ТРУДНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ




Возможность лиц с нарушением зрения активно участвовать в жизни в значительной степени обусловлена специальной рабо­той, осуществляемой в школе. Формирование у детей опреде­ленных знаний и умений, обеспечивающих их социальную адап­тацию, — цель этой работы.

Ориентирование в пространстве — одна из актуальных и труд­нейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации школь­ников с нарушением зрения.

Успешность интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентиро­ваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в обще­ственных местах.

Между тем недостатки в развитии пространственной ориен­тировки, имеющиеся у школьников с нарушением зрения, ог­раничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.

Многочисленные исследования (В.А.Кручинин, Е.Б.Остров­ская, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов, Л.И.Солнце­ва, Н.Г.Хопренинова и др.) показали, что дети с нарушени­ями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, самостоятель­но не могут овладеть навыками пространственного ориентиро­вания, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Следует отметить, что в ряде школ для детей названной категории занятия по ориентировке в пространстве хотя и выде­лены в учебном плане как специальный вид деятельности детей, нередко включаются в коррекционные занятия, проводимые фа­культативно. Обучение детей ориентировке в пространстве осу­ществляется подчас стихийно, бессистемно, в основном на раз­личных предметных уроках. Так, на уроках математики, русско-

 

го языка, изобразительной деятельности дети овладевают навы­ками микроориентировки, на физкультуре осваивают ориенти­ровку в основных направлениях пространства и т.д. Такое обу­чение проводится по ходу основного урока и не позволяет сфор­мировать у детей целостные пространственные образы и умения оперировать ими в практической ориентировке.

В последние годы были разработаны программы и методи­ческие пособия по обучению ориентировке в пространстве сле­пых младших школьников (Е.А.Кульбуш, 1988; Л.И.Солнцева и Л.А.Семенов, 1989; Л.А. Семенов и Л.И.Солнцева, 1991; В.А. Фе­октистова, 1987 и др.).

В них в основном отражено содержание, а не методика обу­чения. Работой, представившей систематизированный матери­ал, явилось учебно-методическое пособие Л.А. Семенова и Л. И. Солнцевой. Авторами раскрыты дидактические основы обучения ориентировке в пространстве. Большое внимание уделено обуче­нию слепых школьников ориентированию с использованием различных ориентиров, освоению карты-пути, а также развитию осязания и использованию его в практической ориентировке.

В то время как обучение ориентировке в пространстве сле­пых младших школьников разработано достаточно хорошо, в отношении слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией такая литература практически отсутствует.

Между тем существует необходимость создания целостной системы обучения пространственному ориентированию младших школьников с нарушением зрения различных категорий (сле­пых; слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией) с уче­том особенностей восприятия и освоения пространства каждой из названных категорий детей.

Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях разви­тия двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки (М.И.Земцова, В.С.Сверлов, Е.Б.Островская, Н.Г.Хопрснинова и др.).

Различная степень тяжести зрительной патологии у детей (слепые, слабовидящие и дети с косоглазием и амблиопией) вносит своеобразие в развитие их пространственной ориентировки.

 

В таблице № 4 приведены основные причины возникновения у детей с зрительной патологией трудностей при освоении ими окружающего пространства. Причем указаны как наиболее характерные для каждой категории детей, так и общие причины для всех категорий младших школьников с нарушением зрения.

Анализ приведенных в таблице причин испытываемых детьми с зрительной патологией трудностей пространственной ориенти­ровки позволяет увидеть особенности осуществления ими этого вида деятельности и правильно спланировать обучение.

Несмотря на то, что каждой из названных категорий школь­ников с зрительной патологией присущи свои специфические трудности освоения пространства, есть общие моменты, на ко­торые тифлопедагог может опираться при обучении детей.

Таблица 4

Основные причины трудностей пространственной ориентировки младших

 

 

школьников с нарушением зрения

Слепые дети   Слабовидящие дети   Дети с косоглазием и амблиопией  
Что характерно для каждой из названных категорий детей  
1. Страх перед передви­жением в пространстве. 2. Отсутствие интереса к освоению простран­ства. 3. Необходимость уде­лять внимание технике передвижения. 4. Неумение пользо­ваться остаточным зре­нием при ориентиров­ке.   1. переоценка детьми своих зрительных возможностей, опора при ориентировке на неточное зрительное восприятие
2. искажение восприятия предметов и их располо- жения в пространстве в связи с низкой остротой зрения и нарушением других зрительных функций     2. искажение восприятия глубины пространства, удаленность предметов, расстояния между ними в связи с нарушением бинокулярного зрения.
3. неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке.
Общие для всех категорий детей с нарушением зрения причины
1. Недостаточный запас предметных и пространственных представлений. 2. Сложность анализа и синтеза получаемой через сохранные анализаторы информации об окружающем пространстве. 3. Непрочная связь между восприятием пространственных Признаков и отно­шений и их словесными обозначениями. 4. Нарушение микро- и макрокоординации движений.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: