Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Само слово «Троица» (Trias) небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка. Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы». Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям: 1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. 2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. 3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойств.
Указание на множественность Лиц в Боге в Ветхом Завете: «Вначале сотворил Бог небо и землю » (Быт. 1,1). Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее «элогим» – во множественном и буквально означает «боги».«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » (Быт. 1, 26) – сотворение человека; «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло » (Быт. 3, 22); Указание на три Лица: Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трех странников, Авраам, выйдя им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом «Господь» (евр. Адонаи) (Быт. 18, 1-3), то есть в единственном числе. Большинство свв. отцов считают, что это первое откровение человеку о Триединстве Божества. Пророк Исаия в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк услышал глас Божий: «кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?». Таким образ, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во мн числе (Ис. 6, 3).
Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. Во-первых, это так называемый «Ангел Иеговы». В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15), тоже говорится об Ангеле Иеговы. Пророк Исайя говорит: «Он (т. е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63, 8-10). Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть «Дух Единородный». В Сирах Премудрость говорит о себе: «Я вышла из уст Всевышнего» (Сир. 24, 3). Совершенно очевидно, что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личностность бытия, единство с Богом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бытия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промысле, всемогущество. Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости.
Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2)(«носился» -«оживотворять»). «Они возмутились и огорчили Святого Духа Его» (Ис. 63, 10) «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16)В этих словах Ветхого Завета о Духе Божием заключено указание, во-первых, на личностность Святого Духа, поскольку огорчить безличную силу невозможно и безличная сила не может никого никуда послать. Во-вторых, Святому Духу усваивается соучастие в деле творения.
45). Творение человека Богом: природа человека, брак.
Святые отцы отмечают, что Бог действует различным образом при творении мира вещественного и даже мира ангельского, с одной стороны, и творении человека, с другой. По словам прп. Исаака Сирина, мир а нгельский был сотворен Богом в молчании. Весь вещественный мир вызван от небытия к бытию творческим Божественным «да будет!», а творению человека предшествовало некоторое совещание Божественных Лиц. По мнению прп. Серафима, свт. Кирилла человек не был сотворен мгновенно, сначала…, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью. В Предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела(Иоанн Дам, Максим Исп.) Их оппоненты – монофизиты и монофелиты, например, Филоксен Маббукский, Севир Антиохийский, учили о так называемой единой сложной природе Богочеловека и основывали свое учение на восходящем еще к Аристотелю антропологическом представлении, согласно которому эмбрион одухотворяется лишь на 40-й день.
Свт. Афанасий Александрийский в сотворении человека различал два момента, не хронологически, но логически. С одной стороны, сотворение человеческой природы, с другой – запечатление этой природы Богом, усыновление человека Отцу через Сына в Духе Святом. По учению свт. Григория П, по замыслу Творца, человек есть существо, которое изначально содержит в себе нетварную Божественную благодать. Состояние человеческой природы не может быть нейтральным по отношению к Богу, оно всегда имеет либо знак «плюс», когда человек причастен Божеству, или знак «минус», когда человек отпадает от источника жизни.
Этот момент очень важен в полемике с католицизмом. Католическая антропология основана на понятии «чистой природы »: сначала была сотворена природа человека, а затем к ней была «пришита Божественная благодать. Благодать понимается как нечто чисто внешнее по отношению к человеку.
Свщ. Писание говорит, что сотворением собственно человеческой природы творение человека не заканчивается. Не следует полагать, что автор во 2-й главе Бытия объяснить появление жены в биологическом смысле, это символическое повествование о том, что человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. В святоотеческой литературе встречается мнение, что после грехопадения происходит изменение способа размножения людей(Свт. Григорий Нис) Прп. Максим Исп не конкретизируя говорил, что, возможно, если бы не было грехопадения, люди размножались бы неким духовным путем. Прот. Георгий Флоровский утв в этих рассуждениях присутствуют отзвуки оригенизма. Однако многие авторитетные отцы Церкви придерживались мнения, что не может быть безгрешного брака по природе, что брачный союз несет на себе некоторую печать греха. (Феодорит, св. Иоанн Д) После грехопадения способ бытия человеческой природы изменился. Все изменилось: и психология, и физиология, даже биология человека изменилась.
БИЛЕТ 20
20). Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Верование древней Церкви в