Понятие управления. Управление и мораль




УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭТИКА

Начинать исследование управленческой этики следует с выяснения вопроса о том, какое содержание вкладывается в понятие управление, широко используемого во многих науках.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля слово «управлять» определяется так:

«УПРАВЛЯТЬ, управить чем, править, давая ход, направленье; распоряжаться, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, порядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют, каждый своею частью. Именьем этим управляет староста, он из крестьян. Безвинным человеком управляют страсти. Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье, заставлять идти правым, нужным путем».

Знакомство с этимологией слова создает предпосылки для его более осмысленного и профессионального употребления. Этимологически «управление» связано с такими словами как право, правда, справедливость, правильный, правый и др. В основе этих слов лежит корень прав – про­исходящий от праславянского «ргаvъ», от которого в числе прочего произошли: древнерусский «правь» – прямой, правильный, невиновный; болгарский «прав» – прямой, правый; сербский «прав» – невинный, прямой, «прави» – правильный, настоящий, и т.д.

В древнеславянском прилагательное «правъ» означает прямой, не от­теняющийся в стороны. На основе этого значения развивается идея правильности как следования прямому, лучшему пути. Показательно, что само понятие «путь» означало прямую наикратчайшую дорогу. Отсюда возникают смыслы указания на правильный (прямой) путь — отсюда значения направлять», которые в свою очередь ведут к формированию значений «руводить», «наставлять», «руководитель, наставник» и им подобные. Соответственно, появляются понятия «правило», «правила», «править», «исправлять». Править – это значит реализовывать правила, осуществлять правильные действия, но и, в то же время, исправлять ошибки, исправлять отклонения от правил.

Другая трактовка прилагательного «правъ» связана с правовой и нравственной сферами жизнедеятельности человека. Соответственно, в этом смысле «правда» может трактоваться как заповедь, правило, договор, закон. Слово «правый» приобретает следующие значения: поступающий должным образом, невиновный, честный, справедливый, поступающий по совести. То есть правый указывает на ту норму, которой следует при­живаться.

Как видим, в русское слово «управление» вошло понятие «правоты», «правды», «правильности» с оттенком морального долженствования.

Слова «управление» и «менеджмент» хотя и близки по смыслу, но не задают. Термин «менеджмент» происходит от английского слова manegement и буквально переводится как «управление», «заведование», «организация». Истоки английского manage – управлять, уметь обращаться, удаваться, справляться, ухитриться, умудриться, суметь сделать – восходят к латинскому manus –рука. Именно с рукой связан и первоначальный смысл глагола manage – тренировать, заставлять делать упражнения, прежде всего, обучать верховой езде на лошади (отсюда манеж) – фр. manege. Понятие «менеджмент» употребляется в применении к деловым организациям (фирмам, предприятиям), которые осуществляют деятельность в условиях рынка.

Менеджмент как наука возник на Западе в начале XX в. Его основа­ми были американец Ф. Тэйлор и француз А. Файоль. В изданной в 1911 г. книге «Принципы научного управления» Тэйлор рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способами», чему должна была способствовать разработанная им система управления.

Анри Файоль (841- 1925) – французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента на основе своего громадного опыта управления в труде «Общее и промышленное управление» пришел к выводу, что управлять – это значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать ресурсы. Управлять — это не только заставлять людей работать с заданной интенсивностью, а развивать у них творческую и материальную заинтересованность в результатах их труда, а также «гармонизировать все действия и усилия». Современные авторы отмечают, что большое значение в теории и практике человеческих отношений придается нравственному сознанию работников, их моральной стойкости, сознанию ответственности за качественное выполнение порученного дела, соблюдению должного такта в отношении с руководящим персоналом и коллегами.

Широко распространено мнение, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальным ситуациям.

Не вдаваясь в тонкости множества определений понятия управления в общем виде определим управление как процесс систематического и целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. По словам одного из самых успешных менеджеров XX в. Ли Якокка, «управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд».

В содержательном плане управление – это вид интеллектуального труда, реализующегося через систему управленческих функций, которые обеспечи­вают координацию и регулирование деятельности объекта управления.

А. Файоль первым дал определение процесса управления с точки зре­ния функций управления: «Управлять – значит предвидеть, организовы­вать, распоряжаться, координировать и контролировать:

• предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

• организовывать, то есть строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия;

• распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;

• координировать, то есть связывать объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

• контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось со­гласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

 

Этические проблемы возникают у руководителя при выполнении всех функций управления.

В управлении, как и в любой деятельности, выделяют субъект, объект, средства деятельности и ее цель.

Субъект управления – руководитель, человек, наделенный властными полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.

Объект управления – индивид или группа людей, на которых направ­лены систематические и планомерные воздействия субъекта управ­ления.

Средства управления – методы управления, которые представляют собой систему мер, используемых субъектом управления для воздействия на объект управления

Цель — будущий желаемый результат деятельности объекта управле­ния. Может формулироваться субъектом управления или быть задан­ной извне (со стороны более высоких уровней управления).

 

Как связаны управление и мораль? Почему в процессе управления возникаютморальные проблемы? Рассмотрим с этой точки зрения процесс управления и его структурные элементы.

Субъект управления, руководитель. Как будет осуществляться управление и к каким результатам оно приведет, зависит от руководителя, от его моральных качеств. К личностным качествам руководителя любого уровня относят обладание высокими моральными принципами, которые реализуются в повседневной деятельности.

А. Файоль выделял в качестве нравственных качеств, необходимых для выполнения функции управления, энергию, стойкость, сознание ответственности, инициативу, чувство долга, такт, чувство достоинства.

Управленческая деятельность – это реальная власть над людьми, надо уметь пользоваться этой властью в интересах дела и людей, не злоупотребляя ею.

Объект управления – люди. В отличие от технических средств человек – весьма специфический объект управления. Вспомним героя из подполья Ф. М. Достоевского, который говорил, что человек не штифтик какой-нибудь, не клавиша фортепьянная, поэтому, хоть по глупой, но по воле желает жить, подчиняясь нормам организации как ее сотрудник, человек жить по своей воле не сможет, но он не хочет быть винтиком в машине, с которым не считаются и все решения принимаются без учета его мнения. К тому же уровень нравственности объектов управления различен, и довольно часто далек от желаемого.

Отношения между субъектом управления и объектом управления как отношения между людьми наряду с формальными нормами права регулируются и неформальными этическими нормами.

Средства управления – методы, применяемые в процессе управления, в которые могут быть этически нейтральными, моральными и аморальными.

Например, административные, или организационно-распорядительные методы, опирающиеся на нормативную законодательную базу, этически нейтральны. А психологические методы могут быть аморальными, когда строятся на психологическом подавлении объектов управления, манипулировании ими. Методы – это инструменты управления, которые могут быть использованы как во благо, так и во зло.

Цель. Моральные проблемы в процессе управления возникают неизбежно, поскольку «управление – это процесс достижения цели усилиями других людей».

В процессе управления составляющие деятельности по достижению цели распределяются между участниками: цели ставит руководитель, а д ействия и операции, направленные на их достижение, производятся подчиненными. В связи с этим возникает основная проблема управления: каким образом побудить людей действовать для достижения цели, которая может быть отчасти чуждой для них? Только будут созданы условия для удовлетворения их потребностей. Как отмечает М. Е. Литвак, человек включается в группу (производственный коллектив, организацию, фирму и т.д.), чтобы удовлетворить свои потребности. Он думает об укреплении группы (производственного коллектива, организации, фирмы и т.д.), когда уверен, что его не обойдут при распределении материальных благ, помогут в трудной ситуации. Когда работник уверен, что укрепление фирмы приведет к улучшению его благосостояния, открытию новых возможностей профессионального роста, то он все сделает для фирмы и реализации поставленных целей. Залог успешного управления – совпадение интересов и целей фирмы с личными интересами сотрудников.

Однако зачастую работников используют как средство для реализации целей организации, и в этой ситуации возникают не только этические проблемы, но и нарушение этических норм, как со стороны руководителя, так и со стороны сотрудников.

В.М. Шепель отмечает, что нематериальной основой любого вида цивилизованного управления являются те духовные ценности (научные знания, этические нормы, возвышенные цели), которые мотивируют действия руководителей как лиц, обладающих реальной властью, имеющих для применения соответствующую материальную основу в виде экономических, технических и кадровых ресурсов.

На каких принципах должно строиться управление?

В понимании Шепеля общими принципами управления являются следующие:

• компетентность: обладание знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий;

• гуманность: человеколюбие и благородная нравственная мотивация служебного поведения, стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества;

• ортобиотичность: осознание самоценности собственной жизни, неиссякаемый оптимизм, проявление заботы к природе;

• инновационность: вкус к поиску, стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение футурологических предложений;

• прагматизм: работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность.

Обратим внимание: гуманность как принцип управления выражает его этичность.

Предназначение этики управления – повышение уровня нравственностикак руководителей, так и подчиненных, создание здорового морально-психологического климата, помощь организации в выполнении социальной миссии.

ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ.

Этика управления – это система нравственных норм, которые опреде­ляют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуа­ции, она выступает важнейшим ресурсом эффективного управления. Этика управления выступает в двух ипостасях.

С одной стороны, она является прикладной этической дисциплиной, (активно развивающейся в последнее время, в рамках которой положения теоретической этики и фундаментальные этические проблемы конкретизируются применительно к данному виду профессиональной деятельности. Этика управления, как отмечают специалисты, «трансформирует общие знания норм и принципов морали в гуманитарные (мягкие, неманипулятивные) технологии преобразования нравственной практики». Причем это не простое знание, а проектно-ориентированное, воплощенное в проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности.

С другой стороны, управленческая этика – это не только теория, но и практика управленческой деятельности, те стандарты поведения, которыми руководствуются управляющие в процессе работы. Суть ее, как определяется в учебной литературе, сводится к совокупности правил, которые позволяют выразить уважение коллегам и сотрудникам, способствовать установлению между руководителем и подчиненными атмосфера взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Обобщая практику управления и опыт наиболее успешных менеджеров, теоретики управления сформулировали основные заповеди менеджера.

1. Личное достоинство каждого работниканеприкосновенно для менеджера.

Согласно словарю по этике, достоинство – это категория этики, озна­чающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценно­сти человека как личности. В психологическом плане достоинство означает уважение и самоуважение человеческой личности, недаром говорят «чувство достоинства». Но слово «достоинство» имеет и другой смысл: ценность, сто­имость. Мы говорим о достоинстве денег. Например, банкнота достоинством в 1000 руб. Чувство собственного достоинства означает самооценку чело­века, т.е. то, что он оценил собственные положительные качества и полагает, что окружающие должны относиться к нему соответствующе.

Когда унижается достоинство человека, то тем самым ему показывают, что качества его личности не имеют ценности, а сам он ничего не стоит, а это болезненно. Недаром английский писатель Джон Голсуорси в романе «Сага о Форсайтах» писал: «Бывают разного рода удары: удар по позво­ночнику, по нервам, по совести, но самый сильный и болезненный – удар по чувству собственного достоинства!»

21-я статья Конституции РФ устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

2. Постоянно изучая людей, менеджер должен знать их нужды, ин­тересы, мечты.

Эта заповедь очевидна, только русская пословица говорит о том, чтобы познать человека, надо пуд соли с ним съесть, т.е. требуется длительное время. Как быть в реальной ситуации управления? Менеджер должен обла­дать, по выражению В. М. Шепеля, «человековедческой компетентностью», чему нужно учиться. Для умения разбираться в людях помимо жизненного опыта нужна еще и психологическая грамотность, общая гуманитарная подготовка, знание этики.

Для чего нужно знать своих сотрудников? Разве для успешного руко­водства недостаточно представлять уровень их профессионализма? Силь­ные и слабые стороны подчиненных нужно знать не из праздного любо­пытства, а в интересах дела, чтобы мотивировать, правильно распределить поручения, формировать команды, учитывая совместимость сотрудников. Благодаря этому можно помочь им проявить лучшие личностно-деловые качества и укрепить веру в самих себя.

3. Главное в общении менеджеразавоевать доверие людей. Древнекитайский мудрец Конфуций поучал: «Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам».

Морально-психологической основой авторитета руководителя высту­пает доверие к нему со стороны подчиненных, которое, согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, определяется как «психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажуще­еся нам авторитетным».

Обратим внимание: доверие – это психическое состояние. В психологии понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, к которым относятся, например, состояния эйфории, возбуждения, депрессии, воодушевления, утомления, психической напряженности. Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности. В каждом психическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты.

Отношение к другому человеку воспринимается через фильтр «доверие – недоверия». Доверие имеет не только психическую, но и моральную основу.

Если сотрудники доверяют руководителю, то он воспринимается как честный, порядочный, знающий, надежный и т.п. Если руководитель не вызывает доверия, то сотрудники приписывают ему такие характеристики, как нечестность, стремление получить одностороннюю выгоду, способность переложить ответственность на других и т.д. Обратимся опять к мудрым мыслям Конфуция, который вопрошал: «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?» При таком отношении руководитель не сможет мотивировать сотрудников на честный добросовестный труд, воодушевить какой-либо общей целью и т.д.

Отношение к другому человеку характеризуется либо полным доверием, либо отсутствием такового. Как образно выразился римский поэт Публилий Сир: «Только один раз теряют жизнь и доверие».

В заключение отметим, доверие подчиненных к руководителю взаимно связано с доверием самого руководителя к своим подчиненным: руководитель, который не доверяет сотрудникам, не вызывает доверия и у них.

4. Справедливость и совесть в союзе с волейгарантия порядочности менеджера

Понятие справедливости было впервые рассмотрено Аристотелем в работе «Никомахова этика», где он назвал справедливость совершенной добродетелью.

В разные исторические эпохи понятие справедливости толковалось -по-разному. Представления о справедливости менялись, наполняясь конкретным содержанием в соответствии с эпохой, но сохранялось главное – должна быть соразмерность между правами и обязанностями, преступлением и наказанием, воздаянием за добро и зло.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский считал, «высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее».

5. Введение в оборот интеллектуального потенциала людей – показатель профессионального мастерства менеджера.

Русский историк и поэт Николай Михайлович Карамзин высказал следующую мысль: «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях». В таком духе нужно работать с персоналом всем менедже­рам и прежде всего административным руководителям: видеть потенциал сотрудников и помогать их профессиональному росту. Умный руководитель не боится конкуренции со стороны подчиненных и способствует раскрытию их талантов, формирует команду, способную реализовать его замыслы. Если руководитель зауряден и не блещет талантами, то каких заместителей он себе подберет?

6. Личный пример непрерывного личностного и профессионального самосовершенствованиясвидетельство ресурсной надежности ме­неджера.

Кладезь мудрости в понимании проблем управления содержится у Кон­фуция: «Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять го­сударством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же смо­жешь усовершенствовать других людей?»

Проблемы личностного роста и профессионального самосовершенство­вания рассматриваются с психологической и этической точек зрения в ра­ботах психолога М.Е. Литвака, главный тезис которого звучит так: «Даже если только хочешь остаться на месте – расти!», что является парафразом известной цитаты из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чу­дес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Личностный рост в ходе продуктивной деятельности представляет со­бой самоактуализацию, т.е. развитие всех своих способностей. Литвак от­мечает, что когда человек не реализует себя в продуктивной деятельности, то начинает удовлетворять чувство собственной значительности ростом «вниз». Стремление к власти, к росту карьерному без соответствующего профессионального, коллекционирование различных званий и наград, стремление обставить кабинет в помпезном стиле и т.д. представляют со­бой непродуктивный вариант удовлетворения собственной значительности. Чем это заканчивается, показывает пример генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, с его страстью к коллекционированию наград, чем пользовалось окружение для манипуляции им, а сам орденоносец был мишенью для различных анекдотов на эту тему.

Самосовершенствование – закон жизни, который позволяет человеку сохранять продуктивность и быть востребованным долгие годы, что особо актуально для руководителя.

О роли постоянной учебы в активной деятельности человека и его про фессиональном росте писал и великий промышленник Генри Форд: «Каждый, кто перестает учиться, стареет, – не важно, в 20 или 80 лет, - а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Caмое главное в жизни – это сохранить мозг молодым». Руководитель, который постоянно занят саморазвитием и самосовершенствованием, всегда служит примером для подчиненных и увеличивает кредит доверия себе. Неустанная работа над собой благоприятно скажется на формировании и развитии качеств руководителя, необходимых для профессионального успеха.

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: