Формулирование критериев выбора перевозчиков




 

 

Потребитель транспортных услуг, в данном случае ЗАО «Цемент», может осуществлять выбор перевозчика по множеству критериев. Каждый критерий будет иметь определенный удельный вес при определении рейтинга компаний. Чем больше критериев будет учтено при осуществлении выбора, тем точнее будет этот выбор. Однако излишне большое количество критериев может привести только к потере времени, поскольку многие критерии будут оказывать минимальное (практические несущественное) влияние на результат. Поэтому были отобраны те критерии, которые могут оказать существенное влияние на рейтинг перевозчика и на принятие решения потребителем.

 

Краткая характеристика этих критериев, а также критериальных показателей, с помощью которых они измеряются следующая:

Стоимость услуг. Этот показатель является одним из основных показателей, по которому большинство потребителей осуществляет свой выбор. Это, безусловно, связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции каждая фирма стремится минимизировать свои издержки, чтобы товар, который она предложит покупателю, мог конкурировать с другими аналогичными товарами. ЗАО «Цемент» в данном случае не исключение. Товаром производителя является цемент, который не является уникальным товаром или Товаром для избранных и дефицита его на рынке нет. В связи с этим завод заинтересован в выборе того перевозчика, который предоставит ему услуги за минимальную цену.

Критериальный показатель и критерий в данном случае совпадают. Расчетной формулой для определения критериального показателя будет:

C = Q*f,

где С - стоимость перевозки, $;

Q - количество груза, представленного к перевозке, т;

f - фрахтовая ставка, $/т;

 

Поскольку часть компаний предоставляет различные скидки, то эта формула приобретает вид:

 

C = Q*f*(1-k/100),

 

где k - скидка к фрахтовой ставке, %.

 

СА = 39600*20,81(1-4,5/100) = 786993

СБ = 39600*22 = 871200

СВ = 39600*23,19 = 918324

СГ = 39600*23,26(1-0,5/100) = 993718

СД = 39600*25,22(1-10,2/100) = 896943

 

Результаты заносим в таблицу 8.

Время перемещения груза. Данный критерий наряду со стоимостью услуги практически всегда учитывается потребителями при решении вопроса о выборе перевозчика. Это связано с тем, что в большинстве контрактов оговариваются сроки доставка товара, которые необходимо четко выполнить. Кроме того, многие грузы имеют лимитированный срок хранения или подвержены в процессе перевозки убыли. Поэтому продавец стремиться точно соблюсти сроки доставки с целью избежания убытков и возможных конфликтов с покупателем. Цемент - груз относительно устойчивый к внешним воздействиям, но и он может подвергаться порче при длительной перевозке и хранении на неприспособленных площадях. В контракте купли-продажи также указан срок, за который продавец обязан поставить товар, что говорит о необходимости учета данного критерия.

Критериальным показателем в данном случае принимается время рейса одного судна, как величина средневзвешенная для каждой компании. Показатель определяют:

 

tp = tx + tст = (L – lo/Vг) + (L – lo/Vб) + 2lo/Vo + 2Qc/Mв

 

где L - общая протяженность перехода;

l0 - протяженность участков, где судно следует с ограниченной

скоростью;

Vг - скорость судна в грузу (средневзвешенная), м.мили/сут;

V6 - скорость судна в балласте (средневзвешенная), м.мили/сут;

V0 - ограниченная скорость судна при прохождении проливов;

Qc - среднее количество груза на судне, т;

Мв - валовые нормы обработки судов;

 

V г(б) =, р = 1,Р

где р - чистая грузоподъемность р-го судна, т;

V г(б)р - скорость р-го судна в грузу (балласте), узлы;

 

Компания А

 

V гА = = 19,4

 

 

V бА = = 21,9

 

Qc =, р = 1,Р

p

где р - количество судов в компании;

 

QcА = (7300+12494+4911+6450+10830)/5 = 8397 т

tpА = [(1910-76)/19,4] + [(1910-76)/21,9] +2*76/10+2*8397/450 = 231/24 = 9,6 сут

Компания Б

 

V гБ = = 16,1

 

V бБ = = 17,1

 

QcБ = (10950+4087)/2 = 7519 т

tpБ = [(1910-76)/16,1] + [(1910-76)/17,1] +2*76/10+2*7519/450 =270/24 =11,6 сут

 

 

Компания В

 

V гВ = = 16

 

V бВ = = 18,3

 

QcВ = (3971+12350+10969+3850+10830)/5 = 8394 т

tpВ = [(1910-76)/16] + [(1910-76)/18,3] +2*76/10+2*8394/450 = 267/24 =11,1 сут

 

 

Компания Г

 

V гГ = = 17,1

 

V бГ = = 18,3

 

QcГ = (11738+11010+3892)/3 = 8880 т

tpГ = [(1910-76)/17,1] + [(1910-76)/18,3] +2*76/10+2*8880/450 = 262/24 =10,9 сут

 

 

Компания Д

 

V гД = = 16,6

 

V бД = = 18,9

 

QcД = (5000+10978+12100+11627+11097)/5 = 10160 т

tpД = [(1910-76)/16,6] + [(1910-76)/18,9] +2*76/10+2*10160/450 =268/24 = 11,2 сут

 

 

Количество груза на судне определяется по чистой грузоподъемности, так как груз тяжелый (u = 0,83 м3/т), а значит полностью используется грузоподъемность Судна.

 

Результаты заносим в таблицу 8.

 

Современность флота. Данный показатель не всегда принимается во внимание потребителями, однако, современность флота играет далеко не последнюю роль в обеспечении доставки груза в надлежащем состоянии и указанные сроки. Можно говорить о том, что часто именно устаревшее оборудование на судах, а также сами суда, которые эксплуатируются очень длительный период, могут стать причиной аварий, а значит порчи или потери груза. Хотя для судов и существуют определенные установленные нормы по времени их эксплуатации, будем считать, что чем старше суда компании, тем менее привлекательна эта компания для потребителя.

 

Критериальным показателем выступает возраст судов, который определяется в среднем по компании:

 

В =, р = 1,Р

р

 

где Вр - возраст р-го судна, лет;

ВА = (10+12+25+20+15)/5 = 16,4

ВБ = (10+14)/2 = 12

ВВ = (19+11+20+22+17)/5 = 17,8

ВГ = (16+21+25)/3 = 20,7

ВД = (18+10+14+12+15)/5 = 13,8

 

 

Результаты заносим в таблицу 8.

Качество предоставляемых услуг. Этот показатель необходимо учитывать при решении любых вопросов связанных с выбором той или иной услуги, так как погоня за низкими цена очень часто может обернуться значительными, потерями в качестве и убытками, связанными с оплатой неустоек. На сегодняшний день в мире большинство фирм выдвигают на первое место именно этот параметр, поскольку именно с качеством предоставляемых услуг связан авторитет фирмы у покупателей. При выборе судоходной компании качество услуг не может быть не учтено, потому что именно в процессе транспортировки необходимо уделять повышенное внимание k обеспечению сохранности груза, его транспортных свойств, целостности упаковки. ЗАО «Цемент» заключил контракт купли-продажи на условиях DEQ, в связи с чем именно он несет ответственность за сохранность груза. В контракте оговорена также возможность предъявления претензии покупателем в случае несоответствия качества сданного груза Спецификации.

 

Критериальным показателем качества услуг выступает процент случаев несохранной доставки. Эти данные получены при сборе информации о компаниях и указаны в исходных данных. г

Надежность времени прибытия. Это показатель, который характеризует компанию с точки зрения выполнения сроков доставки.

Минимальные сроки доставки, которые будут определены по времени рейса еще не являются гарантией того, что они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность времени прибытия. Выбор этого критерия связан также с тем, что в контракте купли-продажи заложен штраф в размере 0,3 % стоимости неотгруженного груза за каждый день просрочки, который будет обязан выплатить продавец покупателю.

Критериальным показателем надежности времени прибытия можно считать процент случаев несвоевременной доставки, который был определен в ходе предварительного сбора информации о компаниях и указан в исходных данных.

Эффективность деятельности. Данный показатель не имеет прямого отношения к заключению договора перевозки и требованиям, выдвигаемым потребителем к перевозчику, однако он оказывает косвенное влияние на принятие решения и это влияние достаточно сильное. Связано это с тем, что высокая эффективность деятельности компании для потребителя ее услуг может стать дополнительным стимулом к выбору именно этой компании. Нередко потребитель склоняется к выбору той компании, которая более эффективно работает, в то время как низкий уровень этого показателя заставляет задуматься над тем, почему данная компания не повышает эффективность своей работы и стоит ли доверять компании, которая не слишком хорошо организовала свою деятельность.

Однако надежность времени прибытия имеет очень сильное превосходство над эффективностью деятельности компании.

В качестве критериального показателя эффективности деятельности компании рассматривают рентабельность, определяемую по формуле:

Р = [(Д – R)/R]*100%

где Р - рентабельность компании, %;

Д - доходы компании, тыс.грн.;

R - расходы компании, тыс.грн.

РА = [(1232,73 – 835,77)/835,77]*100 = 47,5

РБ = [(2825.47 – 1950,28)/1950,28]*100 = 44,9

РВ = [(1574,93 – 1274,23)/1274,23]*100 = 23,6

РГ = [(1732,42 – 1363,43)/1363,43]*100 = 27,1

РД = [(3684,33 – 3226,38)/3226,38]*100 = 14,2

Финансовая независимость. Этот критерий характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Он также не оказывает прямого воздействия на осуществление перевозки, но обращает на себя внимание потребителя, так как чем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Компания, которая является финансово зависимой в большей степени, чем другие, вызывает меньшее доверие потребителя. Финансовая независимость оговорит о возможности стабильной работы компании в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты.

 

Критериальным показателем финансовой независимости служит коэффициент автономии, который можно рассчитать по формуле:

 

Кавт = КЗ/СС

 

где Кавт - коэффициент автономии;

КЗ - кредиторская задолженность, тыс.грн.;

СС - собственные средства, тыс.грн.

КавтА = 253,68/4620 = 0,06

КавтБ = 1088,8/8510 = 0,13

КавтВ = 569,63/7590 = 0,08

КавтГ = 1246,4/8410 = 0,15

КавтД = 2987/16700 = 0,18

Опыт работы. Данный показатель является неоднозначным, так как наличие опыта не всегда свидетельствует о лучшей работе компании, молодые перспективные компании могут работать гораздо эффективнее которые уже упрочили свое положение на рынке. Однако опыт показывает, что компаний с большим стажем работы лучше знают рынок, более прочно держат тот сегмент его, который завоевали, и могут предложить клиенту наилучшие варианты оказания услуг. Основываясь на этом положении, принимают опыт работы как один из критериев выбора перевозчика.

Опыт работы выражается критериальным показателем - время работы на рынке, который является заранее известным, исходя из информации, предоставленной компаниями.

Производственные мощности. Этот критерий дает представление о том, насколько крупная та компания, с которой будет работать потребитель. Сегодня на рынке ситуация такова, что более крупные компании являются более устойчивыми; меньше зависят от постоянно меняющейся ситуации на рынке и, что наиболее привлекательно для потребителя, может предложить более выгодные условия сделки. Кроме того, судоходные компании, владеющие большими производственными мощностями, в случае экстренных ситуаций могут переориентировать свободные суда, на тот участок работы, где может потребоваться их наличие. Оцениваться производственные мощности компаний будут по суммарному тоннажу, которым располагает компания. Данный критериальный показатель рассчитывается по формуле:

 

Т = , р = 1,Р

 

где Т -суммарный тоннаж судов компании, т;

p –чистая грузоподъемность р-го судна, т;

ТА = 7300+12494+4911+6450+10830 = 41985

ТБ = 10950+4087 = 15037

ТВ = 3971+12350+10969+3850+10830 = 41970

ТГ = 11738+11010+3892 = 26640

ТД = 5000+10978+12100+11627+11097 = 50802

Популярность. Это критерий, который очень часто играет не последнюю роль при выборе не только перевозчика, но и любых услуг и товаров. Большинство потребителей склоняются к выбору того, tol который, им известен и которым пользуется большинство. Безусловно неизвестные, плохо разрекламированные производители, могут выпуска лучшие товары, но многие будут относиться к ним с недоверием.

Измерить. популярность той или иной компании количественно достаточно сложно.

Будем считать, что популярность выражается в средней оценке по десятибалльной системе, которую дали 20 фирм-производителей судоходным компаниям в ходе опроса, проведенного, служащими АО «Одесский,цементный завод». Таким образом, критериальным показателем служит оценка потребителей, которая представлена в исходных данных о компаниях.

 

 

Таким образом имеем равную важность критериев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: