Адаптивные компенсаторно-развивающие программы. Коррекционно-развивающие программы для слепых детей младенческого и раннего возраста




Адаптивная компенсаторно-развивающая Программа «Развитие
у слепого ребенка слухового восприятия».

Цели педагогической деятельности: развитие у ребенка процессов компенсации слепоты, активизация его общего психического тонуса субъективной активности на основе слухового отражения действительности, способность проявить себя без помощи другого, предупреждение развития у него трудностей слухового восприятия (при сохранном физическом слухе), актуализация в жизненных проявлениях ребенка регуляторной, ориентировочной, познавательной, коммуникативной, мотивационно-потребностной функций слуха и слухового восприятия.

Возможные трудности ребенка в развитии слухового восприятии (при сохранном физическом слухе) в период детства:

- недостаточно хорошо различает окружающие его звуки;

- не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом, что влечет за собой трудности ориентировки в мире звуков, в окружающей действительности;

- трудности ориентировки в мире могут вызывать страх в ситуации звуков действия, движения, предметных звуков, трудно осмысливаемых бытовых шумов, не соотносимых с объектно-предметным наполнением мира;

- трудности дифференциации шумов среди других звуков (например, шум текущей воды), что вызывает трудности контроля собственной деятельности;

- пассивность в просодических средствах языка, бедность акустического облика (например, «не слышит», «не понимает» интонации говорящего, не чувствует эмоциональной составляющей коммуникации), что приводит к искаженному формированию речевого восприятия, в т. ч. собственной речи ребенка.

Достижения ребенка в развитии слухового восприятия в условиях реализации Программы:

- способность к слуховому сосредоточению, развитие слухового внимания на знакомые и малознакомые звуки и шумы, отличающиеся громкостью, высотой, длительностью звучания; к дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности; к пространственной локализации звука/шума с инициированием соответствующих движений, практических умений и действий;

- способность к поведению в знакомой обстановке на основе слуходвигательной и речеслуходвигательной координаций, к выполнению знакомых движений, действий по просьбе, к передвижению в пространстве на основе пространственной локализации звука и с реализацией мотива достижения;

- формирование картины мира с освоением первичных представлений о звучащем мире, развитие предметности слухового восприятия, развитие видов слухового восприятия (речевой слух, музыкальный слух, предметно-объектный слух, акустический облик), умение адекватно ситуации реагировать на изменения в звуковой среде;

- интерес к слушанию речи (собственной и окружающих).

Стратегии работы с ребенком:

1. Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна быть четкой, ясной для слухового восприятия малыша. Взрослому следует избегать тихого и невнятного произнесения отдельных звуков, слов, предложений.

2. Используя метод имитации, обучающий несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует ее.

3. Взрослому следует избегать имитирования произношения ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»). Следует удерживаться на уровне орфоэпической нормы.

4. Звуковые стимулы вводятся постепенно, с учетом возрастных способностей.

5. Не принимаемые ребенком, «негативные» для него звуковые активаторы вводятся аккуратно и постепенно. При проявлении у ребенка защитной реакции (повышенная чувствительность) неадекватная голосовая реакция, недовольство, выражаемое движениями, следует прекратить занятие, создать эмоционально благополучную для малыша обстановку. В последующем следует вернуться к использованию данного материала.

6. Во время занятия следует принимать и проявлять положительные реакции на прикосновения ребенка к губам взрослого, на желание ребенка ручным способом исследовать органы речи говорящего.

7. Взрослый сопровождает речью (комментирует) действия по извлечению звука (до и во время слухового восприятия ребенком). Следует заранее сообщать, а во время действия напоминать о воздействующем материале.

8. При использовании погремушек разных видов и с разными звучанием и шумами как акустического стимула следует обращать внимание на первичные эмоциональные проявления (реагирование) ребенка, связанные с характеристикой звука (интерес, радость, страх, плач, недовольство). Отрицательные эмоции – не повод для отказа от их дальнейшего использования.

9. При воспроизведении звука ребенок требует от взрослого правильного комментирования действия и его эффекта - «колокольчик потряхиваю», «колокольчик звенит», «по бубну ударяем, его встряхиваем».

10. Перед длительным слуховым сосредоточением ребенка, концентрации им слухового внимания должен быть период свободного состояния с актуализацией отражения окружающего с опорой на другие органы чувств ребенка.

11. В момент активизации слуховых ощущений и слухового восприятия следует снизить активность других сенсорных систем ребенка. Также не должно быть шумового фона, затрудняющего ребенку локализацию звучания и слухоразличение.

12. Варьирующийся темп, динамика или качество звука могут стать сигналами к движению (пойти-побежать, пойти-остановиться, потянуться вверх - нагнуться вниз).

13. Организуя занятие с активизацией слуха и слухового восприятия ребенка, следует помнить о роли помещения или предметной наполняемости пространства, где звучит акустический стимул – каждое помещение имеет свое звучание, с которым оно входит в резонанс.

Стимульные источники звука (аудио-активаторы):

- ударные шумовые игрушки - инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, трещотки, кастаньеты, маракасы, треугольники;

- мелодичные игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: колокольчики с низким и высоким звучанием, колокольчики «8 нот», металлофоны, пианино, дудочки, флейты, свирели, свистульки, «гром-бом» и др.;

- погремушки с различными шумовыми эффектами:

- деревянные (тихий, мягкий, приглушенный шум) – натуральный материал, «теплый», наполнены сыпучим материалом; фактура дает правильные представления о предметном мире;

- погремушки-звоночки с бубенцами или с металлическими парными подвесками в виде пластинок (их разнообразие по количеству звучащих деталей);

- пластиковые погремушки;

- наручные погремушки, носочки с погремушками;

- звучащие мячики разных размеров и с разными наполнителями;

- игрушки-пищалки (издающие характерный звук при сдавливании);

- игрушки-покатушки в виде цилиндров с бубенчиками внутри и бочонков, наполненных гремящими шариками;

- игрушки-неваляшки; звучащая юла;

- музыкальные игровые панели;

- электронные музыкальные игрушки; интерактивные электронные «говорящие» домашние животные;

- пластиковые, деревянные, металлические, картонные емкости разные по объему, протяженности, c разными наполнителями (сыпучими веществами), разным объемом;

- застежки: молнии, кнопки, липучки; игрушки, одежда для кукол с разными застежками;

- предметы из разных материалов: дерево, бумага (разные виды), железо, стекло, шуршащие ткани;

- свистки (судейские, охотничьи);

- музыкальные записи, аудио записи (голоса объектов живой природы) и др.

 

Словарь педагога.

Словарь педагога:

- процесс слухового восприятия;

- звуки, их разновидности и источник;

- характеристика звука.

Содержание Адаптивной компенсаторно-развивающей программы. Уровневый подход к развитию слуха и слухового восприятия слепого ребенка младенческого и раннего возраста

Уровень освоения ребенком слуходвигательной координацией

Обогащение опыта реагирования (вздрагивание, моргание, замирание) на звуки и шумы погремушек, которые привносятся взрослым в слуховое перцептивное поле ребенка и звучат от действия – потряхивания. Пространственное размещение погремушки для привлечения слухового внимания ребенка и первичной актуализации у ребенка пространственного слуха: в области уха; попеременно, то у одного, то у другого уха; в области переносицы на некотором расстоянии от нее; в области подбородка; в области темени; в области плеча; в области груди; в области затылка. Расширение слуховых впечатлений ребенка: смена погремушек по высоте звука (постепенное снижение), смена громкости звучания; смена места звучания. Актуализация у ребенка объединения слуховых и тактильных ощущений: после звучания погремушки ею касаются участков тела ребенка, затем все повторяется заново. Расширение ряда слуховых впечатлений: звуки погремушек, хлопки, звуки колокольчика, бубенчика, игрушек-пищалок, музыкальных игрушек.

Развитие способности ребенка к слуховому сосредоточению. Развитие способности восприятия акустической информации: обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов; обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые – разные). Расширение опыта восприятия: длительного звука, шума (аудиальный стимул продолжительно звучит) с использованием мелодично звучащих игрушек, шумов предметов окружения; речи, пения, голосовых имитаций взрослого с актуализацией речевого слуха ребенка.

Развитие опыта восприятия ритмичных звуков: ритмичные хлопки, ритмичные мелодии. Развитие музыкального слуха: обогащение опыта восприятия музыкальных мелодий, музыкальных звуков. Побуждение к переживанию музыкальных ритмов (эмоциональное реагирование). Развитие первичного опыта организации движений в соответствии с ритмом воспринимаемой музыки.

Развитие слухо-двигательной координации: - побуждение ребенка к повороту головы в сторону звука (использование приема «опора на врожденный поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля»: поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя; выполнение взрослым и ребенком содружественных движений (взрослый держит ребенка на руках, прижав его спиной к себе, у обоих голова в положении прямо), например, поворота, разворота в сторону звука; обучение ребенка умению протягивать руку/руки к звучащей погремушке с ее схватыванием и дальнейшим выполнением действий потряхивание, постукивание.

Уровень освоения навыков слухового поведения с освоением рече-слухо-двигательной координации

Обогащение слухо-двигательной координации как механизма слухового поведения: развитие основ ориентировочно-слуховой деятельности. Побуждение к эмоциональному реагированию на звуки и шумы окружения (с расширением их ряда). Развитие поисково-ориентировочной реакции с разворотом, поворотом головы в сторону слышимого человеческого голоса (речевые звуки и звуки, издаваемые речедвигательным аппаратом, не относящиеся к речевым звукам). Обогащение опыта слуховой реакции на говорящего человека, на кашель, хруст (во время еды), щелканье/цоканье языком как эмоциональной реакции, проявляемой человеком голосом, «голосовые игры» человека (издает голосовым аппаратом интересные звуки). Развитие двигательных умений с повышением инициативности в протягивании руки/рук к звучащей игрушке с ее схватыванием. Обогащение опыта ребенка в приближении к источнику звука с перемещением в пространстве (с помощью взрослого и самостоятельно), с пониманием ситуации происходящей в пространстве на основе слухового отражения и комментированием взрослым.

Развитие рече-слухо-двигательной координации как формы поведения. Обеспечение адекватного эмоционального, двигательного реагирования ребенка на услышанное собственное имя. Освоение опыта понимания отдельных слов и простейших инструкций, обращенных к нему взрослым. Инструкции: «Повтори: ду-ду-ду» и т. п., «Что это (что звучит)?», «Слышишь колокольчик? Возьми его», «Я играю погремушкой, слышишь? На, возьми ее (найди и возьми ее)», «Дай твою руку, поиграем», «Сейчас я играю колокольчиком, а теперь бубенчиком. Что тебе дать?». Развитие умения действовать по звуковому сигналу, указанию взрослого: «Хлопну – подними руки, подойди ко мне», развитие умений соотносить свои движения со словами текста: «Ладушки – ладушки» и т. п. Развитие интереса к слушанию детских стихов. Повышение вербальной активности в процессе слухового восприятия действительности: поддерживание и побуждение ребенка к речевому обозначению происходящего. Пытается петь.

Развитие умений и обогащение опыта действий со звучащими игрушками: постучать по барабану, потрясти погремушку, позвенеть колокольчиком и т. п. Развитие способности к локализации звука в пространстве относительно собственного тела: впереди, сбоку, вверху, внизу.

Развитие акустического облика. Обогащение опыта восприятия модуляций человеческого голоса по силе: громко-тихо, по высоте: высоко-низко, по выражению чувств: радостно-грустно; мелодии речи.

Уровень актуализации слухового гнозиса, развития предметности слухового восприятия

Развитие способности и умений к дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности: звуки ближайшей окружающей действительности (бытовые, музыкальные, звуки движения, голосовые звуки, издаваемые животными и человеком); по психофизической характеристике – громкость; высота, по пространственной ориентации – сторона и удаленность от ребенка источника звука.

Развитие способности узнавать человека по голосу.

Формирование первичных представлений о звучащем мире с освоением картины мира, доступных возрасту знаний и умений по соотнесению звук-предмет, предмет-звук, звук-объект. Обогащение опыта восприятия звуков и шумов окружения с эмоциональным реагированием и доступным возрасту узнаванием звучащих предметов: конкретные игрушки; бытовые приборы: телефон, пылесос, миксер; застежки и др.; действий с предметами: действия с предметами кухонной утвари, музыкальными игрушками, действия с одеждой; звуков и шумов движения: шаги человека (спокойный, быстрый шаг, топанье); с предметами мебели (скрип двери, задвинули ящик); шум воды, пересыпание сыпучих веществ; игрушка упала, мяч (звучащий) катится и др.; звуки свойств материалов от: стука/постукивания по предмету из дерева, стекла, пластика, смятия бумаги, целлофана и др.

Развитие умения различать предметы на слух по их звучанию, отвечать на вопросы «Что это? Что звучит?».

Развитие практических умений выполнения действий с предметами с извлечением звука (звуки действия и движения), шума: манипуляции (потрясти, постучать) и действия с предметами в соответствии с их назначением.

Обогащение опыта восприятия звуков живой и неживой природы: звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных.

Развитие музыкального слуха: обогащение опыта восприятия музыкальных мелодий, музыкальных звуков, музыкальных ритмов. Развитие опыта организации движений в соответствии с ритмом воспринимаемой музыки. Развитие знаний о музыкальных игрушках, инструментах и умений действовать с ними культурно-фиксированными действиями.

Развитие речевого слуха. Обогащение опыта различного реагирования на речь, пение, голосовые имитации педагога; понимания обращенной речи педагога с развитием пассивного и активного словаря: звучит, звенит, шумит, гремит, звонит, затих, неслышимый, слушай/слышим/слышишь/послушаем, прислушаться, издает звук/шум, тишина, тихо, громкий, тихий, звонкий, говорить, стучать, ударять, барабанить, трясти, мять, шептать, лаять, мяукать и др.; взаимодействия на основе вербального общения.

Развитие способности (по побуждению педагогом) к воспроизведению речевых звуков (речевая имитация голосовых звуков, издаваемых животными), звукоподражанию и подражанию речи, подражанию модуляциям голоса (имитация). Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить слова громко, тихо.

Способствовать запоминанию и умению правильно произносить имена окружающих (ближайший социум).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: