Число учащихся в специальном образовании: с 1928 по 1993 годы, количество округлено до тыс.




 

Годы Число учащихся
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Для тех, по мнению которых, нужно избегать деления детей уже в раннем возрасте на «обычных» и «специальных», такой постоянный рост специального образования позволяет задуматься о том, каким об­разом мы можем изменить массовое образование так, чтобы в его рам­ках могли обучаться больше детей с проблемами в развитии? Этот во­прос является основополагающим для предстоящих лет в образователь­ной политике.

При решении проблемы большую роль играет финансовая сторона. В Нидерландах финансирование образования осуществляется за счет центральных государственных органов. Они финансируют не только го­сударственные, но и частные школы.

Финансирование помощи детям с проблемами внутри массового об­разования происходит из общих средств, отпущенных на общеобразо­вательные школы, при этом они могут сами определять предназначен­ную для этого часть бюджета.

Для финансирования специального образования в отдельных шко­лах существует отдельная, очень детализированная система. Внутри этой системы при распределении предназначенных для специального


образования средств главную роль играют два параметра: тип школы и количество учеников. При этом большую долю получают школы с наи­большим количеством учеников.

Это означает, что город или область, где специальные школы при­нимают больше учеников, получат и больше средств из бюджета. Та­кое увеличение средств при неизменной величине всего образователь­ного бюджета происходит, таким образом, за счет тех городов и облас­тей, где количество учащихся специальных школ в результате, напри­мер, улучшений в сфере массового образования постепенно снижается. Это является парадоксом в существующей финансовой системе: цен­тральные органы ратуют за ограничение объема специального образо­вания, но поощряют растущие специальные школы и «наказывают» спе­циальные школы, которые уменьшаются в объеме.

Решение этого вопроса возможно, лишь когда выделение средств школам специального образования будет происходить на совершенно иной основе. В частности, когда выделение средств будет связано не с количеством учащихся школы специального образования, а с величи­ной области, которую «обслуживает» данная школа. Иными словами, не количество принятых учеников, а количество реально ожидаемых учеников должно служить исходным пунктом.

Для специального образования это означает изменение направления потоков средств. Регионы, в которых специальное образование неоп­равданно возросло, должны вернуть часть средств в регионы с относи­тельно невысоким уровнем обеспечения в области специального обра­зования.

Государство стремится к «регионализации» управленческой поли­тики. При этом речь идет о том, что при выработке решений точка опоры должна быть перенесена с Министерства образования и науки на регионы, где основная политика должна приобретать реальные фор­мы. Такие задачи, как уменьшение роста специального образования и улучшение качества заботы о детях с проблемами в рамках массового образования необходимо решать в условиях тесного сотрудничества всех заинтересованных лиц и организаций.

Исходным пунктом современной образовательной политики признает­ся стремление улучшить заботу о детях с проблемами в рамках массового образования. Это связано с тем, что такое улучшение со временем может привести к уменьшению числа детей, посещающих специальные школы.

Для специального образования это означает концентрацию детей, требующих интенсивной помощи. Дети, нуждающиеся в менее интен­сивной помощи, могут обучаться в общественных школах.

Помимо этого, в ближайшее время ожидается изменение в делении специального образования на типы школ. Исходным пунктом нового деления станет дифференциация на основе потребностей в специфиче­ской помощи. Новая структура будет включать меньше типов школ, чем нынешняя.

Таким образом, в специальном образовании намечаются два серьез­ных изменения: интеграция детей с проблемами в массовую школу


и новое деление специальных школ на типы. Оба изменения требуют повышения требований в области профессионализма, организационных возможностей и способности к дифференциации. Это означает явные изменения в образовательной политике. В предстоящий период не ко­личество, а качество специального образования должно быть поставле­но во главу угла.


 




 
 


СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИНЛЯНДИИ*

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ

В то время, как по географическим, политическим и социальным особенностям жизненного уклада Финляндия имеет много сходного со всеми соседями по Скандинавии, особенно же со Швецией, эта страна исторически и по развитию своего языка столь же сходна с Эстонией и более дальними угро-финскими народностями. Финский протестантизм одухотворяет ключевые компоненты национальной жизни финнов со времени перевода Библии на финский язык в XVI веке и оказьшает до сих пор несомненное влияние и на их личную жизнь.

Финляндия, одна из Северных стран, известна как страна тысячи озер, обширных лесов и полуночного солнца. Финляндия сегодняшне­го дня является страной высокой технологии и всемирно известного дизайна. Образование всегда было для нее ключевым вопросом.

Уровень образования населения в Финляндии высокий. У каждого, независимо от социального положения, имеются возможности продол­жить учебу после обязательной общеобразовательной школы. Учебные места имеются в наличии по всем сферам и уровням обучения по всей стране.

На схеме (с. 119) представлена структура образования в стране.

Нынешняя система народного образования Финляндии в корне пре­образована на шведский манер. Обязательным здесь является среднее образование в течение девятилетнего курса (с десятым дополнитель­ным классом), которое охватывает школьников с 7 до 16 лет, вслед за которым следует 3-летний курс общеакадемического (или общегимна­зического) полного среднего образования для ребят 17—19 лет. Затем они могут продолжать обучение в профессиональных ремесленных учеб­ных заведениях (в течение 2-х лет), в них учится около 47% выпускни-

* Составитель: д-р. биол. наук, проф. Л. М. Шипицына, Международный универ­ситет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Санкт-Петербург.


ков финских средних школ. Эти школы автономны, они управляются обычным избранным педагогическим и другим персоналом школы, ро­дительским контингентом и представителями учащихся правлением, а так называемые всеобщие школы («comprehensive Schools») управля­ются муниципальными департаментами просвещения под контролем Ми­нистерства народного образования страны. Основные принципы и на­правления финской системы просвещения определяются парламентом. Содержание учебного курса и организационные методические приемы средних школ определяются Национальным Правлением по общему об­разованию, хотя муниципалитеты имеют право - в пределах государст­венного, учебного курса - вводить в него дополнительно любые пред­меты факультативно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: