Злой человек – это тот, кто совершает злые поступки, аморальные, больные и нечестные люди. Они получают удовольствие от страданий других людей._________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жадный человек – это тот, кто хочет присвоить себе как можно больше человеческих благ. Который не хочет ни с кем делиться____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Равнодушный человек – это тот, кто _потерял способность любить, его никто и ничего не интересует.______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жестокий человек – это тот, кто проявляет грубость, физическую и моральную боль. __________________________________
Тема 7. Приобщение младших школьников к нравственным ценностям на уроках светской этики
Задание 1. Как Вы понимаете понятие «приобщение»?
Задание 2. Найдите в словарях, энциклопедиях и в других литературных источниках определение понятию «приобщение». Зафиксируйте.
Приобщение:
1.Процесс действия по знач. глаг.: приобщать (2), приобщить.
2.Состояние по знач. глаг.: приобщаться (1,2), приобщиться.
3.То же, что: причащение.
Словарь Ефремовой
ПРИОБЩЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. приобщить в 1 знач. — приобщать и приобщиться в 1 знач. — приобщаться. Радость приобщения отверженных к великой семье трудящихся всего мира светила всюду на улицах города. М. Горький.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
• ПРИОБЩЕ́НИЕ, -я, ср. Действие по глаг. приобщить—приобщать (в 1 знач.) и приобщиться—приобщаться (в 1 знач.). Приобщение рабочих к участию в управлении производством. □ Особенно значительный путь пройден в развитии искусства и в приобщении народа к искусству в национальных республиках. М. Калинин, Сила народная. Разглядывать рисунки Дега — это одно из величайших наслаждений, это одно из самых чудесных приобщений к красоте. А. Бенуа, Эдгар Дега.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой.
Приобщение - это общение человека через мир материальный с миром духовным, цель приобщения - развитие человека в его духовной сущности, его духовное изменение. С.Л. Братченко
«Приобщение» в словарях объясняется как «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо». Таким образом, использование этого понятия в художественно-педагогической практике означает, что учащиеся вступают в общение, диалог со своими предками, жившими на этой земле и создававшими ее культуру; духовно присоединяются к ним, начинают ощущать себя важным звеном, соединяющим прошлое и будущее. Приобщение к народному искусству способствует формированию мировоззрения ребенка, а значит, является средством подготовки детей к построению концепции своей жизни».
Задание 4. Рассмотрите механизм приобщения младших школьников к базовым национальным ценностям. Опишите действия учителя в ходе приобщения младших школьников к ценностям.
Тема 10. Методические аспекты преподавания основ светской этики в начальной школе
Задание 1. Вспомните, каким образом формируется мотивация к изучению нового материала. Предложите несколько способов формирования у младших школьников мотивации к изучению основ светской этики.
1. Прослушивание аудио записи
2. Просмотр видео роликов
3. Разыгрывание сценок
Задание 2. Дайте характеристику следующим методам.
Метод моральных дилемм- это метод воспитания или морального обучения, направленный на разрешение ситуации, содержащей нравственную проблему, которая ставит учащихся перед нравственным выбором.
Эвристические методы- это алгоритм решения задачи, правильность которого для всех возможных случаев не доказана, но про который известно, что он даёт достаточно хорошее решение в большинстве случаев.
Исследовательский метод- это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения.
Проектный метод- это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Задание 3. Обратитесь к учебнику Основы светской этики. Приведите примеры использования вышеназванных методов на уроках светской этики.
Метод моральных дилемм
создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы
Например, урок «Добро и зло» возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?
Исследовательский метод
Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.
Например, на уроках «Милосердие и сострадание» можно предложить ребятам выбрать в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить.
На уроках нужно стараться вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.
Метод проектов
можно предлагать младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» и др.) Создание проектов способствует развитию познавательных навыков обучающихся, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление