Бронзовый век (общая характеристика).




 

Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

В эпоху бронзы началось производственное освоение металла, в том числе и золота. Появление новых форм пастушеского хозяйства - отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось ещё в IV тыс. до н. э. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Из-за этого происходит крушение матриархального рода и на смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

c) Важную роль в жизни племён того времени играла металлургия. Основным сырьём для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Основные преимущества бронзы по сравнению с медью:

А) Низкая температура сплава;

Б) Крепче, твёрже

В) Красивый золотистый цвет.

Территория Казахстана богата полезными ископаемыми. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в основном в Центральном и Восточном Казахстане. Вот основные районы месторождений:

1. Жезказган, Зырянов - медь. В Жезказгане добывали 100 тыс. тонн меди;

2. Атасу, в районах Калбинского и Нарымского хребта – олово;

3. Степняк, Акжал, Балажал – золото. Разработка этих месторождений велась за IV – III тыс. до н. э.

Андроновцы применяли следующие методы определения, добычи и сплава руды:

Путем закладывания выработок определяли места залежей руды и приступали к добыче;

Рыхлые руды добывали методом «кайлования» с помощью отбойников и молотков из камня;

Плотные породы добывали методом «огневой проходки», при котором на поверхности жилы разводили костёр, а когда порода нагревалась, охлаждали её водой. В результате резкой смены температуры рудное тело давало трещины.

При глубинных породах использовали метод «подкоп» или шахтный метод;

Рядом с шахтой добытую руду дробили и промывали, чтобы отделить её от пустой породы. Мелкодробленую руду сгребали деревянными лопатами и относили в кожаных сумках к местам плавок. Выплавка металла производилась на местах поселений в специальных плавильных печах. Остатки таких печей обнаружены при раскопках поселений на Атасу, Суыкбулак, Канай, где рядом с печами найдены шлаки, слитки меди, литейные формы. Из полученного метала изготовляли орудия труда, оружия и ювелирные украшения. Использовалась ковка, литьё, тиснение и чеканка. Например, путём литья – бронзовые кинжалы, наконечники стрел, копий, а путём ковки – шилья, иглы, скрепки для ремонта посуды. Основные орудия горняка – каменные молоты и отбойники, ступки, песты, колотушки, тёрки, бронзовые кайла, деревянные и костяные лопаты, клинья, рудодробилки.

 

Андроновская культура.

 

Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал

Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска, где в августе 1914 года А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.

В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры:

Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,

Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;

Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;

Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;

Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении

Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур

Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);

Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.

Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шаня (Киргизия) — в область расселения дравидоязычных племен. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.

 

Карасукская культура.

 

Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук (приток Енисея) близ села Батени в Боградском районе Республики Хакасия. Влияние культуры прослеживается от Саяно-Алтая до Аральского моря. Развилась на основе окуневской культуры под влиянием андроновской культуры. Выделяется две традиции — классическая и лугавская (каменноложская). Сменяется тагарской культурой.

Первые сообщения о карасукских могилах содержатся в дневниках И. Г. Гмелина (XVIII в.). Первые раскопки произвел И. П. Кузнецов-Красноярский в 1884 году под селом Аскиз. По сходству погребального ящика с гробом он назвал их гробницами. В 1894 подобные ящики встретил А. В. Адрианов при раскопках на р. Туба и под г. Минусинском, но не придал им значения.

С. А. Теплоухов исследовал могильники в пяти разных пунктах Хакасско-Минусинской котловины. Именно он выделил новую археологическую культуру и дал характеристику. После него раскопки производили Г. П. Сосновский, В. П. Левашева, но главным образом — С. В. Киселев. В 1950-е серию карасукских могил в г. Абакане и на левых притоках р. Абакан раскопал А. Н. Липский.

В дальнейшем, в результате работ Красноярской археологической экспедиции под руководством М. П. Грязнова был выделен особый поздний этап карасукской культуры — каменноложский.

Основные точки зрения на происхождение:

доказывается её местное происхождение, то есть прослеживается её эволюционная преемственность от андроновской культуры (М. П. Грязнов, Г. Максименков, Зиеп Динь Хоа и др.);

обосновывается её пришлый характер, что карасукцы пришли из — центрально-азиатских степей и северо-западного Китая (С. В. Киселев, Новгородова, Г. Ф. Дебец),

Ближнего Востока — Н. Л. Членова;

Средней Азии, являлись носителями европеоидного памиро-ферганского антропологического типа (В. П. Алексеев).

ряд исследователей обнаруживают аборигенные (андроновские), южные и центральноазиатские компоненты в карасукской культуре, считая её смешанной и контактной.

Антропологический облик.

По мнению Л. Гумилева, культура создана кочевниками-монголоидами (наличие черепов европеоидного типа объясняется смешением с динлинами). Исходным ареалом распространения был северный Китай[9].

По другим данным, карасукцы пришли с юга из среднеазиатского региона, поскольку в карасукских могилах находят черепа людей европеоидного памиро-ферганского типа.

Некоторые исследователи (Б. О. Долгих, А. П. Дульзон, Н. Л. Членова, Э. А. Новгородова, М. Д. Хлобыстин и др) полагают, что карасукцы являются предками кетов. Ж. ван Дрим рассматривает памирских бурушаски как потомков карасукской культуры.

Большинство исследователей считает карасукцев представителями смешанного типа, в основе которого был европеоидный «андроновский» антропологический тип, дополненный монголоидным типом пришельцев из восточных районов Центральной Азии (В. А. Дремов, А. Н. Багашев)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: