Таблица 7
Наименование компании | Стоимость услуги, $ | Время рейса, сут. | Возраст судов, лет | Случаи несохранно доставки, % | Случаи несвоевременной доставки,% | Рентабальность, % | Коэффициент автономии | Время работы на рынке, лет | Суммарный тоннаж, | Оценка потребителе баллы | |
А | 9,6 | 16,4 | 2,49 | 2,22 | 47,5 | 0,06 | |||||
Б | 11,2 | 8,09 | 2,19 | 44,9 | 0,13 | ||||||
В | 11,1 | 17,8 | 9,97 | 13,2 | 23,6 | 0,08 | |||||
Г | 10,9 | 20,7 | 9,2 | 12,4 | 27,1 | 0,15 | |||||
Д | 11,2 | 13,8 | 5,84 | 7,61 | 14,2 | 0,18 |
С целью расчета рейтингов компаний необходимо осуществить процедуру нормирования, поскольку все критериальные показатели имеют различную размерность. Эта процедура заключается в том, что:
1. показателям, для которых оптимальным является минимальное значение, единица присваивается минимальному показателю, а остальные вычисляются путём деления значения минимального показателя на соответствующий показатель.
2. показателям, для которых наилучшим является максимальное значение, единица присваивается максимальному показателю, а остальные вычисляются путём деления их значения на значение максимального показателя.
Результаты нормирования по всем критериальным показателям сводят в таблицу 8.
Нормированные критериальные показатели
Таблица 8
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Наименование компании | Стоимость услуги, $ | Время рейса, сут. | Возраст судов, лет | Случаи несохранно доставки, % | Случаи несвоевременной доставки,% | Рентабальность, % | Коэффициент автономии | Время работы на рынке, лет | Суммарный тоннаж, | Оценка потребителе баллы | |
А | 0,73 | 0,98 | 0,33 | 0,3 | 0,83 | 0,9 | |||||
Б | 0,9 | 0,86 | 0,31 | 0,95 | 0,72 | 0,2 | 0,29 | 0,8 | |||
В | 0,86 | 0,86 | 0,67 | 0,25 | 0,17 | 0,5 | 0,44 | 0,83 | |||
Г | 0,86 | 0,88 | 0,58 | 0,27 | 0,18 | 0,57 | 0,83 | 0,2 | 0,53 | 0,9 | |
Д | 0,89 | 0,86 | 0,87 | 0,43 | 0,29 | 0,3 | 0,3 |
Ранжирование критериев
Исходя из изложенного выше обоснования критериев выбора перевозчика, имеем следующий набор этих критериев:
Стоимость услуги – К1;
Время перемещения груза - К2;
Современность флота - К3;
Качество предоставляемых услуг - К4;
Надежность времени прибытия - К5;
Эффективность деятельности - К6;
Финансовая независимость - К7;
Опыт работы – К8;
Производственные мощности - К9;
Популярность - К 10.
Для того чтобы определить удельный вес каждого критерия, составляем таблицу, в которую будут внесены коэффициенты относительной
важности одного критерия по сравнению с другим аij. Этот коэффициент
определяется по шкале:
1 - равная важность критериев;
3 - умеренное превосходство одного над другим;
5 - существенное превосходство;
7 - значительное превосходство;
9 - очень сильное превосходство;
2,4,6,8 - промежуточные (компромиссные) суждения.
Для таблицы характерно свойство обратной симметричности.
На основе приведенного сравнения рассчитываем искомые веса критериев. Для этого сначала определяем среднюю геометрическую из чисел, записанных в строках:
b1 = , i = 1,n
где n - количество критериев.
b1 = aij = 5
b2 = = 3,2
b3 = = 3,4
b4 = = 4,1
b5 = = 4,75
b6 = = 4,9
b7 = = 3,9
b8 = = 3,3
b9 = = 3,2
b10 = = 3,6
Далее находим удельные веса:
bi
gI =, i = 1,n
Сводим расчеты в (табл. 9).
Удельные веса
Таблица 9
Ki | aij | bi | g | b* |
0,126 | * | |||
3,2 | 0,08 | - | ||
3,4 | 0,085 | - | ||
4,1 | 0,1 | - | ||
4,75 | 0,12 | * | ||
4,9 | 0,124 | * | ||
3,9 | 0,098 | - | ||
3,3 | 0,083 | - | ||
3,2 | 0,081 | - | ||
3,6 | 0,091 | - | ||
S = 39,65 |
Видим, что коэффициенты К1, К5, К6 - стоимость услуги, надежность времени прибытия и эффективность деятельности имеют наибольший удельный вес.