обучающихся; анализ педагогических ситуаций и выявление методических аспектов их разрешения; составление учебного плана, учебной программы, конспекта учебного занятия; определение образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия; подбор методов, форм и средств организации учебного занятия.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: психологическое образование и его особенности; формирование учебной деятельности обучающихся; дидактические правила и их связь с принципами обучения; способы актуализации и удержания целевых ориентиров в процессе проведения учебного занятия; построение содержания образования как процесс разработки культурного сценария; семиотическое поле представления продуктов культуры; особенности знаково-символических средств представления различных элементов содержания культуры; моделирование как основной принцип представления деятельности в образовании; виды уроков и специфика их подготовки и проведения; специфика реализации психологического тренинга в учебном процессе; приемы самостоятельной работы с понятиями; система учебных задач в курсе психологии; подбор примеров, иллюстративного материала по изучаемому вопросу как вид самостоятельной учебной работы; виды, формы и методы внутришкольного контроля; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; временная последовательность реализации методических процедур как элемент организационного плана проведения занятия; критерии эффективности деятельности преподавателя психологии; преподаватель как эксперт; стиль педагогической деятельности.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:
знать специфику содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины; роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений; таксономию учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях;
уметь совершенствовать культуру самоорганизации деятельности преподавателя психологии; проектировать и конструировать методически обоснованную деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций; руководить познавательной деятельностью обучающихся на учебных занятиях по психологии; создавать творческую атмосферу образовательного процесса и педагогического общения; анализировать педагогические ситуации и выявлять методические аспекты их разрешения; самостоятельно пополнять знания по проблемам методики преподавания психологии, повышать методическую культуру;
владеть навыками составления учебного плана, учебной программы, конспекта учебного занятия; определения образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия; подбора методов, форм и средств организации учебного занятия; проведения контроля и коррекции образовательного процесса в средних учебных заведениях; организации самостоятельной работы обучаемых; работы с учебной и научной литературой; самовоспитания и саморазвития; организации продуктивных учебно-воспитательных ситуаций; реализации педагогического взаимодействия и педагогического общения.
Процесс изучения дисциплины «Методика преподавания психологии в среднем учебном заведении» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВО (2014).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе: | ||
Курсовой проект (работы) | ||
Рефераты | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид итоговой аттестации - экзамен | экзамен | |
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы | ||
Тематический план (типовой)
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения | ПК – 9,10,11, | ||||||
Закономерности и принципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования | 6/2* | ПК – 9,10,11, | |||||
Методы, формы и средства обучения психологии | 12/2* | ПК – 9,10,11, | |||||
Работа с категорийным аппаратом | 2* | ПК – 9,10,11, | |||||
У чебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной | 4* | ПК – 9,10,11, | |||||
Управление самостоятельной работой обучающихся | 2* | ПК – 9,10,11, | |||||
Контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся | 2* | ПК – 9,10,11, | |||||
Организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях | 2* | ПК – 9,10,11, | |||||
Специфика деятельности преподавателя психологии | 2* | ПК – 9,10,11, | |||||
Экзамен | |||||||
Итого: | 36/18* |
ПРОГРАММА КУРСА