Общественная организация 5 глава




Управление в своих руках, также называемое их собственным руководством, означает, что вся инициатива и все решения исходят от самих работников. Хотя есть забастовочный комитет, потому что все не могут быть всегда вместе, все делается забастовщиками; постоянно в контакте друг с другом они распределяют работу, они разрабатывают все меры и принимать решения по всем действиям непосредственно. Решение и действие, как коллективное, одно.

Первая и самая важная задача — пропаганда расширения забастовки. Необходимо усилить давление на капитал. Против огромной власти капитала бессильны не только отдельные работники, но и отдельные группы. Единственная сила, противостоящая капиталу, — это прочное единство всего рабочего класса. Капиталисты это хорошо знают или хорошо чувствуют, и поэтому единственным побудительным мотивом к уступкам является страх перед тем, что забастовка может распространиться по всему миру. Чем явственнее будет определяться воля забастовщиков, тем больше будет их число, тем больше будет шансов на успех.

Такое расширение возможно, потому что это не забастовка запоздалой группы, в более тяжелых условиях, чем другие, пытающейся поднять себя до общего уровня. В новых условиях недовольство универсально, все рабочие чувствуют себя подавленными капиталистическим превосходством, повсюду накапливается топливо для взрывов. Не для других, а для себя, если они присоединятся к борьбе. Пока они чувствуют себя изолированными, боятся потерять работу, не знают, что предпримут товарищи, не имеют твердого единства, они отказываются от действий. Как только, однако, они начинают борьбу, они превращаются в новых личностей; эгоистичный страх отступает на задний план и наступает спонтанная сила сообщества, солидарность и преданность, воодушевляя мужество и настойчивость. Они заразительны; пример боевой деятельности пробуждает в других людях, которые чувствуют в себе те же силы пробуждения, дух взаимности и уверенности в себе. Таким образом, дикий удар, как пожар в прериях, может перекинуться на другие предприятия и вовлечь все больше и больше масс.

Это не может быть работа небольшого числа лидеров, либо профсоюзных чиновников, либо самоназванных новых спикеров, хотя, конечно, толчок со стороны нескольких бесстрашных товарищей может дать сильные импульсы. Это должна быть воля и работа всех, в общей инициативе. Рабочие должны не только делать, но и придумывать, продумывать, решать все сами. Они не могут переложить решение и ответственность на орган, профсоюз, который заботится о них. Они несут полную ответственность за свою борьбу, успех или неудачу зависит от них самих. Из пассивного они превратились в активных существ, решительно принимая свою судьбу в свои руки. Из отдельных личностей, заботящихся каждый о себе, они превратились в прочное, крепко скрепленное единство.

Такие спонтанные забастовки представляют собой еще одну важную сторону; происходит разделение трудящихся на различные отдельные профсоюзы В профсоюзном мире традиции прежних мелкокапиталистических времен играют важную роль в разделении рабочих на часто конкурирующие, завистливые и враждующие корпорации; в некоторых странах религиозные и политические различия выступают в качестве разделительных барьеров при создании отдельных либеральных, католических, социалистических и других профсоюзов. В ходе встречи члены различных профсоюзов стоят рядом друг с другом. Но даже во время забастовок их часто держат на расстоянии, чтобы не заразить слишком большим количеством идей единства, а согласие в действиях и переговорах поддерживают только правление и должностные лица. Однако теперь в прямых действиях эти различия в членстве в профсоюзах становятся нереальными, как и внешние ярлыки. Для таких спонтанных боев единство является первой необходимостью; а единство существует, иначе не может быть никакой борьбы. Все, кто стоят вместе в цехе, в одной позиции, как непосредственные соратники, подверженные одной и той же эксплуатации, против одного и того же хозяина, стоят вместе в совместном действии. Их реальная сообщество — это цех; сотрудники одного предприятия, они образуют естественный союз общей работы, общего жребия и общих интересов. Как и призраки прошлого, старые различия разных членов отступают, почти забытые в новой живой реальности общности в общей борьбе. Яркое сознание нового единства усиливает энтузиазм и чувство власти.

Таким образом, в диких забастовках проявляются некоторые черты грядущих форм борьбы: сначала самодеятельность, самоинициативность, сохранение всей деятельности и решения в своих руках; затем единство, независимо от старых членств, в соответствии с естественной группировкой предприятий. Эти формы появляются не через прозорливое планирование, а спонтанно, непреодолимо, подстегиваемые тяжелой превосходящей силой капитала, против которой старые организации уже не могут серьезно бороться. Следовательно, это не означает, что теперь повернулись весы, что теперь рабочие побеждают. Также дикие забастовки в основном приносят поражение; их масштабы слишком узки. Только в некоторых благоприятных случаях им удается предотвратить ухудшение условий труда. Их значение заключается в том, что они демонстрируют свежий боевой дух, который невозможно подавить. Из глубочайших инстинктов самосохранения, долга перед семьей и товарищами вырастает воля к самоутверждению. Повышается уверенность в себе и классовое чувство. Они являются предвестниками будущих больших схваток, когда большие общественные чрезвычайные ситуации, с более сильным давлением и более глубоким стрессом, толкают массы к более сильным действиям.

Когда вспыхивают дикие забастовки в более широком масштабе, включающие в себя большие массы, целые отрасли промышленности, города или районы, организация должна принимать новые формы. Обсуждение в одном собрании невозможно, но для совместных действий более, чем когда-либо, необходимо взаимопонимание. Ударные комитеты формируются из делегатов всех кадров для постоянного обсуждения обстоятельств. Такие забастовочные комитеты совершенно отличаются от профсоюзных советов должностных лиц; они уже проявляют характерные черты рабочих советов. Они выходят из борьбы, чтобы придать ей единство направления. Но они не являются лидерами в старом смысле слова, у них нет прямой власти. Делегаты, часто разные люди, приходят, чтобы выразить мнение и волю приславших их личностей. Ибо эти личностные лица стоят за действие, в котором проявляется воля. И все же делегаты не являются простыми вестниками своих обязательных групп; они принимали главное участие в обсуждении, они воплощают в себе преобладающие убеждения. В ассамблеях комитетов мнения обсуждаются и проверяются на прочность сиюминутными обстоятельствами; результаты и резолюции возвращаются делегатами в личный состав ассамблей [групповых]. Через этих посредников сами работники цеха принимают участие в обсуждениях и решениях. Таким образом, обеспечивается единство действий для больших масс.

Несомненно, не настолько, чтобы каждая группа покорно склонялась перед решениями комитета. Нет положений, которые наделяли бы его такими полномочиями. Единство в коллективной борьбе — это результат не разумного регулирования компетенций, а спонтанной необходимости в сфере страстных действий. Работники сами принимают решения не потому, что такое право предоставлено им в принятых правилах, а потому, что они действительно решают, своими действиями. Может случиться так, что группа не сможет убедить другие группы аргументами, но затем своим действием и примером увлечет их. Самоопределение трудящихся по отношению к их боевым действиям — это не требование, выдвигаемое теорией, аргументами целесообразности, а констатация факта, развивающегося из практики. Часто в крупных общественных движениях это происходит — и, несомненно, будет происходить снова — что действия не соответствовали решениям. Иногда центральные комитеты обращались с призывами к всеобщей забастовке, и за этим следовали лишь небольшие группы; в других случаях комитеты взвешивали все тщательно, не решаясь принять решение, и рабочие выходили на массовую борьбу. Возможно, даже то, что те же самые рабочие, которые с энтузиазмом решили провести забастовку, сдались, когда стояли перед фактом. Или же, наоборот, это благоразумное колебание управляет решениями и, тем не менее, под влиянием внутренних сил непреодолимо вспыхивает неразрешимая забастовка. В то время как в их сознательном мышлении старые лозунги и теории играют роль и определяют аргументы и мнения, в момент принятия решения, от которого зависит благо и горе, прорывается сильная интуиция реальных условий, определяющих действия. Это не означает, что такая интуиция всегда ведет к правильному, люди могут ошибаться в своем представлениях о внешних условиях. Но она решает, ее нельзя заменить чужим руководством, опекунами, какими бы хитрыми они ни были, направляя их. Своим собственным опытом борьбы, успеха и невзгод, своими собственными усилиями рабочие должны приобрести способность правильно заботиться о своих интересах.

Таким образом, две формы организации и борьбы стоят напротив: старая — профсоюзная и регулируемая забастовка, новая — спонтанная забастовка и советы трудящихся. Это не означает, что первая в какой-то момент времени будет просто заменена второй как единственная альтернатива. Могут быть задуманы промежуточные формы, попытки исправить пороки и слабости профсоюзного движения и сохранить его правильные принципы; избежать руководства бюрократии чиновников, избежать разделения по узким профессиональным и отраслевым интересам, а также сохранить и использовать опыт прежних боев. Этого можно добиться, объединив после большой забастовки ядро лучших бойцов в один общий профсоюз. Где бы ни вспыхнула стихийная забастовка, этот профсоюз присутствует со своими опытными пропагандистами и организаторами, чтобы помогать неопытным массам советами, наставлять, организовывать, защищать их. Таким образом, каждая борьба означает прогресс организации, не в смысле членских взносов, а в смысле растущего классового единства.

Примером такого союза может служить великий американский профсоюз «Индустриальные работники мира» (ИРМ). В конце прошлого века, в отличие от консервативных профсоюзов высокооплачиваемого квалифицированного труда, объединенных в «Американскую федерацию труда», он вырос из особых американских условий. Отчасти из ожесточенной борьбы шахтеров и дровосеков, независимых первопроходцев в зарослях Дальнего Запада против крупного капитала, монополизировавшего и захватившего богатства леса и земли. Отчасти из голодных забастовок жалких масс иммигрантов из Восточной и Южной Европы, скопившихся и эксплуатировавшихся на заводах восточных городов и в угольных шахтах, презираемых и игнорируемых старыми союзами. ИРМ предоставил им опытных лидеров и организаторов забастовок, которые показали им, как противостоять полицейскому терроризму, кто защищал их перед общественным мнением и судами, кто научил их практике солидарности и единства и открыл им более широкие взгляды на общество, на капитализм и классовую борьбу. В таких больших боях к ИРМ присоединились десять тысяч новых членов, из которых осталась лишь малая их часть. Этот «один большой союз» был адаптирован к бурному росту американского капитализма в те времена, когда он наращивал свою мощь, подчиняя себе массы независимых пионеров.

Подобные формы борьбы и организации могут распространяться и появляться в других местах, когда во время крупных забастовок рабочие восстают, еще не имея полной уверенности в том, что они возьмут дело целиком в свои руки. Но только в качестве временных переходных форм. Есть принципиальная разница между условиями будущей борьбы в большой промышленности и условиями Америки в прошлом. Там был подъем, теперь это будет падение капитализма. Там жесткая независимость пионеров или примитивный, стремящийся к существованию эгоизм иммигрантов были выражением индивидуализма среднего класса, который должен был быть обуздан игом капиталистической эксплуатации. Теперь массы, приученные к дисциплине в течение всей жизни машиной и капиталом, связанные прочными техническими и духовными узами с производственным аппаратом, организуют его использование на новой основе сотрудничества. Эти работники основательно пролетаризированы, все упрямство индивидуализма среднего класса давно изношено привычкой к совместному труду. Спрятанные в них силы солидарности и преданности только и ждут, когда великие бои перерастут в доминирующий жизненный принцип. Тогда даже самые подавленные слои рабочего класса, которые только нерешительно присоединяются к своим товарищам, желая опереться на их пример, вскоре почувствуют, что новые силы сообщества растут и сами по себе. Тогда они поймут, что борьба за свободу требует не только их приверженности, но и развития всех их способностей к самодостаточности и самостоятельности. Таким образом, преодолевая все промежуточные формы частичного самоопределения, прогресс обязательно пойдет по пути организации совета.

Оккупация цеха

В новых условиях капитализма появилась новая форма борьбы за лучшие условия труда — оккупация цеха, чаще называемая сидячей забастовкой, когда рабочие прекращают работу, но не уходят с завода. Она была изобретена не теорией, она возникла спонтанно из практических нужд; теория может сделать не больше, чем впоследствии объяснить ее причины и последствия. В великом мировом кризисе 1930 года безработица была настолько всеобщей и продолжительной, что возник своего рода классовый антагонизм между привилегированным количеством занятых и безработными массами. Любая регулярная забастовка против снижения заработной платы была невозможна, так как цеха, покинутые забастовщиками, немедленно наводнялись массой людей на улице. Поэтому отказ от работы в худших условиях должен сочетаться с прилипанием к месту работы путем занятия цеха.

Возникнув, однако, в этих особых обстоятельствах, сидячая забастовка проявляет некоторые особенности, которые заставляют рассматривать ее более внимательно как выражение развитой формы борьбы. Это проявляется в формировании более прочного единства. При старой форме забастовки рабочее сообщество персонала растворяется при выходе из цеха. Рассеянные по улицам и домам между другими людьми, они были разделены на свободные личности. Для обсуждения и принятия решения они должны были собраться как одно тело в залах заседаний, на улицах и площадях. Как бы часто полиция и власти ни пытались помешать или даже запретить это, рабочие держались за свое право использовать их, осознавая, что они боролись законными средствами для достижения законных целей. Правомерность профсоюзной практики была в целом признана общественным мнением.

Однако, когда эта законность не признается, когда растущая власть крупного капитала над государственными властями оспаривает использование зала и площади для собраний, трудящиеся, если они будут бороться, должны отстаивать свои права, путём их захвата. В Америке каждая крупная забастовка, как правило, сопровождалась непрерывной борьбой с полицией за использование улиц и площадей для собраний. Сидячая забастовка освобождает рабочих от этой необходимости, принимая право на собрание в нужном месте, в цехе. В то же время забастовка становится по-настоящему эффективной из-за невозможности забастовщиков уступить свои места.

Конечно, это влечет за собой новую жесткую борьбу. Капиталисты, как владельцы цеха, рассматривают захват забастовщиками как нарушение их прав собственности, и на этом юридическом аргументе они призывают полицию выгонять рабочих. Действительно, с точки зрения строгого юридического права занятие цеха вступает в противоречие с формальным правом. Точно так же, как забастовка противоречит формальному праву. И на самом деле работодатель регулярно обращался к этому формальному закону как к оружию в борьбе, клеймя бастующих нарушителями договора, тем самым давая ему право ставить новых работников на их место. Но вопреки этой юридической логике забастовки продолжались и развивались как форма борьбы, потому что были необходимы.

Формальное право, действительно, представляет не внутреннюю реальность капитализма, а только его внешние формы, за которые цепляется средний класс и юридическое мнение. Капитализм в действительности — это не мир равных и договаривающихся индивидуумов, а мир борющихся классов. Когда власть рабочих была слишком мала, преобладало мнение среднего класса о формальном праве; забастовщики, как нарушители договора, становились и заменялись другими. Там же, где профсоюзная борьба заняла свое место, утвердилась новая, более правдивая юридическая концепция: забастовка — это не перерыв, не прекращение, а временное приостановление трудового договора, чтобы урегулировать спор об условиях труда. Юристы могут теоретически не принимать эту точку зрения, но общество принимает ее практически.

Точно так же занятие цехов утвердило себя в качестве метода борьбы, где это было необходимо и где рабочие могли отстаивать свои интересы. Капиталисты и адвокаты могут раскошелиться на нарушение прав собственности. Однако для рабочих это было действием, которое не нарушало права собственности, а лишь временно приостанавливало их действие. Оккупация магазина не является экспроприацией магазина. Это лишь кратковременная приостановка распоряжения капиталистом. После того, как конфликт был урегулирован, он, как и прежде, является хозяином и бесспорным владельцем.

И в то же время, это нечто большее. В ней, как и в световой вспышке на горизонте, появляется проблеск будущего развития. Захватом цеха рабочие невольно показывают, что их борьба вступила в новую фазу. Здесь появляется их твердая взаимосвязь как цеховой организации, естественное единство, которое не растворяется в отдельных личностях. Здесь рабочие осознают свою интимную связь с цехом. Для них это не чужое здание, куда только по его приказу они приходят работать на него, пока он их не прогонит. Для них цех со своими машинами — это производительный аппарат, которым они управляют, орган, который только своим трудом превращается в живую часть общества. Для них нет ничего чуждого, они здесь дома, гораздо больше, чем юридические владельцы, акционеры, которые даже не знают его местонахождения. На фабрике рабочие осознают содержание своей жизни, своего производственного труда, своего трудообъединения как коллектива, превращающего его в живой организм, элемент совокупности общества. Здесь, в цеховом деле, возникает смутное ощущение, что они должны быть полными хозяевами производства, что они должны изгнать недостойных чужаков, властных капиталистов, которые злоупотребляют им, растрачивая богатства человечества и опустошая землю. И в тяжелой борьбе, которая будет необходима, цеха снова будет играть главную роль, как единицы организации, общих действий, возможно, как опоры и оплоты, стержни силы и объекты борьбы. По сравнению с естественной связью рабочих и цехов, управление капиталом предстает как искусственное внешнее господство, мощное пока, но висящее в воздухе; в то время как растущее владение рабочих прочно укоренилось в земле. Таким образом, в оккупации цехов будущее пророчит свет в растущем сознании того, что цехи принадлежат рабочим, что вместе они составляют гармоничное единство, и что борьба за свободу будет вестись за цехи, в них и с их помощью.

Политическая забастовка

Не все крупные забастовки рабочих в прошлом веке были связаны с заработной платой и условиями труда. Кроме так называемых экономических забастовок происходили и политические забастовки. Их целью было продвижение или предотвращение какой-либо политической меры. Они были направлены не против работодателей, а против правительства государства, чтобы побудить его предоставить работникам больше политических прав или отговорить их от неприятных действий. Таким образом, могло случиться, что работодатели соглашались с целями и будут поощряли забастовку.

В капитализме необходимо определенное социальное равенство и политические права рабочего класса. Современное промышленное производство основано на сложной технике, продукте высокоразвитых знаний и требует тщательной личной кооперации и способностей работников. Максимальное напряжение сил не может, как в случае с мигрантами или рабами, быть вызвано грубым физическим принуждением, бичеванием или возмущением; оно может быть отомщено столь же грубым неправильным обращением с орудиями труда. Ограничение должно исходить из внутренних побуждений, из моральных средств давления, основанных на индивидуальной ответственности. Работники не должны чувствовать себя бессильными озлобленными рабами; у них должны быть средства для борьбы с нанесенными им обидами. Они должны чувствовать себя свободными распорядителями своей рабочей силы, прилагая все свои силы, потому что, формально и видимо, они сами определяют свой удел в общей конкуренции. Для поддержания себя в качестве рабочего класса им нужны не только личная свобода и правовое равенство, провозглашенное законами среднего класса: Для обеспечения этих возможностей необходимы особые права и свободы: право на объединение, право на собрание, право на создание профсоюзов, свобода слова, свобода печати. И все эти политические права должны быть защищены всеобщим избирательным правом, чтобы рабочие могли отстаивать свое влияние на парламент и закон.

Капитализм начал с отказа от этих прав, в чём ему помогали унаследованный деспотизм и отсталость существующих правительств, и пытался сделать рабочих беспомощными жертвами его эксплуатации. Лишь постепенно, в результате ожесточенной борьбы с бесчеловечным угнетением некоторые права были завоеваны. Поскольку на первом этапе капитализм опасался враждебности низших классов, ремесленники обеднели от его конкуренции, а рабочие голодали из-за низких зарплат, избирательное право сохранялось только за богатыми классами. Только в более поздние времена, когда капитализм был прочно укоренен, когда его прибыли были большими и его правление было обеспечено, ограничения на голосование были постепенно сняты. Но только под сильным давлением, часто жесткой борьбой со стороны рабочих. Борьба за демократию наполняет историю отечественной политики XIX века, сначала в Англии, а затем и во всех странах, где появился капитализм.

В Англии всеобщее избирательное право было одним из основных пунктов хартии требований, выдвинутых английскими рабочими в чартистском движении, их первый и самый славный период борьбы. Их агитация была сильным стимулом для правящего класса землевладельцев уступить давлению одновременного реформистского движения восходящих промышленных капиталистов. Таким образом, посредством Закона о реформах 1832 года промышленные работодатели получили свою долю в политической власти; но рабочие должны были вернуться домой с пустыми руками и продолжить свою напряженную борьбу. Затем, в кульминационный момент чартизма, в 1839 году был спроектирован «священный месяц», когда все рабочие должны были отдыхать до тех пор, пока требования не были удовлетворены. Таким образом, английские рабочие первыми объявили политическую забастовку как оружие в в своей борьбе. Но она не могла быть приведена в действие; при вспышке (1842 г.) ее пришлось безуспешно прервать; она не смогла обуздать большую силу теперь уже объединенных правящих классов землевладельцев и фабрикантов. Лишь через поколение, когда после периода небывалого промышленного процветания и расширения пропаганда была вновь подхвачена, теперь же объединенными в «Международное товарищество трудящихся» («Первый Интернационал» Маркса и Энгельса) профсоюзами, общественное мнение среднего класса было готово последовательными шагами расширить избирательное право для рабочего класса.

Во Франции всеобщее избирательное право с 1848 года являлось частью республиканской конституции, зависимое как таковое правительство всегда опиралось на поддержку трудящихся. В Германии основание империи в 1866-70 годах, продукт лихорадочного капиталистического развития, активизировавшего все население, повлекло за собой всеобщее избирательное право как гарантию постоянного контакта с массами народа. Но во многих других странах имущий класс, часто только привилегированная его часть, держался за свою монополию на политическое влияние. Здесь кампания за избирательный бюллетень, очевидно, являющийся воротами к политической власти и свободе, пробуждала все большую часть рабочего класса к участию, к организации и к политической деятельности. И наоборот, страх имущих классов перед политическим господством пролетариата усилил их сопротивление. Формально этот вопрос выглядел безнадежным для масс; всеобщее избирательное право должно было быть законно введено парламентом, избранным привилегированным меньшинством, и таким образом предложено разрушить его собственные основы. Это означает, что только чрезвычайными средствами, давлением извне, наконец, политическими массовыми ударами можно было достичь поставленной цели. Как это происходит, можно узнать из классического примера бельгийской избирательной забастовки 1893 года.

В Бельгии в результате ограниченной переписи населения правительство постоянно находилось в руках небольшой клики консерваторов клерикальной партии. Условия труда на угольных шахтах и фабриках, как известно, были одними из самых худших в Европе и приводили к взрывам во время частых забастовок. Расширение избирательного права как способ социальной реформы, часто предлагаемое некоторыми немногими либеральными парламентариями, всегда снова терпело поражение со стороны консервативного большинства. Тогда Рабочая партия, агитируя, организуя и готовясь в течение многих лет, приняла решение о всеобщей забастовке. Такая забастовка должна была оказать политическое давление во время парламентской дискуссии по предложению о новом избирательном праве. Она должна была продемонстрировать повышенный интерес и мрачную волю масс, отказавшихся от своей работы, чтобы все внимание было сосредоточено на этом фундаментальном вопросе. Она должна была пробудить все безразличные элементы среди рабочих и представителей малого бизнеса, чтобы принять участие в том, что для всех них является жизненным интересом. Она должна была показать узколобым правителям социальную власть рабочего класса, убедить их в том, что он отказывается дольше оставаться под опекой. Сначала, конечно, парламентское большинство заняло свою позицию, отказалось от давления извне, желая принимать решения по собственной воле и совести; поэтому оно взяло из списков законопроекты об избирательном праве и якобы начало обсуждать другие вопросы. Но тем временем забастовка продолжалась, продлевалась все время, и производство застопорилось, движение прекратилось, и даже послушные государственные службы стали проявлять недовольство. Сам государственный аппарат был затруднен в выполнении своих функций, а в мире бизнеса, с нарастающим чувством неопределенности, громко прозвучало мнение, что удовлетворять требования не так опасно, как спровоцировать катастрофу. Поэтому решимость парламентариев начала рушиться, они чувствовали, что должны сделать выбор между уступкой или подавлением удара военной силой. Но можно ли в таком случае доверять солдатам? Таким образом, их сопротивление должно было уступить место; воля и совесть должны были быть пересмотрены, и, наконец, они приняли и утвердили предложения. Рабочие, с помощью политической забастовки, достигли своей цели и завоевали свое основное политическое право.

После такого успеха многие рабочие и их представители предположили, что это новое мощное оружие можно будет чаще использовать для победы в важных реформах. Но в этом они были разочарованы; история рабочего движения знает больше неудач, чем успехов в политических забастовках. Такая забастовка пытается навязать волю рабочих правительству капиталистического класса. Это что-то вроде бунта, революции, и вызывает в этом классе инстинкты самообороны и импульсы подавления. Эти инстинкты были подавлены, когда часть самой буржуазии раздражалась отсталостью политических институтов и ощущала потребность в новых реформах. Тогда массовая акция рабочих стала инструментом модернизации капитализма.. Поскольку рабочие были едины и полны энтузиазма, в то время как собственнический класс в любом случае был разобщен, забастовка удалась. Она могла увенчаться успехом не из-за слабости капиталистического класса, а из-за силы капитализма. Капитализм укрепляется, когда его корни, благодаря всеобщему избирательному праву, обеспечивающему, по крайней мере, политическое равенство, глубже проникают в рабочий класс. Голосование трудящихся принадлежит развитому капитализму, потому что трудящиеся нуждаются в избирательном праве, а также в профсоюзах, чтобы сохранить свою функцию в капитализме.

Если теперь, однако, в мелочах они должны считать себя способными навязывать свою волю вопреки реальным интересам капиталистов, то они находят этот класс твердой преградой против них. Они чувствуют это как инстинкт; и, не будучи увлечены великой вдохновляющей целью, которая развеивает все колебания, они остаются неопределенными и разделенными. Каждая группа, видя, что забастовка не является универсальной, в свою очередь, колеблется. Добровольцы других классов предлагают себя за наиболее необходимые услуги и движение; хотя они на самом деле не в состоянии поддерживать производство, их деятельность, по крайней мере, отбивает у бастующих охоту. Запрет на собрания, демонстрацию вооруженных сил, военное положение могут еще больше продемонстрировать власть правительства и волю к ее использованию. Поэтому забастовка начинает рушиться и должна быть прекращена, часто со значительными потерями и разочарованием для побежденных организаций. В подобных опытах рабочие обнаружили, что своей внутренней силой капитализм способен противостоять даже хорошо организованным и массовым нападениям. Но в то же время они чувствовали себя уверенными в том, что при массовых ударах, если их наносить только в нужное время, они обладают мощным оружием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: