ПРАВДИВОСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ




 

Ценность того или другого фотографического снимка определяется прежде всего тем, ч т о на нем изображено. Ни четкое композиционное построение кадра, ни блестящее световое решение, ни исключительно ин- тересная тональность фотографической картины с а м и п о с е б е инте- реса для зрителя не представляют, его прежде всего интересует содер - ж а н и е с н и м к а. Ведь стенды с фотоснимками и фотографические выставки привлекают массу людей не потому, что авторы выставленных ра- бот демонстрируют здесь свои композиционные приемы, свое умение рабо- тать со светом и пр. Зрителя притягивают показываемые на снимках собы- тия, картины человеческой жизни, люди и их характеры, живописная при- рода Родины и далеких, никогда не виданных стран и т. п.

«За мир!», «Москва строится», «Ночная уборка урожая на целинных землях», «Розлив стали», фоторепортаж о пребывании иностранных гос- тей в Советском Союзе и советских делегаций за рубежом, «На колхозный праздник!», «Зимний вечер», «Осень в Крыму», «Концерт для мамы», работа


научных экспедиций на Северном полюсе и в Антарктике, «В детском саду»,

«На первенство страны», портреты знатных людей, «В рабочей изостудии»,

«Первый снег», «Студенческий бал», «Березы», «В новый дом», «Тигроловы»,

«Дождь», «Умелые руки», «На пляже», «Южные туристы в походе» — вот

что показывают нам фотоснимки и вот ради чего тысячи людей посещают

каждую фотографическую выставку.

Следовательно, главное, ведущее начало при создании фотографиче- ской картины принадлежит ее содержанию. Содержание и есть то, ради чего создается и существует фотоснимок. Чт о именно сказал нам автор своей работой,— это определяет нужность и ценность снимка.

Однако при всей важности и значимости содержания большое место в творчестве занимают и вопросы изобразительной формы. Очень важно, чт о изображено на снимке, но важно также и к а к построено изображе- ние, насколько доходчиво и выразительно раскрыл автор в кадре взятую тему, насколько понятно и четко донес он до зрителя свою основную мысль.

И здесь важнейшим условием получения яркого и запоминающегося фотографического снимка является его п р а в д и в о с т ь, на чем мы и остановимся прежде всего.

Говоря о правдивости фотоизображения, мы имеем в виду его вер- ность действительности. Творчество автора, следовательно, должно быть направлено на правдивое отображение на снимке явления, события, сю- жета, привлекших его внимание в жизни.

Пояс..им сказанное примером, сравнив между собой два снимка — фото 33 и 34. И на том и на другом снимке мы видим элементы архитек- туры; более того, в основу композиционного решения кадра в обоих слу- чаях положен один и тот же принцип — и там и здесь в кадре исполь- зуется передний план. Однако в первом случае (фото 33) этот прием ста- новится самоцелью, он обнажен в снимке, мы ясно ощущаем, что автор стремился получить «оригинальный» по композиции кадр, увлекся эле- ментами и з о б р а з и т е л ь н о й форм ы и в какой-то мере утратил живость изображения. Кадр становится несколько абстрактным, живая дей- ствительность уступает здесь место сочетаниям линий и тонов как таковых. Конечно, здесь не утерян здравый смысл, мы узнаем предметы, нам ясны и архитектурные формы этой части здания, но в снимке уже нет ни настрое- ния, ни живости изображения, он суховат, схематичен.

В фотографии опасны такие тенденции, ибо в своем крайнем развитии они приводят к чисто формальным упражнениям, в которых полнокровная жизнь подменяется придуманными художником абстрактными сочетаниями тонов и линий.

Совершенно иначе воспринимается снимок 34. Он строг и точен по композиции, на нем хорошо выражена глубина пространства, чему и по- могает введенный в кадр справа передний план. Автором выбран и исполь- зован в снимке определенный характер освещения, получено единое то- нальное решение. Все эти элементы изобразительной формы использо-


 

Фото 33. Пример фор- мального использования переднего плана

 

Фото 34.

К. Н о в и к о в

(студент ВГИК)

Пейзаж


 

ваны с целью правдивого и выразительного раскрытия содержания, основной мысли автора — изобразить уголок города, имеющий свои специ- фические архитектурные особенности. Автор хорошо справился с постав- ленной задачей, добился не только правильной передачи архитектурных форм, но передал и атмосферу раннего вечера, настроение. Поэтому сни- мок и впечатляет зрителя, доставляет ему определенное эстетическое удовольствие, ибо фотографическое изображение здесь верно передает чер- ты жизни, оно жизненно правдиво.

Правдивость передачи действительности касается всех сторон построе- ния снимка. Размещение в кадре фигур, предметов и других элементов композиции не может быть произвольным, оно должно соответствовать тому, как эти фигуры и предметы обычно размещаются в действитель- ности, иначе снимок теряет свою правдивость.

Например, как достоинство фото 35 следует отметить то обстоятель- ство, что присутствия фотографа мы здесь совершенно не ощущаем. Участ- ники сцены и во время съемки продолжали двигаться и действовать, а не позировали перед объективом съемочного аппарата. Сцена проста и ес- тественна. Но работа фотографа не сведена здесь к простой фиксации с помощью фотографической техники всего, что случайно попало в поле зре- ния объектива. Фрагмент действительности, показанный нам автором, тща- тельно им выбран, сценка, подсмотренная автором в жизни, характерна, передает атмосферу праздничной улицы города, заполненной народом. Кадр четок по композиции: в нем нет ничего лишнего, главное в кадре — мальчуган, пришедший на первомайскую демонстрацию,— сразу привлекает к себе внимание зрителя, так как он размещен на переднем плане и хо- рошо освещен солнцем.

На фото 36 эта простота и естественность утеряны. Действие сцены остановлено, ее участники просто позируют перед объективом съемоч- ного аппарата. И несмотря на то, что формально картинная плоскость здесь заполнена относительно правильно, это не спасает положения, и снимок вследствие потери живости, жизненной правдивости становится статичным, позировочным.

Правдивость снимка требует также правильного взаимодействия лю- дей в кадре, их общения, согласования направления движений, поворотов, взглядов, жестов и пр. Эта задача правильно решена в снимке 35, где есть центр внимания для всех участников сцены, единая направленность движе- ний и взглядов к общему центру, находящемуся за пределами картинной плоскости.

В снимке 36 участники сцены разобщены, единым центром внимания стал объектив фотоаппарата, куда и смотрят все люди. В результате мы обнаруживаем присутствие фотографа, и вся сцена выглядит как специально поставленная в целях фотосъемки, а не как увиденная фотографом в жизни.

Требование правдивости фотографического изображения относится, как уже говорилось, ко всем без исключения элементам снимка, ко всем прие-


 

Фото 35. X. Ре х е (студент ВГИК)- На демонстрации

 

Фото 36. Пример позировочного снимка

 

 


 

Фото 37. На снимке обнаруживается работа вспомогательных осветитель- ных приборов

 

мам его построения, в том числе и к работе со светом. Очень часто при использовании осветительных приборов фотограф утрачивает правду ес- тественной световой обстановки, в результате чего сразу нее обнаружи- вается техника фотосъемки. Так, в снимке 37 виден действующий источ- ник света — электрическая лампа, освещающая снимаемый интерьер. Есть в кадре и окно, и мы видим, что на улице еще достаточно светло. Но фото- граф не использовал в качестве основы светового рисунка кадра ни свет, падающий в комнату из окна, ни свет от висячей электрической лампы. Световые пятна и тени в кадре распределены вне всякой связи с этими дей- ствующими источниками. Дополнительные осветительные приборы, которые фотографу следовало использовать как вспомогательные (для снижения контрастов естественного освещения и пр.), он устанавливает вне связи с основными видимыми в кадре реальными источниками света. При этом образуются случайные тени от абажура на потолке, от мебели — на стенах, приборы отражаются в стекле окна. На потолке, над абажуром, так же светло, как и под абажуром, где свет электрической лампы ничем не пере- крывается, чего в жизни никогда не бывает. Все это нарушает правди-


 

 

Фото 38. А. Н е в е ж и н. В кабинете физиотерапии

 

 

Фото 39.

С. Кропив - н и ц к и й.

Сварщики

 

Фото 40.

Б. Игнатович.

Розлив стали



 

вость освещения, выдает присутствие фотографа и обнаруживает его тех- нические приемы, а небрежность светового построения нарушает правди- вость снимка и снижает общее впечатление от него.

В фото 38, 39 и 40 удачно воспроизведены реальные эффекты осве- щения и их закономерности, что делает снимки более живыми и непо- средственными.

Фотоснимок должен правдиво отражать действительность — такова первая и важнейшая закономерность композиционного творчества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: