(МКК ОУ) Минобразования России (Приложение №2 к приказу Министерства образования
Российской Федерации от 28 апреля 1995 года №223 «Об активизации туристско-краевед-
ческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха»).
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Рос-
сийской Федерации от 10 июня 1997 г. №21-54-33 ип/03 «О порядке учета средств и соста-
вления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экскурсиям и тури-
стским лагерям учащихся».
Правила организации и проведения туристских соревнований с учащимися (утверждены
Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Рос-
сийской Федерации по физической культуре и туризму 25 августа 1995 года).
Разрядные требования по спортивному туризму и туристскому многоборью утвержденные
постановлением Совета Туристско-спортивного союза России от 12 июня 1995 года №7.
3. Организация, содержание и формы туристской
и краеведческой работы в образовательном учреждении
3.1. Организация и планирование туристско-краеведческой работы в образовательном
учреждении
План туристско-краеведческой работы – составная часть плана учебно-воспитательной
работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в пла-
нах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие
в районных, городских и областных туристских мероприятиях. Увязка планируемых марш-
рутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки «Юный турист
России» и «Турист России».
Зависимость планов туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении
от уровня развития, туристских традиций и степени подготовленности учителей.
Утверждение годового плана.
Особенности планирования работы в сельских и интернатных образовательных учреж-
дениях.
Структура управления туристско-краеведческой работы образовательного учреждения.
Работа туристского актива. Работа с классными руководителями.
Клуб юных туристов: состав, структура, обязанности членов клуба, содержание работы.
Работа с педагогическим коллективом, проведение семинаров, учебно-тренировочных
походов, соревнований, пропаганда туризма среди учителей, анализ работы.
Роль администрации образовательного учреждения, родителей, общественных органи-
заций. Контакты с организациями и учреждениями, содействующими проведению турист-
ско-краеведческой работе: Центры и станции детско-юношеского туризма, Дворцы и дома
творчества, маршрутно-квалификационные комиссии, клубы и объединения по месту жи-
тельства, клубы туристов, общества охраны природы, охраны памятников истории и куль-
туры, музеи и другие.
Пропаганда туризма среди родителей. Туристская стенгазета и радиопередачи.
Финансирование и материальная база туристско-краеведческой работы в образователь-
ном учреждении. Составление смет, источники финансирования, финансовая отчетность.
Пополнение фондов туристского инвентаря и снаряжения, методических материалов, лите-
ратуры, учебных пособий.
Учет туристско-краеведческой работы в школе. Формы отчетной документации.
Практическая работа №1:
составление перспективного плана туристско-краеведческой работы на учебный год.
3.2. Формы туристско-краеведческой работы
Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка,
слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школь-
ный музей, туристский вечер и другие.
3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений
Цели и задачи создания туристско-краеведческих объединений в образовательных учре-
ждениях. Профиль объединения. Подготовка туристского актива – одна из главных задач
работы объединения.
Типовые программы туристско-краеведческих объединений. Учебные планы и режим ра-
боты, наполняемость, состав. Учет работы. Оплата педагогов дополнительного образования.
Соблюдение принципа последовательности в накоплении знаний и опыта походов, в ус-
ложнении требований и задач.
Учет возрастных особенностей и интересов детей при организации и планировании ра-
боты объединений. Соблюдение принципа увлекательности в работе объединения.
Особенности объединений второго и третьего года работы. Примерный план работы
кружка пешеходного туризма на учебный год. Организация занятий. Методические реко-
мендации к проведению занятий по основным разделам учебного плана.
Школьный туристский клуб: задачи, положение о клубе, устав, структура, клубная сим-
волика, клубное самоуправление.
Формы работы актива в своем образовательном учреждении.
3.2.2. Туристский лагерь
Педагогический смысл создания школьного туристского лагеря образовательного учре-
ждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реализация принципов самоуправления и само-
обслуживания.
Инициативная группа, штаб, совет лагеря. Участие администрации учреждения, роди-
тельского комитета. Устав лагеря. План подготовки и строительства лагеря.
Подбор состава лагеря. Педколлектив лагеря. Вопросы финансирования, снабжения
продуктами, топливом.
Содержание работы лагеря: режим дня, система самообслуживания (виды трудовой де-
ятельности и организация трудового процесса), учебная работа в лагере, графики походов,
досуг в лагере, общественно полезная работа членов туристского лагеря, система самоуп-
равления (работа совета командиров).
Требования к месту расположения и планировки территории лагеря. Получение разре-
шения на открытие лагеря в местных органах власти и СЭС, согласование вопросов с лес-
хозом и другими организациями.
Подбор и подготовка инструкторов и воспитателей.
Документация лагеря.
Оборудование и стройматериалы.
3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися
Виды массовых мероприятий, их характеристика по целям и форме проведения.
Документация (положение, условия проведения, смета, план подготовки и проведения,
отчет), ее составление, обсуждение и утверждение.
Вопросы финансирования массовых мероприятий. Согласование вопросов проведения
массовых мероприятий с местными органами власти, СЭС.
Роль туристского актива учащихся и учителей в подготовке и проведении массовых ме-
роприятий. Участие родительского актива, бывших воспитанников, работников учреждений
дополнительного образования в проведении мероприятий. Привлечение спонсоров.
Тематический звездный поход-слет, проведение зачетных маршрутов: посвящение, по-
ложение, состав участников, выбор места, прокладка маршрутов, подготовка карт и зада-
ний, обеспечение безопасности, проведение линейки, митинга, игр и развлечений на поля-
не слета, помощь лесничеству, подведение итогов.
Туристские соревнования школьников: цели и задачи, положение, программа и виды со-
ревнований, судейская коллегия, состав участников, подготовка полигонов и маршрутов,
согласование мест проведения соревнований с местными органами власти, лесхозами, уп-
равлениями государственного пожарного надзора, УВД и СЭС. Обеспечение безопасности
проведения соревнований. Материальное обеспечение соревнований, водоснабжения,
обеспечение дровами, подведение итогов и награждение.
«Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской
Федерации» – основной документ при проведении туристских соревнований.
Содержание, вопросы организации и проведения соревнований по отдельным видам.
Практическая работа №2:
личное участие в проведении одного из массовых мероприятий, организованного шко-
лой или внешкольным учреждением (представить письменный отчет о проведенном меро-
приятии, заверенный образовательным учреждением).
Практическая работа №3:
участие в подготовке учебных трасс для соревнований в составе слушателей семинара.
3.2.4. Туристско-краеведческое движение «Отечество»
Положение о движении «Отечество». Направления деятельности. Формы деятельности.
Краеведческий туристский слет-конференция: тема и задачи слета-конференции, план
подготовки и проведения, состав участников, подготовка выступлений, выставок, конкур-
сов, использование технических средств и необходимого оборудования, подведение ито-
гов, награждение.
3.2.5. Школьный музей
Положение о школьном музее (приказ Министерства просвещения СССР от 15.10.1985 г.
№190).
Определение основного содержания музея. Создание тематико-экспозиционного плана
школьного музея.
Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды.
Использование материалов музея в учебной и воспитательной работе. Планирование ра-
боты. Формы массовой работы музея.
Работа совета музея. Связь с государственными музеями.
Туристские, краеведческие выставки: тема и задачи выставки, положение, экспозицион-
ный план, отбор экспонатов, подбор жюри, план работы выставки, подготовка экскурсово-
дов, подведение итогов, награждение.
3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края
Разделы программ образовательных учебных заведений с изучением материалов о сво-
ем крае. Перечень экскурсий по учебным программам.
Физико-географический обзор края. Природные особенности. Растительный и живот-
ный мир, полезные ископаемые. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление
края. Транспортные магистрали. Промышленность.
Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.
Экономика и культура края, перспективы его развития.
Рекомендуемые объекты экскурсий, однодневные и степенные маршруты. Наиболее ин-
тересные многодневные маршруты, в том числе маршруты I и II категорий сложности по
родному краю.
Создание картотеки маршрутов и экскурсионных объектов края.
4. Организация, подготовка и проведение
туристских походов с учащимися
4.1. Подготовка похода
Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протя-
женность, сложность и стоимость похода для данной группы.
Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников.
Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями.
Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе
(должностей), подготовка ответственных за участки работ. Составление плана подготовки похода.
Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построе-
нию «нитки» маршрута и плана-графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы
построения маршрута, их сочетание в плане движения.
Понятие о тактике и технике в туризме.
Разработка календарного плана-графика похода.
Оформление походной документации, утверждение похода.
Обязанности администрации образовательного учреждения, участие учреждений допол-
нительного образования, родителей в подготовке похода.
Работа маршрутно-квалификационных комиссий образовательных учреждений.
Оформление категорийных путешествий в маршрутно-квалификационной комиссии.
4.2. Финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное обеспечение похода
Общие положения финансирования туристских походов с учащимися. Виды расходов.
Источники финансирования. Система оплаты через путевки. Родительские средства, дота-
ции, привлеченные средства. Денежные операции в походе, ведение учетной документации.
Составление и утверждение сметы расходов на поход.
Работа казначея в группе.
Составление финансового отчета о походе.
Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка типовых меню и ре-
жима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка и упаковка продуктов.
Хранение и учет расхода продуктов в походе. Пополнение продовольствия в пути. Работа
дежурных поваров. График дежурств.
Снаряжение для пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требование к снаряже-
нию. Хранение и укладка снаряжения. Обязанности завхоза по снаряжению. Работа ремонтного
мастера в группе. Подготовка и ремонт снаряжения. Проверка личного снаряжения участников по-
хода. Распределение общественного снаряжения. Нормы весовых нагрузок юных туристов.
Практическая работа №4:
составление сметы расходов на поход. Рацион и организация питания в походе. Пример-
ный перечень продуктов питания. Нормы расхода продуктов.
Составление типового меню питания в походе.
Составление списков личного, группового снаряжения и ремонтного набора.
4.3. Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в
походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа руководителя с группой по вос-
питанию самоконтроля и привитию гигиенических навыков.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги, помощь утопающе-
му, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непря-
мой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пре-
смыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Транспортировка пострадавшего.
Санитар походной группы, его обязанности при подготовке и во время похода. Санитар-
ный контроль за посудой, чистотой тела, состоянием участников.
Состав, хранение, учет и использование походной медицинской аптечки в пути.
4.4. Основы топографии и ориентирования
Определение топографии и топографических карт.
Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение
топокарт для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по груп-
пам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки.
Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа гори-
зонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали.
Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.
Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристи-
ка местности по рельефу.
Измерение расстояний на карте. Курвиметр.
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старе-
ние карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные коор-
динаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте.
Что такое азимут. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное
кольцо. Дирекционный угол. Измерение и построение углов (направлений) на карте.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Поверки компаса. Правила обращения с
компасом.
Четыре действия с компасом. Что такое визирование. Порядок действий при прямой и
обратной засечках.
Способы и правила копирования карт.
Некоторые приемы обучения юных туристов основам топографии: наглядные пособия,
упражнения, задачи, конкурсы, игры и соревнования по топографии.
Определение сторон горизонта по небесным светилам. Угловая скорость Солнца. Нахо-
ждение Полярной звезды. Приближенное определение сторон горизонта по признакам ме-
стных предметов.
Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазоме-
ра. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения.
Практическая работа №5:
копирование на кальку участка топографической карты.
4.5. Физическая и техническая подготовка юных туристов
Физиологические особенности детского организма.
Значение физической и морально-волевой подготовки туриста. Противопоказания к
участию в туристском походе.
Программа физических тренировок. Комплекс упражнений. Спортивные игры. Беговые
тренировки. Система тренировок, постепенное возрастание нагрузок.
Маршевая подготовка в тренировочных походах.
Закаливание организма. Гигиена при тренировках.
Понятие о технике пешеходного туризма.
Обучение правилам и техническим приемам движения в нормальных и усложненных ме-
теоусловиях, на подъемах и спусках, на бродах, по болоту, в густом лесу и кустарнике, че-
рез завалы, по осыпям.
Обеспечение страховки при преодолении естественных препятствий. Альпеншток, ве-
ревки, репшнур, карабин. Вязка узлов, применяемых в туризме, их прочность, назначение,
использование.
Обычный режим движения в походе. Отклонения от обычного режима. Движение на мар-
шруте строем, обязанности проводника и замыкающего. Темп движения в разных условиях.
Определение ориентирования. Значение умения ориентирования на марше.
Обучение ориентирования на маршруте. Движение по карте, по азимуту. Учет магнитно-
го склонения, магнитных аномалий. Определения направления ночью, в условиях ограни-
ченной видимости.
Организация движения группы по маршруту на принципах самообслуживания. Обязан-
ности проводника и топографа группы. График дежурств проводников. Разведка маршру-
та. Расчет движения на участке. Контрольные ориентиры. Хронометраж движения.
4.6. Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях
Определение контрольных пунктов и сроков сообщения с маршрута. Установление свя-
зи с поисково-спасательной службой МЧС России.
Правила пользования транспортом.
Правила движения по дорогам и улицам городов.
Обеспечение безопасности при преодолении естественных препятствий в походе. Меры
безопасности при купании, обустройстве бивака. Противопожарные мероприятия на бива-
ке. Правила обращения с острорежущим инструментом и примусом.
Гигиенические требования при приготовлении пищи. Использование в походе грибов и
ягод. Ядовитые грибы и растения.
Питьевой режим в походе. Обеззараживание воды.
Меры предосторожности при грозе, сильном ветре.
Приемы самоконтроля. Воспитание у юных туристов сознательной дисциплины, умение
оценивать свои силы и возможности.
4.7. Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений и экспедиционных
заданий. Общественно полезная работа юных туристов
Содержание и методика краеведческих наблюдений по истории, географии, биологии,
экологии, литературе и другим школьным предметам в соответствии с местными условиями.
Содержание заданий туристским группам от школы, от организаций и учреждений.
Деятельность по охране природы в условиях похода.
Изучение и охрана памятников истории и культуры. Виды памятников. Использование
памятников истории и культуры в учебной и воспитательной работе.
Техника проведения краеведческих наблюдений и фиксации их: составление описаний,
сбор образцов для коллекций, видео и фотосъемка, зарисовки в походе, составление схем уча-
стков маршрута, нанесение отсутствующих подробностей и исправлений на карту маршрута.
Правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Редкие и охраняемые рас-
тения и животные.
Работа среди местного населения: участие в общественных мероприятиях, концерты са-
модеятельности, спортивные выступления, помощь сельским школам и лесничествам.
4.8. Организация и методика проведения экскурсий
Методика организации и проведения экскурсий на предприятия, к памятникам, на при-
роду. Составление плана экскурсий.
Характеристика некоторых экскурсионных объектов области, города, района.
Создание методических разработок, экскурсий при самостоятельном проведении экс-
курсии учителем – руководителем похода. Подведение итогов экскурсии.
Работа местных экскурсионных организаций.
4.9. День в походе
Подготовка к выезду: место и время сбора группы, проверка готовности (одежда, обувь,
снаряжение, продукты, маршрутные документы), исправление недостатков и линейка готов-
ности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.
Переезд к начальному пункту похода: поведение группы на улицах и на транспорте, по-
садка в поезд, игры в дороге, собеседование с проводниками.
Начало маршрута: отметка о прибытии в начальный пункт, сообщение о выходе на мар-
шрут, место руководителя, коллективный контроль за решением проводника о направлении
движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.
Первый переход, первый привал.
Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути. Изменения
скорости движения.
Требования к местам привалов. Расположение туристов на привале. Обращение с рюк-
заком на маршруте и на привале.
Познавательная краеведческая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблю-
дений, видео и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор ягод
и грибов в пути.
Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на кар-
ту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков.
Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Дневной обеденный привал. Время и место привала. Организация работ по приготовле-
нию пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор ме-
ста для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье по-
суды. Уборка территории. Ликвидация костра.
Первый переход после обеденного привала. Дальнейшее движение по маршруту. Экс-
курсионная работа на маршруте.
Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация
работ по оборудованию бивака. Приготовление ужина. Санитарно-гигиенические мероприятия
на биваке: умывание, купание, мытье ног, применение репеллентов, санитарный контроль.
Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежур-
ства по кухне, заготовка дров, воды, приготовление продуктов на утро. Отбой.
Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний
туалет, завтрак.
Особенности организации ночлега в населенных пунктах.
4.10. Подведение итогов похода
Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы, роди-
тельское собрание. Отчет руководителя.
Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстри-
рованной схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий.
Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации,
давшей задание.
Ремонт и сдача инвентаря взятого на прокат.
Подготовка экспонатов для школьного музея.
Отчетные вечера, выставки по итогам походов.
Оформление значков и спортивных разрядов участникам.
Составление педагогического и финансового отчета.
5. Степенной учебный поход
Проводится учебно-тренировочный поход – III степени сложности со слушателями курса.
Перед походом производится индивидуальная или коллективная разработка маршрута и
его вариантов, планов экскурсий и краеведческих наблюдений, составление сметы, списков
снаряжения, меню и набора продуктов.
Во время похода: практика организации движения группы по маршруту, работа с картой
и компасом, устройство бивака, костровища, приготовление пищи; тренировки в преодоле-
нии препятствий, практика ведения краеведческих наблюдений, выполнения заданий, сбор
и хранение материалов.
Практика (стажировка) слушателей курсов в руководстве группой – выполнение обязан-
ностей руководителя, командира, проводника, краеведа, завхозов, санитара, казначея и т.д.
Анализ действий группы.
При подведении итогов похода производится коллективное обсуждение его итогов по
различным аспектам – спортивно-техническая часть, краеведческое содержание похода,
финансовый отчет, материальное обеспечение и т.п.
Слушатели индивидуально по итогам похода должны выполнить одну из практических
работ: составить паспорт маршрута, паспорт экскурсионного объекта, отчет по выполнен-
ному краеведческому заданию, маршрутную топографическую ленту, видеофильм или фо-
тогазету, отчет по должности, которую занимал слушатель при проведении похода.
6. Особенности горных, лыжных, водных и велопоходов
Горный туризм. Составление маршрута горного путешествия. Акклиматизация участни-
ков. Приемы страховки. Передвижение в горах. Применение различных узлов и специаль-
ного снаряжения.
Особенности лыжных походов. Расчет переходов в лыжном походе с учетом препятст-
вий, погодных условий, наличия населенных пунктов. Обеспечение мест ночлегов. Органи-
зация привалов в пути. Требования к снаряжению.
Особенности проведения водных путешествий на нескольких судах. Правила хождения
по внутренним водам России. Снаряжение для водного похода.
Возможности велосипедных путешествий, связанных с использования сети дорог. Зна-
ние материальной части велосипеда, умение произвести ремонт, владение техникой езды с
грузом, правила дорожного движения.
Требования по профилактике и оказанию первой доврачебной помощи для каждого ви-
дов походов.
7. Учебная и воспитательная работа
инструктора детско-юношеского туризма
Обязанности и права инструктора детско-юношеского туризма.
Воспитательные возможности туризма – действия в коллективе, воспитание чувства ответ-
ственности за порученное дело перед коллективом, развитие инициативы и самостоятельности.
Работа по подготовке младших инструкторов: учебные планы и программы, основные
приемы обучения, составление планов отдельных занятий, организация практики – стажи-
ровки младших инструкторов.
Проведение семинаров по подготовке учителей к руководству походами. Семинары для
классных руководителей, общественного актива.
Совместная работа с учителем физкультуры по подготовке значкистов «Юный турист
России» и «Турист России», по подготовке разрядников по туризму.
Роль инструктора детско-юношеского туризма в вовлечении учащихся в походы и путеше-
ствия, проведение массовых туристских и краеведческих мероприятий, участие в городских,
районных, областных, краевых, республиканских слетах, конференциях, соревнованиях.
Повышение квалификации инструктора детско-юношеского туризма.
Обзор литературы, необходимой инструктору.
8. Стажировка со школьными группами
Вне сетки рабочих часов, каждый слушатель курсов проводит в своем образовательном
учреждении, или в другом образовательном учреждении, в полном объеме подготовку сте-
пенного похода, сам поход и обработку материалов по его итогам.
Практическая работа №6:
к зачетным занятиям каждый слушатель представляет копию педагогического отчета,
принятого директором образовательного учреждения проводившего поход, паспорт или от-
чет о маршруте и маршрутную ленту похода.
9. Зачетный поход
Зачетный поход 1 категории сложности проводится в объеме не менее 56 учебных ча-
сов. Практические умения слушателей, оцениваются при выполнении тех или иных обязан-
ностей в группе во время похода.
После похода группа составляет отчет, в котором каждый участник отчитывается о про-
деланной им работе во время похода. Защита отчета, является основанием для выдачи
справок о совершении категорийного похода.
10. Зачетные занятия
Зачетные занятия со слушателями проводятся в виде защиты рефератов по основным во-
просам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися, в виде зачетов по от-
дельным темам (контрольная работа) в период учебы, ответов по экзаменационным билетам.
Положение о маршрутно-квалификационных
комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ)
Минобразования России
Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации
от 28 апреля 1995 г. №223
1. Общие положения
1.1. Туристские маршрутно-квалификационные комиссии образовательных учреждений
Минобразования России (МКК ОУ) создаются в целях оказания квалифицированной помо-
щи руководителям туристских групп, экспедиционных отрядов, организаций, проводящим
походы, экспедиции с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.
МКК создаются в образовательных учреждениях Российской Федерации, ведущих тури-
стско-краеведческую деятельность с обучающимися, и являются экспертными обществен-
ными органами.
МКК в своей деятельности руководствуются Инструкцией по организации и проведению
туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками
и студентами Российской Федерации (Приказ Министерства образования РСФСР от 13 ию-
ля 1992 г. №293), именуемой в дальнейшем «Инструкцией», приказами, инструктивно-ме-
тодическими указаниями Министерства образования Российской Федерации, Комитета
Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерства Российской Фе-
дерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед-
ствий стихийных бедствий, нормативными документами Туристско-спортивного союза Рос-
сии, а также настоящим Положением.
МКК работают под руководством и контролем соответствующих образовательных учре-
ждений.
Состав МКК утверждает руководитель образовательного учреждения, при котором МКК
создается.
МКК имеет свой штамп установленного образца, который ставится в документах, рас-
смотренных данной комиссией.
2. Организация и структура МКК
Центральная Республиканская МКК создается при ЦДЮТур Министерства образования
Российской Федерации. Она утверждается приказом ЦДЮТур Минобразования России по-
сле согласования ее полномочий с Федерацией туризма при Туристско-спортивном союзе
России (ТССР).
МКК создаются приказом соответствующих образовательных учреждений после согласо-
вания состава и полномочий комиссий (районной, городской, окружной) – с вышестоящей
МКК; республиканской – в составе Российской Федерации (краевой, областной) – с Централь-
ной Республиканской МКК при ЦДЮТур Министерства образования Российской Федерации.
Состав и полномочия комиссии подлежат утверждению через каждые 5 лет.
Примечание: в течение этого срока организация, учреждение, при которых созданы
МКК, могут ввести в ее состав дополнительно новых членов, кандидатуры которых они обя-
заны согласовывать с вышестоящей МКК.
2.4. Для согласования состава и полномочий низовых МКК в соответствующие вышесто-
ящие МКК представляются списки их членов. Списки хранятся в вышестоящей МКК вместе
с копией протокола согласования полномочий в течение 5 лет. Протокол согласования пол-
номочий подписывается председателем вышестоящей МКК и заверяется штампом.
2.5. МКК комплектуется из наиболее опытных туристов-педагогов, краеведов, предста-
вляющих различные виды туризма, рекомендованных учреждениями дополнительного об-
разования, школами, туристскими, спортивными и другими организациями.
Не менее 50% состава МКК, включая председателя и его заместителей, должны обладать
опытом туристско-краеведческой работы со школьниками не менее 1 года. В качестве кон-
сультантов к работе в МКК, кроме туристов, могут привлекаться различные специалисты.
2.6. Количественный состав МКК определяется учреждением, организацией, при кото-
рой она создается, в зависимости от объема работы комиссии, ее полномочий, видов ту-
ризма, культивируемых в данной организации, территории и должен включать не менее
трех человек по каждому виду туризма при полномочиях МКК рассматривать заявочные до-
кументы на туристские походы 1 категории сложности и выше.
Правом подписи заявочных материалов на поход данной категории, степени сложности об-
ладает член комиссии, имеющий опыт руководства походами как минимум на категорию выше.
2.7. В состав МКК входят: председатель, два заместителя, ответственный секретарь и
члены МКК по видам туризма. Один заместитель председателя выполняет маршрутную ра-
боту, другой – квалификационную.
Ответственный секретарь должен являться штатным работником учреждения, организа-
ции, при которой МКК создана.
Председатель МКК, его заместители и ответственный секретарь выбираются на общем
собрании членов и их кандидатуры согласовываются с образовательным учреждением, при
котором работает МКК.
Председатель МКК руководит работой всей комиссии, подписывает маршрутные доку-
менты, справки об участии в походах и представления на присвоение туристских разрядов
и званий. Совместно с ответственным секретарем составляет смету расходов на деятель-
ность МКК, согласовывает план работы МКК с руководителем образовательного учрежде-
ния, при котором работает. В установленные сроки оформляет отчет о работе МКК и отпра-
вляет его в адрес вышестоящей МКК. При отсутствии председателя МКК право подписи на
документах, оформляемых в МКК, имеют его заместители.
2.10. Ответственный секретарь ведет всю рабочую документацию, готовит материалы на
присвоение разрядов и званий по туризму, совместно с председателем готовит отчет о рабо-
те МКК, регистрирует поступление заявочных материалов на совершение походов, экспеди-
ций, следит за поступлением отчетов в библиотеку и выдает справки о совершенных походах.
3. Содержание работы МКК
В содержание работы маршрутно-квалификационной комиссии образовательного учре-
ждения входит:
3.1. Работа в тесном контакте с секциями, группами и кружками по различным видам ту-
ризма, с экспедиционными отрядами по всем направлениям туристско-краеведческой дея-
тельности, с поисково-спасательной службой (ПСС), другими организациями и коллектива-
ми, ведущими эту работу.
3.2. Разработка маршрутов для сдачи туристских норм и требований на значки «Юный
турист России», «Турист России» и на спортивные разряды.
3.3. Проведение консультаций для туристских групп, экспедиционных отрядов по выбо-
ру маршрутов, их педагогической целесообразности, подготовке и проведению походов,
экспедиций, их безопасному проведению.
Создание библиотеки маршрутов туристских походов, экспедиций и экскурсий по род-
ному краю, пропаганда их среди руководителей групп.
Проверка подготовленности туристских групп, отрядов юных туристов к заявленным по-
ходам, экспедициям, соблюдения ими Инструкции, других нормативных документов по ту-
ризму и экскурсиям, рассмотрение маршрутной документации и выдача заключений учре-
ждениям, организациям, проводящим походы, экспедиции с юными туристами о готовно-
сти групп, отрядов к проведению намеченных мероприятий.
Проведение совместно с ПСС профилактической работы по предупреждению несчаст-
ных случаев с участниками походов, экспедиций.
Анализ отчетной документации групп, отрядов о прохождении ими маршруто