Художественно-эстетическое развитие. 1.1. Пояснительная записка




ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 8

1.1. Пояснительная записка. 8

1.1.1. Цели и задачи адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 8

1.1.2. Особенности развития и особые образовательные потребности слепых детей. 9

1.1.3. Приоритетные направления деятельности дошкольной образовательной организации 19

1.1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей, механизмы адаптации. 21

1.2. Планируемые результаты.. 26

1.2.1. Целевые ориентиры младенческого возраста. 26

1.2.2. Целевые ориентиры раннего возраста. 27

1.2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 28

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слепых детей. 30

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ...........................................................................................34

2.1. Общие положения. 34

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 35

2.2.1. Младенческий и ранний возраст. 35

2.2.2. Дошкольный возраст. 80

2.3. Программа коррекционно-развивающей работы со слепыми детьми. 120

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми. 135

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. 138

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 141

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. 141

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.. 142

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 147

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 148

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 149

3.6. Планирование образовательной деятельности. 159

3.7. Режим дня и распорядок. 159

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. 170

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов. 172

3.10. Перечень литературных источников…………..………………………………….....173

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт). Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых детей.

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования,
а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

ПрАООП является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер ПрАООП раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей слепых детей раннего и дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, Программы коррекционной работы, равно как и организация образовательной среды, в том числе социокультурной и предметно-пространственной образовательная среды в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых детей выступают в качестве модулей, из которых создается адаптированная основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания ПрАООП позволяет конструировать адаптированную основную образовательную программу дошкольной образовательной организации для слепых детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ПрАООП для слепых дошкольников включает пояснительную записку, в которой обозначаются ее цели и задачи, описываются особенности развития и особые образовательные потребности слепых детей, определяются приоритетные направления деятельности Организации, принципы и подходы к формированию Программы, механизмы адаптации ООП, планируемые результаты ее освоения (в виде целевых ориентиров) воспитанниками со зрительной депривацией.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, определяемым ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие с определением в каждой области актуальных для ее освоения слепыми воспитанниками видов детской деятельности; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей со зрительной депривацией; раскрытие аспектов образовательной среды: характер взаимодействия взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей слепых детей, их особых образовательных потребностей с описанием коррекционно-компенсаторных задач по направлениям педагогической деятельности. Освоение адаптированного к особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения содержания пяти образовательных областей обеспечивает развитие у слепых воспитанников предпосылок освоения на следующей ступени образования АООП НОО для слепых обучающихся.

С учетом особых образовательных потребностей воспитанников с нарушением зрения содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей слепому ребенку профилактику и при необходимости коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе, адаптацию и интеграцию слепых детей в общество.

В соответствии с ФГОС ДО и с учетом особых образовательных потребностей слепых детей в Программе особое место занимает абилитация слепых детей посредством реализации Абилитационной программы образовательной организации в рамках деятельности службы ранней помощи.

Программа (ПрАООП) обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования слепых детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых детей, не имеющих других, кроме зрительного, первичных нарушений (сенсорных, интеллектуальных, двигательных). В тех случаях, когда у слепого ребенка раннего или дошкольного возраста отмечается сложный дефект, по степени проявления позволяющий ему адаптироваться в детском сообществе, для него разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, основой которой выступает АООП.

Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и слепых детей, а также через организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Под совместной деятельностью педагогов и слепых детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Особое внимание в Программе обращается на владение педагогами средствами общения в системе координат «зрячий – слепой», на умения зрячего взрослого социума организовывать все виды детской деятельности слепого ребенка с опорой на компенсаторные процессы, поддерживать его инициативность и доступную самостоятельность в разных сферах жизнедеятельности.

Под самостоятельной деятельностью слепых детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданного образовательного коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Особое внимание в Программе уделяется созданию взрослыми условий общения и практического взаимодействия сверстников в системе координат «слепой – слепой», «зрячий – слепой».

В Организационном разделе программы представлено, в каких условиях реализуется программа и осуществляется реализация ее материально-технического обеспечения, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности социокультурной среды, организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования слепых детей раннего и дошкольного возраста, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию слепых детей.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена, в первую очередь, на оценку созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

 


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей

Цель Программы – создание образовательной среды, обеспечивающей слепому дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

1) формировать общую культуру личности слепого дошкольника с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, доступной самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;

2) обеспечивать развитие компенсации слепоты, профилактики появления и при необходимости коррекции вторичных нарушений, обусловленных трудностями чувственного отражения в условиях ограничения сенсорной сферы, с освоением ребенком умений и навыков пространственной ориентировки, развитием чувственной основы ориентации, познания окружающего, умений формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия, умений и навыков моторного поведения в разных видах деятельности;

3) обеспечивать освоение слепым дошкольником целостной картины мира с расширением знаний и формированием представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, связей предметных причинно-следственных, родовых, логических;

4) формировать у слепого ребенка образ Я с освоением схемы тела, развитием знаний и представлений о себе, развитием интересов об окружающем, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;

5) обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слепых детей с учетом и удовлетворением им особых образовательных потребностей;

6) создавать условия формирования у слепого ребенка предпосылок учебной деятельности с обеспечением готовности к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля, с развитием компенсаторных способов познавательной деятельности, личностных психологических образований;

7) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слепых детей.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и специальной педагогики.

В основе программы лежит системный подход к профилактике и коррекции нарушений развития детей в условиях зрительной депривации.

При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие Стандарту ДО.

 

1.1.2. Особенности развития и особые образовательные потребности слепых детей

Слепота – отсутствие или нарушение зрения, при котором невозможно или значительно ограничено зрительное восприятие окружающего. Среди причин детской слепоты доминируют врожденные, перинатальные патологии: пороки и аномалия развития органа зрения в результате нарушения эмбриогенеза, а также патологические состояния глаз, являющееся следствием эмбриопатий или перенесенных внутриутробно воспалительных процессов (анофтальм, микрофтальм, врожденные деформации глаза и отдельных его структур, катаракты и глаукомы, дистрофические изменения сетчатки и недоразвитие или атрофия зрительных нервов). В настоящее время большой процент слепых дошкольников – это дети с ретинопатией недоношенных.

Если тяжелые зрительные патологии приобретены ребенком до трех лет жизни, то слепота, возникшая на их фоне считается врожденной. Ребенок с тяжелой зрительной патологией определяется как инвалид детства по зрению. Основанием для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность.

В категорию слепых дошкольников в соответствии со степенью сохранности базовых зрительных функций входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением (практическая слепота). Тотальная слепота – полное отсутствие зрительных ощущений. Сохранное светоощущение свидетельствует о возможности ребенка ориентироваться на яркий свет и контрастную ему темноту, что выступает сильным фактором повышения мобильности, особенно с правильной проекцией.

Дети с практической слепотой по своим зрительным возможностям - достаточно разнородная группа, что, прежде всего, обусловлено степенью сохранности (проявлением) двух базовых функций: центрального и периферического зрения. Нарушение центрального зрения при практической слепоте характеризуется снижением его остроты от 0,04 до 0,005-0,001 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции. Нарушение периферического зрения, приводящее к слепоте (при высоких показателях остроты зрения), характеризуется концентрическим сужением поля зрения от 20 градусов и менее. Так как к слепоте, как правило, приводят системные поражения зрительного анализатора, то часто практическая слепота характеризуется одновременным серьезным нарушением двух базовых зрительных функций: значительным снижением остроты зрения и сужением поля зрения в любом меридиане или наличием скотом (центральные или парацентральные абсолютные скотомы более 5 градусов).

Вследствие системного поражения зрительной системы (вовлечение в патологический процесс разных структур зрительного анализатора) остаточному зрению свойственна распространенность при неравнозначности нарушений зрительных функций: нарушение цветоразличения или выраженная цветослабость, нарушение световосприятия (повышение или понижение светобоязни), нарушение моторного аппарата глаз в виде нистагма и/или значительного нарушения подвижности глаз, нарушение оптического аппарата глаз, нарушение пространственной контрастной чувствительности и др.

Характерными для слепых детей с остаточным зрением в младенческом и раннем возрастах выступают трудности проявления врожденных зрительных реакций: поворот глаз или поворот глаз и головы к источнику света; зажмуривание; кратковременное слежение за движущимся в поле взора объектом; предпочтительное смотрение на лицо; сужение или расширение зрачка на световой стимул, что затрудняет становление акта видения (в норме – первый год жизни); включение сохранных и нарушенных зрительных функций в отражение окружающего, и, тем самым, значительное осложнение не просто развития остаточного зрения, но и понимания ребенком факта того, что зрение у него есть. Наилучшие результаты в использовании (кратковременное подключение) остаточных функций к отражению имеют слепые дошкольники с показателями остроты зрения от 0,04 до 0,02 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции c правильной и устойчивой светопроекцией, с сохранением способности к цветоразличению, сохранности полей зрения.

Нарушение зрения в детстве вне зависимости от его степени выступает аномальным фактором, негативно влияющим на развитие ребенка дошкольного возраста. Связано это с ролью зрения как «зонда пространства» (И.М. Сеченов) в чувственном познании ребенком окружающей действительности, с формированием целостного образа отражения и с обеспечением ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей функций. Тифлопсихологией обосновано и доказано, что дети с нарушением зрения развиваются по общим законам с нормально видящими. В то же время от рождения и на протяжении дошкольного детства для слепых детей характерен ряд особенностей психофизического и личностного развития, обусловленных прямым или косвенным негативным влиянием отсутствующего или глубоко нарушенного зрения, которые определяют их психолого-педагогическую характеристику.

Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает тот факт, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности происходят на суженной сенсорной основе. Слепые дошкольники наряду с общими особенностями развития имеют выраженные индивидуальные достижения в компенсированности, личностном становлении, общем развитии и характере освоения отдельных сфер жизнедеятельности.

Психолого-педагогическую характеристику слепых дошкольников составляют следующие элементы.

1. Cтепень соответствия темпа развития слепого ребенка темпам развития зрячих сверстников. Слепым детям свойственно отставание по темпу развития от зрячих сверстников, что проявляется в несовпадении периодов освоения этими категориями дошкольников:

- ведущих видов деятельности. Так, близкое эмоциональное общение с взрослым и манипулятивная деятельность как ведущие виды деятельности остаются для слепого ребенка актуальными и в период раннего детства; предметная деятельность и предметная игра выступают ведущими видами деятельности на протяжении младшего дошкольного возраста, а в отдельных случаях и на протяжении всего дошкольного возраста;

- умений и навыков в отдельных сферах. В двигательной сфере в младенчестве у слепого ребенка задерживается развитие функций рук: запаздывает развитие хватательных движений, ощупывающих движений, задерживается развитие координации рук и мелких движений пальцев; слепые дети позднее начинают самостоятельно садиться, осваивают свободную самостоятельную ходьбу со второй половины второго года жизни; ходьба остается основным движением, характеризующим мобильность в пространстве на протяжении дошкольного возраста (формирование навыков бега, прыжков, лазанья весьма затруднено).

В сенсорно-перцептивной сфере проявляется отставание в младенчестве в развитии предметности слухового восприятия, в условиях «дефицита взаимодействия с предметным миром» – отставание в развитии осязания.

В познавательной сфере предметно-действенная форма мышления востребована слепым ребенком в период младшего дошкольного возраста, характерен недостаточный темп и объем формирования представлений как образов памяти об окружающем, что несколько снижает темпы развития наглядно-образной формы. Игра слепого ребенка также развивается медленно, что связано с недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем, трудностями самостоятельного практического освоения предметного мира: большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по назначению к концу третьего года жизни.

По темпу развития слепые дошкольники могут быть приближены, отставать или значительно отставать от развития зрячих сверстников.

2. Диспропорциональность развития. Сферы личностного развития, становление которых в онтогенезе дошкольника в меньшей степени зависят от зрения, у слепого ребенка развиваются быстрее (хотя и своеобразно), чем сферы, в двигательном компоненте которых в период становления велика роль зрения. Речь и вербальный компонент деятельности осваиваются слепым ребенком успешнее (темп развития, произвольность), чем двигательная сфера. Диспропорциональность развития ярче проявляется в раннем детстве и сглаживается к концу старшего дошкольного возраста.

3. Компенсированность трудностей чувственного отражения с возмещением недостаточности и развитием способностей: целостное и одновременно детальное отражение воспринимаемой действительности; освоение практическую деятельность: ее содержание, действия и способы осуществления; регуляция и контроль за осуществлением, оценка результата; построение, корректировка образов об объектах действительности в условиях их опосредованного отражения или непосредственного отражения в условиях суженной сенсорной сферы; освоение средств общения в условиях слепоты; ориентировка в пространстве, свободное и самостоятельное передвижение в нем. Успешное, с точки зрения становления компенсации, развитие слепого дошкольника во многом обусловлено востребованностью и возможностью ребенка развивать и реализовывать в жизнедеятельности сенсорные процессы разной модальности: слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения, остаточное зрение с освоением перцептивных умений и навыков, формированием движений и действий познавательной деятельности, развитием речи (ее компенсаторной функции), мышления, воображения и памяти.

Своевременное развитие компенсаторных процессов обеспечивает слепому ребенку темп и уровень общего развития, в целом соотносимый с развитием зрячего сверстника, достижение в дошкольном возрасте достаточного уровня психичеcкой и личностной готовности к школе. Компенсация слепоты развивается прижизненно на биологическом и социальных уровнях в их диалектическом единстве. Компенсация слепоты на биологическом уровне в детстве обеспечивается функциональным состоянием высшей нервной деятельности, поэтому в развитии слепого ребенка так важна биологическая сохранность мозговых структур с формированием таких механизмов компенсации, как развитие сложных функциональных систем связей, выступающих физиологической основой становления психической деятельности, которая, в свою очередь, также выступает компенсаторным механизмом. Поражения отделов головного мозга, заболевания центральной нервной системы, приводящие к нарушению слуха, речи, интеллекта, движений и, следовательно, выступающие наряду со слепотой первичными нарушениями значительно осложняют развитие компенсации, снижая темп и уровень общего развития.

Основополагающим для компенсации слепоты выступает социальный фактор, который связан с активностью и доступной самостоятельностью ребенка в разных сферах жизненных проявлений: познание окружающего, общение с окружающими, самообслуживание, игра, двигательная деятельность, проявление творческих начал и способностей. Активность слепого ребенка во многом обусловлена условиями его жизнедеятельности, включающими специальную предметно-пространственную организацию среды, жизни и деятельности ребенка, специальное обучение способам ориентировки, познания и взаимодействия с окружающим миром в условиях суженной сенсорной системы.

Слепые дети могут обладать разным уровнем компенсации, что связано со временем наступления слепоты, сложностью и структурой первичных нарушений, сочетающихся со слепотой, задатками и способностями ребенка, социальным и жизненным опытом.

Характеристиками слепого ребенка могут выступать:

- компенсация трудностей чувственного отражения, достаточная для освоения видов детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности и деятельности, осуществляемой в режимных моментах, с актуализацией познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического развития в группе сверстников (с востребованным индивидуальным подходом), обеспечивающая способность ребенка к адаптации в новых предметных и социальных средах с опорой на имеющиеся умения, представления, жизненный опыт. Ребенок активно использует слух, осязание, обоняние, речь и способность к осмыслению происходящего, ориентировку в пространстве;

- компенсация трудностей чувственного отражения, достаточная для освоения видов детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности и деятельности осуществляемой в режимных моментах, с актуализацией познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического развития в условиях реализации индивидуального образовательного маршрута, разработанного с учетом индивидуальных компенсаторных возможностей у слепого ребенка.

У слепого дошкольника может наступить состояние декомпенсации, связанное с резким изменением условий жизнедеятельности, которое проявляется в блокировании адаптационных, познавательных, ориентировочных способностей.

4. Для слепых детей характерен ряд особенностей личностного развития, в частности возможность появления и развития вторичных отклонений (нарушений) в структурных компонентах (интегративные психические и психологические образования) личности. По степени риска развития вторичных нарушений в дошкольном возрасте выявляются три группы психических и психологических образований.

1) Личностные образования с высокой степенью риска появления и развития вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной, т. е. адекватной потребностям и возможностям слепого ребенка социальной среды: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мнемические (представления как образы памяти), коммуникативные.

Отсутствие зрения или его глубокое нарушение обуславливают возможность развития у дошкольников следующих вторичных нарушений:

- бедность чувственного мира;

- малый запас и низкое качество чувственных образов памяти (образов предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций, сенсорных эталонов, движений и действий), вербализм представлений;

- боязнь пространства, отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, слабость артикуляционного аппарата, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

- пассивность во взаимодействии с физической средой, малый запас предметно-практических умений;

- низкий уровень владения неречевыми средствами общения, неправильное звукопроизношение.

2) Личностные образования с риском возможного развития вторичных нарушений, что обусловлено бедностью чувственного опыта вследствие зрительной депривации и слабостью социальной среды, игнорирующей потребности (настоящие и будущие) ребенка: мотивационные, аффективные, темпераментные, регуляторные, интеллектуальные, рефлексивные. Неадекватная позиция взрослых в отношении личностных потребностей слепого ребенка способствует появлению таких вторичных нарушений, как:

- боязнь нового, нерешительность, отсутствие или недостаточность познавательных интересов и активности, отсутствие или слабое проявление любознательности;

- недостаточная сформированность социальных эталонов, маскообразность лица, пантомимическая пассивность, скованность движений;

- стереотипность поведения и речи, слабое проявление реакции на что-либо новое, слабость дифференцировочного торможения и реактивной впечатлительности;

- недостаточная развитость внимания;

- слабое проявление наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления, трудности овладения умственными действиями и операциями обобщения, сравнения и др.

3) Личностные образования, для которых риск развития вторичных нарушений вследствие слепоты практически отсутствует: креативные и нравственные интегративные психические образования, становление и развитие которых определяются социальными факторами и не находятся в действии прямого негативного влияния нарушения зрения. К развитию пассивной личности с нереализованным эмоционально-волевым потенциалом (бедный опыт волевого поведения) приводит неадекватная позиция взрослого социума к возможностям и потребностям ребенка, проявляющаяся в негативных стилях воспитания – гиперопека, гипоопека, авторитарный стиль.

Для слепых детей характерны особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.

Особенностями социально-коммуникативного развития слепых дошкольников выступают: недостаточный опыт социальных контактов, трудности в установлении контактов с окружающими; зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности зрячего социума; пассивность (субъектно-объектная) в общении; слабая эмоциональная отзывчивость и трудности освоения двигательного компонента умений и навыков общения и взаимодействия, игровой деятельности, пространственной ориентировки для их поддержания. Слепым детям свойственны черты аутизации.

Особенностями познавательного развития слепых дошкольников выступают: суженный кругозор знаний с малой познавательной активностью; речь и уровень речевого развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность познавательных действий; трудности целостного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового, освоение предметных (причинных, пространственных, логических) связей. Замедленный темп познавательного развития во многом обусловлен трудностями освоения игровых действий и умений, бедным игровым опытом. Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Чувственный этап познания, его компоненты требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: обучения умениям и навыкам осязания, слухового восприятия, развития и обогащения тактильных ощущений, обоняния, зрительных впечатлений (дети с остаточным зрением), создания востребованной слепым ребенком особой предметной среды, побуждающей его к сенсорно-перцептивной, познавательной активности. Практические умения и способы познавательной деятельности формируются посредством прямого обучения.

Особенностями речевого развития слепых дошкольников выступают: своеобразие и трудности развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов. Трудности чувственного отражения, малая познавательная активность по отношению к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Речи слепого ребенка присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенностями физического развития слепых детей являются: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным показателям; ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы; низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости; бедный двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков; своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание невозможно), трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа); неточность, приблизительность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, малый запас двигательных представлений; трудности освоения подвижных игр средней и большой подвижности; трудности формирования навыков правильной ходьбы; выраженное снижение двигательной активности, трудности пространственной ориентировки и необходимость целенаправленного формирования умений и навыков пространственной ориентировки.

Особенностями художественно-эстетического развития являются: бедность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов; малый запас и бедный опыт познания и эмоционального переживания совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, облика предметов и объектов действительности; трудности формирования представлений о созидательной, художественной деятельности человека; трудности формирования эстетических понятий («красивый», «безобразный»); доступность освоения видов художественно-эстетической деятельности, основанных на слуховом, осязательном восприятии, тактильных впечатлениях.

Социализация слепого



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: