В АБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ




Как было показано выше, затрудненность, а при слепоте и невозможность зрительного подражания требуют более детально­го, поэтапного показа действия, многократного повторения его вместе с учеником “рука в руку” и длительных тренировочных упражнений. Никакие, даже самые талантливые педагоги не справятся с этой задачей в одиночку лишь средствами занятий по курсу СБО. Успех овладения специальными навыками слепыми и слабовидящими может быть обеспечен только в том случае, если они закрепляются и вводятся в повседневную жизнь учащихся.

Только комплексный подход к абилитационным задачам, решаемым курсом СБО, позволит учащимся школ для детей с нарушением зрения овладеть специальными навыками, компен­сирующими в определенной степени последствия их зрительного дефекта. Комплексный подход предполагает, с одной стороны, разграничение обязанностей тифлопедагогов, ведущих коррекционные занятия, преподавателей общеобразовательных дисциплин и воспитателей, а с другой стороны — их тесную взаимосвязь.

Особую ценность для формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков представляет взаимодействие педаго­гов, ведущих коррекционные занятия по СБО, с воспитателя­ми. Именно воспитатель даже без специального исследование,

 

опираясь только на свои наблюдения за действиями и поведением ученика в режимные моменты, может помочь педагогу разоб­раться в том, что у ученика получается, а с чем он еще не справляется.

Воспитателям также принадлежит большая роль в расшире­нии социальных связей учащихся с окружающей жизнью. Раз­личные культпоходы, экскурсии и другие мероприятия, прово­димые воспитателями, способствуют преодолению изоляции школьников с нарушением зрения, что весьма ценно в плане социальной адаптации, а также обогащению их опыта по вопро­сам социально-бытовой ориентировки.

В начале учебного года на малом педсовете (присутствуют только те, кто непосредственно работает в данном классе) пе­дагоги вместе должны решать, кто из учащихся наиболее нуж­дается в коррекционной помощи и в какой мере. Малые педсо­веты помогут учителям, проводящим коррекционные занятия, уточнить план индивидуальной работы с учащимися.

Целесообразно всех участников малого педсовета познакомить с тематикой всех коррекционных курсов, в том числе и курса СБО, и уточнить долю участия в общем деле каждого из них.

Например, на занятии по СБО учащиеся от педагога узнают о службах отделения связи, а на почту пойдут вместе с воспи­тателем, чтобы применить теоретические знания на практике:

купить себе открытки, отправить друзьям в другую школу бан­дероль, выписать воспитателю газету, пообщаться с работника­ми отделения связи. Причем воспитатель может иногда постоять на улице, предоставив возможность робким ученикам самостоя­тельно сделать необходимые покупки и операции. Когда ученик знает, что помощь находится рядом, ему легче справиться с волнением и выполнить трудное для него дело.

Другой пример. Педагог на коррекционном занятии дает учащимся теоретические сведения и первоначальные умения по уходу за одеждой, а воспитатель в режимных моментах, в по­вседневной бытовой обстановке интерната отрабатывает способы Действий и доводит их до навыков, привычек (например, непре­менно и правильно сушить намокшую одежду). Он же в случае необходимости сообщает педагогу о трудностях ребенка, и педа­гог помогает решить имеющиеся у ученика проблемы.

 

Перед каникулами воспитатель легко может найти время, чтобы обсудить с учащимися поведение на транспорте. Каждый школьник может поделиться своим опытом ориентировки на вокзале, в поезде. Такие краткие беседы взаимно обогащают специальными приемами и учащихся, и воспитателя.

Таким образом, коррекционным занятиям отводилась роль формирования первоначальных представлений и умений, а также преодоления индивидуальных трудностей овладения сложными для учащихся действиями. Отработка умений, доведение их до авто­матизированных навыков — это дело всего педколлектива школы.

Овладение детьми социальным опытом, усвоение ими норм поведения в обществе, закрепление умений обслуживать себя должно осуществляться и в семье. Именно семья связывает ре­бенка с обществом.

К сожалению, многие родители детей с нарушением зрения, не умея помочь своему ребенку, полностью перекладывают на школу все проблемы подготовки их к самостоятельной жизни.

Однако этих проблем так много, что без участия семьи успех в реабилитационной работе, в частности, в социально-бытовой ориентировке, никогда не будет полным.

Для включения родителей в проводимую школой коррекционную работу необходимы не только и не столько родительские собрания, сколько практические занятия по демонстрации спо­собов обучения слепых и слабовидящих учащихся выполнению трудных для них предметно-практических действий (глажение, чистка овощей, обуви и т.п.) и результатов обучения.

Такие занятия особенно полезны перед каникулами. Формы проведения могут быть самыми разнообразными. Главное то, что все они должны быть направлены на демонстрацию успехов учащихся и путей преодоления имеющихся трудностей. Напри­мер, в присутствии родителей можно провести зачеты по основ­ным разделам курса СБО, раздать родителям памятки с перечис­лением тех конкретных заданий, которые ученик умеет уже вы­полнять, но ему нужно самостоятельно потренироваться.

Увидев, каким образом слепые и слабовидящие школьники делают то, что зрячим родителям казалось невозможным, они начинают верить в возможности детей и представлять им больше самостоятельности.

 

Глава III



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: