Демократический транзит и принцип верховенства права.




 

Ключевые идеи верховенства права были сформулированы в трудах Аристотеля, Фомы Аквинского, Джона Локка, Томаса Гоббса, Иммануила Канта. Правовое содержание идеи верховенства права можно обнаружить в работах Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» и Альберта Дайси «Введение в изучение английской конституции», написанной в 80-е гг. XIX в.

 

Идеи верховенства права включают в себя:

 

· достижимость свободы путем соблюдения закона;

· высшую силу закона;

· равенство всех перед законом;

· отправление правосудия в соответствии с правом;

· примат права над государством;

· абсолютная ценность права как противоположности произвольного усмотрения власти.

 

Постоянная ценность этих идей в том, что именно они заложили основу предсказуемости и справедливости осуществления публичной власти в обществе.

 

Верховенство права можно рассматривать в либеральной ее трактовке, как

 

· способ обеспечения человеческой свободы,

· устранения правовыми способами насилия и произвола, которые могут исходить от государственной власти.

 

Главным здесь становится вопрос о подконтрольности и подотчетности гражданскому обществу публичной власти, об устранении тирании государства. В этом случае проблему верховенства права необходимо рассматривать в ее связи с проблемой демократии, так как в современном мире именно демократическое правление обеспечивает наибольшую степень свободы.

 

Можно сказать, что такой подход в последние годы наметился в европейских странах. В частности Европейский Суд по правам человека связывает принцип верховенства права исключительно с демократическим режимом, что выражается в многочисленных его решениях. Под принцип верховенства права не подпадает, к примеру, выполнение установлений, действующих при тоталитарном режиме. Исследователи выделяют инструменталистский подход к праву

 

использование права в качестве средства для достижения определенных политических целей.

 

Может создаваться видимость соблюдения норм законодательства при фактическом их несоблюдении путём:

 

· произвольного толкования законодательства;

· ухода от соблюдения действующих норм права посредством их отмены/изменения.

 

Примерами инструменталистского подхода можно назвать решения вопросов о ротации политических элит после истечения установленных конституциями этих государств сроков полномочий их президентов (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан). Во всех этих государствах сроки полномочий президентов были продлены путем вынесения на всенародное голосование (референдум) изменений в конституции и посредством принятия новой конституции.

 

Аналогичный, но несколько иной подход, был реализован в Республике Беларусь.

По итогам референдума, проведенного 17 октября 2004 г. в Беларуси, была одобрена новая редакция параграфа 1 статьи 81 Конституции Республики Беларусь. В отличие от ранее действовавшей редакции новая редакция указанного параграфа не содержит ограничения количества сроков, на которые одно и то же лицо может избираться главой государства несколько раз подряд. Используя открывшиеся возможности, президент страны А.Г. Лукашенко 19 марта 2006 г. был переизбран главой государства третий раз подряд, а 20 декабря 2010 г. – четвертый раз подряд.

 

В Азербайджане посредством внесения необходимых изменений в законодательство в 2002 г. фактически состоялась династическая передача власти по наследству от отца к сыну. Всенародным голосованием 24 августа 2002 г. были внесены поправки в Конституцию страны. Среди прочих поправок на референдуме было одобрено положение, по которому в случае досрочной отставки Президента его полномочия переходят к премьерминистру. Но незадолго до кончины Президента Азербайджана Г.А. Алиева премьер-министром страны был назначен его сын И.Г. Алиев.

 

Данный феномен не обошёл стороной Российскую Федерацию. Во всех упомянутых случаях неукоснительно соблюдался принцип верховенства Конституции и закона, при котором продление срока полномочий руководителей государств противоречило принципу верховенства права. Все эти решения отменяли выборы в каждом из упомянутых примеров, кроме России, и в каждом случае по существу был нарушен принцип демократической сменяемости руководства, заложенный в конституциях.

 

В итоге при полном соблюдении норм конституций, ограничивающих количество и продолжительность сроков пребывания у власти руководителей государств, практически все упомянутые страны столкнулись с феноменом несменяемых руководителей. Имеются и многие другие формы проявления инструменталистского подхода к праву.

 

· В Российской Федерации, в частности, этот подход реализуется в периодически изменяемом законодательстве о выборах, призванном обеспечить лидирующие позиции «Единой России».

· Проявлением этого подхода можно считать также постоянное реформирование порядка формирования состава Совета Федерации без учета фактического содержания представительства интересов субъектов Федерации и др.

·

Результатом параконституционного строительства в России является «административная режимная система», функционирующая в стране наряду с обычной системой власти и обеспечивающая существенное перераспределение власти в пользу президента. Подобного рода системы, по оценке некоторых ученых, обладают относительной независимостью от конституционных ограничений и принципа верховенства права. Они довольно распространены в новейшей истории, в частности в послевоенное время такие

режимы функционировали в Италии и в Японии.

 

В современной России параконституционная практика способствует перераспределению власти в пользу президента и выведению института президентской власти из-под контроля общества.

 

Так, можно сделать вывод, что в настоящее время преждевременно говорить об основополагающей роли верховенства права в России и таких странах, как Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь, Таджикистан, Туркменистан. Верховенство права в данном случае достигает недостаточного уровня. Это, однако, не означает, что в этих странах утвердились исключительно авторитарные режимы: копирование демократии в них сочетается с некоторыми элементами либеральнодемократической политики:

 

· рыночной экономикой;

· критикой режимов со стороны некоторых СМИ;

· наличием либеральных печатных изданий и радиоканалов;

· возможностью проведения акций протеста и т.д.

Демократический вектор эволюции политических режимов в России и вышеназванных странах приобретет реальные очертания тогда, когда высокий потенциал государства станет совместим с высоким потенциалом верховенства права и высоким потенциалом демократии. В связи с этим перспективы утверждения ценностей демократического верховенства права в этих странах в ближайшем будущем остаются неопределенными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: