Троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете




Ве­ра в Трои­цу от­ли­ча­ет хри­сти­ан­ст­во от всех дру­гих мо­но­теи­сти­че­ских ре­ли­гий: иу­да­из­ма, ис­ла­ма. Са­мо сло­во «Трои­ца» (Trias) не­биб­лей­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в хри­сти­ан­ский лек­си­кон вве­де­но во вто­рой по­ло­ви­не II ве­ка свя­ти­те­лем Фео­фи­лом Ан­ти­охий­ским. Уче­ние о Пре­свя­той Трои­це да­но в хри­сти­ан­ском От­кро­ве­нии. Дог­мат о Пре­свя­той Трои­це не­по­сти­жим на уров­не рас­суд­ка. Тай­на Пре­свя­той Трои­цы по­сти­га­ет­ся, при­чем толь­ко от­час­ти, в опы­те ду­хов­ной жиз­ни. Это по­сти­же­ние все­гда со­пря­же­но с ас­ке­ти­че­ским под­ви­гом. В.Н.Лос­ский го­во­рит: «Апо­фа­ти­че­ское вос­хо­ж­де­ние есть вос­хо­ж­де­ние на Гол­го­фу, по­это­му ни­ка­кая спе­ку­ля­тив­ная фи­ло­со­фия ни­ко­гда не мог­ла под­нять­ся до тай­ны Пре­свя­той Трои­цы». Уче­ние о Трие­ди­ном Бо­ге сво­дит­ся к трем по­ло­же­ни­ям: 1) Бог трои­чен и тро­ич­ность со­сто­ит в том, что в Бо­ге Три Ли­ца (ипо­ста­си): Отец, Сын, Свя­той Дух. 2) Ка­ж­дое Ли­цо Пре­свя­той Трои­цы есть Бог, но Они суть не три Бо­га, а суть еди­ное Бо­же­ст­вен­ное су­ще­ст­во. 3) Все три Ли­ца от­ли­ча­ют­ся лич­ны­ми, или ипо­стас­ны­ми свой­ст­в.

 

Ука­за­ние на мно­же­ст­вен­ность Лиц в Бо­ге в Вет­хом За­ве­те: «Вна­ча­ле со­тво­рил Бог не­бо и зем­лю » (Быт. 1,1). Ска­зуе­мое «ба­ра» (со­тво­рил) сто­ит в един­ст­вен­ном чис­ле, а под­ле­жа­щее «эло­гим» – во мно­же­ст­вен­ном и бу­к­валь­но оз­на­ча­ет «бо­ги».«И ска­зал Бог: со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му и по по­до­бию На­ше­му » (Быт. 1, 26) – со­тво­ре­ние че­ло­ве­ка; «И ска­зал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная доб­ро и зло » (Быт. 3, 22); Ука­за­ние на три Ли­ца: Ко­гда пат­ри­ар­ху Ав­раа­му явил­ся Бог в ви­де трех стран­ни­ков, Ав­ра­ам, вый­дя им на­встре­чу, по­кло­нил­ся и об­ра­тил­ся к ним со сло­вом «Гос­подь» (евр. Адо­наи) (Быт. 18, 1-3), то есть в един­ст­вен­ном чис­ле. Боль­шин­ст­во свв. от­цов счи­та­ют, что это пер­вое от­кро­ве­ние че­ло­ве­ку о Трие­дин­ст­ве Бо­же­ст­ва. Про­рок Иса­ия в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме ви­дел, как Се­ра­фи­мы, ок­ру­жая пре­стол Бо­га, взы­ва­ли: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Са­ва­оф». При этом про­рок ус­лы­шал глас Бо­жий: «ко­го Мне по­слать, и кто пой­дет для Нас?». Та­ким об­ра­з, Бог го­во­рит о Се­бе од­но­вре­мен­но и в един­ст­вен­ном и во мн чис­ле (Ис. 6, 3).

 

Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. Во-первых, это так называемый «Ангел Иеговы». В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15), тоже говорится об Ангеле Иеговы. Пророк Исайя говорит: «Он (т. е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63, 8-10). Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть «Дух Единородный». В Сирах Премудрость говорит о себе: «Я вышла из уст Всевышнего» (Сир. 24, 3). Совершенно очевидно, что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личностность бытия, единство с Богом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бытия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промысле, всемогущество. Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости.

 

Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2)(«носился» -«оживотворять»). «Они возмутились и огорчили Святого Духа Его» (Ис. 63, 10) «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16)В этих словах Ветхого Завета о Духе Божием заключено указание, во-первых, на личностность Святого Духа, поскольку огорчить безличную силу невозможно и безличная сила не может никого никуда послать. Во-вторых, Святому Духу усваивается соучастие в деле творения.

45). Творение человека Богом: природа человека, брак.

Свя­тые от­цы от­ме­ча­ют, что Бог дей­ст­ву­ет раз­лич­ным об­ра­зом при тво­ре­нии ми­ра ве­ще­ст­вен­но­го и да­же ми­ра ан­гель­ско­го, с од­ной сто­ро­ны, и тво­ре­нии че­ло­ве­ка, с дру­гой. По сло­вам прп. Исаа­ка Си­ри­на, мир а н­гель­ский был со­тво­рен Бо­гом в мол­ча­нии. Весь ве­ще­ст­вен­ный мир вы­зван от не­бы­тия к бы­тию твор­че­ским Бо­же­ст­вен­ным «да бу­дет!», а тво­ре­нию че­ло­ве­ка пред­ше­ст­во­ва­ло не­ко­то­рое со­ве­ща­ние Бо­же­ст­вен­ных Лиц. По мне­нию прп. Се­ра­фи­ма, свт. Ки­рил­ла че­ло­век не был со­тво­рен мгно­вен­но, сна­ча­ла…, и толь­ко по­сле Бо­же­ст­вен­но­го ду­но­ве­ния оно ста­но­вит­ся бо­го­об­раз­ной че­ло­ве­че­ской лич­но­стью. В Пре­да­нии Церк­ви за­кре­пи­лось мне­ние, что че­ло­век тво­рит­ся од­но­вре­мен­но из ду­ши и те­ла(Ио­анн Дам, Мак­сим Исп.) Их оп­по­нен­ты – мо­но­фи­зи­ты и мо­но­фе­ли­ты, на­при­мер, Фи­лок­сен Маб­бук­ский, Се­вир Ан­ти­охий­ский, учи­ли о так на­зы­вае­мой еди­ной слож­ной при­ро­де Бо­го­че­ло­ве­ка и ос­но­вы­ва­ли свое уче­ние на вос­хо­дя­щем еще к Ари­сто­те­лю ан­тро­по­ло­ги­че­ском пред­став­ле­нии, со­глас­но ко­то­ро­му эм­бри­он оду­хо­тво­ря­ет­ся лишь на 40-й день.

 

Свт. Афанасий Александрийский в сотворении человека различал два момента, не хронологически, но логически. С одной стороны, сотворение человеческой природы, с другой – запечатление этой природы Богом, усыновление человека Отцу через Сына в Духе Святом. По учению свт. Григория П, по замыслу Творца, человек есть существо, которое изначально содержит в себе нетварную Божественную благодать. Состояние человеческой природы не может быть нейтральным по отношению к Богу, оно всегда имеет либо знак «плюс», когда человек причастен Божеству, или знак «минус», когда человек отпадает от источника жизни.

Этот момент очень важен в полемике с католицизмом. Католическая антропология основана на понятии «чистой природы »: сначала была сотворена природа человека, а затем к ней была «пришита Божественная благодать. Благодать понимается как нечто чисто внешнее по отношению к человеку.

 

Свщ. Писание говорит, что сотворением собственно человеческой природы творение человека не заканчивается. Не следует полагать, что автор во 2-й главе Бытия объяснить появление жены в биологическом смысле, это символическое повествование о том, что человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. В святоотеческой литературе встречается мнение, что после грехопадения происходит изменение способа размножения людей(Свт. Григорий Нис) Прп. Максим Исп не конкретизируя говорил, что, возможно, если бы не было грехопадения, люди размножались бы неким духовным путем. Прот. Георгий Флоровский утв в этих рассуждениях присутствуют отзвуки оригенизма. Однако многие авторитетные отцы Церкви придерживались мнения, что не может быть безгрешного брака по природе, что брачный союз несет на себе некоторую печать греха. (Феодорит, св. Иоанн Д) После грехопадения способ бытия человеческой природы изменился. Все изменилось: и психология, и физиология, даже биология человека изменилась.

БИЛЕТ 20

20). Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Верование древней Церкви в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: