Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям: 1. Абсолютность монархии Отца. «Было время, когда Сына не было», – утверждал Арий. 2. Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын, таким образом, есть высшее творение, орудие (organon «органон») для создания мира. 3. Святый Дух есть высшее творение Сына и, следовательно, по отношению к Отцу Святый Дух является как бы «внуком». Так же, как у Оригена здесь имеет место субординатизм, но существенная разница в том, что Арий отделяет Сына и Духа от Отца, признавая их тварями, чего Ориген, несмотря на свой иерархический принцип, не делал. Святитель Афанасий ставил вопрос перед арианами: «для чего, нужен Сын посредник?» Ариане отвечали: «тварь не могла принять на себя ничем не умеряемой длани Отчей и Отчей силы Зиждительной». Если рассуждать логически, для создания Сына посредника потребовался бы свой посредник, а для создания посредника – свой …до бесконечности.
Основным деянием 1-го Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «omousios» – «единосущный». Хотя в Священном Писании слово «единосущный» не встречается, сама мысль о единосущии Божественных Лиц выражена там достаточно ясно: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30). «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). «Видевший Меня видел Отца» (Ин. М, 9). Одним из серьезных направлений среди богословских партий IV века было так называемое омиусианство. Омиусианское учение было выражено на Анкирском Соборе 358 года. Омиусиане отвергали термин «единосущный» как выражение модализма, поскольку с их точки зрения термин «омоусиос» делал излишний акцент на единстве Божества и, таким образом, вел к слиянию Лиц. Они выдвигали в противовес свой термин: «подобие по сущности», или «подобносущее». Назначение этого термина – подчеркнуть отличие Отца и Сына.
42). Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех. Действительность первород
греха, его всеобщность и способ распространения. Вменение первородного греха.
Шестой член Послания Восточных Патриархов начинается с указания на личный грех Адама и Евы, который «перешел от Адама на все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас». Под первородным грехом здесь понимаются не личные грехи, имеющие быть по свободному изъявлению человека, а наследственная порча природы и «склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения»
Все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Ап.Павел говорит: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 15, 19, 22-23).Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, первородный грех рассматривается прежде всего как порча природы. Это наказание выражается в том, что все люди как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного состояния природы. Надо различать личный грех Адама и первородный грех. Параптома –состояние, отчуждение человека от Бога, переходящ на весь человеческий род. А мартия – это не сам грех, а следствие греха и одновременно неблагоприятное условие для потомства.
БИЛЕТ 26
27). Учение великих Каппадокийцев; II Вселенский собор.
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Святитель Афанасий Александрийский в своей полемике с арианами исходил из сотериологических предпосыло. Заслуга Каппадокийцев состоит в том, что созданная ими троичная терминология позволила найти выход из того лабиринта вероопределений, в которых запутались богословы IV века. Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси». Василий Великий определил различие между «сущностью» и «ипостасью» как между общим и частным, то, что Аристотель называл «первой сущностью» стало называться термином «ипостась», то что у Аристотеля называлось «второй сущностью» стало называться собственно «сущностью».
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили понятие «ипостась» и «лицо», тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. В результате возникло новое понятие, которое не знал античный мир, этот термин «личность». Кападокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества. Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы.
31). Душа и дух. Трихотомия и дихотомия.
Мнение о предсуществовании человеческих душ было характерно для античной философии. (Пифагор, Платон, неоплатоники, Филон) На христианской почве это учение было воспроизведено Оригеном. В догматической системе Оригена это учение занимает центральное место. С точки зрения Оригена, Бог, как Существо совершенное, справедливое, способен творить только одинаковые и равные друг другу по достоинству существа. Изначально эти души, являясь чистыми умами, лишенными материи, были всецело погружены в созерцание Божества. Но затем, по каким-то причинам, они отпали от Бога и в наказание за это были отправлены в различные тела, по степени их греха. С помощью этой теори объяснить неодинаковость внешних условий жизни людей в этом мире. В 553 г. на V Вс Соборе было утверждено ортодокс учение о происхожд человеческой души: душа произошла вместе с телом, предсуществовании душ было осуждено. Учение Оригена не оставляет места для искуп подвига Спасителя, обесценивая значение крестной Жертвы.
Согласно мнению о творении человеческих душ каждая индивидуальная душа творится Богом из ничего. В христианской традиции впервые это мнение встречается у свщмч. Иринея Лионского. Его разделяли также блж. Феодорит Киррский, блж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл. Существуют два различных мнения о моменте сотворения душ. Согласно первому, творение души происходит одновременно с творением тела, в момент зачатия, согласно второму – на сороковой день. Это мнение имеет основание в Ветхом Завете. В Исх. 21, 22-24 говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения, и в результате этого случится выкидыш, то размер компенсация будет различен в зависимости от того, случилось это до сорокового дня или после. Этой теорией можно обосновать высокое достоинство человеческой души, ее невещественность, неделимость, простоту, а главное объяснить качественное разнообразие душ. Существует другое мнение – о рождении человеческих душ. Тертуллиан учил о некотором душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Афанасий Александрийский. После V Вселенского Собора в христианском богословии осталось преобладающим мнение о творении человеческих душ из ничего.
Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин - Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, развитие. Душа свободна обладает волей и целью. Человеческая ипостась имеет структуру. В этом отношении богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различных природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различных субстанции радикально отлич друг от друга: дух, душу и тело. В пользу своей гипотезы трихотомисты приводят следующие ссылки на Свщ. Писание: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Св. Иустин: «Тело есть жилище души, а душа – жилище духа Большинство отцов Церкви говорят, говор что душа и дух – наименования одной и той же сущности». Но под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух – это та же самая душа, только после своего благодатного обновления.
15). Духовные свойства Божия. Учение Ветхого Завета, Нового Завета, учение Церкви.
а) Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Катафатическими свойствами существа Божия называются такие свойства, которые отрыват Бог черз свои действования (или энергиям) в мире. В соответствии со свойствами Божиими Священное Писание образует имена, с помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания. Катафатические имена можно разделить на две группы: 1) — первая группа имен означает вечные силы и действия Бога, например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д. 2) — вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку, например, «Творец», «Господь», «Спаситель», «Промыслитель» и т. д.
б) Сущность Божия не постижима и не именуема. Однако, в Священном Писании имеются тексты, как будто говорящие о Божественной Сущности, например: «Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14); «Бог есть свет» (Ин. 1, 4-7); «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Все утверждения такого рода выражают, однако, лишь то, каким образом Бог открывается в мире. Так, человек познает Бога как Источник Жизни и бытия и именует Его Сущим и Жизнью; постигает, что Бог бестелесен, не зависим от пространства и времени, и называет Его Духом; Правильно воспринять положительные высказывания Писания о Боге мы можем только апофатически, в сознании того, что Он не есть ни жизнь, ни свет, ни премудрость в общепринятом смысле. За каждым своим библейским определением Он остается Богом сокровенным, познаваемым только в опыте веры.
Св. Ириней Лионский учит об абсолютном единстве в Божестве всех Его свойств и сил. По этой причине, во избежание антропоморфных представлений о Боге, не следует мыслить о Его разуме, воле и чувстве как о каких-то вторичных качествах Божественной природы. По словам святого Максима Исповедника, все определения Бога не являются в Боге в собственном смысле свойствами, ибо в Нем нельзя различать сущность и качества
18). Единство существа Божия.
Истина единства Божия с несомненной ясностью запечатлена в Божественном Откровении:
«Видите ныне, видите, что это Я, Я – и нет бога, кроме Меня» (Втор. 32, 39). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин. 17, 3). Бог, когда называется единым, то разумеется единым не по числу, но всецело, единым в том смысле, что нет другого Бога. Существо Божие ни по какому параметру нельзя разделить. Очевидно, что монотеистическое представление о Боге может иметь смысл только в том случае, если под Богом мы понимаем существо абсолютное, самодостаточное, ни от чего не зависящее, не имеющее нужды ни в чем ином для Своего существования – существо, обладающее всей полнотой бытия и совершенства. Бог един, потому что Он абсолютен, и Он абсолютен потому, что един. Допустить существование какого-либо иного, отличного от Бога, принципа существования, иного начала, от Бога не зависящего, значит тем самым уже отказать Богу в обладании всей полнотой бытия и совершенства
Свойства естества Божия: Бог есть Дух. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что: 1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя. 2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности. Понятие простоты означает: а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. б) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы
25). Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: учение Оригена.
Ориген был первым, кто постарался установить различие терминов в троичном богословии. Со времен Аристотеля никакой принципиальной разницы между терминами «сущность» и «ипостась» не существовало, и эти термины еще и в V веке некоторыми авторами употреблялись в качестве синонимов. Ориген первым провел четкую границу: термин «сущность» стал употреблять для обозначения единства в Боге, а «ипостась» – для различия Лиц. Однако, установив эти терминологические различия, Ориген не дал положительного определения этих понятий. В своем учении о Логосе Ориген исходит из идеи Логоса-посредника, заимствованного им из неоплатонистской философии. Поскольку считалось, что Бог Сам по Себе, будучи существом трансцендентным, не может соприкоснуться ни с чем тварным, то для сотворения мира и управления им Он нуждается в посреднике,котор есть Божественное Слово – Логос. Учение Оригена о Троице поэтому называют «икономическим», поскольку он рассматривает отношения Божественных Лиц с точки зрения их отношения к тварному миру.
Бог есть Творец по природе, и творение является актом Божественной природы, а не актом божественной воли. Бог не может не творить и постоянно занят созданием миров, т.е творение совечно Богу. Исходя из ложных предпосылок, Ориген, тем не менее, приходит к правильному выводу. Бог творит вечно, Сын рождается Отцом, чтобы быть посредником при творении, следовательно, рождение Сына нужно мыслить предвечно. Сын – не безличная сила, как было у монархиан-динамистов, и не модус Отца или единой Божественной сущности, как у медалистов, а Личность, отличная от Личности Отца. Кроме этого, Ориген, говоря о предвечном рождении, правильно замечает, что предвечное рождение нельзя мыслить как эманацию( гностиков), и нельзя мыслить как рассечение Божественной сущности(Тертуллиан) Учение о Святом Духе у Оригена остаемся совершенно неразработанным.
В целом его учение о Троице выливается в субординатизм,: Отец, Сын, Святой Дух, каждый последующий находится в подчиненном положении по отношении к предшествующему, иначе, Божественные Лица у Оригена не равночестны, не равны по достоинству.