Положение об инструкторе детско-юношеского туризма




I. Общие положения

Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» присваивается лицам, достигшим 18-

летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы

по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», совершившим зачетный поход

первой категории сложности и успешно сдавшим зачеты.

Лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащими-

ся, в том числе опыт руководства походом III степени сложности, могут, предоставив пись-

менные практические работы, сдать зачеты на звание «Инструктор детско-юношеского ту-

ризма» экстерном.

Инструктор детско-юношеского туризма относится к туристским кадрам системы образо-

вания и является организатором туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образо-

вательных учреждениях любого типа. Имеет право руководить степенными походами, путе-

шествиями, экскурсиями, походами I категории сложности. Проводить подготовку для вы-

полнения нормативов на значки «Юный турист России» и «Турист России», спортивные раз-

ряды, по туризму, готовить младших инструкторов туризма и педагогов, организующих рабо-

ту туристско-краеведческой направленности, участвовать в организации и руководстве тури-

стскими лагерями, слетами, соревнованиями, краеведческими конференциями и другими ви-

дами туристско-краеведческой работы, вести занятия в туристских объединениях учащихся.

Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» может учитываться при прохождении

педагогическими работниками очередной аттестации.

II. Порядок присвоения звания

Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» присваивают образовательные учре-

ждения туристско-краеведческой направленности, или учреждения, имеющие туристско-

краеведческие отделы.

Лицам, получившим инструкторские звания, выдают удостоверения единого образца,

установленного Центром детско-юношеского туризма Российской Федерации.

О присвоении инструкторских званий и прохождении курса (сбора, семинара) делается

запись в удостоверении инструктора и учетной карточке (приложение 1,2 к Положению об

инструкторе детско-юношеского туризма), которая хранится в учреждении, выдавшем удо-

стоверение.

III. Общие права и обязанности

1. Инструктор детско-юношеского туризма пользуется преимущественным правом: уча-

ствовать в учебных сборах, экспедициях, экскурсиях, путешествиях, походах с целью повы-

шения туристского мастерства и квалификации;

получать туристское снаряжение для проведения туристских мероприятий с учащимися.

Инструктор обеспечивается на время учебной работы необходимым снаряжением за счет

организации, проводящей (направляющей на) мероприятие;

2. Инструктор детско-юношеского туризма обязан:

готовить и воспитывать туристско-краеведческие кадры в лучших традициях российско-

го туризма, организовывать и возглавлять туристские походы, путешествия, экспедиции и

экскурсии, быть честным, принципиальным, требовательным, быть примером для юных ту-

ристов;

проводить туристские мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравст-

венному и физическому развитию, укреплению здоровья юных туристов. Воспитывать го-

товность к защите Отечества, смелость, мужество и выносливость, чувство коллективизма,

сознательную дисциплину, способствовать расширению кругозора обучающихся, приобре-

тению новых знаний и умений. Обучать различным формам и методам выживания в при-

родной среде, истории родного края, влиять на повышение уровня туристского мастерства;

всю свою деятельность направлять на воспитание патриотизма, чувства долга и любви

к Родине, ответственности подрастающего поколения перед обществом;

активно участвовать в развитии детско-юношеского туризма, туристско-краеведческой

деятельности, охране природы, памятников истории и культуры;

целенаправленно развивать экологическое воспитание обучаемых;

быть организатором общественно полезной деятельности юных туристов, бороться за

высокую культуру российского туризма;

проводить все туристские мероприятия в строгом соответствии с нормативными доку-

ментами Минобразования России, Спорткомитета России и других государственных учреж-

дений;

постоянно повышать свою общую культуру, методическую подготовленность и турист-

ское мастерство.

3. Инструктор детско-юношеского туризма обязан проходить один раз в пять лет тури-

стскую переподготовку.

4. Инструктор детско-юношеского туризма обязан обеспечивать дисциплину среди обу-

чаемых или руководимых им туристов, пресекать всякие нарушения установленных для ту-

ристов правил и норм, предостерегать туристов от переоценки своих сил и возможностей.

IV. Взыскания

Инструктор детско-юношеского туризма, проявивший безответственное отношение к

своим обязанностям, грубо нарушивший нормативные документы по туристско-краеведче-

ской работе с учащимися, либо совершивший поступки, недостойные педагога, может быть

подвергнут взысканию вплоть до лишения звания.

V. Учет работы инструктора детско-юношеского туризма и нормы его нагрузки

Учет работы инструктора детско-юношеского туризма производит образовательное уч-

реждение, в котором он состоит на учете или работает по трудовому договору. Количество

обучаемых одним инструктором и нормы педагогической нагрузки определяются норма-

тивными документами по туристско-краеведческой работе, утвержденными Минобразова-

нием России.

Примерный учебный план и программа подготовки инструкторов детско-юношеского туризма

№ Наименование темы Количество часов

Всего Лекций Практика

1. История туризма в России. Туризм и краеведение 1 1 -

в системе образования

2. Нормативные документы по вопросам туристской 2 2 -

и краеведческой работы с учащимися

3. Организация, содержание и формы туристско-краеведческой 21

работы в образовательном учреждении

3.1. Организация и планирование туристской и краеведческой 2 2 -

работы в образовательном учреждении

3.2. Формы туристско-краеведческой работы 19

3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений 2 2 -

3.2.2. Туристский лагерь 2 2 -

3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий 10 2 8

с учащимися

3.2.4. Туристско-краеведческое движение «Отечество» 2 2 -

3.2.5. Школьный музей 3 1 2

3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края2 2 -

4. Организация, подготовка и проведение туристских походов 74

с учащимися

4.1. Подготовка похода 4 4 -

4.2. Финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное 5 3 2

обеспечение похода

4.3. Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста 10 2 8

4.4. Основы топографии и ориентирования 12 4 8

4.5. Физическая и техническая подготовка юных туристов 10 2 8

4.6. Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях 10 2 8

4.7. Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений 6 2 4

и экспедиционных заданий.

Общественно полезная работа юных туристов

4.8. Организация и методика проведения экскурсий 5 1 4

4.9. День в походе 10 2 8

4.10. Подведение итогов похода 2 2 -

5. Степенной учебный поход 24 - 24

6. Особенности горных, лыжных, водных и велосипедных походов 15 4 11

7. Учебная и воспитательная работа инструктора 2 2 -

детско-юношеского туризма

8. Зачетные занятия 3 - 3

9. Стажировка с группами учащихся (вне сетки часов)

Всего: 144 46 98

10. Зачетный категорийный поход не менее 56 - 56

Программа курса по подготовке инструкторов

детско-юношеского туризма

1. История туризма в России.

Туризм и краеведение в системе образования.

Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся

История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскур-

сий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных прин-

ципов, патриотизма, повышения знаний.

Туризм – многофункциональное средство познания своего края, физического и духов-

ного развития, оздоровления учащихся, активного участия в общественно полезной дея-

тельности, привитие самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.

Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии дет-

ско-юношеского туризма. Туристские организации страны.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, характеристика

каждого вида.

Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Разрядные

требования по спортивному туризму.

Формы туристско-краеведческой работы с учащимися.

Туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество». Основные направления дви-

жения.

Примеры хорошей постановки туристско-краеведческой работы в школах. Условия ус-

пешного развития туризма в этих школах.

2. Нормативные документы по вопросам

туристско-краеведческой работы с учащимися

Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий

с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение №1 к

Приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 года №293

«Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности»).

Положение о значке «Юный турист России» (приложение №2 к приказу Министерства

образования Российской Федерации от 13 июля 1992 года №293).

Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного

рациона юного туриста в походах и путешествиях (приложение к письму Министерства об-

разования Российской Федерации от 11 января 1993 года №9/32-Ф «О нормах расходов на

питание в туристских мероприятиях»).

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 9 июня 1994 г. №59 – М

«Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: