Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы




Содержание и структура дисциплины (модуля)

Структура дисциплины

Таблица 1.

№ п/п Наименование тем (разделов), Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л/ЭО, ДОТ* ЛР/ ЭО, ДОТ* ПЗ/ ЭО, ДОТ* КСР
Очная форма обучения
Тема 1 «Характеристика юридической психологии как науки»             О, Т, РЗ
Тема 2 «Психологические феномены и их проявления в правоприменительной деятельности»             О, Э, РЗ, Т, ПЗ
Тема 3 «Психологические аспекты гражданско-правового регулирования»             О, Д, Э, ПЗ
Тема 4 «Актуальные проблемы правовой и превентивной психологии»             Д, ПЗ
Тема 5 «Вопросы криминальной психологии»             О, Д, Т, Р3, РК
Тема 6 «Психология расследования преступлений»             О, РЗ.
Тема 7 «Психологические особенности судопроизводства в уголовном и гражданском процессах»             О, Д. РЗ
Тема 8 «Вопросы пенитенциарной психологии»             Д, Т
Промежуточная аттестация             зачет
Всего:              
                   
Заочная форма обучения
Тема 1 «Характеристика юридической психологии как науки»             Т
Тема 2 «Психологические феномены и их проявления в правоприменительной деятельности»             О, Т
Тема 3 «Психологические аспекты гражданско-правового регулирования»             О, Д,
Тема 4 «Актуальные проблемы правовой и превентивной психологии»             Т.
Тема 5 «Вопросы криминальной психологии»             Д, Т.
Тема 6 «Психология расследования преступлений»             Т
Тема 7 «Психологические особенности судопроизводства в уголовном и гражданском процессах»             Т
Тема 8 «Вопросы пенитенциарной психологии»             Т
Промежуточная аттестация             зачет
Всего:              

О-опрос, Т.-тестирование, Д- доклады

Содержание дисциплины

Тема 1. Характеристика юридической психологии как науки

Юридическая психология в системе научного познания. Предмет, задачи юридической психологии. Взаимосвязь юридической психологии с другими науками в правовой практике. Структура и принципы юридической психологии.

История и современное состояние зарубежной и отечественной юридической психологии. Предыстория мировой юридической психологии в античные времена. Зарождение зарубежной юридической психологии. Применение психологических знаний в отечественном судопроизводстве (вторая половина XIX в.) Отечественные юридико-психологические исследования в первой половине XX в. Современное состояние зарубежной и отечественной юридической психологии.

Методологические принципы и методы юридической психологии. Методологические принципы юридической психологии.Понятие метода в юридической психологии. Классификация методов. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых. Анкетный метод. Биографический метод. Метод независимых характеристик. Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела. Метод тестирования. Эксперимент. Метод экспертных оценок. Правомерность применения и значение методов юридической психологии.

Тема 2. Психологические феномены и их проявления в правоприменительной деятельности

Познавательные психические процессы, их значение в деятельности юриста.

Личность как объект психологического познания. Проблема личности в сфере права и деятельности юридических органов. Личностная регуляция поведения, ее психолого-правовая оценка. Мотивы, потребности, цели как средство регуляции поведения, понятие эффективного целеобразования. Установка как неосознаваемый механизм регуляции поведения. Роль эмоций в регуляции поведения. Психологическая характеристика эмоциональных состояний стресса, аффекта, фрустрации. Воля и психологическая характеристика волевых действий. Волевые качества личности, условия и пути их развития.

Морально-психологические качества юриста: морально-психологические знания и убеждения, навыки, умения и привычки, установки и ценностные ориентации.

Самосознание личности (идентичность, самооценка, уровень притязаний, образ «Я», Я-концепция, самоотношение) и его правовая оценка.

Личность в экстремальных ситуациях. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. Методы аутогенной тренировки.

Психологическая характеристика индивидуальных различий. Психологическая характеристика темперамента и характера: понятие, средства диагностики, степень выраженности. Экстраверсия и интроверсия как базисные черты характера. Акцентуации характера и их основные типы: истерический, аффективный, неустойчивый, ригидный гипертимный, гипотимный, астенический, эпитимный тревожно-мнительный. Роль деятельности, среды и наследственности в формировании способностей. Способности представителей социологических и юридических профессий.

Психологическая характеристика общения. Деловое общение. Содержания и психологические особенности ведения переговорного процесса. причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности.

Тема 3. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования

Государственное правовое регулирование, как фактор создания правового государства. Психологические аспекты государственного правового регулирования в контексте национальной безопасности. Этика и психология взаимоотношений в разных сферах социальных и политических отношений в современной России.

Манипулирование как альтернатива созиданию.

Деятельность юриста в пространстве государственных правовых отношений. Психологические характеристика деятельности юриста. Психологические аспекты этики и психологии правоприменительной деятельности. Психологическое содержание представлений о морали и нормативной этике.

Психология профессионального общения юриста. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Психологические условия эффективного общения. Установление психологического контакта в общении. Понятие дистанции общения. Психология доверительного общения. Стадия установления доверительных отношений: 1) накопления согласия, 2) поиск общих и совпадающих интересов, 3) принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения, 4) выявление качеств, опасных для общения; 5) индивидуальное воздействие и адаптация к партнеру; 6) выработка общих правил и взаимосодействие. Основные психотехнические правила и приемы установления и развития доверительных отношений. Психологические барьеры общения в работе с людьми.

Тема 4. Актуальные проблемы правовой и превентивной психологии

Понятие правовой психологии и социализации личности. Процесс формирования и развития у человека правовой культуры. Основные механизмы правовой социализации личности. Структура и классификация правосознания. Условия эффективности функционирования правовых норм.

Психология несовершеннолетних правонарушителей. Состояние и психологические причины преступности несовершеннолетних. Роль психической травмы детства в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя. Психологические проблемы несовершеннолетних с делинквентным поведением. Психологическая характеристика девиантного поведения. Аддикция (зависимость, пагубная привычка) и социальное неравенство как факторы девиации. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Экстремизм. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения несовершеннолетних в группах.

Задачи и значение превентивной психологии. Основные проблемы и направления профилактики правонарушений несовершеннолетних. Докриминальный уровень профилактического воздействия на несовершеннолетних. Предкриминальный уровень коррекции криминального поведения подростков. Криминальный уровень профилактики преступлений несовершеннолетних.

Проблемы правовой социализации подростков и меры в предупреждении преступности.

Тема 5. Вопросы криминальной психологии

Задачи криминальной психологии. Понятие «личность преступника» в юридической психологии. Основные психологические принципы анализа криминального поведения. Понятие и психологическая характеристика преступной деятельности. Мотивация криминального поведения. Психологические механизмы формирования криминальной мотивации.

Понятие, виды и социально-психологическая характеристика преступных групп. Предкриминальная, простая, организованная преступные группы, преступные организации. Психологические условия и закономерности развития преступных групп. Социально-психологические явления в преступных группах. Психологическая характеристика лидерства, неофициальных групповых норм поведения, внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей в преступной деятельности. Личность в группе (статус, роли, позиции), специфика межличностных взаимоотношений в преступной группе. Социально-психологические качества личности преступника.

Тема 6. Психология расследования преступлений

Психологические основы производства отдельных следственных действий. Психологические основы допроса. Психологические основы допроса различных категорий граждан: подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Психологические основы осмотра места происшествия. Психологические основы очной ставки. Психологические аспекты тактики предъявления для опознания и оценки его результатов. Психологическая характеристика следственного эксперимента. Психологические приемы реконструкции события преступления. Психологические закономерности проверки и уточнения показаний на месте. Психологические приемы диагностики лжи и скрываемых обстоятельств. Использование методов психолого-педагогического воздействия на допросе. Психология разоблачения лжи в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством.

Психологические особенности несовершеннолетних в процессе предварительного следствия, допроса. Психологические особенности допроса несовершеннолетних, проведения очной ставки, проверки показаний на месте правонарушения. Нетрадиционные методы расследования преступлений и их особенности. Визуальная экспресс-оценка истинности показаний. Метод психолингвистического анализа утверждений. Почерк, как носитель психологической характеристики человека. Использование полиграфологических средств. Разработка розыскного психологического портрета предполагаемого преступника. Активизация памяти участников правового акта на основе гипнорепродукции и др.

Тема 7. Психологические особенности судопроизводства в уголовном и гражданском процессах

Психологические особенности судопроизводства в уголовном процессе. Понятие психологии судопроизводства. Общая характеристика психологической структуры судебной деятельности. Конструктивная деятельность суда. Познавательная деятельность суда. Организационная деятельность суда. Коммуникативная деятельность суда. Требования, предъявляемые к нравственным и психологическим качествам участников судопроизводства. Нравственные и психологические особенности судьи и присяжного заседателя. Нравственно-психологические качества государственного обвинителя. Морально-психологические качества защитника.

Социально-психологические особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей. Структура и функции суда присяжных. Возрастной состав коллегии присяжных заседателей. Разнородный состав коллегии присяжных заседателей. Уровень социально-психологического развития коллегии присяжных заседателей как социальной группы. Психологические основы полемики в судебном процессе. Психология деятельности адвоката в суде. Психология отношений адвоката с прокурором и судом. Защитная речь адвоката. Формирование убеждения и принятие решения судом. Вынесение приговора.

Проблемы судебно-психологической экспертизы в уловном процессах. Понятие, предмет и объект судебно-психологической экспертизы. Задачи судебно-психологической экспертизы. Отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической экспертизы. Понятие комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Виды судебно-психологических экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа. Особенности проведения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе.

Психология гражданского судопроизводства. Принципы и стадии гражданского процесса. Психология участников гражданского процесса. Психология межличностных отношений в гражданском процессе. Психология судебной речи в гражданском процессе. Психологические аспекты деятельности адвоката и прокурора, познания обстоятельств дела и принятия решений.

Социально-психологические аспекты деятельности арбитража. Психология регуляции межличностного взаимодействия в арбитражном суде. Социально-психологические аспекты деятельности нотариата. Социально-психологические аспекты деятельности юридических консультаций.

 

Тема 8. Вопросы пенитенциарной психологии

Понятие пенитенциарной психологии. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Психологическая характеристика сотрудника исправительного учреждения. Психологические требования к личности персонала пенитенциарных учреждений.

Психологические проблемы наказания и исправления преступников. Отношение осужденных к наказанию и его последствия. Сущность и содержание исправления осужденных. Психологическое изучение и коррекция личности осужденного. Динамика психических состояний осужденных. Статусно-групповая категоризация в среде осужденных. Методы исследования эффективности деятельности пенитенциарных учреждений в процессе ресоциализации осужденных.

Личность осужденного к моменту освобождения. Проблемы социально-психологической адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе и способы ее решения.

 

 

Семинарские занятия

Тема 1. Характеристика юридической психологии как науки

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, задачи и принципы юридической психологии.

2. Методы юридической психологии.

3. История развития юридической психологии.

4. Этика и психология правоприменительной деятельности.

Вопросы для собеседования:

1. Что изучает юридическая психология?

2. Что является предметом юридической психологии?

3. Каковы принципы и задачи юридической психологии?

4. Каковы методы исследования юридической психологии?

5. Какие общественные предпосылки обусловили возникновение юридической психологии как самостоятельной отрасли психологических знаний?

6. Каковы основные этапы развития юридической психологии в Западной Европе и России?

7. Каковы связи юридической психологии с другими науками?

Практические задания

Задание 1. В «Рабочей тетради» составить таблицу (см. ниже) «Методы юридической психологии», выделив их слабые и сильные стороны.

Дополнительно ответьте на вопросы:

Какие методы разрабатывались в юридической психологии и используются для изучения личности преступников и их противоправной деятельности?

К каким нетрадиционным методам прибегает сегодня юридическая психология в определении мотивов преступления и способов его свершения?

Методы юридической психологии.

Название метода и возможности метода Условия эффективного применения Сильные стороны Слабые стороны
       

 

Задание 2. Прочитать материал по истории развития юридической психологии представив её в таблице, где выделяются временные периоды её развития, представители, их работы и основные положения.

Тема 2. Психологические феномены и их проявления в правоприменительной деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психике и ее явлениях. Психика и сознание.

2. Основные виды и свойства ощущений (латентность, модальность, адаптация, сенсибилизация, синестезии, пороги ощущений). Как они учитываются в юридической психологии.

3. Психологическая характеристика восприятия: понятие, виды и основные свойства (константность, предметность, осмысленность, целостность). Как они учитываются в юридической психологии.

4. Внимание: виды (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное); свойства (концентрация, объем, распределение, переключение, истощаемость и др.).

5. Роль внимания и в профессиональной деятельности юриста. Наблюдение и профессиональная наблюдательность.

6. Приемы развития профессиональной наблюдательности специалиста.

7. Память: виды, свойства. Законы памяти, их учет в деятельности сотрудника ОВД.

8. Мышление: понятие и виды.

9. Понятие «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект» в «психологии». Социально-психологическое и правовое содержание понятия «личность».

10. Соотношение биологического и социального в развитии личности.

11. Характеристика психологической структуры личности специалиста. Требования к личностным качествам специалистов правоохранной деятельности.

12. Компоненты направленности личности, их характеристика. Влияние направленности личности на выбор человеком вариантов поведения.

13. Роль мотивов и потребностей в регуляции поведения человека.

14. Мотивы: возможности осознания и изменения, формирование мотивации личности.

15. Установка: понятие, виды. Роль потребности и ситуации в формировании установки.

16. Психологическая структура поведенческого акта.

17. Самооценка, самоуважение, самоконтроль и значение тих качеств для личности. Влияние этих качеств на поведение, социальную деятельность человека.

18. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психологическая характеристика аффекта, стресса, фрустрации.

19. Современные представления о темпераменте.

20. Понятие «характер» в психологии.

21. Задатки и способности, психологическая природа индивидуальных различий людей.

22. Темперамент человека, его свойства и проявления в поведении и психической деятельности человека.

23. Содержания и психологических особенностей ведения переговорного процесса.

24. Причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;

 

Тема 3. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования

Вопросы для обсуждения:

1. Гражданское право как фактор формирования гражданского общества.

2. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования.

3. Этика и психология взаимоотношений в сфере предпринимательства в современной России.

4. Манипулирование как альтернатива созиданию.

5. Психологические аспекты этики в правоприменительной деятельности.

  1. Деятельность юриста в пространстве правовых отношений.
  2. Психологические аспекты морали и нормативной этики.
  3. Психологическая культура в деятельности юриста.

Вопросы для собеседования и самоконтроля:

1. Каковы психологические характеристики деятельности юриста?

2. В чем заключается коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения юриста?

3. Каковы психологические условия эффективного общения?

4. Как формируются доверительные отношения?

5. Как преодолеваются барьеры общения?

Практическое задание:

1. Провести диагностику своих коммуникативных качеств и проанализировать их.

2. Выявить психологические барьеры общения и определить основные психотехнические правила и приемы установления и развития доверительных отношений.

Эссе

1. Современное состояние правовых отношений в обществе, проблемы и взгляд на их разрешение.

2. Состояние государственно-правового (гражданско-правового, уголовно-правового) регулирования в современной России, проблемы и взгляд на их разрешение.

Тема 4. Актуальные проблемы правовой и превентивной психологии

Вопросы для обсуждения

  1. Социализация личности – основа социального адаптированного поведения.
  2. Правовая социализация, правосознание и законопослушное поведение.
  3. Право как фактор социальной регуляции. Психология правового поведения. Понятие нормы поведения и ее социально-психологические аспекты.
  4. Психологическая характеристика несовершеннолетних. Особенности познавательной сферы личности ребенка и его учет в деятельности правоохранительных органов.
  5. Личность подростка. Акцентуации характера подростка, способы их диагностики. Учет акцентуаций характера в выработке профилактических мер отклоняющегося поведения.
  6. Превентивная психология, ее цели и задачи. Основные проблемы и направления профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  7. Состояние и психологические причины преступности несовершеннолетних. Психологические проблемы несовершеннолетних с делинквентным поведением.
  8. Психологическая характеристика девиантного поведения. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения несовершеннолетних в группах.

Вопросы для собеседования и самоконтроля

1. Что изучает правовая психология?

2. Дайте определение правовой социализации личности.

3. Назовите основные механизмы правовой социализации личности.

4. Какова структура и классификация правосознания?

5. Назовите условия эффективного функционирования правовых норм.

6. Что изучает превентивная психология?

7. Назовите задачи превентивной психологии.

8. Каковы механизмы девиантного поведения подростков?

9. Каковы наиболее характерные особенности девиантного поведения среди молодежи?

10. С чем связано значительное увеличение беспризорности, пьянства, наркомании в 1990-е годы?

11. Каковы истоки и виды молодежного экстремизма?

12. Назовите и дайте характеристику религиозным движениям, негативно влияющим на жизнь общества.

13. На какие принципы опирается индивидуально-профилактическая работа?

14. Какие уровни профилактического воздействия на несовершеннолетних вам известны? Дайте им характеристику.

15. Дайте понятие делеквитному поведению

Практическое (творческое) задание:

Задание 1. Выявите превентивные меры, применяемые в разных видах учебных заведений. Используя свой опыт обучения в вузе, проанализируйте и выявите, какие превентивные меры введены в нашем вузе и в других, известных вам учебных заведениях.

Задание 2 Принесите на занятие газету. Внимательно просмотрите заголовки, кратко уясните основные идеи статей.

Вопросы для обсуждения:

- Какое количество статей содержит позитивную информацию? Какое количество – негативную (о катастрофах, преступлениях, бедствиях...)?

- Есть ли статьи на правовые темы? Сколько? Содержат ли они простое информирование о правовых нормах? Комментарии по их применению? Подробные разъяснения с примерами?

- Правовая тематика освещена интересно, эмоционально, учит чему-либо? Скучно, сухо, малопонятно?

- Какое влияние, по вашему мнению, окажет данная газета на формирование правосознания личности, общества?

 

Тема 5. Вопросы криминальной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Криминальное поведение и его детерминации.
  2. Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения.
  3. Психологические предпосылки совершения преступлений.
  4. Психологические особенности личности преступника.
  5. Психологические типы преступников.
  6. Психологическая характеристика преступной деятельности, структура преступного поведения.
  7. Психология организованной преступности. Типы преступных групп. Психологические механизмы сплочения группы.
  8. Преступная организация.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает криминальная психология?

2. Назовите психологические предпосылки преступного поведения.

3. Какие механизмы психологической защиты, свойственные правонарушителю, вам известны?

4. Дайте понятие социально-психологического отчуждения.

5. Раскройте смысл феномена личностной тревожности.

6. Какие виды умышленных преступлений существуют?

7. Дайте психологическую характеристику корыстным преступникам.

8. Какие психологические черты свойственны корыстно-насильственным преступникам?

9. Каковы психологические особенности серийных сексуальных убийц?

10. Чем различается психология лиц, совершивших неосторожное и умышленное преступления?

11. Перечислите известные вам виды преступных формирований.

12. Назовите психологические особенности организованных преступных групп.

13. Дайте психологическую характеристику лидерам организованных преступных групп и формирований.

14. Каковы психологические черты преступного сообщества?

15. Для чего необходимо изучать психологию потерпевшего?

16. Перечислите методы исследования личности и поведения потерпевшего.

Практическое (творческое) задание:

Решить кроссворд из Практикума по теме криминальная психология и разработать свой кроссворд для закрепления терминологии криминальной психологии.

 

Тема 6. Психология расследования преступлений

Вопросы для обсуждения:

1.Психологические основы производства отдельных следственных действий: допроса различных категорий граждан: подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей.

2. Психологические основы осмотра места происшествия и проведения очной ставки.

3. Психологические аспекты опознания, следственного эксперимента.

4. Психологические приемы реконструкции события преступления. Психологические закономерности проверки и уточнения показаний на месте.

5. Психологические приемы диагностики лжи и скрываемых обстоятельств.

6. Психологические особенности проведения следственных действий несовершеннолетних. Психологические особенности допроса несовершеннолетних

7. Психология труда следователя.

Вопросы для самоконтроля

1.Что изучает психология предварительного расследования?

2.Какие компоненты включает следственная деятельность?

3.Дайте понятие следственного действия. Назовите психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних?

4.Раскройте психологическое содержание этапов проведения допроса.

5.В чем особенности допроса несовершеннолетних?

6.Раскройте психологическое содержание осмотра как следственного действия.

7.Назовите приемы (способы) оптимизации обыска и выемки.

8.Назовите приемы установления психологического контакта с допрашиваемым.

9.В чем отличие очной ставки от допроса?

10. Что в юридической психологии понимается под опознанием?

11. Какие правила необходимо соблюдать при опознании?

12. В каких целях проводится проверка показаний на месте? Какова ее психологическая сущность?

13. Какие разновидности следственного эксперимента вам известны?

14. В каких следственных действиях важно использовать результаты оперативно-розыскной психологии? Приведите примеры.

15. Какие нетрадиционные методы в расследовании преступлений существуют?

Практическое задание: воспроизведение следственных действий с выделение их психологической составляющей и составление психологической памятки следователю».

Цель: усвоить навыки группового взаимодействия, командной работы.

Формировать умения выделять психологическую составляющую разных следственных действий.

Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека, каждая подгруппа отвечает за одно, выбранное ею следственное действие. В конце разработанные подгруппой памятки представляется на обсуждение всей группы.

Тема 8. Психологические особенности судопроизводства в уголовном и гражданском процессах.

Вопросы для обсуждения

  1. Психологические особенности и характеристика судебной деятельности в уголовном процессе.
  2. Психологическая характеристика труда прокурора, адвоката, судьи.
  3. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства.

4. Психология судебного следствия.

5. Психология судебных прений и судебной речи.

6. Психологические аспекты деятельности адвоката и прокурора, познания обстоятельств дела и принятия решений. Речь прокурора и речь адвоката.

7.. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе, её виды, поводы назначения, вопросы, решаемые в разных её видах

8. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний в уголовном процессе.

9. Психология гражданского судопроизводства.

10. Психологические аспекты деятельности арбитражного суда. Психология регуляции межличностного взаимодействия в арбитражном суде.

11. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

12. Психология гражданского судопроизводства. Принципы и стадии гражданского процесса. Психология участников гражданского процесса.

13. Психология межличностных отношений в гражданском процессе. Психология судебной речи в гражданском процессе.

14. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает психология судебного разбирательства?
  2. Какова психологическая структура судебной деятельности?
  3. Какие требования предъявляются к морально-психологическим качествам судьи, прокурора, адвоката?
  4. Какие личностные качества присяжных заседателей влияют на эффективность и надежность выполнения ими процессуальных обязанностей?
  5. Раскройте понятие СПЭ. Каковы объекты СПЭ?
  6. Каковы задачи, предмет и компетенция СПЭ?
  7. Назовите основания назначения и проведения СПЭ.
  8. Какие виды СПЭ вам известны?
  9. По какой категории уголовных дел чаще всего проводится СПЭ физиологического аффекта?
  10. Сравнительная характеристика физиологического и патологического аффекта.
  11. Судебно-психологическая экспертиза стресса.

 

 

Тема 8. Вопросы пенитенциарной психологии

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Психологическая характеристика сотрудника исправительного учреждения.

2. Психологические проблемы наказания и исправления преступников

3. Социально-психологическое изучение деятельности пенитенциарных учреждений.

4. Психологическое изучение и коррекция личности осужденного.

5. Проблемы социально-психологической адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе и способы ее решения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает пенитенциарная психология?

2. Назовите психологические требования к личности начальника отряда ИУ.

3. Раскройте факторы, оказывающие деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ.

4. Какие меры профилактики профессиональной деформации личности сотрудника ИУ вам известны?

5. Каково психологическое содержание отношения осужденных к наказанию?

6. Какие элементы наказания сильнее всего влияют на личность осужденного?

7. Какова позиция юристов, социологов, психологов, педагогов в отношении коренного изменения (перевоспитания) личности осужденного?

8. Назовите закономерности и адаптационные периоды динамики психических состояний человека, лишённого свободы.

9. Назовите основные функции изучения личности осужденного.

10. На какие категории можно разделить всех лиц, освобождающихся из мест заключения?

11. В чем состоит социальная адаптация освобожденного и каковы психологические предпосылки ее эффективности?

 

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6.1. Основная литература.

 

1.Романов В.В. Юридическая психология: уче. Пособие для вузов/ В.В.Романов. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. 2017. 170 с. – Серия Университеты России. https://www.biblio-online.ru/viewer/3525921E-7486-4C5F-B103-C085C97CB788

• Сорокотягин И.Н., Сутягина Д.А. Юридическая психология [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2016 – 360с. https://www.biblio-online.ru/viewer/FC23AA22-0A4B-4079-80C8-32BAAE623768#page/2

 

6.2. Дополнительная литература.

• Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 615 с

• Рогозина, Т.И. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов (краткий курс лекций) / Т. И. Рогозина. – Электрон. дан. – Омск: Омская юридическая академия, 2013. – 84 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/29826.

• Романов В.В. Юридическая психология: учеб. для бакалавров / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 533 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

• Шевченко, В.М. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. М.

Шевченко. – Электрон. дан. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 287 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/34538.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

1. Электронные информационно-образовательные ресурсы Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС - https://sdo.niu.ranepa.ru/

2. Методические рекомендации по использованию системы «Антиплагиат». 2016. URL: https://niu.ranepa.ru/upload/iblock/e97/met_rek_antiplagiat.pdf

3. Регламент использования системы «Антиплагиат» для проверки текстовых документов на наличие неправомерных заимствований из опубликованных источников. 2016. URL: https://niu.ranepa.ru/upload/iblock/0dc/reglament_niu_antiplagiat.pdf

4. Методические рекомендации по написанию контрольных работ. 2015. URL: https://niu.ranepa.ru/upload/iblock/9b2/metrek_kontrolrab.pdf

5. Локота О.В., Давтян М.Г. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: