Развитие чувственной (моторной) основы ориентировочно-поисковой деятельности, ориентировки в пространстве.




Освоение слепым ребенком востребованных в ориентировочной деятельности положений тела и его отдельных частей.

Положения тела:

- лежа на животе, опираясь на предплечья, затем на ладони вытянутых рук (младенец, в раннем возрасте);

- лежа на левом/правом боку, рука(и) спереди;

- на четвереньках (опора ладонями прямых рук, разведенных на ширину плеч, коленями и голенями согнутых ног);

- сидя;

- прямое (прямостояние).

Положения головы:

- Прямое положение (лицо вперед). Статические упражнения «Послушай колокольчик» (взрослый потряхивает звучащим предметом напротив лица ребенка по его средней линии с последующим медленным его перемещением по вертикали или горизонтали, не выходя за границы лица), «Посидим, послушаем песенку, не дадим мешочку упасть с головы».

- Наклон вперед (лицо вниз, опустить подбородок), назад (шея натянута, лицо вверх). Статические упражнения «Наклони голову, дотронься подбородком до руки (кисти)» (взрослый поддерживает руку ребенка на необходимом расстоянии), «Где звенит?» (взрослый потряхивает звучащим предметом на средней линии шеи ребенка, побуждая его наклонить голову) и др.

- Наклон влево/вправо (на амплитуду, которую позволяют мышцы). Статические упражнения «Удержи головой подушечку».

Положение рук:

- руки вперед, статические упражнения;

- руки вниз, статические упражнения;

- руки вверх, статические упражнения;

- руки согнуты в локтях, статические упражнения «Удержу, не уроню».


Положение ладоней:

- Ладони книзу. Статические упражнения «Волшебная коробка»: на дно приспособления типа ящика, ширина которого примерно равна ширине плеч ребенка, кладутся плоские игрушки вроде пищалок в выделенные ячейки (чтобы несколько зафиксировать игрушки). Сверху игрушки накрываются фанерой или плотным картоном, площадью равной площади дна. Ребенку, который стоит, предлагают опустить руки в коробку ладошками вниз и нажать на пищалки. Взрослый может своей рукой также выполнить эти действия, нажимая на игрушку, которая расположена по центру. Тем самым побуждаем ребенка к взаимодействию и подражанию. «Упор на руки». Взрослый берет за ноги ребенка, поднимая их, помогает ему занять положение упора на руки, комментируя при этом «Ай, да у (имя ребенка) ручки! Ай, да у (имя ребенка) ладошки!».

- Ладони кверху. Ребенок сидит на стуле под хорошо фиксированной полкой, расположенной над ним на уровне примерно поднятых им рук. Статические упражнения «Силач». Побуждаем ребенка упираться ладошками с усилием в полку.

- Ладони внутрь; ладони вперед. Статические упражнения «Кто сильнее?» (взрослый своими ладонями упирается в ладони ребенка, побуждая его прилагать усилия), «Наши ладошки здороваются» (взрослый своими ладонями упирается в ладошки ребенка).

Положение пальцев кистей рук:

- Обычное положение кисти (четыре пальца выпрямлены и сомкнуты и являются продолжением предплечья руки, большой палец прижат к ладони). Статическое упражнение «Ладошка здоровается с ладошкой».

- Кисть сжата в кулак (четыре пальца согнуты и плотно прижаты к ладони, а согнутый большой палец прижат к указательному).

- Кисть расслаблена (кисть свободно висит книзу, насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава).

Положения ног:

- Обычное положение – ноги вместе (ноги прямые, не согнуты в коленях, пятки вместе, носки врозь на ширину ладони).

- Стойка ноги врозь (ноги на ширине плеч, вес тела равномерно распределяется на обе ноги, положение ступней, как в обычной стойке). Статические упражнения на оба положения «Ноги вместе, ноги врозь». Используется приспособление с ограничительными планками.

Формирование двигательных умений:

- Умение устойчиво держать голову (младенец).

- Повороты и развороты тела.

- Ползанье.

- Вставание на четвереньки.

- Умение выполнять движения головой: опустить, поднять, повернуть в сторону, повороты влево-вправо.

- Растопырить (раздвинуть) пальцы.

- Вставание и ходьба у опоры.

- Переползание через препятствие.

- Сжать в кулак, разжать кулак.

- Ходьба на аудио стимул (подойти).

- Выполнение поисковых движений руки (рук) с заданной траекторией движения: по горизонтали, вертикали, полукруговые по площади поиска (протяженность вытянутых рук ребенка) с акцентированием кистево-ладонных ощущений.

- Выполнение поисковых движений рукой (руками) с заданной траекторией движения: сверху вниз с горизонтальным компонентом, снизу вверх с горизонтальным компонентом, с акцентированием ощущений подушечками пальцев (локализация мелких деталей).

- Садится на стул, встает со стула.

- Подъем/спуск по лестнице.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: