Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений




(МКК ОУ) Минобразования России (Приложение №2 к приказу Министерства образования

Российской Федерации от 28 апреля 1995 года №223 «Об активизации туристско-краевед-

ческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха»).

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Рос-

сийской Федерации от 10 июня 1997 г. №21-54-33 ип/03 «О порядке учета средств и соста-

вления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экскурсиям и тури-

стским лагерям учащихся».

Правила организации и проведения туристских соревнований с учащимися (утверждены

Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Рос-

сийской Федерации по физической культуре и туризму 25 августа 1995 года).

Разрядные требования по спортивному туризму и туристскому многоборью утвержденные

постановлением Совета Туристско-спортивного союза России от 12 июня 1995 года №7.

3. Организация, содержание и формы туристской

и краеведческой работы в образовательном учреждении

3.1. Организация и планирование туристско-краеведческой работы в образовательном

учреждении

План туристско-краеведческой работы – составная часть плана учебно-воспитательной

работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в пла-

нах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие

в районных, городских и областных туристских мероприятиях. Увязка планируемых марш-

рутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки «Юный турист

России» и «Турист России».

Зависимость планов туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении

от уровня развития, туристских традиций и степени подготовленности учителей.

Утверждение годового плана.

Особенности планирования работы в сельских и интернатных образовательных учреж-

дениях.

Структура управления туристско-краеведческой работы образовательного учреждения.

Работа туристского актива. Работа с классными руководителями.

Клуб юных туристов: состав, структура, обязанности членов клуба, содержание работы.

Работа с педагогическим коллективом, проведение семинаров, учебно-тренировочных

походов, соревнований, пропаганда туризма среди учителей, анализ работы.

Роль администрации образовательного учреждения, родителей, общественных органи-

заций. Контакты с организациями и учреждениями, содействующими проведению турист-

ско-краеведческой работе: Центры и станции детско-юношеского туризма, Дворцы и дома

творчества, маршрутно-квалификационные комиссии, клубы и объединения по месту жи-

тельства, клубы туристов, общества охраны природы, охраны памятников истории и куль-

туры, музеи и другие.

Пропаганда туризма среди родителей. Туристская стенгазета и радиопередачи.

Финансирование и материальная база туристско-краеведческой работы в образователь-

ном учреждении. Составление смет, источники финансирования, финансовая отчетность.

Пополнение фондов туристского инвентаря и снаряжения, методических материалов, лите-

ратуры, учебных пособий.

Учет туристско-краеведческой работы в школе. Формы отчетной документации.

Практическая работа №1:

составление перспективного плана туристско-краеведческой работы на учебный год.

3.2. Формы туристско-краеведческой работы

Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка,

слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школь-

ный музей, туристский вечер и другие.

3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений

Цели и задачи создания туристско-краеведческих объединений в образовательных учре-

ждениях. Профиль объединения. Подготовка туристского актива – одна из главных задач

работы объединения.

Типовые программы туристско-краеведческих объединений. Учебные планы и режим ра-

боты, наполняемость, состав. Учет работы. Оплата педагогов дополнительного образования.

Соблюдение принципа последовательности в накоплении знаний и опыта походов, в ус-

ложнении требований и задач.

Учет возрастных особенностей и интересов детей при организации и планировании ра-

боты объединений. Соблюдение принципа увлекательности в работе объединения.

Особенности объединений второго и третьего года работы. Примерный план работы

кружка пешеходного туризма на учебный год. Организация занятий. Методические реко-

мендации к проведению занятий по основным разделам учебного плана.

Школьный туристский клуб: задачи, положение о клубе, устав, структура, клубная сим-

волика, клубное самоуправление.

Формы работы актива в своем образовательном учреждении.

3.2.2. Туристский лагерь

Педагогический смысл создания школьного туристского лагеря образовательного учре-

ждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реализация принципов самоуправления и само-

обслуживания.

Инициативная группа, штаб, совет лагеря. Участие администрации учреждения, роди-

тельского комитета. Устав лагеря. План подготовки и строительства лагеря.

Подбор состава лагеря. Педколлектив лагеря. Вопросы финансирования, снабжения

продуктами, топливом.

Содержание работы лагеря: режим дня, система самообслуживания (виды трудовой де-

ятельности и организация трудового процесса), учебная работа в лагере, графики походов,

досуг в лагере, общественно полезная работа членов туристского лагеря, система самоуп-

равления (работа совета командиров).

Требования к месту расположения и планировки территории лагеря. Получение разре-

шения на открытие лагеря в местных органах власти и СЭС, согласование вопросов с лес-

хозом и другими организациями.

Подбор и подготовка инструкторов и воспитателей.

Документация лагеря.

Оборудование и стройматериалы.

3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися

Виды массовых мероприятий, их характеристика по целям и форме проведения.

Документация (положение, условия проведения, смета, план подготовки и проведения,

отчет), ее составление, обсуждение и утверждение.

Вопросы финансирования массовых мероприятий. Согласование вопросов проведения

массовых мероприятий с местными органами власти, СЭС.

Роль туристского актива учащихся и учителей в подготовке и проведении массовых ме-

роприятий. Участие родительского актива, бывших воспитанников, работников учреждений

дополнительного образования в проведении мероприятий. Привлечение спонсоров.

Тематический звездный поход-слет, проведение зачетных маршрутов: посвящение, по-

ложение, состав участников, выбор места, прокладка маршрутов, подготовка карт и зада-

ний, обеспечение безопасности, проведение линейки, митинга, игр и развлечений на поля-

не слета, помощь лесничеству, подведение итогов.

Туристские соревнования школьников: цели и задачи, положение, программа и виды со-

ревнований, судейская коллегия, состав участников, подготовка полигонов и маршрутов,

согласование мест проведения соревнований с местными органами власти, лесхозами, уп-

равлениями государственного пожарного надзора, УВД и СЭС. Обеспечение безопасности

проведения соревнований. Материальное обеспечение соревнований, водоснабжения,

обеспечение дровами, подведение итогов и награждение.

«Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской

Федерации» – основной документ при проведении туристских соревнований.

Содержание, вопросы организации и проведения соревнований по отдельным видам.

Практическая работа №2:

личное участие в проведении одного из массовых мероприятий, организованного шко-

лой или внешкольным учреждением (представить письменный отчет о проведенном меро-

приятии, заверенный образовательным учреждением).

Практическая работа №3:

участие в подготовке учебных трасс для соревнований в составе слушателей семинара.

3.2.4. Туристско-краеведческое движение «Отечество»

Положение о движении «Отечество». Направления деятельности. Формы деятельности.

Краеведческий туристский слет-конференция: тема и задачи слета-конференции, план

подготовки и проведения, состав участников, подготовка выступлений, выставок, конкур-

сов, использование технических средств и необходимого оборудования, подведение ито-

гов, награждение.

3.2.5. Школьный музей

Положение о школьном музее (приказ Министерства просвещения СССР от 15.10.1985 г.

№190).

Определение основного содержания музея. Создание тематико-экспозиционного плана

школьного музея.

Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды.

Использование материалов музея в учебной и воспитательной работе. Планирование ра-

боты. Формы массовой работы музея.

Работа совета музея. Связь с государственными музеями.

Туристские, краеведческие выставки: тема и задачи выставки, положение, экспозицион-

ный план, отбор экспонатов, подбор жюри, план работы выставки, подготовка экскурсово-

дов, подведение итогов, награждение.

3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края

Разделы программ образовательных учебных заведений с изучением материалов о сво-

ем крае. Перечень экскурсий по учебным программам.

Физико-географический обзор края. Природные особенности. Растительный и живот-

ный мир, полезные ископаемые. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление

края. Транспортные магистрали. Промышленность.

Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.

Экономика и культура края, перспективы его развития.

Рекомендуемые объекты экскурсий, однодневные и степенные маршруты. Наиболее ин-

тересные многодневные маршруты, в том числе маршруты I и II категорий сложности по

родному краю.

Создание картотеки маршрутов и экскурсионных объектов края.

4. Организация, подготовка и проведение

туристских походов с учащимися

4.1. Подготовка похода

Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протя-

женность, сложность и стоимость похода для данной группы.

Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников.

Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями.

Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе

(должностей), подготовка ответственных за участки работ. Составление плана подготовки похода.

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построе-

нию «нитки» маршрута и плана-графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы

построения маршрута, их сочетание в плане движения.

Понятие о тактике и технике в туризме.

Разработка календарного плана-графика похода.

Оформление походной документации, утверждение похода.

Обязанности администрации образовательного учреждения, участие учреждений допол-

нительного образования, родителей в подготовке похода.

Работа маршрутно-квалификационных комиссий образовательных учреждений.

Оформление категорийных путешествий в маршрутно-квалификационной комиссии.

4.2. Финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное обеспечение похода

Общие положения финансирования туристских походов с учащимися. Виды расходов.

Источники финансирования. Система оплаты через путевки. Родительские средства, дота-

ции, привлеченные средства. Денежные операции в походе, ведение учетной документации.

Составление и утверждение сметы расходов на поход.

Работа казначея в группе.

Составление финансового отчета о походе.

Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка типовых меню и ре-

жима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка и упаковка продуктов.

Хранение и учет расхода продуктов в походе. Пополнение продовольствия в пути. Работа

дежурных поваров. График дежурств.

Снаряжение для пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требование к снаряже-

нию. Хранение и укладка снаряжения. Обязанности завхоза по снаряжению. Работа ремонтного

мастера в группе. Подготовка и ремонт снаряжения. Проверка личного снаряжения участников по-

хода. Распределение общественного снаряжения. Нормы весовых нагрузок юных туристов.

Практическая работа №4:

составление сметы расходов на поход. Рацион и организация питания в походе. Пример-

ный перечень продуктов питания. Нормы расхода продуктов.

Составление типового меню питания в походе.

Составление списков личного, группового снаряжения и ремонтного набора.

4.3. Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в

походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа руководителя с группой по вос-

питанию самоконтроля и привитию гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги, помощь утопающе-

му, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непря-

мой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пре-

смыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.

Транспортировка пострадавшего.

Санитар походной группы, его обязанности при подготовке и во время похода. Санитар-

ный контроль за посудой, чистотой тела, состоянием участников.

Состав, хранение, учет и использование походной медицинской аптечки в пути.

4.4. Основы топографии и ориентирования

Определение топографии и топографических карт.

Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение

топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по груп-

пам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки.

Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа гори-

зонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали.

Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристи-

ка местности по рельефу.

Измерение расстояний на карте. Курвиметр.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старе-

ние карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные коор-

динаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте.

Что такое азимут. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное

кольцо. Дирекционный угол. Измерение и построение углов (направлений) на карте.

Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Поверки компаса. Правила обращения с

компасом.

Четыре действия с компасом. Что такое визирование. Порядок действий при прямой и

обратной засечках.

Способы и правила копирования карт.

Некоторые приемы обучения юных туристов основам топографии: наглядные пособия,

упражнения, задачи, конкурсы, игры и соревнования по топографии.

Определение сторон горизонта по небесным светилам. Угловая скорость Солнца. Нахо-

ждение Полярной звезды. Приближенное определение сторон горизонта по признакам ме-

стных предметов.

Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазоме-

ра. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения.

Практическая работа №5:

копирование на кальку участка топографической карты.

4.5. Физическая и техническая подготовка юных туристов

Физиологические особенности детского организма.

Значение физической и морально-волевой подготовки туриста. Противопоказания к

участию в туристском походе.

Программа физических тренировок. Комплекс упражнений. Спортивные игры. Беговые

тренировки. Система тренировок, постепенное возрастание нагрузок.

Маршевая подготовка в тренировочных походах.

Закаливание организма. Гигиена при тренировках.

Понятие о технике пешеходного туризма.

Обучение правилам и техническим приемам движения в нормальных и усложненных ме-

теоусловиях, на подъемах и спусках, на бродах, по болоту, в густом лесу и кустарнике, че-

рез завалы, по осыпям.

Обеспечение страховки при преодолении естественных препятствий. Альпеншток, ве-

ревки, репшнур, карабин. Вязка узлов, применяемых в туризме, их прочность, назначение,

использование.

Обычный режим движения в походе. Отклонения от обычного режима. Движение на мар-

шруте строем, обязанности проводника и замыкающего. Темп движения в разных условиях.

Определение ориентирования. Значение умения ориентирования на марше.

Обучение ориентирования на маршруте. Движение по карте, по азимуту. Учет магнитно-

го склонения, магнитных аномалий. Определения направления ночью, в условиях ограни-

ченной видимости.

Организация движения группы по маршруту на принципах самообслуживания. Обязан-

ности проводника и топографа группы. График дежурств проводников. Разведка маршру-

та. Расчет движения на участке. Контрольные ориентиры. Хронометраж движения.

4.6. Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях

Определение контрольных пунктов и сроков сообщения с маршрута. Установление свя-

зи с поисково-спасательной службой МЧС России.

Правила пользования транспортом.

Правила движения по дорогам и улицам городов.

Обеспечение безопасности при преодолении естественных препятствий в походе. Меры

безопасности при купании, обустройстве бивака. Противопожарные мероприятия на бива-

ке. Правила обращения с острорежущим инструментом и примусом.

Гигиенические требования при приготовлении пищи. Использование в походе грибов и

ягод. Ядовитые грибы и растения.

Питьевой режим в походе. Обеззараживание воды.

Меры предосторожности при грозе, сильном ветре.

Приемы самоконтроля. Воспитание у юных туристов сознательной дисциплины, умение

оценивать свои силы и возможности.

4.7. Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений и экспедиционных

заданий. Общественно полезная работа юных туристов

Содержание и методика краеведческих наблюдений по истории, географии, биологии,

экологии, литературе и другим школьным предметам в соответствии с местными условиями.

Содержание заданий туристским группам от школы, от организаций и учреждений.

Деятельность по охране природы в условиях похода.

Изучение и охрана памятников истории и культуры. Виды памятников. Использование

памятников истории и культуры в учебной и воспитательной работе.

Техника проведения краеведческих наблюдений и фиксации их: составление описаний,

сбор образцов для коллекций, видео и фотосъемка, зарисовки в походе, составление схем уча-

стков маршрута, нанесение отсутствующих подробностей и исправлений на карту маршрута.

Правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Редкие и охраняемые рас-

тения и животные.

Работа среди местного населения: участие в общественных мероприятиях, концерты са-

модеятельности, спортивные выступления, помощь сельским школам и лесничествам.

4.8. Организация и методика проведения экскурсий

Методика организации и проведения экскурсий на предприятия, к памятникам, на при-

роду. Составление плана экскурсий.

Характеристика некоторых экскурсионных объектов области, города, района.

Создание методических разработок, экскурсий при самостоятельном проведении экс-

курсии учителем – руководителем похода. Подведение итогов экскурсии.

Работа местных экскурсионных организаций.

4.9. День в походе

Подготовка к выезду: место и время сбора группы, проверка готовности (одежда, обувь,

снаряжение, продукты, маршрутные документы), исправление недостатков и линейка готов-

ности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.

Переезд к начальному пункту похода: поведение группы на улицах и на транспорте, по-

садка в поезд, игры в дороге, собеседование с проводниками.

Начало маршрута: отметка о прибытии в начальный пункт, сообщение о выходе на мар-

шрут, место руководителя, коллективный контроль за решением проводника о направлении

движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал.

Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути. Изменения

скорости движения.

Требования к местам привалов. Расположение туристов на привале. Обращение с рюк-

заком на маршруте и на привале.

Познавательная краеведческая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблю-

дений, видео и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор ягод

и грибов в пути.

Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на кар-

ту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков.

Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Дневной обеденный привал. Время и место привала. Организация работ по приготовле-

нию пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор ме-

ста для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье по-

суды. Уборка территории. Ликвидация костра.

Первый переход после обеденного привала. Дальнейшее движение по маршруту. Экс-

курсионная работа на маршруте.

Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация

работ по оборудованию бивака. Приготовление ужина. Санитарно-гигиенические мероприятия

на биваке: умывание, купание, мытье ног, применение репеллентов, санитарный контроль.

Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежур-

ства по кухне, заготовка дров, воды, приготовление продуктов на утро. Отбой.

Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний

туалет, завтрак.

Особенности организации ночлега в населенных пунктах.

4.10. Подведение итогов похода

Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы, роди-

тельское собрание. Отчет руководителя.

Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстри-

рованной схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий.

Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации,

давшей задание.

Ремонт и сдача инвентаря взятого на прокат.

Подготовка экспонатов для школьного музея.

Отчетные вечера, выставки по итогам походов.

Оформление значков и спортивных разрядов участникам.

Составление педагогического и финансового отчета.

5. Степенной учебный поход

Проводится учебно-тренировочный поход – III степени сложности со слушателями курса.

Перед походом производится индивидуальная или коллективная разработка маршрута и

его вариантов, планов экскурсий и краеведческих наблюдений, составление сметы, списков

снаряжения, меню и набора продуктов.

Во время похода: практика организации движения группы по маршруту, работа с картой

и компасом, устройство бивака, костровища, приготовление пищи; тренировки в преодоле-

нии препятствий, практика ведения краеведческих наблюдений, выполнения заданий, сбор

и хранение материалов.

Практика (стажировка) слушателей курсов в руководстве группой – выполнение обязан-

ностей руководителя, командира, проводника, краеведа, завхозов, санитара, казначея и т.д.

Анализ действий группы.

При подведении итогов похода производится коллективное обсуждение его итогов по

различным аспектам – спортивно-техническая часть, краеведческое содержание похода,

финансовый отчет, материальное обеспечение и т.п.

Слушатели индивидуально по итогам похода должны выполнить одну из практических

работ: составить паспорт маршрута, паспорт экскурсионного объекта, отчет по выполнен-

ному краеведческому заданию, маршрутную топографическую ленту, видеофильм или фо-

тогазету, отчет по должности, которую занимал слушатель при проведении похода.

6. Особенности горных, лыжных, водных и велопоходов

Горный туризм. Составление маршрута горного путешествия. Акклиматизация участни-

ков. Приемы страховки. Передвижение в горах. Применение различных узлов и специаль-

ного снаряжения.

Особенности лыжных походов. Расчет переходов в лыжном походе с учетом препятст-

вий, погодных условий, наличия населенных пунктов. Обеспечение мест ночлегов. Органи-

зация привалов в пути. Требования к снаряжению.

Особенности проведения водных путешествий на нескольких судах. Правила хождения

по внутренним водам России. Снаряжение для водного похода.

Возможности велосипедных путешествий, связанных с использования сети дорог. Зна-

ние материальной части велосипеда, умение произвести ремонт, владение техникой езды с

грузом, правила дорожного движения.

Требования по профилактике и оказанию первой доврачебной помощи для каждого ви-

дов походов.

7. Учебная и воспитательная работа

инструктора детско-юношеского туризма

Обязанности и права инструктора детско-юношеского туризма.

Воспитательные возможности туризма – действия в коллективе, воспитание чувства ответ-

ственности за порученное дело перед коллективом, развитие инициативы и самостоятельности.

Работа по подготовке младших инструкторов: учебные планы и программы, основные

приемы обучения, составление планов отдельных занятий, организация практики – стажи-

ровки младших инструкторов.

Проведение семинаров по подготовке учителей к руководству походами. Семинары для

классных руководителей, общественного актива.

Совместная работа с учителем физкультуры по подготовке значкистов «Юный турист

России» и «Турист России», по подготовке разрядников по туризму.

Роль инструктора детско-юношеского туризма в вовлечении учащихся в походы и путеше-

ствия, проведение массовых туристских и краеведческих мероприятий, участие в городских,

районных, областных, краевых, республиканских слетах, конференциях, соревнованиях.

Повышение квалификации инструктора детско-юношеского туризма.

Обзор литературы, необходимой инструктору.

8. Стажировка со школьными группами

Вне сетки рабочих часов, каждый слушатель курсов проводит в своем образовательном

учреждении, или в другом образовательном учреждении, в полном объеме подготовку сте-

пенного похода, сам поход и обработку материалов по его итогам.

Практическая работа №6:

к зачетным занятиям каждый слушатель представляет копию педагогического отчета,

принятого директором образовательного учреждения проводившего поход, паспорт или от-

чет о маршруте и маршрутную ленту похода.

9. Зачетный поход

Зачетный поход 1 категории сложности проводится в объеме не менее 56 учебных ча-

сов. Практические умения слушателей, оцениваются при выполнении тех или иных обязан-

ностей в группе во время похода.

После похода группа составляет отчет, в котором каждый участник отчитывается о про-

деланной им работе во время похода. Защита отчета, является основанием для выдачи

справок о совершении категорийного похода.

10. Зачетные занятия

Зачетные занятия со слушателями проводятся в виде защиты рефератов по основным во-

просам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися, в виде зачетов по от-

дельным темам (контрольная работа) в период учебы, ответов по экзаменационным билетам.

Положение о маршрутно-квалификационных

комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ)

Минобразования России

Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации

от 28 апреля 1995 г. №223

1. Общие положения

1.1. Туристские маршрутно-квалификационные комиссии образовательных учреждений

Минобразования России (МКК ОУ) создаются в целях оказания квалифицированной помо-

щи руководителям туристских групп, экспедиционных отрядов, организаций, проводящим

походы, экспедиции с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.

МКК создаются в образовательных учреждениях Российской Федерации, ведущих тури-

стско-краеведческую деятельность с обучающимися, и являются экспертными обществен-

ными органами.

МКК в своей деятельности руководствуются Инструкцией по организации и проведению

туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками

и студентами Российской Федерации (Приказ Министерства образования РСФСР от 13 ию-

ля 1992 г. №293), именуемой в дальнейшем «Инструкцией», приказами, инструктивно-ме-

тодическими указаниями Министерства образования Российской Федерации, Комитета

Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерства Российской Фе-

дерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед-

ствий стихийных бедствий, нормативными документами Туристско-спортивного союза Рос-

сии, а также настоящим Положением.

МКК работают под руководством и контролем соответствующих образовательных учре-

ждений.

Состав МКК утверждает руководитель образовательного учреждения, при котором МКК

создается.

МКК имеет свой штамп установленного образца, который ставится в документах, рас-

смотренных данной комиссией.

2. Организация и структура МКК

Центральная Республиканская МКК создается при ЦДЮТур Министерства образования

Российской Федерации. Она утверждается приказом ЦДЮТур Минобразования России по-

сле согласования ее полномочий с Федерацией туризма при Туристско-спортивном союзе

России (ТССР).

МКК создаются приказом соответствующих образовательных учреждений после согласо-

вания состава и полномочий комиссий (районной, городской, окружной) – с вышестоящей

МКК; республиканской – в составе Российской Федерации (краевой, областной) – с Централь-

ной Республиканской МКК при ЦДЮТур Министерства образования Российской Федерации.

Состав и полномочия комиссии подлежат утверждению через каждые 5 лет.

Примечание: в течение этого срока организация, учреждение, при которых созданы

МКК, могут ввести в ее состав дополнительно новых членов, кандидатуры которых они обя-

заны согласовывать с вышестоящей МКК.

2.4. Для согласования состава и полномочий низовых МКК в соответствующие вышесто-

ящие МКК представляются списки их членов. Списки хранятся в вышестоящей МКК вместе

с копией протокола согласования полномочий в течение 5 лет. Протокол согласования пол-

номочий подписывается председателем вышестоящей МКК и заверяется штампом.

2.5. МКК комплектуется из наиболее опытных туристов-педагогов, краеведов, предста-

вляющих различные виды туризма, рекомендованных учреждениями дополнительного об-

разования, школами, туристскими, спортивными и другими организациями.

Не менее 50% состава МКК, включая председателя и его заместителей, должны обладать

опытом туристско-краеведческой работы со школьниками не менее 1 года. В качестве кон-

сультантов к работе в МКК, кроме туристов, могут привлекаться различные специалисты.

2.6. Количественный состав МКК определяется учреждением, организацией, при кото-

рой она создается, в зависимости от объема работы комиссии, ее полномочий, видов ту-

ризма, культивируемых в данной организации, территории и должен включать не менее

трех человек по каждому виду туризма при полномочиях МКК рассматривать заявочные до-

кументы на туристские походы 1 категории сложности и выше.

Правом подписи заявочных материалов на поход данной категории, степени сложности об-

ладает член комиссии, имеющий опыт руководства походами как минимум на категорию выше.

2.7. В состав МКК входят: председатель, два заместителя, ответственный секретарь и

члены МКК по видам туризма. Один заместитель председателя выполняет маршрутную ра-

боту, другой – квалификационную.

Ответственный секретарь должен являться штатным работником учреждения, организа-

ции, при которой МКК создана.

Председатель МКК, его заместители и ответственный секретарь выбираются на общем

собрании членов и их кандидатуры согласовываются с образовательным учреждением, при

котором работает МКК.

Председатель МКК руководит работой всей комиссии, подписывает маршрутные доку-

менты, справки об участии в походах и представления на присвоение туристских разрядов

и званий. Совместно с ответственным секретарем составляет смету расходов на деятель-

ность МКК, согласовывает план работы МКК с руководителем образовательного учрежде-

ния, при котором работает. В установленные сроки оформляет отчет о работе МКК и отпра-

вляет его в адрес вышестоящей МКК. При отсутствии председателя МКК право подписи на

документах, оформляемых в МКК, имеют его заместители.

2.10. Ответственный секретарь ведет всю рабочую документацию, готовит материалы на

присвоение разрядов и званий по туризму, совместно с председателем готовит отчет о рабо-

те МКК, регистрирует поступление заявочных материалов на совершение походов, экспеди-

ций, следит за поступлением отчетов в библиотеку и выдает справки о совершенных походах.

3. Содержание работы МКК

В содержание работы маршрутно-квалификационной комиссии образовательного учре-

ждения входит:

3.1. Работа в тесном контакте с секциями, группами и кружками по различным видам ту-

ризма, с экспедиционными отрядами по всем направлениям туристско-краеведческой дея-

тельности, с поисково-спасательной службой (ПСС), другими организациями и коллектива-

ми, ведущими эту работу.

3.2. Разработка маршрутов для сдачи туристских норм и требований на значки «Юный

турист России», «Турист России» и на спортивные разряды.

3.3. Проведение консультаций для туристских групп, экспедиционных отрядов по выбо-

ру маршрутов, их педагогической целесообразности, подготовке и проведению походов,

экспедиций, их безопасному проведению.

Создание библиотеки маршрутов туристских походов, экспедиций и экскурсий по род-

ному краю, пропаганда их среди руководителей групп.

Проверка подготовленности туристских групп, отрядов юных туристов к заявленным по-

ходам, экспедициям, соблюдения ими Инструкции, других нормативных документов по ту-

ризму и экскурсиям, рассмотрение маршрутной документации и выдача заключений учре-

ждениям, организациям, проводящим походы, экспедиции с юными туристами о готовно-

сти групп, отрядов к проведению намеченных мероприятий.

Проведение совместно с ПСС профилактической работы по предупреждению несчаст-

ных случаев с участниками походов, экспедиций.

Анализ отчетной документации групп, отрядов о прохождении ими маршруто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: