I. Общие положения
Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» присваивается лицам, достигшим 18-
летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы
по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», совершившим зачетный поход
первой категории сложности и успешно сдавшим зачеты.
Лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащими-
ся, в том числе опыт руководства походом III степени сложности, могут, предоставив пись-
менные практические работы, сдать зачеты на звание «Инструктор детско-юношеского ту-
ризма» экстерном.
Инструктор детско-юношеского туризма относится к туристским кадрам системы образо-
вания и является организатором туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образо-
вательных учреждениях любого типа. Имеет право руководить степенными походами, путе-
шествиями, экскурсиями, походами I категории сложности. Проводить подготовку для вы-
полнения нормативов на значки «Юный турист России» и «Турист России», спортивные раз-
ряды, по туризму, готовить младших инструкторов туризма и педагогов, организующих рабо-
ту туристско-краеведческой направленности, участвовать в организации и руководстве тури-
стскими лагерями, слетами, соревнованиями, краеведческими конференциями и другими ви-
дами туристско-краеведческой работы, вести занятия в туристских объединениях учащихся.
Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» может учитываться при прохождении
педагогическими работниками очередной аттестации.
II. Порядок присвоения звания
Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» присваивают образовательные учре-
ждения туристско-краеведческой направленности, или учреждения, имеющие туристско-
краеведческие отделы.
Лицам, получившим инструкторские звания, выдают удостоверения единого образца,
установленного Центром детско-юношеского туризма Российской Федерации.
О присвоении инструкторских званий и прохождении курса (сбора, семинара) делается
запись в удостоверении инструктора и учетной карточке (приложение 1,2 к Положению об
инструкторе детско-юношеского туризма), которая хранится в учреждении, выдавшем удо-
стоверение.
III. Общие права и обязанности
1. Инструктор детско-юношеского туризма пользуется преимущественным правом: уча-
ствовать в учебных сборах, экспедициях, экскурсиях, путешествиях, походах с целью повы-
шения туристского мастерства и квалификации;
получать туристское снаряжение для проведения туристских мероприятий с учащимися.
Инструктор обеспечивается на время учебной работы необходимым снаряжением за счет
организации, проводящей (направляющей на) мероприятие;
2. Инструктор детско-юношеского туризма обязан:
готовить и воспитывать туристско-краеведческие кадры в лучших традициях российско-
го туризма, организовывать и возглавлять туристские походы, путешествия, экспедиции и
экскурсии, быть честным, принципиальным, требовательным, быть примером для юных ту-
ристов;
проводить туристские мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравст-
венному и физическому развитию, укреплению здоровья юных туристов. Воспитывать го-
товность к защите Отечества, смелость, мужество и выносливость, чувство коллективизма,
сознательную дисциплину, способствовать расширению кругозора обучающихся, приобре-
тению новых знаний и умений. Обучать различным формам и методам выживания в при-
родной среде, истории родного края, влиять на повышение уровня туристского мастерства;
всю свою деятельность направлять на воспитание патриотизма, чувства долга и любви
к Родине, ответственности подрастающего поколения перед обществом;
активно участвовать в развитии детско-юношеского туризма, туристско-краеведческой
деятельности, охране природы, памятников истории и культуры;
целенаправленно развивать экологическое воспитание обучаемых;
быть организатором общественно полезной деятельности юных туристов, бороться за
высокую культуру российского туризма;
проводить все туристские мероприятия в строгом соответствии с нормативными доку-
ментами Минобразования России, Спорткомитета России и других государственных учреж-
дений;
постоянно повышать свою общую культуру, методическую подготовленность и турист-
ское мастерство.
3. Инструктор детско-юношеского туризма обязан проходить один раз в пять лет тури-
стскую переподготовку.
4. Инструктор детско-юношеского туризма обязан обеспечивать дисциплину среди обу-
чаемых или руководимых им туристов, пресекать всякие нарушения установленных для ту-
ристов правил и норм, предостерегать туристов от переоценки своих сил и возможностей.
IV. Взыскания
Инструктор детско-юношеского туризма, проявивший безответственное отношение к
своим обязанностям, грубо нарушивший нормативные документы по туристско-краеведче-
ской работе с учащимися, либо совершивший поступки, недостойные педагога, может быть
подвергнут взысканию вплоть до лишения звания.
V. Учет работы инструктора детско-юношеского туризма и нормы его нагрузки
Учет работы инструктора детско-юношеского туризма производит образовательное уч-
реждение, в котором он состоит на учете или работает по трудовому договору. Количество
обучаемых одним инструктором и нормы педагогической нагрузки определяются норма-
тивными документами по туристско-краеведческой работе, утвержденными Минобразова-
нием России.
Примерный учебный план и программа подготовки инструкторов детско-юношеского туризма
№ Наименование темы Количество часов
Всего Лекций Практика
1. История туризма в России. Туризм и краеведение 1 1 -
в системе образования
2. Нормативные документы по вопросам туристской 2 2 -
и краеведческой работы с учащимися
3. Организация, содержание и формы туристско-краеведческой 21
работы в образовательном учреждении
3.1. Организация и планирование туристской и краеведческой 2 2 -
работы в образовательном учреждении
3.2. Формы туристско-краеведческой работы 19
3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений 2 2 -
3.2.2. Туристский лагерь 2 2 -
3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий 10 2 8
с учащимися
3.2.4. Туристско-краеведческое движение «Отечество» 2 2 -
3.2.5. Школьный музей 3 1 2
3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края2 2 -
4. Организация, подготовка и проведение туристских походов 74
с учащимися
4.1. Подготовка похода 4 4 -
4.2. Финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное 5 3 2
обеспечение похода
4.3. Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста 10 2 8
4.4. Основы топографии и ориентирования 12 4 8
4.5. Физическая и техническая подготовка юных туристов 10 2 8
4.6. Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях 10 2 8
4.7. Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений 6 2 4
и экспедиционных заданий.
Общественно полезная работа юных туристов
4.8. Организация и методика проведения экскурсий 5 1 4
4.9. День в походе 10 2 8
4.10. Подведение итогов похода 2 2 -
5. Степенной учебный поход 24 - 24
6. Особенности горных, лыжных, водных и велосипедных походов 15 4 11
7. Учебная и воспитательная работа инструктора 2 2 -
детско-юношеского туризма
8. Зачетные занятия 3 - 3
9. Стажировка с группами учащихся (вне сетки часов)
Всего: 144 46 98
10. Зачетный категорийный поход не менее 56 - 56
Программа курса по подготовке инструкторов
детско-юношеского туризма
1. История туризма в России.
Туризм и краеведение в системе образования.
Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся
История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскур-
сий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных прин-
ципов, патриотизма, повышения знаний.
Туризм – многофункциональное средство познания своего края, физического и духов-
ного развития, оздоровления учащихся, активного участия в общественно полезной дея-
тельности, привитие самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии дет-
ско-юношеского туризма. Туристские организации страны.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, характеристика
каждого вида.
Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.
Туристские нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Разрядные
требования по спортивному туризму.
Формы туристско-краеведческой работы с учащимися.
Туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество». Основные направления дви-
жения.
Примеры хорошей постановки туристско-краеведческой работы в школах. Условия ус-
пешного развития туризма в этих школах.
2. Нормативные документы по вопросам
туристско-краеведческой работы с учащимися
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий
с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение №1 к
Приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 года №293
«Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности»).
Положение о значке «Юный турист России» (приложение №2 к приказу Министерства
образования Российской Федерации от 13 июля 1992 года №293).
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного
рациона юного туриста в походах и путешествиях (приложение к письму Министерства об-
разования Российской Федерации от 11 января 1993 года №9/32-Ф «О нормах расходов на
питание в туристских мероприятиях»).
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 9 июня 1994 г. №59 – М
«Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися».