ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ: ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ




Как же, согласно этике, руководитель должен относиться к подчиненным?

Уважение. Чтобы добиться уважения подчиненных, необходимо самому научиться их уважать. Руководитель имеет полное право обратить внимание подчиненного на совершенные ошибки и заставить переделать работу, вынести выговор при недобросовестном выполнении обязанностей, даже уволить, но при этом не имеет права унижать и запугивать подчиненного.

Вежливость, тактичность, корректность в поведении. Может ли руководитель по отношению к подчиненным вести себя грубо, бестактно, несдержанно? Может. Подобное встречается не только у руководителей низшегозвена, где в силу тяжелых условий работы культуре поведения зачастую придают не очень много значения, но и у руководителей более высокого уровня, что свидетельствует о психологической незрелости и слабости. Следует помнить, что обиженные подчиненные без всяких угрызений совести отплатят руководителю самыми изощренными способами: здесь может быть, и распространение сплетен, и размещение компромата в Интернете, и халатное отношение к работе, и разного рода интриги. Великий испанский драматург Лопе де Вега писал: «Невежливость между равными некрасива, со стороны же начальника она есть тирания».

Вежливость в отношении подчиненных и хорошие отношения с ними не должны приводить к фамильярности, панибратству. Как писал Моруа: «Между начальником и подчиненными должна существовать дистанция. Стойка "смирно" бывает не только физическая, но и моральная.

Успехи подчиненных определяют успех общего дела, а тем самым и руководителя. Но и ошибки подчиненных – это ошибки руководителя, он несет за них ответственность, не только юридическую, но и моральную: отдал не тот приказ, возложил обязанности не на того исполнителя, переоценил уровень его компетентности, плохо объяснил суть проблемы: «Если подчиненный тебя не понимает, ты сам виноват – не умеешь объяснить или не знаешь своего подчиненного и даешь ему такие поручения, выполнить которые он не в состоянии».

Идеальным руководителем был король в аллегорической повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (1900–1944). Маленький принц попросил его повелеть солнцу закатиться.

— Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок. или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?

— Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил маленький принц.

— Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.

— А как же заход солнца? – напомнил маленький принц: раз о чем-нибудь спросив, он уже не отступался, пока не получал ответа.

— Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

Ли Якокка на своем опыте пришел к выводу, что любая компании теряет хороших работников, просто оказавшихся не на своем месте: они, быть может, получили бы большее удовлетворение и достигли бы больших успехов, если бы их не увольняли, а переводили на более подходящую работу. Поэтому требуется тщательный отбор кадров, при котором ошибки в оценке деловых и личных качеств претендентов на вакантную должность желательно свести к минимуму. А если подчиненный хуже тебя соображает – «радуйся, что он не может занять твое место».

Справедливость. Руководителю необходимо быть справедливым в оценке подчиненных и результатов их труда, ведь понятие справедливости категория не только этическая, но и экономическая. Н. Г. Чернышевский, писатель и публицист, кумир демократической интеллигенции XIX в. считал, что «нормою

человеческих действий должна служить справедливость».

С этической точки зрения справедливое отношение руководителя к под­чиненным означает также, что у него не должно быть ни «любимчиков», вторым прощается все, ни «козлов отпущения», малейшие промахи которых дают повод к замечаниям в их адрес.

Проявления несправедливой оценки руководителем подчиненных довольно разнообразны, сюда относятся:

• ошибки в распределении премий, которые наиболее вероятны при отсутствии четкой системы премирования;

• установление оклада, нарушающего баланс «вклад – оклад»;

• перекладывание своей вины в плохой организации труда на подчинен­ие:

• создание льготных условий работы для отдельной группы сотрудников;

• болезненное отношение руководителя к авторитету подчиненного, когда он не только не хочет отметить хорошего работника, но и старается вредить тому, снизить его авторитет.

Американские ученые Ричард Хьюсман и Джон Хэтфилд выявили роль фактора справедливости во взаимоотношениях между людьми, которую определяют как соответствие вклада и отдачи, которое исчисляется только в денежном, но и моральном эквиваленте. Например, человек добровольно выполнял работу, которая выходит за круг его служебных обязанностей, а его даже не поблагодарили, что воспринимается как несправедивость. Знание действия фактора справедливости дает руководи­лям, менеджерам возможность создать условия для формирования высшей профессиональной мотивации.

Как можно восстановить справедливость? Двумя путями: уменьшая вклад (сокращение выполняемого объема работы, неаккуратное выполнение работы, частые бюллетени и т.п.) и увеличивая отдачу (требуют увеличить заработную плату, улучшить условия труда, повысить премиии т.д.). Если справедливость не восстанавливается, начинаются поиски новой работы и при удобном случае сотрудник увольняется.

Разумеется, это формальная схема, которая не применима ко всем ситуациям, поскольку в ней не учитываются личностные характеристики сотрудников. Эгоисты предпочитают при минимальном вкладе получить максимальную отдачу. Альтруисты хотят, чтобы их вклады превышал отдачу. Большинство же людей хотят равновесия между вкладом и отдачей.

Проблема для руководителя заключается не только в том, чтобы посту пать справедливо, но и в том, чтобы сотрудники восприняли его решение как справедливое. И здесь большую роль играет разъяснительная работа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: