ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В ОБЩЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ




Выделение обучения ориентированию в пространстве как специального предмета в школе для детей с нарушением зрения обосновано той ролью, которую оно играет как в успешности усвоения детьми общеобразовательных дисциплин, так и во всей их жизнедеятельности.

Обучение ориентировке в пространстве осуществляется в общем педагогическом процессе в школе: на специальных коррекционных занятиях по обучению ориентировке в пространстве — тифлопедагогом; на общеобразовательных уроках — учителя­ми-предметниками; во внеурочное время — воспитателями.

На коррекционных занятиях по обучению ориентировке в пространстве тифлопедагог имеет возможность создавать специаль­ные условия, позволяющие решать задачи формирования у детей определенных пространственных представлений и навыков прак­тического ориентирования. Например, тифлопедагог предъявля­ет детям группы предметов (или игрушек), изображающих раз­личные пространственные отношения; учит детей обследовать и узнавать их с привлечением нарушенного зрения и осязания, словесно обозначать их пространственное расположение; учит детей самостоятельно выполнять построение пространственных отно­шений.

На общеобразовательных уроках осуществляется попутное ре­шение задач обучения детей элементам пространственного ори­ентирования, тесно связанного с изучением определенных разде­лов программы по данному предмету. Так, например, на мате­матике при ознакомлении детей с объемными геометрическими фигурами учат узнавать их с помощью зрения и осязания (или только с помощью осязания — слепых детей), находить сходство и различие между ними, определять их расположение в микро-пространстве и т.д.

 

Во внеурочное время воспитатели решают чисто практические задачи обучения детей ориентировке в спальне, игровой комна­те, на пришкольном участке, столовой и других помещениях школы.

В программах по общеобразовательным предметам в шко­лах для детей с нарушением зрения пространственная ориен­тировка занимает значительно большее место, чем в массовой школе. У детей формируются навыки пространственной ори­ентировки при работе с книгой, тетрадью, на брайлевском приборе, листе бумаги, парте, в классе, физкультурном зале и т.д.

Так, на уроках физкультуры, что очень важно, у детей фор­мируют и отрабатывают технику выполнения различных движе­ний и прежде всего ходьбы; широко используют при этом зри­тельные, осязательные и звуковые ориентиры; развивают сохран­ные анализаторы. В школах слепых особое внимание уделяется развитию осязания и деятельности вестибулярного аппарата, хорошее состояние которого необходимо для свободного ориен­тирования детей. Слепых детей учат также ориентироваться с помощью различных технических средств ориентировки (напри­мер, трости).

В школах для слабовидящих и У В К для детей с нарушением зрения много внимания уделяют обучению детей находить раз­личные ориентиры, определять их местоположение в простран­стве, двигаться к ним. Причем развивают и зрительно-простран­ственное восприятие, и восприятие пространства с привлечени­ем всех анализаторов.

На математике дети овладевают навыками зрительного и ося­зательного вычленения формы, величины и объема предметов, сравнения их по этим признакам, нахождения заданных и т.д.

После уроков дети практически осваивают помещения шко­лы или на прогулке окружающее школу ближайшее пространство и находящиеся там предметы и объекты в условиях непосред­ственного контакта с ними.

Тем не менее отрицательным моментом является то, что нет системы, целенаправленности в обучении детей пространственному ориентированию, обоснованной и прочной связи между различными предметами в постановке задач обучения.

 

Между тем обучение ориентированию в пространстве младших школьников с нарушением зрения должно стать важнейшей частью осуществляемого в школе коррекционно-педагогического процесса.

Основной объем пространственных представлений и спосо­бов ориентирования дети могут получить лишь на специальных занятиях по обучению ориентировке в пространстве. Тифлопеда­гог дает детям алгоритм каждого действия, связанного с ориен­тировкой в пространстве, т.е. четкую последовательность и ха­рактер их выполнения.

Овладев этим, ребенок может ориентироваться самостоятель­но.

Задача тифлопедагога — обеспечить взаимосвязь и преемствен­ность в обучении младших школьников с нарушением зрения

 

 

Таблица 6

Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке в

 

общем педагогическом процессе в школе для детей с нарушением зрения

Специальные коррекционные занятия   Общеобразовательные уроки   Внеурочное время  
1.Показ тифлопедагогом алгоритма действий, свя­занных с ориентировкой в пространстве. 2. Отработка основных приемов и способов ос­воения пространства и практических действий в нем. 3. Формирование у де­тей навыков переноса сформированных при­емов и способов ориен­тирования в простран­стве в ситуацию ориен­тировки в любом незна­комом пространстве.   1. Использование сфор­мированных у детей на специальных занятиях приемов и способов ос­воения пространственных признаков и отношений. 2. Получение на основе этого знаний и умений ориентироваться в мик­ро- и макропространстве.   1. Закрепление, авто­матизация, совершен­ствование сформирован­ных у детей приемов и способов простран­ственной ориентировки. 2. Постепенное превра­щение их в навыки са­мостоятельного свобод­ного ориентирования в пространстве.  

 

 

ориентировке в пространстве на специальных занятиях тифлопе­дагога, на общеобразовательных уроках ив свободное от уроков время.

В таблице № 6 показана возможность решения этой задачи. Обеспечение взаимосвязи и преемственности в обучении де­тей пространственной ориентировке предполагает активное уча­стие тифлопедагога в организации внеурочной деятельности де­тей. Большие возможности заключены в целевых прогулках и экскурсиях (на близлежащие улицы, в парк, к различным объек­там, в магазины, на почту и т.д.).

Тифлопедагог вместе с воспитателем планирует тему экскур­сии или прогулки, её цели, используемые методические приемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: