Как было показано выше, затрудненность, а при слепоте и невозможность зрительного подражания требуют более детального, поэтапного показа действия, многократного повторения его вместе с учеником “рука в руку” и длительных тренировочных упражнений. Никакие, даже самые талантливые педагоги не справятся с этой задачей в одиночку лишь средствами занятий по курсу СБО. Успех овладения специальными навыками слепыми и слабовидящими может быть обеспечен только в том случае, если они закрепляются и вводятся в повседневную жизнь учащихся.
Только комплексный подход к абилитационным задачам, решаемым курсом СБО, позволит учащимся школ для детей с нарушением зрения овладеть специальными навыками, компенсирующими в определенной степени последствия их зрительного дефекта. Комплексный подход предполагает, с одной стороны, разграничение обязанностей тифлопедагогов, ведущих коррекционные занятия, преподавателей общеобразовательных дисциплин и воспитателей, а с другой стороны — их тесную взаимосвязь.
Особую ценность для формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков представляет взаимодействие педагогов, ведущих коррекционные занятия по СБО, с воспитателями. Именно воспитатель даже без специального исследование,
опираясь только на свои наблюдения за действиями и поведением ученика в режимные моменты, может помочь педагогу разобраться в том, что у ученика получается, а с чем он еще не справляется.
Воспитателям также принадлежит большая роль в расширении социальных связей учащихся с окружающей жизнью. Различные культпоходы, экскурсии и другие мероприятия, проводимые воспитателями, способствуют преодолению изоляции школьников с нарушением зрения, что весьма ценно в плане социальной адаптации, а также обогащению их опыта по вопросам социально-бытовой ориентировки.
В начале учебного года на малом педсовете (присутствуют только те, кто непосредственно работает в данном классе) педагоги вместе должны решать, кто из учащихся наиболее нуждается в коррекционной помощи и в какой мере. Малые педсоветы помогут учителям, проводящим коррекционные занятия, уточнить план индивидуальной работы с учащимися.
Целесообразно всех участников малого педсовета познакомить с тематикой всех коррекционных курсов, в том числе и курса СБО, и уточнить долю участия в общем деле каждого из них.
Например, на занятии по СБО учащиеся от педагога узнают о службах отделения связи, а на почту пойдут вместе с воспитателем, чтобы применить теоретические знания на практике:
купить себе открытки, отправить друзьям в другую школу бандероль, выписать воспитателю газету, пообщаться с работниками отделения связи. Причем воспитатель может иногда постоять на улице, предоставив возможность робким ученикам самостоятельно сделать необходимые покупки и операции. Когда ученик знает, что помощь находится рядом, ему легче справиться с волнением и выполнить трудное для него дело.
Другой пример. Педагог на коррекционном занятии дает учащимся теоретические сведения и первоначальные умения по уходу за одеждой, а воспитатель в режимных моментах, в повседневной бытовой обстановке интерната отрабатывает способы Действий и доводит их до навыков, привычек (например, непременно и правильно сушить намокшую одежду). Он же в случае необходимости сообщает педагогу о трудностях ребенка, и педагог помогает решить имеющиеся у ученика проблемы.
Перед каникулами воспитатель легко может найти время, чтобы обсудить с учащимися поведение на транспорте. Каждый школьник может поделиться своим опытом ориентировки на вокзале, в поезде. Такие краткие беседы взаимно обогащают специальными приемами и учащихся, и воспитателя.
Таким образом, коррекционным занятиям отводилась роль формирования первоначальных представлений и умений, а также преодоления индивидуальных трудностей овладения сложными для учащихся действиями. Отработка умений, доведение их до автоматизированных навыков — это дело всего педколлектива школы.
Овладение детьми социальным опытом, усвоение ими норм поведения в обществе, закрепление умений обслуживать себя должно осуществляться и в семье. Именно семья связывает ребенка с обществом.
К сожалению, многие родители детей с нарушением зрения, не умея помочь своему ребенку, полностью перекладывают на школу все проблемы подготовки их к самостоятельной жизни.
Однако этих проблем так много, что без участия семьи успех в реабилитационной работе, в частности, в социально-бытовой ориентировке, никогда не будет полным.
Для включения родителей в проводимую школой коррекционную работу необходимы не только и не столько родительские собрания, сколько практические занятия по демонстрации способов обучения слепых и слабовидящих учащихся выполнению трудных для них предметно-практических действий (глажение, чистка овощей, обуви и т.п.) и результатов обучения.
Такие занятия особенно полезны перед каникулами. Формы проведения могут быть самыми разнообразными. Главное то, что все они должны быть направлены на демонстрацию успехов учащихся и путей преодоления имеющихся трудностей. Например, в присутствии родителей можно провести зачеты по основным разделам курса СБО, раздать родителям памятки с перечислением тех конкретных заданий, которые ученик умеет уже выполнять, но ему нужно самостоятельно потренироваться.
Увидев, каким образом слепые и слабовидящие школьники делают то, что зрячим родителям казалось невозможным, они начинают верить в возможности детей и представлять им больше самостоятельности.
Глава III