Ксения Н. (6 лет и 7 месяцев) 8 глава




Этому же способствуют продуктивные свойства интере­са: его социальная обусловленность, предметная направлен­ность, осознанность, полифункциональность, динамичность и личностная направленность. Дети старшего дошкольного возраста значительно различаются в развитии познаватель­ных интересов, что проявляется в объёме интереса, его углуб­лённости, активности и действенности. Если у детей сформи­рован устойчивый познавательный интерес к одной области действительности, то возможен его перенос на новое содер­жание.

Процессы, включённые в познавательный интерес, не изо­лированы, они - условие интеллектуально-творческого раз­вития личности.

Рассматривая весь учебно-воспитательный процесс как единство внутреннего и внешнего, педагог дол­жен активизировать столь важные для развития личности процессы, как интеллект, эмоции, волю, творчество - всё, что в органичном сцеплении и составляет основу познавательно­го интереса.

Основными педагогическими условиями развития позна­вательных интересов в процессе творческой деятельности яв­ляются:

организация разнообразной деятельности детей (про­дуктивной, игровой, обучения, общения). При этом к де­ятельности ребёнка необходимо предъявлять следующие требования:

творческий характер, оптимальный уровень трудности, положительная мотивация;

расширение и углубление знаний каждого ребёнка. При этом важно поддерживать у детей чувство удивления пе­ред окружающим миром;

успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности. По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения интерес с материализо­ванных действий будет переключаться на сами знания;

включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск знаний, ответов на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность.

Таким образом, при всём многообразии процессов, вклю­чённых в познавательный интерес, они не изолированы и их наличие является условием интеллектуально-творческого развития личности. Познавательный интерес выступает как чувство, воля, влечение, побуждение, мотив, как отношение к окружающей действительности, как направленность лич­ности, и, наконец, как интеллектуальный процесс. Только в единстве всех составляющих этого понятия возможно под­линное, всестороннее развитие познавательного интереса как непременного условия развития личности ребёнка.

 

Янакиева Е.К.

 

ЭТНОКУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

В сложном комплексе проблем, характеризирующих сегод­няшний этап экологического воспитания, особенно актуаль­на проблема отношений этнокультуры и экологического вос­питания, этнопсихологии и развития экологической культу­ры личности. В процессе культурно-исторического разви­тия люди приспособились к разным условиям окружающей среды (климат, ландшафт, экосистемы). В этом смысле, по Л.С. Гумилёву, этнос является продуктом развития взаимо­действия человеческого общества с природой, и поэтому эт­нос навсегда связан со «своим» ландшафтом, который обес­печивает жизнь принадлежащих к нему людей. Мы утверж­даем, что этническая культура общества составляет важную часть его экологической культуры.

В процессе адаптации к природе каждый этнос выработал такие стереотипы поведения и такие воззрения на природу, которые позволяли сохранить равновесие внутри неё и в её отношении с обществом. Эти идеи выражались в правилах взаимодействия человека с природой, они проявляются в со­держании сказок, легенд и мифов, праздников, обрядах и ри­туалах. Если проанализировать форму и содержание отноше­ний этноса с природой, то можно увидеть, что они очень близ­ки по своему выражению к наглядно-действенному и нагляд­но-образному мышлению, что характерно и для уровня умс­твенного развития ребёнка дошкольного возраста. Поэтому ознакомление дошкольника с поэтическими воззрениями его народа на природу и с правилами обращения с ней оказывает существенное воздействие на воспитание его экологической культуры, формируя мотивацию экологосообразного поведе­ния и стимулируя образование аналогичных стереотипов по­ведения. Вот, например, некоторые правила поведения бол­гар в природе, которые понятны детям: «Солнце надо встре­чать и провожать стоя», «Против солнца и в чистую воду не­льзя писать, это большой грех», «Нельзя убивать аиста, иначе кто-то из твоих близких погибнет».

Дети узнают и другие правила, которые регламентируют отношение человека к объектам природы, например: «Когда увидишь змею, убей её, потому что она выпивает глаза солн­ца». В данном случае воспитатель вместе с детьми ищет при­чину возникновения этого правила, потому что в его осно­ве тоже имеется связь человека с природой и идея равнове­сия в отношении с нею. Когда-то существовало поверие, что каждый день солнце смотрит на мир новым глазом. Однажды ему сильно захотелось пить. Нагнулось солнце над колодцем, а змея, которая жила там, набросилась на него и выпила глаз. Этот образ возник из-за того, что солнце отражается в воде, а там живёт обыкновенная водяная змея. По мере приобрете­ния естественнонаучных и этических знаний ребёнок само­стоятельно отбрасывает идею жестокости и проникается со­чувствием к безобидной змее.

Открывая для себя природу, дети могут и сами раскрыть источники поэтического образа. Так, например, недостаточ­но, чтобы воспитатель рассказал детям, как радуга пьёт воду серебряным стаканом прямо из реки. Дети должны увидеть этот образ. Экскурсия на вершину близкого холма даёт воз­можность детям увидеть серебряную ленту реки и предста­вить её в образе серебряного стакана и радугу, пьющую из него. Воображение ребёнка здесь стимулирует создание жела­емого образа, который отсутствует в наличном опыте, но мо­жет быть воссоздан на основе конкретных восприятий. Эти образы продуктивны, они формируют личностные предпо­сылки регулирования отношений с природой. «Откуда взялся серебряный стакан?» В поисках ответа воспитатель не только направляет детей к естественнонаучному объяснению этого явления, но и формирует эстетическое восприятие окружа­ющего мира.

Разные народы, наблюдая одни и те же явления природы, зачастую создавали близкие по содержанию поэтические воз­зрения. Так, например, и болгары, и турки считают, что аист -священная птица, которая каждый год совершает Хадж (пу­тешествие к Божьему гробу). Его осанка и поведение ассоци­ируются с проявлением человеческого достоинства, когда ду­ховное начало превосходит материальное. И те и другие счи­тают, что дом, на крыше которого аист построил гнездо, бу­дет счастливым и что уничтожение этой птицы - большой грех. Такое представление характерно и для славянских, наро­дов. Посредством понимания поэтического воззрения свое­го и других народов на природу ребёнок учится быть толе­рантным к другим культурам, и его национальное самосозна­ние зиждется не на основе противопоставления «всё наше -лучше, а у других всё хуже», а на представлении: «то, что есть у нас, может быть у других». Эхо особенно важно в работе воспитателя детского сада, так как формирование нацио­нального самосознания начинается уже в дошкольном воз­расте и в своей структуре оно тоже связано с экологической культурой личности. А если у ребёнка, формируется способность видеть элементы народного творчества в окружающей природной среде, то это означает, что ему будет легче понять и чужие культуры.

Экологическая культура формируется под влиянием и дру­гих этносов, с представителями которых ребёнок может стол­кнуться непосредственно (для Болгарии, например, это цы­гане, турки, армяне,, евреи, румыны, греки, сербы). Это от­носится и к другим этносам - их местообитание далеко, от Болгарии, но они вызывают бесспорный интерес у детей (ин­дейцы). Очень важно на конкретных примерах раскрыть де­тям и общие черты поэтических воззрений на природу у сла­вянских народов.

В процессе приобщения детей к другим этносам и их взгля­дам на природу очень важно, чтобы воспитатель пользовал­ся наглядными средствами. Если это куклы или нарисован­ные человеческие фигуры, то они должны иметь признаки соответствующего этноса (черты лица, одежду). Воспитатель демонстрирует с помощью кукол и характерное поведение (японцы кланяются, европейцы пожимают друг другу руки). При этом звучит музыка того народа, о котором идёт рас­сказ.

Рассмотрим, как знакомили детей с тем, какие образы вы­зывает у разных народов цветок хризантема.

Материалы: магнитная доска, силуэты детей Болгарии, Японии, Китая, Италии и Франции в национальной одежде, открытки с нарисованными или сфотографированными хри­зантемами.

Ход занятия: воспитатель рассказывает детям историю и при упоминании каждого персонажа помещает его на маг­нитной доске. Одновременно может звучать соответствую­щая национальная мелодия.

«Жил-был в Болгарии один мальчик. Звали его Дмитрий. Любил он надевать национальный костюм и дружить с де­тьми разных стран мира. Во дворе дома, где жил мальчик, был прекрасный сад цветов. Однажды, поздней осенью, когда хри­зантемы расцвели во всех дворах Болгарии, мальчик решил похвастаться своим друзьям, показать, какой красивый цве­ток украшает его страну в это время года. Он послал вот эти открытки своим товарищам и стал ждать ответа.

Его маленький друг из Японии ответил: «Спасибо, что ты пожелал мне счастья и удачи!». Его друг из Китая ответил: «Спасибо, что ты пожелал мне мудрости и долголетия!». Его друзья из Италии и Франции спросили: «Почему ты такой грустный и печальный? Неужели кто-то из твоих близких бо­леет?» Так Дмитрий понял, что и в других странах осенние сады утопают в цветах хризантем».

«А как он об этом догадался?» - спрашивает педагог. А за­тем говорит, что в разных странах этот цветок вызывает раз­ные чувства.

Работу можно продолжать, знакомя детей с мифами о хри­зантеме, с поэтическими наименованиями, данными этому растению разными этносами, с историей её распростране­ния, с театрализованными играми на основе сказок разных народов. Таким образом, формирование экологической куль­туры личности совершается на основе современного соблю­дения принципа культуросообразности, выдвинутого немец­ким педагогом А. Дистервегом, который считал, что настоя­щие люди - те, которые объединяют в себе общечеловеческое начало, национальные и индивидуальные черты характера.


 

Клюева Е.В.

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ

Идея гармонизации отношений человека и природы в вос­питании подрастающего поколения одна из приоритетных. В связи с этим педагогов дошкольных учреждений волнует воп­рос: как ознакомить детей с природой, чтобы воспитать у них бережное, осознанное и ответственное отношение к природе.

Это возможно в том случае, если встречи с природой не ос­тавляют детей равнодушными, вызывают у них живой инте­рес. Именно интерес к природе как особое избирательное от­ношение к её объектам, стремление их изучать, которое при­носит удовлетворение, способствует выработке ответствен­ного отношения к ней. По утверждению Н.Ф. Добрынина, Н.Г. Морозовой, интерес сам имеет тенденцию развития и в то же время несёт в себе большие возможности развития ребёнка.

Учёные в качестве структурных компонентов интере­са называют познавательный, эмоциональный и волевой. Основой возникновения и развития интереса, по их мне­нию, служит наличие знаний (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.). У дошкольников, наиболее ярко выражен эмоциональ­ный компонент интереса (Л.А. Блащук, Н.Ф. Виноградова, И.Ч. Красовская). Поэтому, воспитывая у дошкольников ин­терес к природе, необходимо насыщать ознакомление с при­родой разнообразными эмоциями. Этому способствует об­щение с эстетически ценными объектами природы, способ­ными вызвать у детей восхищение, удивление, удовлетворе­ние и т. д.

Этому поможет чтение произведений о природе К. Па­устовского, В. Бианки, М. Пришвина и других писателей.

В понимании красоты природы велика роль занятий ри­сованием, лепкой, аппликацией. Большое внимание следует уделять синтезу этих занятий с занятиями по ознакомлению детей с природой в системе обучения дошкольников изоб­разительной деятельности, разработанной Т.С. Комаровой. Включение в тематику занятий по изобразительной деятель­ности предметов и явлений природы, по мнению учёного, «стимулирует детское творчество, обогащает его новыми образами, формирует интерес к окружающей природе, закла­дывает основы бережного отношения к ней».

Л.В. Компанцева рассматривает непосредственные на­блюдения природных явлений как один из факторов, влия­ющих на развитие и проявление творческих способностей. Использование репродукций картин в сочетании с произве­дениями литературы, иллюстраций к стихам о природе помо­гает добиться выразительности детских рисунков.

Е.К. Янакиева, изучая взаимосвязь изобразительной деятель­ности детей и ознакомление их с природой, приходит к выво­ду: с одной стороны, приобретение ребёнком знаний на осно­ве восприятия природных объектов является источником де­тского творчества, с другой - изображение детьми предметов и явлений природы влияет на развитие, углубление знаний и представлений о них.

Основу формирования эстетического отношения дошколь­ников к природе составляют процессы, выделенные Т.С. Ко­маровой: восприятие предметов действительности, образ­ное мышление, воображение, способы деятельности, эмо­циональное отношение к объектам эстетического характера. Для эстетического воспитания детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой важно формировать их разно­образный сенсорный опыт. Начиная с младшего дошкольно­го возраста необходимо так организовать наблюдения, что­бы как можно больше органов чувств малышей включались в обследование объектов природы. Это обеспечивает разви­тие зрительного, слухового, осязательного, кинестезического восприятия.

Пожалуй, человеку в его деятельности никогда не превзой­ти природное многообразие цветов, оттенков, форм, звуков, запахов и т. д. И педагогу очень важно не навязывать своего видения предметов природы, что нередко случается в рабо­те воспитателя.

Проведение наблюдений непосредственно в природе труд­но ограничить какими-то рамками, его невозможно запрог­раммировать. Внимание детей могут привлечь объекты при­роды, рассматривание которых не было предусмотрено пла­ном. На наш взгляд, не следует оставлять без внимания эти объекты. Но подбирать природные объекты нужно проду­манно и с учётом возрастных особенностей детей.

Наблюдения и эксперименты отечественных психологов и педагогов доказали, что у дошкольников проявляется влече­ние к яркому, контрастному, ритмичному. В соответствии с этим и надо подбирать объекты природы. В работе по озна­комлению младших дошкольников с природой следует ис­пользовать объекты, у которых все признаки отчётливо вы­ражены, преобладает ритмичное расположение деталей, до­минирующий цвет интенсивен.

Восприимчивы малыши и к контрастным предметам, поэ­тому целесообразно подбирать природные предметы, конт­растные не только по цвету, но и по размеру, фактуре.

Старшим дошкольникам присущи большая осознанность и дифференцированность восприятия. Это позволяет знако­мить их с природными объектами, более сложными по струк­туре, по окраске. В работе с детьми этого возраста больше внимания следует уделять упражнениям в составлении опи­саний объектов природы, включая их в разнообразные игры. Проведение игр необходимо организовать так, чтобы они стимулировали развитие воображения у детей. Ведь каждый предмет обладает множеством свойств и признаков, которые роднят его с другими предметами и явлениями окружающей жизни. Важно научить детей видеть эти связи.

Первым шагом на этом пути является, на наш взгляд, нахождение сходств и различий однородных предметов природы, например, дере­вьев, травянистых растений. Целесообразно при рассматри­вании однородных объектов предложить подумать, на что по­хож тот или иной предмет. Стимулирует детей и рассказ вос­питателя о его собственных ассоциациях, использование пе­дагогом художественных произведений, содержащих образ­ные сравнения. Так, при рассматривании комнатных расте­ний детям подготовительной группы запомнилось моё срав­нение чёрных пятен на зелёных листьях маранты с мазками кисти художника, которые он сделал чёрной краской. Листья аспарагуса напомнили детям иголки. Длинные, прямые лис­тья сансевьеры вызвали у них ассоциации с саблей, копьём, крупные листья бегонии - с паутинкой.

Развить у детей способность находить сходство между от­далёнными предметами и явлениями помогает загадывание и придумывание загадок. С этой целью им можно предложить поиграть в игры типа «Найди по описанию», «Загадай, а мы отгадаем», «Цветочный магазин» и т. д.


 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


СПИСОК АСПИРАНТОВ Т.С. КОМАРОВОЙ

 

  ФИО Год защиты Город (страна), откуда аспирант поступил в аспирантуру
  Котляр Владимир Филиппович   Запорожье
  Доронова Татьяна Николаевна   Москва
  Какауридзе Нателла Григорьевна   Тбилиси
4' Лазарь Тамара Ивановна   Минск
5- Григорьева Галина Григорьевна   Горький
6. Галайда Сима Дмитриевна   Орёл
7. Троян Альбина Николаевна   Магнитогорск
8. Ибрагимов Улыкбек Шаракынович   Талды-Курган
9. Козырева Светлана Петровна   Бельцы
10. Спружа Рита Яновна   Рига
11. Баранов Владимир Федорович   Липецк
12. Горунович Луиза Брониславовна   Минск
13. Трусова Елена Леонидовна   Ровно
14. Янакиева Элка Кирилова   Болгария
15. Михальченко Юрий Иванович   Благовещенск
16. Балабина Ирина Анатольевна   Пермь
17. Грибовская Ася Андреевна   Москва
18. Савенков Александр Ильич   Новосибирск
19. Липкина Нина Григорьевна   Пермь
       

 

 

20. Силивон Валентина Артемовна   Минск
21. Хамидулина Гульшат Ахметзияновна   Ош
22. Карпова Нина Ивановна   Иркутск
23. Чан Ван Тинь   Ханой
24. Зацепина Мария Борисовна   Москва
25. Машарова Татьяна Викторовна   Киров
26. Новосельцев Виктор Иванович   Прохоровка (Белгородская обл.)
27. Фалюшина Лариса Игоревна   Челябинск
28. Быховец Галина Валентиновна   Москва
29. Лысова Валентина Яковлевна   Саранск
30. Антонова Анна Викторовна   Москва
31. Старкова Ирина Анатольевна   Ставрополь
32. Новикова Галина Павловна   Москва
33. Хмарский Сергей Иванович   Ульяновск
34. Харчевникова Елена Владимировна   Биробиджан
35. Бологова Светлана Юрьевна   Орёл
36. Клюева Елена Викторовна   Арзамас
37. Хамаева Ольга Лапсоновна   Иркутск
38. Евдокимова Елена Сергеевна   Волгоград
39. Спиренкова Наталья Леонидовна   Саранск
40. Морковичева Елена   Орёл
41. Виноградова Елена Владимировна   Москва




 

42. Соломенникова Ольга Анатольевна   Абакан
       
43. Никитина Эмилия Викторовна   Шуя
44. Размыслова Алевтина Васильевна   Москва
45. Кахнович Светлана Вячеславовна   Саранск
46. Букатина Светлана Ивановна   Одинцово (Московская обл.)
47. Горбова Ольга Вадимовна   Северодвинск
48. Чайчиц Лариса Ивановна   Шуя
49. Елисеева Любовь Ильинична   Королёв (Московская обл.)
50. Максимова Светлана Ивановна   Москва
51. Краснова Вероника Анатольевна   Москва
52. Халезова Наталья Андреевна   Москва
53. Кузнецова Галина Васильевна   Москва
       
54. Зырянова Ольга Юрьевна   Москва
55. Гусарова Светлана Витальевна   Обнинск
56. Дьячкова Наталья Леонидовна   Северодвинск
57. Антонова Татьяна Викторовна   Москва
58. Братухина Марина Николаевна   Москва
59. Белая Елена Борисовна   Москва
60. Мурзакова Ольга Геннадиевна   Москва

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 


 

АНТОНОВА Анна Викторовна.

Родилась в Москве в 1955 году. В 1974 году окончила педагогическое училище № 7. В 1979 году окончила с отличием МГПИ им. В.И. Ленина, фа­культет дошкольного воспитания, в 1986 году - философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Педагогический стаж работы - 16 лет. С 1979 по 1994 год работала в педагогичес­ком училище № 7 г. Москвы в качестве заведующей дошколь­ным отделением.

С 1989 по 1993 год училась в аспирантуре МГЗПИ. В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.07 - теория и методика дошкольного образования. Тема кандидатской диссертации: «Подготовка студентов педагоги­ческого училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста».

С 1994 работала в МГОПУ заместителем декана, с 1996 года -декан факультета дошкольного воспитания. Отличник народ­ного просвещения. Награждена медалью к 850-летию Москвы. Отмечена грамотой Министерства образования РФ.

Защитила докторскую диссертацию на тему «Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки спе­циалистов дошкольного воспитания в педагогическом вузе». Имеет более 30 публикаций.

 

АНТОНОВА Татьяна Викторовна.

Родилась 25 июня 1960 года в Москве. В 1991 году окончила факультет дошкольного воспитания МГЗПИ. Общий стаж работы 20 лет. Имеет более 10 публикаций. Старший преподаватель кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Аспирант кафедры. Тема диссерта­ционного исследования: «Фольклор в музыкально-эстетичес­ком воспитании дошкольников».

 

БЕЛАЯ Елена Борисовна.

Родилась 22 июня 1965 года. В 1990 году окончила с отличием художественно-графический факультет МГОПИ по специальности: «Учитель изо и черче­ния». В 1997 году поступила в заочную аспирантуру МГОПУ Стаж работы в вузе - 7 лет. Педагогический стаж - 19 лет. Имеет более десяти публикаций. Тема диссертационного ис­следования: «Подготовка студентов факультета дошкольного воспитания к работе с детьми 5-9 лет по формированию раз­вивающей среды средствами дизайна».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: